Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Глушкова Екатерина Евгеньевна
ГБОУ СОШ: № 557, Невский район
Предмет: музыка
УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 3-й
Тип урока: Урок расширения и углубления новых знаний
Образовательные технологии, методы, приемы:
Образовательные технологии: технология развития критического мышления; технология развивающего обучения;
здоровьесберегающие технологии; технология проблемного обучения; технология интегрированного обучения.
Методы: эвристическая и сократическая беседа; слуховая и изобразительная наглядность; музыкальное обобщение, сравнение (выявление сходства и различия), освоения музыкальной ткани произведения, интонационного постижения закономерностей развития художественных образов, создание обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения (сопереживания), «погружения» - осознания ценностно-смыслового значения произведения.
Приемы: наблюдение, размышление, анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, оценивание усваиваемого содержания.
Оборудование: синтезатор, ПК, экран и проектор, аудиофайлы, музыкальный центр.
Методическое обеспечение, ресурсы: мультимедийная презентация, аудиоматериал («Богородице Дево, радуйся» С.В. Рахманинов; «Аве, Мария!» Ф. Шуберт; песня «Мама» из вокально-симфонического цикла «Земля» В. Гаврилина; Тропарь Владимирской иконе Божьей Матери; Прелюдия до мажор И.С. Баха).
Тема раздела |
«О России петь – что стремиться в храм» |
||
Тема урока |
«Древнейшая песнь материнства» |
||
Цель урока |
Способствовать формированию и развитию музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства. |
||
Задачи |
1. Знакомство с произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. 2. Способствовать развитию умений сравнивать и сопоставлять музыкальные и живописные образы (произведения Рафаэля, В.М. Васнецова, К. Петрова-Водкина, О. Ренуара; икона Владимирской Божьей Матери). 3. Способствовать развитию умений сравнивать и сопоставлять музыкальные и поэтические образы (поэтические произведения А. Фета, Данте, А.С. Пушкина, М. Волошина). 4. Способствовать умению проводить интонационно-образный анализ произведений разных видов искусства; находить в музыкальных, живописных и поэтических произведениях особенности формы, изложения. 5. Способствовать развитию вокально-хоровых навыков; развитию музыкального восприятия, музыкальной памяти. |
||
Планируемые результаты |
Личностные: · понимание связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами; · осуществление и оценивание коммуникативных действий в соответствии с определенной ситуацией; · умение выявлять общность истоков музыкального, живописного и поэтического искусства; общность их жизненного содержания; · умение оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Метапредметные: · понимание цели выполняемых действий; адекватное восприятие содержательной оценки своей работы; · осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий; умение свободно ориентироваться в учебном материале; · умение формировать собственное мнение и позицию; понимать содержание вопросов; оформлять свои мысли в устной форме; · умение сотрудничать со сверстниками в совместной деятельности. Предметные: · расширение музыкального и общекультурного кругозора, интереса к музыке, к классическому и современному музыкальному наследию; · способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью; · овладение специальной терминологией и новыми музыкальными понятиями;
|
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика, задания для учащихся |
УУД
|
1. Самоопределение к деятельности |
Организация учебной мотивации; настраивание на деятельность.
|
Организация рабочего места.
|
Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
2. Актуализация знаний |
- Где в нашей жизни может звучать музыка? Какая музыка звучит в концертных залах? Отличается ли музыка, которая звучит в храмах, от музыки, которая звучит в повседневной жизни? Слушание молитвы С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!». Кто исполняет это музыкальное произведение? Есть ли музыкальное сопровождение – аккомпанемент? Где оно должно звучать? |
Повторение ранее изученного материала. Работа над произведением С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!» |
Умение высказывать суждения о художественных особенностях произведения. Систематизация имеющихся знаний.
|
3. Постановка учебной задачи |
- Как вы думаете, в каких видах искусства может быть передан «образ женщины-матери». Какой характер будет у этих произведений; образ который они будут воссоздавать? |
Постановка учебных задач, определение темы и цели урока. |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала. Формулирование темы урока и цели. |
4. «Открытие» и усвоение учащимися новых знаний; первичное закрепление в знакомой ситуации (типовое); в измененной ситуации (конструктивное). |
Слушание и работа над произведением Ф. Шуберта «Аве, Мария!» - На Руси Божью Матерь называют Богородица. А в западных странах с католической верой – Дева Мария. Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад. В 3 года Марию привели в храм, и как только она туда вошла, храм озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу. Спустя много лет Архангел Гавриил принес Марии благую весть о том, что от нее воплотится Сын Божий. Это произошло более двух тысяч лет назад. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. «Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинова – это музыкальное прочтение молитвы. |
Интонационно-образный анализ музыкальных произведений. Работа по учебнику (с.42-44). Знакомство с произведениями живописи и иконами, посвященными Божьей матери. Чтение поэтических текстов о Богородице. Сравнительный анализ произведений музыки, живописи и поэзии. Слушание Тропаря Владимирской иконе Божьей Матери; работа над произведением; сравнительный анализ с иконой.
|
Эстетическое сознание как результат освоения художественного, поэтического и музыкального произведений. Осознание жизненного содержания произведения. Умение прослеживать взаимосвязи двух видов искусства: живописи, поэзии и музыки. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. |
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) |
Слушание и работа над Прелюдией до мажор И.С.Баха. Работа над песней (разучивание и исполнение) «Мама» В. Гаврилина. |
Слушание произведения с пластическим интонированием. Работа по учебнику (с. 46) – анализ и сопоставление музыкального и художественного произведений. |
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; эмоционально откликаться на них. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений. Использование знаково-символических средств для решения учебной задачи. |
6. Подведение итогов по теме урока |
Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке, подведение итогов. |
Систематизация новых знаний.
|
Постижение жизненного содержания через анализ музыкального, поэтического и художественного произведения. |
7. Рефлексия |
Создание условий для личностной рефлексии каждого ученика. |
Рефлексия проделанной работы. Самооценка учебной деятельности. |
Определение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Осмысливание и оценивание своей деятельности на уроке; осуществление самооценки на основе критерия успешности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.