Технологическая карта урока музыки 3 класс
Оценка 4.8

Технологическая карта урока музыки 3 класс

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
музыка
3 кл
26.01.2023
Технологическая карта урока музыки 3 класс
Тема урока: «Проводы зимы. Масленица»
Урок музыки - Масленица.docx

Технологическая карта урока музыки 3 класс

Класс: 3 класс

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема урока: «Проводы зимы. Масленица»

Урок разработан по программе «Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) 

Цели урока: Знакомство с обрядами и традициями народного праздника «Масленица»

Задачи:

Образовательные:

ü познакомить с обрядами и традициями русского народа;

ü познакомить с музыкой, посвящённой празднику «Масленица»;

ü закрепить и систематизировать полученные знания.

Развивающие

ü развивать внимание, слуховую память, воображение;

ü способствовать расширению кругозора;

ü развивать вокально-хоровые навыки учащихся.

Воспитательные

ü формировать культуру слушателя и исполнителя;

ü формировать чувство сопричастности к сохранению традиций русского народа;

пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Образовательные технологиитехнология развития процессов восприятия музыки, технология развития ассоциативно-образного мышления школьников, технология личностно - ориентированного развивающего обучения, игровая технология, технология детского музицирования.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

·        развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке;

Метапредметные результаты:

·                    Уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;

·                    Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

·                    Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки;

·                    Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);

Предметные результаты:

·                    Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека;

·                    Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); выражать свое отношение к народной культуре в речевых высказываниях, музыкально-творческой деятельности.

Межпредметные связи: литература, история, ИЗО.

Тип урока: комбинированный урок.

Художественный материал: Русские народные песни «пришла Масленица», «Ой блины», «Прощай Масленица».

Учебно-материальная база:

1.                  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2015.

2.                 Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 3 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2015.

3.                 Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.

Материально-техническая база: презентация к уроку, видео материал, записи песен.

 

 

 

 

 

 

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

Методы обучения

1.Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности рабочего места.

Вместе с учителем  приветствуют друг друга.

Личностные УУД:

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Словесный

2.Постановка цели и задач

(5 мин.)

 

 

Учитель организует диалог с учащимися, в ходе которого ученики сформулируют тему и цель урока.

Слушают учителя, отвечают на вопросы и определяют тему и цель урока.

Регулятивные УУД:

- учатся слушать вопросы и отвечать на них.

 

Метод постановки проблемы, словесный метод

3.Этап усвоения новых знаний (20мин)

Учитель рассказывает об истории возникновения праздника «Масленица», о её традициях и обрядах.

Слушают учителя о традициях и обрядах празднования «Масленицы».

 

 

Познавательные УУД:

учащиеся учатся использовать музыкальную терминологию.

Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД:

развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД: формирование умения глубже понимать смысл музыкальных произведений.

Беседа, рассказ,наглядный, метод эмоционального воздействия, импровизации, пение

 

1.Прослушивание русской народной песни «Пришла к нам Масленица».

 

 

 

 

 

 

2.Прослушивание русской народной песни «Блины».

 

 

 

3. Разучивание песни «Блины» с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Прослушивание русской народной песни «Прощай масленица».

 

 

1.Просматривают видео и слушают русскую народную песню 

«Пришла к нам Масленица». Характеризуют музыкальное произведение.

 

2.Просматривают видео и слушают русскую народную песню 

«Блины». Характеризуют музыкальное произведение.

 

3.Разучивание русской народной песни «Блины».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Просматривают видео и слушают русскую народную песню 

«Прощай масленица». Характеризуют музыкальное произведение.

 

4.Физминутка (1мин)

Учащимся предлагается ходьба под музыку П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков» для здоровьясбережения учащихся.

Учащиеся вместе с учителем шагают под марш.

Личностные УУД:

выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроения. 

 

5.Этап усвоения новых знаний, продолжение работы по теме урока.(10мин)

Учитель рассказывает о созданных произведениях в поэзии, живописи и музыке, посвященных русскому празднику «Масленица».

