Технологическая карта урока
Учитель: Брянская Людмила Игоревна
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Предмет: Окружающий мир
Тема: Куликовская битва.
Тип урока: Открытие нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Страницы истории России», урок №7
Цель: Создать условия для формирования базовых исторических знаний. Сформировать представление о подвигах защитников Руси.
Оборудование: учебники «Окружающий мир» 4 класс, часть2, картина М. И. Авилова «Пересвет и Челубей», презентация «На поле Куликовом», раздаточный материал.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
Личностные |
||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||
Познакомятся с подвигами русских воинов-защитников Руси.
|
Научится: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); -определять последовательность действий, работать по плану; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата |
Научится: -извлекать нужную информацию из текстов; -представлять информацию в виде устного рассказа; -выявлять сущность, особенности объектов; -на основе анализа объектов делать собственные выводы; - находить ответы на вопросы в авторских выводах. |
Научится: - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов группы в сотрудничестве, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; -работать в паре и группе слушать и понимать других.
|
Научится: формировать устойчивую мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, адекватно воспринимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
Ход урока
Название этапа урока |
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 Организационный момент |
Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
фронтальная |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствие педагога. Проверьте вашу подготовку к уроку и порядок на парте. Оцените подготовку.
|
Приветствие учеников, проверка готовности к уроку
|
Ученики проявляют эмоциональную отзывчивость, настраиваются на урок |
|
2. Актуализация знаний
|
Включить учащихся в виды деятельности |
Фронтальная работа
|
Для проверки домашнего задания предлагаю вам блицопрос. 1.Кто такой Иван Калита? 2.За что он получил такое прозвище? 3.Какой город стал центром Русского княжества при И. Калите? 4.Что получили московские князья в наследство от И. Калиты? 5.Какие личные качества И. Калиты сыграли главную роль в успехе его правления? |
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.
|
Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Осуществляют познавательную и личностную рефлексию |
3.Формулирование проблемы, планирование деятельности.
4. Открытие нового знания |
Подвести учащихся к формулированию темы урока.
Самостоятельно открыть для себя новые знания, работая с текстом учебника.
|
Фронтальная работа
Работа в группах
|
- Как вы думаете, мог ли смирится хан Золотой Орды с тем, что московское княжество стало богатеть и укрепляться? Что он мог предпринять?
Демонстрация картины (М. И. Авилов «Пересвет и Челубей») Ребята, посмотрите на картину, вспомните название картины, автора и историческое событие, которое на ней изображено. Сформулируйте тему нашего урока. - Поставьте цель. -Что мы будем делать для достижения этой цели? Спланируем нашу деятельность Как вы будете это делать? Какой первый шаг? Следующий какой шаг? Следующий?
Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с новой темой. Для этого работаем в группах, самостоятельно читаем текст учебника, ищем ответы на вопросы. (Приложение №2) Этапы работы в группе: 1.Прочитать вопросы. 2. Распределить задание. 3. Найти ответы в тексте учебника. 4.Пересказать участникам группы. 5. Выступление перед классом.
Задание для группы №1: 1.Кто из русских князей бросил вызов Орде? 2.Почему хан Мамай выступил против Руси? 3. Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? 4. Кто благословил русского князя на битву с врагом? Задание для группы №2: 1.Как звали монахов, которых отправил на битву Сергий Радонежский? 2. На какой реке встретились войска? 3 С чего началась битва? 4. Опишите вооружение русских воинов и воинов хана Мамая. Задание для группы №3: 1.Где было намечено сражение? 2. В каком году происходила Куликовская битва? 3. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? 4. Какое значение для Руси имела победа на Куликовом поле? |
Обучающиеся выдвигают гипотезы, доказывают свои предположения
Рассматривают картину, делятся своими мыслями.
Совместно с учителем составляют план деятельности 1.Узнать причины Куликовской битвы. 2. В каком году и где она происходила. 3.Узнать имена героев. 4. Итоги битвы.
Читают задание, определяют, что надо выполнить, распределяют вопросы в группе. Выполняют работу, пересказывают участникам группы |
Учениками совместно с учителем в процессе наблюдения определяется основной вопрос урока
.Оформляют свои мысли в устной речи.
|
Осуществляют познавательную и личностную рефлексию
|
5.Физминутка |
|
|
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. |
|
|
|
6. Развитие умений. Первичное применение знаний
|
Применить полученные знания. |
Фронтальная Индивидуальная |
Слушаем выступление каждой группы, задаём вопросы.
