ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока обучения грамоте
«Звуки [л], [л,]. Буквы Л л. К. И. Чуковский. Сказки»
|
Структура технологической карты урока по всем предметам начальной школы
Тема урока |
«Звуки [л], [л,]. Буквы Л л. К. И. Чуковский. Сказки» |
УМК |
«Школа России» |
Цели деятельности педагога |
1. Познакомить детей со звуками [л] [л,], обозначить их буквой Л л, 2. Научить учащихся читать слоги, слова и предложения с новой буквой. |
Тип урока |
Изучение нового материала (знакомство с новой буквой). |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: 1. Распознавать в словах звуки [л], [л`] и обозначать его буквой; 2. Читать слоги, слова и предложения с буквой «л»; 3. Производить слого-звуковой анализ слов с новым звуком.
Метапредметные: 1. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями, понимать учебную задачу, удерживать ее в процессе учебной деятельности; 2. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями.
Личностные: 1. Целостное отношение к своей родине; 2. Высказывать свою точку зрения, уважать чужое мнение. |
Методы и формы обучения |
Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический. Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа учителя. |
Основные понятия и термины |
Буква – это символ, знак для обозначения звука на письме. Звук - это то, что мы произносим и слышим. |
Образовательные ресурсы |
https://riddle.su/pro_bukvu_l.html https://www.akademiki.biz/biblioteka-jivoi-informacii/case/1073-razminka-my-okhotilis-na-lva https://waldorfhome.ru |
Наглядно-демонстрационный материал |
Иллюстрация (сюжетная картинка) и раздаточный материал. Карточка с новой буквой. |
Оборудование |
АРМ педагога |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей- ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
1.Оргмомент |
Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку. |
Звенит
звонок, начинается урок.
-Здравствуйте, меня зовут Арина Юрьевна. - Сегодня я проведу у вас урок по обучению.
– Проверим готовность к уроку. На краю стола должен лежать пенал с ручками, карандашами и азбука.
|
- Приветствуют учителя, встав возле парт. - Проверяют свою готовность к уроку. |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места |
Зрительный контакт |
2. СТИЦ
Итог, вывод, рефлексия
|
Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока. Введение героев из предыдущего урока. |
- Ребята послушайте и разгадайте загадку, чтобы узнать, кто сегодня пришел к нам в гости на урок.
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор… (Айболит)
- Все верно, к нам на урок пришел замечательный гость – главный герой из сказки «Айболит», которую написал К. И. Чуковский, сам доктор Айболит.
“Эль”,
как горка иль трамплин -
- Сегодня на уроке вместе с доктором Айболитом мы научимся распознавать в словах звуки [л], [л’] и обозначать его буквой, читать слоги, слова и предложения с буквой «л». |
Слушают внимательно учителя.
- Это доктор Айболит.
Дети внимательно слушают учителя, узнают тему и цели урока.
|
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Зрительный контакт |
3.Актуализа- ция знаний
Вывод по игре
Работа с лентой памяти
Вывод
Игра на развитие фонематического слуха
Вывод, итог, рефлексия. |
Развитие мышления и анализ информации. Развитие умения слушать и понимать услышанное. |
- Доктор Айболит попросил нас о помощи – помочь ему вылечить несколько животных. - Поэму сегодня мы побудем немного с вами врачами и будем лечить животных. - Давайте вспомним, а что же необходимо каждому врачу для того, что бы лечить своих пациентов? - Какие приборы необходимы каждому мед. работнику? (Предметы по очереди появляются на слайде: лекарства от простуды и гриппа, таблетки, капли от насморка, укол, пилюли и несколько др.) - Вот мы с вами и вспомнили, что обязательно должно быть в
аптечке каждого мед. работника. Все эти вещи очень необходимы! -Ребята, а теперь, давайте вспомним и скажем нашему гостю, сколько гласных и согласных звуков мы с вами уже знаем.
- Внимательно посмотрите на «ленту памяти». - Какие буквы мы с вами изучили?
-Скажите, где мы можем встретить заглавную букву? Где пишется заглавная буква? - То есть другими словами – слова пишутся с заглавной буквы, когда слова обозначают имена собственные, названия географических объектов и клички животных, а также с заглавной пишется 1-ое слово предложения.
- Приведите примеры слов, где будет заглавная буква «Л». Молодцы! Очень интересные слова вы подобрали! Вот мои примеры: Леонид, Леонтий (мужское имя), Лидия (женское имя), Лондон (столица Великобритании), Липецк (город в России), Лесси, Люси (кличка собаки). - Хорошо. Мы узнали, что заглавная буква С пишется в фамилиях, городах, именах собственных. А еще мы повторили и назвали слова, которые начинаются на заглавную букву «Л». Я услышала много слов, молодцы, это говорит о том, что вы очень много знаете, много читаете и узнаете новое, что вам интересно. Похвально!
