Технологическая карта урока обществознания, 9 класс
Автор Горбачева Н.А., учитель истории и обществознания
МБОУ СШ № 1 им. А. Твардовского г. Починка
Тема урока: «Правовое государство»
Класс: 9
Урок открытия нового знания.
Цель урока:
1. Сформировать представление учащихся о правовом государстве как основном институте политической системы, его особенностях и признаках, способствовать развитию умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами.
Задачи урока:
Образовательные: выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно - следственные связи, научить работать с различными источниками информации, развивать коммуникативные навыки работы в группе.
Воспитательные: совершенствовать навыки общения, создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей, вовлечь в активную практическую деятельность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Межпредметные связи: история, право.
Ресурсы: презентация по теме, рабочая карта, учебник обществознания 9 класс, автор Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев и др.
Этапы урока
|
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
УУД |
1.Мотивирование на учебную деятельность |
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу |
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно - значимом уровне. Эпираграф к уроку «Государство крепко, когда в нем соблюдается закон”. Эврипид. Слайд № 1. Учитель: Главное требование, предъявляемое к любой власти,- справедливость. Как вы думаете, в каком государстве хотели бы жить граждане? Безусловно, большинство ответит, что в справедливом и свободном. А теперь давайте поразмышляем над образом некоего идеального государства. С помощью ответов учащихся составляется рисунок: - сильное, - без богатых и бедных, - закон одинаков для всех, - миролюбивое, - со справедливым правителем, - права граждан защищены. Обратите внимание на эпиграф к уроку и рисунок. Можно ли выделить какие то ключевые слова (закон, право, государство) Слайд № 2. На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Политические режимы». Как вы считаете, при каком политическом режиме права граждан защищены и соблюдается закон? |
Слушают, осмысливают вопросы учителя, отвечают на них, дополняют ответы одноклассников. |
Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение логической цепочки рассуждений |
2. Актуализация знаний |
Организовать подготовку обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия |
Прошу вас в рабочей карте (задание № 1, приложение1) сформулировать три вопроса в виде теста по пройденной теме. После этого передайте свои карты соседу по парте, он попробует ответить на вопросы и оценить их. Затем вы оцените ответы своего соседа (задание № 2) В ст.2 Конституции РФ говорится (рабочая карта № 4) Вопросы учителя. Какое государство может выполнить такую обязанность? Каковы признаки этого государства? Достаточно ли вам знаний, чтобы ответить на эти вопросы? |
Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание. Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений. |
Регулятивные: оценка результатов работы, целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
3. Целеполагание, постановка проблемы |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Вопросы учителя. Как решить эти затруднения? Как вы понимаете выражение «Правовое государство»? Какова цель нашего урока? Тема урока «Правовое государство» Слайд № 3 |
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему (тема записывается в рабочей карте) и цель |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
4.Поиск путей решения проблемы |
Выбрать оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. |
Выделите признаки правового государства, работая в паре (стр.28 – 29 учебника) и запишите их в рабочую карту (задание № 5) Но есть еще один признак. (рабочая карта). Французский просветитель, правовед и философ Ш.Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) писал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти». Какой признак определен этим документом? (рабочая карта № 5 пункт 3) Каким образом разделяются 3 ветви власти в РФ? |
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная и парная работа по решению практических задач |
Регулятивные: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные: структурирование знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание анализ объектов с целью выделения признаков |
4.Решение проблемы |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы |
Заполнение таблицы «Разделение властей в РФ» (рабочая карта № 6). |
Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, планирование Познавательные: самостоятельно е оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимой коррективы |
5. Коррекция |
Коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу |
Предлагает учащимся проговорить результаты заполнения таблицы (Приложение № 2). Слайд № 4 |
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения |
Регулятивные: оценка результатов работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: самостоятельно е оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимой коррективы |
6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний |
Решение типовых задач на новый способ действий |
Предлагаю вновь поработать в парах и заполнить документ, в котором некоторая информация не пропечаталась. Задание № 7 рабочая карта. Текст с пропусками «Правовое государство». Слайд № 5 В правовом государстве перед законом все ………….. , власть подчинена …….., существует принцип разделения властей 3 ветви власти
законодательная исполнительная судебная Парламент в РФ глава …. система судов называется.. + министры состоит из
|
Выполнение упражнений по новой теме |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее Познавательные: усвоение и закрепление нового знания |
6. Систематизация знаний |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. |
Стр. 34-35.Раскроем смысл нескольких положений. Рубрика «В классе и дома» вопрос № 1,2 |
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью |
Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы Коммуникативные: инициативное сотрудничество Познавательные: умение структурировать знания по новой теме |
7. Объяснение домашнего задания |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Параграф 9. Эссе В. Гюго стр.35. |
Записывают в дневник |
|
8. Оценивание |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся |
Что необходимо сделать, прежде чем закончим урок? Оценить вашу работу (заполните пункт № 8 в рабочих картах). Оценка будет выставлена с учетом работы в рабочих картах и вашей самооценки и объявлена на следующем уроке. |
Учащиеся самостоятельно оценивают работу на уроке |
Регулятивные: оценка- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
9. Рефлексия учебной деятельности |
Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели. |
Вопросы учителя: - Что нового вы узнали на уроке? - Какую цель поставили? - Вы достигли поставленной цели? - В чем было затруднение? - Как вы открывали новое знание? - Что вам помогло открыть новое знание? Какие качества помогли вам добиться цели? (рабочая карта № 9)
|
Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке |
Регулятивные: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания, оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Приложение 1. Рабочая карта к уроку обществознания в 9 классе.
Тема «______________________________________»
Ф.И. обучающего_____________________________
№ зада ния |
Вопросы по теме «Политические режи мы» |
Ответы Ф.И. обучающегося_______________ |
2 |
Оцените по 5 бальной шкале ответы |
Оцените по 5 бальной шкале вопросы |
3 |
Оценка учителя |
Оценка учителя |
4 |
Ст.2
Конституция РФ . Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. |
5 |
Выделите признаки правового государства (стр.30 – 31 учебника). 1.
2. Какой признак определен этим документом? Текст документа. Французский просветитель, правовед и философ Ш.Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) писал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти». 3.
|
6.Таблица «Разделение властей в РФ» (заполнить используя п.3 параграфа 4)
Ветвь власти |
Состав |
Основные функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Текст с пропусками «Правовое государство»
В правовом государстве перед законом все ………….. , власть подчинена …….., существует принцип разделения властей
3 ветви власти
законодательная исполнительная судебная
Парламент в РФ глава ……… система судов называется……
+ министры
состоит из …………….
8. Оцените свою работу на уроке по 5 бальной шкале
______________________________________
9. Какие качества помогли вам добиться цели?_________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Таблица «Разделение властей в РФ»
Ветвь власти |
Состав |
Основные функции |
Законодательная (Представительная – избирается всем народом и защищает его интересы) |
Парламент Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) |
Забота о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека |
Исполнительная (назначается) |
Правительство |
Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения |
Судебная (самостоятельная и независимая) |
Конституционные, суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ), арбитражные |
Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) – защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.