Технологическая карта урока музыки в 3 классе "Иван Сусанин"(Сцена в лесу. 1 часть)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока музыки в 3 классе "Иван Сусанин"(Сцена в лесу. 1 часть)

Оценка 4.9
doc
28.03.2023
Технологическая карта урока музыки в 3 классе "Иван Сусанин"(Сцена в лесу. 1 часть)
музыка 3 кл.doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Музыка

Класс: 3

Автор УМК: «Школа России»

Тема урока: Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу) (1 часть)

Тип урока

Вид урока­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик  узнает, научится:

ПР. 1.познакомится с историей возникновения жанра «опера»;

ПР.2.формирование представления о подвигах простых крестьян во время войны с поляками.

ПР.3определение события в опере по музыкальным видео фрагментам.

Ученик научится:

Познавательные УУД

П1 овладение навыками выразительного речевого высказывания, словарём музыкальных терминов и понятий.

П2Овладение формами рефлексивной оценки знаний о музыке и музыкантах

П3Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности.

РегулятивныеУУД

Р1Умение ставить  учебные задачи, планировать собственные действия в процессе восприятия, исполения музыки

Р2Формирование эмоционально- осознанного отношения к музыкальному искусству

Р3Проявление способности к саморегуляции

КоммуникативныеУУД

К1Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально- творческой деятельности.

К2Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

К3формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

 

Ученик получит возможность формирования:

Л1 Чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Л2 Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка.

Л3Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

 

Цель урока:

Дидактические:

1.принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.

2.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

3.Формулировать собственное мнение и позицию.

Развивающие:

1.Способствовать развитию музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения.

2.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

3.Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию.

Воспитательные:

1.Создать условия для воспитания патриотический чувств, чувство гордости и уважения к истории Отечества на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

2.Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

3.Способствовать воспитанию толерантного, уважительного отношения к музыкальной культуре.

 

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

 

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р- регулятивные,

К- коммуникативные)

Личностные

Организационный момент.

Создает благоприятные условия

Музыкальное приветствие

-Здравствуйте, ребята!

 

 

Здравствуйте, учитель!

Улыбаются, отвечают на приветствие учителя, поют

 

 

 

 

 

 

Л: Развитие доброжелательности

и эмоциональной отзывчивости

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

 

 

 

Повторить понятия: опера, полонез, мазурка.


В чем различие этих танцев? (включить фрагменты)

 

В каком действии оперы звучали эти танцы и как оно называлось?

 

Опера – это музыкальный спектакль, в котором все герои поют в сопровождении оркестра.

Полонез (танец – шествие) – польский танец, которым открывались балы у королей.

Мазурка – польский танец. В опере - символ воинственного начал, образ поляков.

торжественный полонез, темпераментная подвижная мазурка.

В 2 действии. «Бал у короля».

 

 

 

 

 

 

Мотивация к учебной

деятельности:

 

Подготовка учащихся к

учебной деятельности.

Введение в тему урока.

 

 

С какой оперой начали знакомство на прошлом уроке?

Кто написал оперу «Иван Сусанин?

Каково второе название оперы?

О каких событиях в ней рассказывается?

- Опера «Иван Сусанин» рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам .

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с 4 действием оперы, посмотрим «Сцену в лесу» и послушаем предсмертную арию Сусанина. Определим, какие чувства испытывал наш герой в последние минуты свой жизни, какие средства выразительности помогли создать такой образ.

- опера «Иван Сусанин»

- М.И.Глинка

- «Жизнь за царя»

- О войне с поляками и подвиге костромского крестьянина И.Сусанина.

он завел отряд поляков в непроходимую глушь, сам погиб и погубил врага.

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Ответственное отношение к учению, готовность и

способность к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Проявлять эмоциональную

отзывчивость, личностное

отношение к музыкальным

произведениям при их восприятии.

 

Открытие и усвоение новых знаний

 

 

Откроем тетрадь и запишем тему нашего урока: Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу.

Представьте себе картину: лес, непроходимая чаща, зима, холод. Поляки подозревают неладное.

Послушайте, о чем они поют, с какими интонациями.

Слушают «Устали мы, продрогли мы».

Как звучит хор поляков?

Т.Е по мелодии мазурки вы сразу догадались, что поют поляки.

 

А теперь послушайте Арию И.Сусанина «Ты взойдешь моя заря».

Враги спят, намаявшись за день, а Ив. Сусанин, чувствуя свою смерть, поет свою последнюю арию.

Что такое АРИЯ?

 

О чем поет И. Сусанин? К кому обращается?

Расскажите о настроении и чувствах героя, выраженных в арии.

Расскажите о мелодии арии.

Можете ли вы назвать Ивана Сусанина героем? Если да, то почему?

 

Смотрят фрагмент оперы. Работают самостоятельно в тетрадях, а 2 человека работают у доски

Делаем анализ арии совместно.

 

Хотел ли он умирать?

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

И заканчивается опера сценой на площади. Звучит хор «Славься». Послушайте, в каком характере звучит хор и какие чувства народа передает?

 

Вывод: опера посвящена героизму не только одного Ивана Сусанина, а героизму всего русского народа

 

- мелодия звучит медленно, протяжно, грустно, напряженно, а в аккомпанементе мы слышим ритмы мазурки, но уже не такой веселой и темпераментной как на балу.

 

Это сольная песня, характеризующая героя.

Ария звучит напевно, протяжно, как русская нар песня. Герой прощается с детьми, с зарей - «Настало время моё»;

- «Ужасная тоска закралась в грудь мою». Обращается к богу «Ты укрепи меня».

- Да, он отдал свою жизнь за Родину.


Высказывают свое мнение.

Хор звучит торжественно, радостно, в духе победного канта, передает всеобщее ликование и торжество.

Народ вспоминает подвиг Сусанина и всего русского народа.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

Проявлять эмоциональную

отзывчивость, личностное

отношение к музыкальным

произведениям при их восприятии

Обобщение и

систематизация новых знаний.

 

 

 

С какой оперой познакомились?

Какие номера из оперы послушали и посмотрели?

Что такое Ария?

Как называется заключительный хор оперы?

Чему посвящена опера?

 

 

Кто и вас знает, какой современный праздник посвящен событиям 1612 года?

 

4 ноября – это праздник «День Народного Единства», Праздник день народного единства связан с событиями 4 ноября 1612 года, когда народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Москву, и освободили город от польско-литовских захватчиков.

День народного единства является символом того, что когда народ вместе, независимо от национальности и сословия, он непобедим.

 

-подвигу русского народа в борьбе с польскими интервентами.

 

День народного единства (4 ноября).

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: формировать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Подведение итогов урока. Рефлексия .

 

 

Рефлексия деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Произвела ли на вас впечатление опера и музыка М.И.Глинки?

- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

Продолжи фразу:

- Я познакомился…

- Я слушал…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

- Теперь я могу…

 

Оцените свои знания и умения.

Поставьте себе оценку за работу на уроке.

Ответы детей себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оценивают свои умения и ответы на уроке.

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

Формирование умения

анализировать и оценивать свою

деятельность

 

 

Подпись учителя: _________/___________________________  Дата ____

Подпись методиста:_______/___________________________   Дата ____

 

 

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; 3

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; 3

Повторить понятия: опера, полонез, мазурка

Повторить понятия: опера, полонез, мазурка

С какой оперой начали знакомство на прошлом уроке?

С какой оперой начали знакомство на прошлом уроке?

Поляки подозревают неладное.

Поляки подозревают неладное.

Делаем анализ арии совместно.

Делаем анализ арии совместно.

Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли

Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли

Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведение итогов урока. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2023