Технологическая карта урока музыки 1 класс |
|
Тема |
Музыкальные инструменты. |
Дата |
|
Педагогическая цель |
Знакомиться с музыкальными инструментами. |
Тип урока |
Комбинированный. |
Планируемые результаты образования |
Предметные: знать понятие народная музыка, уметь определять на слух звучание свирели, рожка, дудочки, гуслей. Знакомство с народной музыкой и инструментами. |
Личностные: формирование положительного отношения к учению. |
|
Метапредметные: Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем. |
|
Формы и методы обучения |
Фронтальный, практический. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Музыкальные инструменты (свирель, рожок, дудочка, гусли) |
Образовательные ресурсы |
Таблица «Музыкальные инструменты», Магнитофон, диск с песнями: «Полянка» (свирель),«Во кузнице» (рожок),«Как под яблонькой» (гусли),«Пастушья песенка» (французская народная песня). |
Сценарий урока
Этап урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма контроля |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
1.Организационный момент. Психологический настрой.
|
Эмоциональный настрой на урок. |
Учитель приглашает детей в класс под музыку(«Полянка», русский народный наигрыш), |
Учащиеся входят в класс под музыку, они произвольно, интуитивно выполняют музыкально-ритмические движения руками – подражают игре на различных музыкальных инструментах, которые в звучании оркестра узнают, корпусом тела изображают танцевальные движения. |
Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку.
|
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
2. Актуализация опорных знаний.
|
Обеспечение мотивации.
|
-- Сегодня впервые на нашем уроке звучит такая веселая, задорная музыка? - Чему подражали вы своими движениями? - Как называются такие музыкальные инструменты? - Какому народу они принадлежат? - Каждый музыкант играл отдельно? - Как называется музыкальный коллектив, в котором все музыканты играют одновременно, вместе? |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. - Играли на музыкальных инструментах: дудочке, балалайке, на ложках… дети называют знакомые им инструменты, выполняли танцевальные движения. - Народные. - Русскому народу. - Оркестр, оркестр народных инструментов
|
Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли.
|
Фронтальный. Устные ответы
|
3. Постановка цели урока.
|
Принятие целей учебно- познавательной деятельности. |
Сегодня мы будем знакомиться с народной музыкой и инструментами, научимся определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей. |
Слушают объяснение учителя и формулируют учебную задачу. |
Принимать и выполнять учебную задачу. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
4. Освоение новых знаний и способов деятельности.
|
Работа по учебнику. Стр. 24-25 Таблица «Музыкальные инструменты»
Презентация «Народные инструменты»
Слушание: русская народная песня-наигрыш «Во кузнице»
французская народная песня-канон « Пастушья песня» |
- Голос какого музыкального инструмента звучал выделяясь, солируя? - Как звучал голос у этой дудочки? - А сейчас мы откроем учебник на развороте стр. 24 и мы с вами посмотрим рисунок и поймем - куда нас пригласила в гости наша Муза? - А из чего же сделан его музыкальный инструмент?- ответ на этот вопрос мы найдем в поэтических строках (читаем текст - стр.25). - Какое чувство вызвали у вас эти стихи, как они прозвучали? – Почему? - Действительно веселиться и радоваться плакать и петь может свирель. ( зрительный ряд – слайды). - Из чего же сделана поющая дудочка? Обращаемся к рисунку на стр. 25 – речной тростник (рассказ учителя о времени появления первых музыкальных инструментов, о природных материалах (тростник, дерево), из которых они создавались, они имели свой неповторимый внешний вид, свой голос, свое название). - Сейчас мы услышим голос еще одной дудочки, которую зовут – рожок. - Какой голос у рожка? - Песенные, танцевальные или маршевые черты вы в ней слышали? У.- Вы слышали звучание одного инструмента? - А сейчас мы услышим не голос еще одного музыкального инструмента, а необычный музыкальный рассказ о нем. - Чем являются в этой песне слова «ту-ру, ту-ру, ту-ру-ру»? |
Слушают объяснение учителя и отвечают на вопросы: - Дудочка. - Ярко, звонко, задорно, игриво. - Девушки в народных костюмах пляшут под веселые звуки дудочки, на которой играет мальчик-пастушок, - его образ мы видим в центре разворота учебника. Чтение текста на стр. 25. - Нежно, задумчиво, ласково, немного грустно. - Слова – «Плачет и поет она» Просмотр презентации.
Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова на стр. 28 Вывод после прочтения: свирель – деревянный духовой инструмент.
Слушают музыку, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы: - упругий, яркий, -три жанровые основы.
Разучивание главной мелодии со словами (обращение к развороту учебника на стр.24 – чтение текста песни )
|
Осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение.
Знакомятся с народными музыкальными инструментами (рожок, свирель, дудочка)
Умение слушать и вступать в диалог. |
Групповой. Устные ответы Наблюдение учителя.
|
5. Физкульт-минутка. |
Музыкальная физкультминутка |
Исполнение в ансамбле с учителем 2.3 куплетов« Пастушья песня». Учитель поет со словами. |
Дети встают и исполняют слова – припевки, выполняя движения, имитирующие игру на дудочке. |
Осуществлять профилактику утомления. |
Коллективный. Наблюдение учителя.
|
6. Освоение новых знаний и способов действий.
|
Работа по учебнику. Стр. 25 Таблица «Музыкальные инструменты»
Слушание: русской народной песни «Как под яблонькой»
Презентация «Народные инструменты»
Слушание: звучат «Былинные наигрыши» |
- А сейчас прозвучит музыкальное произведение и вы вместе с музыкантами будете исполнять его на воображаемом музыкальном инструменте, а я посмотрю – узнаете ли вы его голос? - Как звучали гусли, какую мелодию они исполнили. -Почему? -А что вы мысленно делали со струнами, когда воображали игру на гуслях. Значит гусли – струнно–щипковый инструмент (зрительный ряд – слайды). Учитель читает поэтический текст 2. на стр.25. -Звучит ли в этих словах музыка? – Похоже ли это повествование на мелодию, которая сейчас прозвучит? Учитель предлагает учащимся изобразить игру на музыкальном инструменте. - Какой музыкальный инструмент мы услышали и изобразили? |
Дети вначале изображают игру на балалайке, затем некоторые узнают гусли, вместе приходят к общему выводу – гусли. Ответы на вопросы: - Гусли звучали так же, как свирель - звонко, задорно, весело, они исполнили плясовую мелодию, но по другому. – Звучание было похоже на голос балалайки, ведь гусли тоже – струнный инструмент. - Перебирали, ударяли по ним, отщипывали струны. Дети размышляют о том, что эти слова звучат как старинный напев - неторопливо, широко, распевно, протяжно, почти как песня. Имитация перебора струн. |
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Умение слушать и вступать в диалог.
|
Фронтальный. Устные ответы. Самоконтроль
|
8. Рефлексивно-оценочный. |
Обобщение и оценка. Выставка и анализ работ.
|
- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. - Что узнали нового? - Что особенно вам понравилось? Почему? Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора». - Спасибо за работу. |
Учащиеся отвечают на вопросы. Оценивают с помощью «Светофора» свою работу на уроке. |
Уметь выражать свои мысли. Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
|
Наблюдение учителя Оценивание учащихся Самоконтроль и самооценка
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.