- На этом этапе урока активно работали (имена учеников) Остальные – просыпаемся!
- А сейчас мы с Айболитом проверим, насколько хорошо и внимательно вы умеете слушать, и проверим, умеете ли вы отличать гласные буквы от согласных! - Перед вами лежат 2 карточки красная и зеленая, я буду называть буквы, а вы должны поднять карточку, показав, какая это буква, согласная или гласная. Педагог произносит буквы: А О У Ы И Н К Т С (буквы выбраны из ленты памяти на стр. азбуки № 57) Отлично, ребята! Мы поиграли с доктором Айболитом и вспомнили известные нам буквы. Очень внимательными оказались (имена учащихся), молодцы, ребята! |
Слушают учителя.
Слушают учителя, называют предметы, которые должны быть у врача в аптечке.
Смотрят на ленту букв. - Мы знаем 5 гласных (а, о, у, ы, и); и 4 согласных (н, к, т, с).
- Заглавная буква пишется в именах, кличах, названиях городов и в начале предложений.
Приводят примеры: Лев, Лука, Лика, Лада (имена людей), слова на букву «л» - лягушка, локоны ( волос), луна, лампа, лапки (у животных), лепка и др.
Слушают задание учителя. Дети поднимают карточки, соответствующие названому звуку педагогом. |
Фронтальная Словесная Наглядная |
Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата. Предметные УУД: использование навыков смыслового чтения сформированность необходимого для продолжения уровня общего речевого развития. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт. Проговаривание правильного, грамотного ответа. |
4.Изучение нового материала Работа с сюжетной картинкой
Слого-звуковой анализ слов из азбуки стр. 59 (по памятке № 2)
Слого-звуковой анализ слова «стул»
Рефлексия
Загадка
Слого-звуковой анализ слова «руль»
Рефлексия
Упражнение на развитие фонематического слуха
Вывод, итог, рефлексия
|
Знакомство с новым звуком. Слого-звуковой анализ слов. Развитие и восприятие новой информации, ее анализ и закрепление. Развитие воображения. |
Добрый
доктор Айболит! Всех
излечит, исцелит
Первый пациент подошел. К доктору Айболиту пришила лисица, и рассказала ему, что ее укусила оса. - Давайте посадим лису на стул и проведем осмотр. - У лисы повышенная температура, и что бы ее сбить, нужно выполнить слого-звуковой анализ слова «стул». - Произнесите данное слово по слогам, определите количество слогов (Использование приема «хлопки») - Назовите 1 слог, 2 слог и т.д.
- Назовите ударный слог в слове «стул». - Назовите слог слияния. - Назовите звуки вне слияния. - Назовите новый изучаемый звук. - Определите, какой это звук: гласный или согласный? Почему?
- Определите, какой этот звук: мягкий или твердый? Почему?
- Дайте полную характеристику звуку [л].
- В слове «стул», где встречается новый звук? - Молодцы, все правильно сказали. Температуру у лисы мы сбили, но у нее болит нос. Доктор Айболит говорит, что необходимо лекарство, за которым нужно съездить. - Сейчас я загадаю вам загадку, и мы узнаем, на чем поедет за лекарством для лисы доктор Айболит. Слушайте внимательно:
Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, Только лучше правь …(рулём.) (На слайде презентации появляется картинка: Айболит, который едет на велосипеде)
- Произнесите данное слово по слогам, определите количество слогов (Использование приема «хлопки») - Назовите 1 слог, 2 слог и тд. - Назовите ударный слог в слове «руль». - Назовите слог слияния. - Назовите звуки вне слияния. - Назовите новый изучаемый звук. - Определите, какой этот звук: гласный или согласный? Почему?
- Определите, какой этот звук: мягкий или твердый? Почему?
- Дайте полную характеристику звуку [л’].
