ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Музыка
Класс: 3
Автор УМК: «Школа России»
Тема урока: Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу) (1 часть)
Тип урока
Вид урока
| Планируемые результаты изучения темы | ||
| Предметные | Метапредметные | Личностные | 
| Ученик узнает, научится: ПР. 1.познакомится с историей возникновения жанра «опера»; ПР.2.формирование представления о подвигах простых крестьян во время войны с поляками. ПР.3определение события в опере по музыкальным видео фрагментам. | Ученик научится: Познавательные УУД П1 овладение навыками выразительного речевого высказывания, словарём музыкальных терминов и понятий. П2Овладение формами рефлексивной оценки знаний о музыке и музыкантах П3Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности. РегулятивныеУУД Р1Умение ставить учебные задачи, планировать собственные действия в процессе восприятия, исполения музыки Р2Формирование эмоционально- осознанного отношения к музыкальному искусству Р3Проявление способности к саморегуляции КоммуникативныеУУД К1Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально- творческой деятельности. К2Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки К3формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. 
 | Ученик получит возможность формирования: Л1 Чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Л2 Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка. Л3Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. 
 | 
Цель урока:
Дидактические:
1.принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.
2.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3.Формулировать собственное мнение и позицию.
Развивающие:
1.Способствовать развитию музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения.
2.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
3.Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию.
Воспитательные:
1.Создать условия для воспитания патриотический чувств, чувство гордости и уважения к истории Отечества на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
2.Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
3.Способствовать воспитанию толерантного, уважительного отношения к музыкальной культуре.
| Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности 
 | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
| Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | ||||||||
| Организационный момент. | Создает благоприятные условия | Музыкальное приветствие | -Здравствуйте, ребята! 
 
 | Здравствуйте, учитель! Улыбаются, отвечают на приветствие учителя, поют 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Л: Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости | 
| Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. 
 | 
 | 
 | Повторить понятия: опера, полонез, мазурка. 
 
 В каком действии оперы звучали эти танцы и как оно называлось? 
 | Опера – это музыкальный спектакль, в котором все герои поют в сопровождении оркестра. Полонез (танец – шествие) – польский танец, которым открывались балы у королей. Мазурка – польский танец. В опере - символ воинственного начал, образ поляков. торжественный полонез, темпераментная подвижная мазурка. В 2 действии. «Бал у короля». | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Мотивация к учебной деятельности: 
 | Подготовка учащихся к учебной деятельности. Введение в тему урока. 
 | 
 | С какой оперой начали знакомство на прошлом уроке? Кто написал оперу «Иван Сусанин? Каково второе название оперы? О каких событиях в ней рассказывается? - Опера «Иван Сусанин» рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам . 
 Сегодня на уроке мы познакомимся с 4 действием оперы, посмотрим «Сцену в лесу» и послушаем предсмертную арию Сусанина. Определим, какие чувства испытывал наш герой в последние минуты свой жизни, какие средства выразительности помогли создать такой образ. | - опера «Иван Сусанин» - М.И.Глинка - «Жизнь за царя» - О войне с поляками и подвиге костромского крестьянина И.Сусанина. он завел отряд поляков в непроходимую глушь, сам погиб и погубил врага. 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Личностные: Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии. 
 | 
| Открытие и усвоение новых знаний | 
 | 
 | Откроем тетрадь и запишем тему нашего урока: Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу. Представьте себе картину: лес, непроходимая чаща, зима, холод. Поляки подозревают неладное. Послушайте, о чем они поют, с какими интонациями. Слушают «Устали мы, продрогли мы». Как звучит хор поляков? Т.Е по мелодии мазурки вы сразу догадались, что поют поляки. 
 А теперь послушайте Арию И.Сусанина «Ты взойдешь моя заря». Враги спят, намаявшись за день, а Ив. Сусанин, чувствуя свою смерть, поет свою последнюю арию. Что такое АРИЯ? 
 О чем поет И. Сусанин? К кому обращается? Расскажите о настроении и чувствах героя, выраженных в арии. Расскажите о мелодии арии. Можете ли вы назвать Ивана Сусанина героем? Если да, то почему? 
 Смотрят фрагмент оперы. Работают самостоятельно в тетрадях, а 2 человека работают у доски Делаем анализ арии совместно. 
 Хотел ли он умирать? - Как бы вы поступили в такой ситуации? И заканчивается опера сценой на площади. Звучит хор «Славься». Послушайте, в каком характере звучит хор и какие чувства народа передает? 
 Вывод: опера посвящена героизму не только одного Ивана Сусанина, а героизму всего русского народа 
 | - мелодия звучит медленно, протяжно, грустно, напряженно, а в аккомпанементе мы слышим ритмы мазурки, но уже не такой веселой и темпераментной как на балу. 
 Это сольная песня, характеризующая героя. Ария звучит напевно, протяжно, как русская нар песня. Герой прощается с детьми, с зарей - «Настало время моё»; - «Ужасная тоска закралась в грудь мою». Обращается к богу «Ты укрепи меня». - Да, он отдал свою жизнь за Родину. 
 Хор звучит торжественно, радостно, в духе победного канта, передает всеобщее ликование и торжество. Народ вспоминает подвиг Сусанина и всего русского народа. 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. | Личностные УУД: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии | 
| Обобщение и систематизация новых знаний. 
 | 
 | 
 | С какой оперой познакомились? Какие номера из оперы послушали и посмотрели? Что такое Ария? Как называется заключительный хор оперы? Чему посвящена опера? 
 
 Кто и вас знает, какой современный праздник посвящен событиям 1612 года? 
 4 ноября – это праздник «День Народного Единства», Праздник день народного единства связан с событиями 4 ноября 1612 года, когда народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Москву, и освободили город от польско-литовских захватчиков. День народного единства является символом того, что когда народ вместе, независимо от национальности и сословия, он непобедим. 
 | -подвигу русского народа в борьбе с польскими интервентами. 
 День народного единства (4 ноября). 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Личностные УУД: формировать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | 
| Подведение итогов урока. Рефлексия . | 
 | 
 | Рефлексия деятельности. - Что нового вы узнали на уроке? - Произвела ли на вас впечатление опера и музыка М.И.Глинки? - Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? Продолжи фразу: - Я познакомился… - Я слушал… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… - Теперь я могу… 
 Оцените свои знания и умения. Поставьте себе оценку за работу на уроке. | Ответы детей себе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Регулятивные УУД: Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность 
 | 
 | 
Подпись учителя: _________/___________________________ Дата ____
Подпись методиста:_______/___________________________ Дата ____
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.