1.Прослушивают

стихи современного поэта Андрея Усачева.

2.Просматривают репродукции Художников, которые изображали пышное народное гулянье в своих картинах:

А) Б. Кустодиев (1916-1920);

Б) П.Н.  Грузинский  "Масленица", 1889 г.

 В) Н. Фетисов  "Широкая Масленица", 1990 г.;

 Г) В. Белых

 "Собор Александра Невского. Масленица", 1908 г.;

 Д) В.И Суриков

 "Взятие снежного города", 1891 г.;

 Е) С.Кожин. Масленица. "Проводы зимы. Россия XVII век", 2001 г.

 

Личностные УУД:

выражение своих чувств и настроения.

Познавательные УУД: формирование умения глубже понимать смысл каждого произведения.

Регулятивные УУД:

развитие умения осмысливать полученную информацию.

Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

 

Словесный метод, наглядный

6.Подведение итогов учебной деятельности(2мин)

Учитель подводит итог пройденного урока.

Учащиеся принимают участие в итоговой беседе, делаю выводы.

Регулятивные УУД: формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

Беседа

7.Итоговый этап рефлексии учебной деятельности.(5мин)

Учитель благодарит учащихся за активную и плодотворную работу и предлагает игру «Пирамида творчества»

Учащиеся играют в игру

«Пирамида творчества». Прикрепляют на пирамиду смайлики:

- Было легко и интересно!

- Было трудно, но интересно.

- Было трудно и не интересно.

 

Личностные УУД:

интерес к различным видам творческой деятельности.

Беседа

8.Сообщение домашнего задания.(1мин)

Выставление оценки за урок. Учитель сообщает задание на следующий урок. Повторить в тетрадях песню «Блины». Нарисовать рисунок «Масленица»

Учащиеся запоминают домашнее задание. 

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге. Познавательные УУД:

соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Словесный

 

 

 

 

 

 

Приложение 1


Текст песни «Ой блины, блины, блины...»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

 

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

 

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

 

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

 

Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.


Приложение 2 история и традиции Масленицы.

Вот началась неделя перед Великим постом, а это значит, что наступила пора масленицы - масленичная неделя. А что же такое эта масленица? Об этом я бы и хотел поговорить в этой статье. Оказывается, масленица - это восточнославянский традиционный праздник, который отмечается за неделю перед Великим постом. Она, как и любой другой праздник, пришедший к нам с древней Руси, включает в себя некоторые обряды, предусмотренные славянской мифологией.

Время проведения этого праздника меняется от года к году и зависит от даты празднования Пасхи. Как уже известно, масленица, означает переход от зимы к весне, а также и от мясоедения к Великому посту. Не для кого не секрет, что масленица является одним из самых крупных, веселых, и сытных праздников, проводимых за весь год. И именно поэтому она может иметь такие названия как: “сахарные уста”, “ясочка”, “веселая” и “объедуха”.

История праздника. Сейчас масленицу принято считать праздником принятым православной церковью. И это на самом деле так. Но мало кто знает, что масленица - это праздник изначально языческий. Еще во времена, когда на Руси не было православия, наши предки верили во множество Богов. Одним из них был Бог Солнца. В конце февраля, когда солнце на небе стало появляться наиболее часто, чем в январе, и уже припекало, люди радовались и “оживали” после “зимней спячки”. В честь этого у наших предков сложилась традиция печь лепешки в форме круга, символизирующие весеннее солнце, позднее их заменили на блины.  