- В слове «руль», где встречается новый звук? - Какие же вы молодцы. Вы правильно и грамотно разобрали все слова и дали характеристику новым звукам. А также мы вылечили лису. Доктору Айболиту и мне очень понравилось, как вы поработали! - А теперь давайте-ка проверим, сможете ли вы услышать звуки [л] и [л'] на слух. - Слушайте задание. - Сейчас я буду называть вам слова: если вы услышали звук [л’] - мягкий новый звук – вы хлопаете, а если услышали новый звук [л] – твердый, то тогда вы топаете. - Начинаем: (Учитель называет слова, которые представлены ниже и смотрит за реакцией детей). Слова: Лиса, паЛьма, акуЛа, журавЛь, пЛяж, Лечение, Лось, дятеЛ, сЛон, соЛнце. - Все верно! Какие же вы, оказывается, внимательные! - Итак, мы с вами познакомились с новыми звуками: [л] и [л’]. А также мы научились слышать эти звуки в словах. Узнали, где может быть написана буква «л», и вспомнили, когда и при каких обстоятельствах в словах пишутся заглавные буквы. |
Дети внимательно слушают указания учителя.
Дети начинают выполнять слого-звуковой анализ слова «стул».
- Слово стул состоит из одного слога (стул) - В этом слове 1 слог ударный – «стул» - ту - [с], [л]. - [л] - Звук [л] - согласный, потому что при его произношении воздух встречает препятствие в виде зубов. - Звук [л] - твердый, потому что после него идет твердый гласный звук.
- Звук [л] - согласный, потому что при его произношении воздух встречает препятствие в виде зубов; этот звук твердый, потому что после него идет звук твердый гласный звук. - Новый звук [л] встречается в конце слове «стул».
Дети слушают загадку.
- Руль.
Дети проводят слого-звуковой анализ слова «руль». - Слово «руль» состоит из одного слога - руль - Ударный слог – слово «руль» - ру - [л’]. - [л’] - Звук [л’] - согласный, потому что при его произношении воздух встречает препятствие в виде зубов. - Звук [л’] - мягкий, потому что после него идет «Ь», который дает мягкость предшествующему звуку. - Звук [л’] - согласный, потому что при его произношении воздух встречает препятствие в виде зубов; этот звук мягкий, потому что после него идет «Ь», который дает мягкость предшествующему звуку. - Новый звук [л’] встречается в конце слове «руль».
Дети слушают задание учителя.
Дети хлопают, когда учитель назвал слова: Лиса, пальма, журавль, пляж, лечение. Дети топают, когда учитель назвал слова: Акула, лось, дятел, слон, солнце.
|
Фронтальная
форма контроля. |
Личностные УУД: Проявление интереса к новому материалу;
Познавательные УУД: осознанное и произвольное высказывание по изученным звукам; анализ изучаемых звуков;
Коммуникативные УУД: умение принимать чужое мнение и позицию. у выслушивать ответы других.
Регулятивные УУД: умение действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; умение адекватно реагировать и воспринимают оценку учителя.
|
Текущий контроль Грамотно поставленные ответы на поставленное учителем задание. |
5. Физ. минутка |
- Упражнения на все группы мышц. |
А сейчас настало самое время немного отдохнуть. 1 раз я вам показываю – вы сидите на своих местах и смотрите; 2 раз я показываю – вы повторяете движения вместе со мной, но без слов; 3 раз я показываю - вы повторяете со словами.
На
разминку становись!
|
Сначала дети смотрят на учителя. Потом встают и повторяют движение за педагогом.
|
Фронтальная форма Групповая (коллективная) работа. |
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. |
Правильное выполнение упражнений
|
6. Знакомство с буквой
Алфавитное название буквы
Нахождение/расположение буквы на ленте памяти
Вывод, итог, рефлексия |
Развитие восприятия новой информации, ее анализ и закрепление. Знакомство с буквой «эль». |
- Звуки [л] и [л’] на письме обозначаются буквой «Л». - В таком виде буква «эль» может встретиться вам в учебниках и книжках. - Она может быть, как заглавной, так и строчной, а когда она бывает заглавной - мы с вами уже вспомнили ранее. - Пока мы знакомились со звуками буквы «эль», доктор Айболит, успел вылечить жирафа. Он нам сейчас поможет! - Нам нужно расположили букву «Л» на ленте памяти. - Куда мы поставим букву «Л» : к гласным или согласным? Почему?
- Верно, поставим ее там, где находятся согласные. - А какие звуки у буквы «эль», вспомните, они звонкие или глухие? А в каком ряду стоят звонкие согласные?
- Верно. Наш жираф помог нам «поселить букву в свой домик». - Спасибо тебе, жираф! Подытожим: буква «эль» находятся на ленте памяти в верхнем ряду, там, где согласные, и обозначает 2 звука, которые являются звонкими (зависит от последующей гласной буквы!).
- Мы с вами умницы, познакомились со звуками и буквой. И сами смогли расположить букву на ленте памяти! - Давайте продолжать дальше знакомиться с буквой «л» и помогать доктору Айболиту! |
Слушают внимательно учителя.