Просмотр презентации «На поле Куликовом» |
Каждый обучающийся отвечает на свой вопрос перед классом. |
Участвуют в оценке и обсуждении полученного результата; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; оформляют свои мысли в устной речи.
|
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Применить полученные знания в новой ситуации. |
Работа в парах
|
Поработайте с картой. 1.Найдите место Куликовской битвы. 2. Проследите передвижение войск. |
Читают задание. Определяют, что требуется выполнить. выполняют Работу совместно с соседом по парте.
|
Самоанализ и взаимоконтроль |
Проверяют свою работу по эталону, оценивают свою работу по алгоритму «Самооценки», на полях выставляют отметку |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
|
Определить уровень усвоения нового материала. Создать положительный эмоциональный фон.
|
Самостоятельная работа по выбору (карточки с разноуровневыми заданиями)
Самопроверка с помощью карточек для самопроверки |
Ответьте на вопросы: Вариант 1 (на отметку4) 1.Кто из русских князей бросил вызов Орде? 2. Как звали хана Золотой Орды? 3. Кто благословил русского князя на битву с врагом? 4. Кто одержал победу на Куликовом поле? Вариант 2 (на отметку 5) 1.С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны земли Русской? 2. Как звали монахов, прославленных воинов, которые отправились на битву вместе с Дмитрием Ивановичем? 3.С чего началась битва? 4.Итог битвы. |
Обучающиеся выбирают карточку с заданием на отметку 4 или 5, самостоятельно выполняют задание, проверяют правильность выполнения задания по карточке для самопроверки. |
Самоанализ и самоконторль |
Проверяют свою работу по эталону, оценивают свою работу по алгоритму «Самооценки», на полях выставляют отметку |
9.Рефлексия деятельности (итог урока).
|
Подвести каждого ученика к осознанию успешности своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
|
-Назовите ещё раз тему нашего урока. -Выполнили ли мы задачи, которые поставили? -Что больше всего понравилось на уроке? - Что захотелось ещё узнать? - Ответы каких учеников вам понравились? Чем? - Оцените свою работу на уроке (лестница успеха). |
Вспоминают план действий, определяют, насколько выполнены пункты плана. |
Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и планом.
|
Оценивают свою работу на уроке в дневнике соответствующим знаком |
Домашнее задание |
Провести инструктаж по выполнению домашнего задания
|
|
Дифференцированное задание: 1.Выполнить задание в рабочей тетради стр.48 2.Нарисовать вооружение русского воина и воина Золотой Орды. 3. Выскажи своё отношение к результатам Куликовсой битвы. |
Знакомятся с домашним заданием, задают вопросы. |
Закрепляют полученные знания. |
|
Приложения
Задания группам:
Задание группе №1 |
Задание группе №2 |
Задание группе №3 |
1.Кто из русских князей бросил вызов Орде? |
1.Как звали монахов, которых отправил на битву Сергий Радонежский? |
1.Где было намечено сражение? |
2.Почему хан Мамай выступил против Руси? |
2. Где встретились войска? |
2. В каком году происходила Куликовская битва? |
3. Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? |
3 С чего началась битва? |
3. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? |
4. Кто благословил русского князя на битву с врагом? |
4. Опишите вооружение русских воинов и монгольских. |
4. Какое значение для Руси имела победа на Куликовом поле? |
Карточки для самопроверки:
Отметка «4» |
Отметка «5» |
1.Князь Дмитрий Иванович (внук Ивана Калиты) |
1. Необходимо было объединить силы для решающей битвы с врагом. |
2. Хан Мамай. |
2. Прославленные русские воины, монахи Пересвет и Ослябю. |
3. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича на битву с врагом. |
3.Битва началась с поединка богатырей. С русской стороны выступил богатырь Пересвет, со стороны татаро-монгол богатырь Челубей. |
4.. Русское войско одержало победу над войском хана Мамая. |
4. Русское войско одержало победу над войском хана Мамая. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.