Блины-Традиции праздника. Понедельник, вторник и среду народ готовился к празднику: заготавливали большое количество дров, украшали двери и наличники изб, сооружали снежные горки. Основная часть праздника приходилась на оставшихся четыре дня. Целые дни детвора и взрослые проводили во дворе, лишь изредка заходя домой съесть парочку блинов и выпить горячего чая. Одной из самых увлекательных и известных игр в то время была “осада крепости”. Ребята строили большую снежную крепость и разбивались на две группы: одна группа - защитники, а вторая - атакующие. Одни должны были защищаться, а другие атаковать. Что касается женщин, то те надевали свои самые красивые наряды, посещали театральные постановки, а также смотрели на кулачные бои. Что касаемо кулачных боев, то здесь не все так просто. Мужчины очень долго готовились к этому: тренировались не один месяц. Перед боем обязательно было хорошо покушать и сходить попариться в баню. Некоторые суеверные молодые люди, даже ходили к колдунам за “зельем”. С его помощью, как они считали, они выйдут из боя победителями.

Как не странно, но каждый день масленицы имеет свой “план действий”

Понедельник. В этот день люди потихоньку начинали печь блины. Как и полагается, первый блин, нужно было отдать малоимущему или бездомному человеку. Также в этот день сооружают символ всего праздника - чучело, наряжают его и выставляют на центральную площадь села или города до последнего дня празднования.

Вторник. Вторник, был днем гуляний. Вся молодежь собиралась гулять, кататься на каруселях, и санях.

Среда. В третий день недели, обычно, приглашали домой на застолье гостей, соседей, где их ждал полный стол блинов, оладьев и пирогов.

Четверг. Начиная с этого дня, гулянья становились только больше. В четверг уже во всю играли в снежки, катались на санях, а также устраивали кулачные бои. Тоже самое происходило и в пятницу, и в субботу. А вот в воскресение, люди прощались с зимой, сжигали чучело масленицы, а также просили прощения у родных и близких. Этот день в дальнейшем назовут как “Прощенное воскресение”.

Также неотъемлемой частью масленичной недели являются различного рода забавы. К ним можно отнести:

Ø Купание в проруби

Ø Катание на санях

Ø Различные конкурсы на время по типу: “Кто съест больше блинов?”

Ø Кулачные бои

Отдельной чертой хочется провести такой ритуал, как “Сжигание чучела”. Он по своей сути означает уход зимы и приближение весны. Сжигание чучела всегда сопровождается зачастую частушками, хороводами, песнями и танцами.

Приложение 3


Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов себе горячих напечём –
Нам метели и морозы нипочём!

Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий –
Это лучшая еда!

То не мышь пищит,
Не мороз трещит,
В сковородке блин
За блином шкварчит.

Да с селёдочкою,
Да с икорочкою,
Да по краю с золотистою
Корочкою!

Вот так Масленица
Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это солнце-блин, и рядом блин-луна.

Один блин горячий,
Другой холодный.
Полезай на небо –
Если кто голодный!

По земле колёсами
Покатились блинчики…
Дети, под берёзами
Собирай гостинчики!

Мир крещёный нынче радуется,
Потому что нынче Масленица.
Приходи, народ, и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна!

Ну-ка, съешь блина,
Чтоб пришла весна!

 

   Андрей Усачев.



 

Технологическая карта урока музыки 3 класс

Технологическая карта урока музыки 3 класс

Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности; ·

Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности; ·

Структура и ход урока

Структура и ход урока

Регулятивные УУД: развитие умения осмысливать полученную информацию

Регулятивные УУД: развитие умения осмысливать полученную информацию

Прослушивание русской народной песни «Прощай масленица»

Прослушивание русской народной песни «Прощай масленица»

Б) П.Н. Грузинский "Масленица", 1889 г

Б) П.Н. Грузинский "Масленица", 1889 г

Итоговый этап рефлексии учебной деятельности

Итоговый этап рефлексии учебной деятельности

Приложение 1 Текст песни «Ой блины, блины, блины

Приложение 1 Текст песни «Ой блины, блины, блины

Приложение 2 история и традиции

Приложение 2 история и традиции

Перед боем обязательно было хорошо покушать и сходить попариться в баню

Перед боем обязательно было хорошо покушать и сходить попариться в баню

Приложение 3 Здравствуй,

Приложение 3 Здравствуй,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2023