- Мы поставим новую букву к согласным, потому что когда мы произносим ее звуки, воздух встречает препятствие в виде зубов.
- Звонкие
- На верхнем ряду.
|
Фронтальная форма. Словесная форма контроля. |
Личностные УУД: активно включаются в творческую деятельность и взаимодействие со сверстниками Познавательные: умеют соотнести звук и букву.
|
Текущий контроль.
Правильные ответы на поставленные вопросы учителя. |
7. Чтение слогов
Жужжащее чтение слогов
Чтение слогов вслух
Вывод, итог, рефлексия |
Развитие восприятия новой информации, ее анализ и закрепление. |
- Следующий пациент доктора Айболита – бегемот. И у него болит живот. - Чтобы помочь ему, нам необходимо научиться читать слоги с буквой «л». - Доктор подготовил для нас 5 слогов на странице азбуки № 59. - Ставим пальчик на первый слог и читаем жужжащим чтением.
- Умницы, а теперь читаем вслух! Первый слог читает (Имя учащегося) Второй слог читает(Имя учащегося) Третий слог читает(Имя учащегося) Четвёртый слог читает (Имя учащегося) Пятый слог читает (Имя учащегося) Мы справились с заданием Доктора Айболита, вылечили бегемота и научились читать слоги с буквой «Л».
- Замечательно! Вы научились читать слоги с новой буквой – «л». У вас очень хорошо выходит! |
Дети читают слоги жужжащим чтением, вслух. ЛА, ЛО, ЛИ, ЛЫ, ЛУ.
Дети по очереди читаю по одному слогу вслух.
|
Фронтальная |
Научиться читать слоги с изученными буквами. Умение ориентироваться на страницах учебника.
|
Правильный ответ, зрительный контакт. |
8. Чтение слов с пометами
Жужжащее чтение слов с пометами
Чтение слов с пометами вслух
(Использование приемов чтения)
Вывод, итог, рефлексия |
|
К нам еле-еле прискакал кузнечик.
вывихнуто
плечико
- Поэтому давайте научимся читать слова с новой буквой и поможем бедному кузнечику. - Смотрим на стр. азбуки № 59. - Ставим указательный пальчик на первое слово и читаем жужжащим чтением (кукла- куклы, уснули- уснул, катала- катал, стол-стул). - Первое слово по слогам вслух прочитает (Имя учащегося). - Второе слово в первом столбике по слогам прочитает (Имя учащегося). - Теперь целым словом прочитает его (Имя учащегося). - Ребята, а как вы думаете, чем похожи, а чем различаются данные слова?
- Верно, слова обозначают единственное и множественное число. первое слово во втором столбике по слогам прочитает (Имя учащегося). - Это же слово целым словом прочитает (Имя учащегося). Второе слово в этом столбике по слогам прочитает (Имя учащегося). - Это же слово целым словом прочитает (Имя учащегося).
- Замечательно! Мы справились с этим заданием. Мне очень понравилось, как читала (имя учащегося) и (имя учащегося). - Мы вылечили нашего кузнечика! |
Слушают учителя.
Читают слова жужжащим чтением. Кук-ла, кук-лы
- Слова обозначают единственное и множественное число. ус-ну-ли, ус-нул |
|
|
|
9. Чтение текста
Подготовительное чтение
Аналитическое чтение
Итоговое выразительное чтение
Озагалавлива- ние текста
Рефлексия
Вывод, итог, рефлексия |
|
Следующим нашими пациентами оказались – акулята с мамой акулой.
«…
У её малюток,
- Пока доктор Айболит их осматривает и лечит, мы с вами переходим к чтению текста. - На странице азбуки № 59 найдите текст. - Возьмите простой карандаш, и прочитайте жужжащим (про себя) чтением, попутно выделяя слоги слияния и звуки вне слияния в словах с новой буквой. - А теперь прочитаем текст, вслух по одному предложению. Начинает читать с (имя учащегося).
- Кто у Оли? (У Оли куклы.) - Кого катала Оля? (Она катала кукол). - Что сделали куклы? (Куклы уснули).
- Молодцы, ребята. - А теперь, давайте ещё раз прочитаем, но уже громко, четко и выразительно! - Читаем по одному предложению. Начинаем с (Имя ученика).
- Теперь подумаем, как можно назвать рассказ. Отвечаем по поднятой руке. - Какие вы умницы. Все ваши варианты очень интересные! А какой понравился вам?
- Пока мы с вами учились читать текст, доктор Айболит вылечил маленьких акулят.
«…Вот и вылечил он их, Вот и вылечил больных! И пошли они смеяться, И плясать и баловаться! И
акула Каракула И сказала на прощание: «Вам спасибо, до свидания!»…»
- Мы с вами и научились читать предложения из целого текста с новой буквой. Мы с вам изучили букву «эль» . - Ребята, вы большие молодцы и помогли зверятам, вылечили их! За это вам огромное спасибо. |
Слушают учителя.
Дети берут в руки простые карандаши и по указанию учителя начинаю читать текст с использование карандаша –выделяют слоги слияния и не слияния.
- У Оли куклы. - Она катала кукол. - Куклы уснули.
Несколько детей читают вслух.
(Оля, игра, будущая мама)
Слушают внимательно учителя.
|
|
|
|
10.Творческая практическая деятельность Работа по иллюстрации и тексту на стр. 58.
Биография о авторе – Корнее Ивоновиче Чуковском.
Демонстрация выставки книг автора. |
|
- Пожалуйста, посмотрите теперь на стр. № 58.
- Рассмотрите иллюстрацию, и подумайте, к какому произведению К.И. Чуковского она относится.
- Что изображено на иллюстрации?
- Давайте с вами подумаем, глядя на иллюстрацию, что может происходить с этими героями?
(Учитель читает наизусть отрывок сказки «Тараканище», которое представлено на стр. азбуки»)
«А слониха-щеголиха Так отплясывает лихо, Что румяная луна В небе задрожала И на бедного слона Кубарем упала.»
- Дети, вы поняли, какая сказка изображена?
- Конечно же, это сказка «Тараканище», которую написал - Корней Иванович Чуковский (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) – знаменитый детский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик и переводчик. - Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети нашей огромной страны. Именно этот мужчина придумал множество сказочных героев.
- Сегодня, как вы могли заметить в классе у нас с вами выставка сказок Корнея Ивановича Чуковского. - Вот одни из них…..( Краденое солнце, Айболит…)
(Учитель читает наизусть небольшие отрывки из сказок К. Ивановича)
- Вы можете взять сказки К.И. Чуковского в библиотеке, дома или у знакомых и прочитать их вместе с родителями.
Хорошие книжки писал дед Корней- Воспитывал взрослых он и детей. Будут и внуки наши, и дети Сказки читать веселые эти.
Правила гигиены (Представлены на слайде)
Учитель говорит детям, что необходимо соблюдать правила гигиены, особенно в наше время – время пандемии короновируса. |
Слушают внимательно учителя.
Дети по указанию учителя рассматривают сюжетную иллюстрацию на странице азбуки № 58. На иллюстрации изображены: Луна, два слона, ослик, звездное небо, трава, книга, поляна. Дети озвучивают свои варианты предложений. (Луна сияет в темном небе. Слониха танцует, ее друг горюет.)
- «Я думаю, что эта иллюстрацию подходит под сказку «Тараканище»».
Дети внимательно слушают биографию детского писателя.
Дети смотрят на выставку книг.
- Внимательно слушают учителя.
|
Фронтальная Практическая |
Оценивают результат своей работы. |
Текущий контроль.
Зрительный контакт |
11. Итог
Рефлексия
Доп. вопросы:
|
- Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
-Ребята, скажите, с какой буквой и звуками мы сегодня познакомились? - Что вы узнали сегодня на уроке?
- Все верно, и теперь мы умеем и можем говорить слова и предложения с буквой «л». -Айболит, благодарит вас за помощь влечении пациентов. -Он отправляется в свою сказку, лечить и помогать раненным животным.
-Ребята, у вас у каждого на парте лежат аптечки, ваша задача раскрасить их. - Слушайте задание: - Возьмите в руки цветные карандаши и … 1). раскрасьте аптечку в красный цвет – если у вас были затруднения, вы чего-то не поняли на уроке; 2). раскрасьте аптечку в зеленый – если вы на уроке все поняли, и вам было интересно на уроке. Приступайте к работе.
- Почему у вас появились затруднения? Где у вас были затруднения? - В чем вы были успешны/ не успешны?
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились
- Всем спасибо, дети, за урок. Мне безумно понравилось работать с вами. Вы большие умницы!
- Еще раз, всем спасибо за внимание. Урок окончен. |
- Сегодня мы познакомились с буквой «эль», узнали, что она означает 2 звука: твердый звук [л], и мягкий звук [л’]. А также мы научились читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Слушают внимательно учителя.
Выполняют задание по рефлексии - раскрашивают аптечки, оценивая свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя.
- До свидания! |
Фронтальная |
Познавательные УУД: умение анализировать и обобщать изученный материал. |
Заключительный, тематический. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.