Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит электричество?"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит электричество?"

docx
13.01.2020
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Откуда в наш дом приходит электричество.docx

Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Невежкино

 имени Фёдора Андреевича Ежкова в с. Ширяево Белинского района Пензенской области

 

 

 

Открытый урок

по окружающему миру

 в 1 классе на тему

«Откуда в наш дом приходит электричество?» 

 

 

 


                                                       

 

                                                                                       

                                                                                

      

       

 

 

            Технологическая карта урока

Учитель: Лазарева В.И.

Класс 1

Предмет: Окружающий  мир

Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений

Тема

 

Откуда в наш дом приходит электричество?

Цели:

Планируемые результаты

Сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом.

Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения с электричеством;

-понимать необходимость экономии природных ресурсов;

-личностная мотивация к познавательной деятельности;

- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении электроприборов в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации
(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Регулятивные:  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;  оценивать результаты своей деятельности.

Предметные:

. отличать электроприборы от других бытовых приборов;

-знать правила безопасности при использовании электроприборов;

понимать схему доставки электричества потребителям

Основные понятия

Что такое электричество 

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Плешаков, А. А. Окружающий мир: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, картинки  Муравьишки, Вопросика и Мудрой черепахи, электроприборов, приборов, работающих от батарейки, розетки, батареек, молнии, тока, лампочка,  линейки, конфетти из бумаги, клей.

- слайд-презентация.

Форма обучения

Фронтальная работа, работа в паре, индивидуальная

Технологии

Проблемно-диалогическая, исследовательская.

 

 

Этап урока.

Цель.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности.

Цель:

- обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

- Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите. Пожалуйста, на них, поздоровайтесь. Прошу садиться.

- Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям.

- Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Учащиеся приветствуют учителя, друг друга и гостей.

Пожелание успеха друг другу,  учителю и гостям.

Личностные УУД: положительное отношение к школе, настрой на работу на уроке.

2 .Актуализация знаний.

 

Цель:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О чем говорили на прошлом уроке? (О воде. Откуда приходит вода в наш дом, куда потом уходит.)

 - Что значит вода для всего живого? (Воду пьет человек, она нужна полям, лесам. Без нее не могут жить ни люди, ни птицы, ни звери. По морям и океанам днем и ночью плывут корабли, перевозят грузы.)

- У воды есть еще одна способность – она добывает электричество, электрический ток, работая на электростанциях.

 

Презентация.(слайд)

- Что вы делаете, войдя в темную комнату? (Ну, конечно же, включаете СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается свет!

 Но так было не всегда. Давайте посмотрим, чем раньше освещали свои жилища?

Как вы думаете, что светило в давние-давние времена людям по ночам? (огонь КОСТРА). (Слайд)

По вашему мнению, огонь был безопасен для людей? Почему?(ответы детей).

А  как люди добывали огонь?

Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ.(слайд) Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом?

Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна. Почему?

 Ведь может случиться пожар! Поэтому в домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ.(слайд)

Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ. Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару!

А еще позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. (слайд).

 В них вместо масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп и свечей, а, кроме того, была более безопасной. Потом люди придумали свечи. Но свечи тоже опасны!  (слайд)

 А чем опасны свечи?

 

Сегодня на уроке у нас побывает гость-невидимка. Он неутомимый труженик. Представить себе жизнь без него в современной квартире просто невозможно! И даже сейчас на уроке мы учимся, а он работает! Что же это?

 

 Отгадайте загадку:

Дом стеклянный пузырёк,

А живёт в нем огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется.

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают.

 

 

Познавательные УУД:

информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций.

 

3. Выявления причин затруднения и

целеполагание к учебной деятельности

Цели:

-возникновение проблемной ситуации;

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-организовать постановку цели урока учащимися.

 

-Но лампочка сама по себе не светит! Так что же заставляет ее гореть и светить? (демонстрация не горящей лампочки)

Отгадайте загадку:

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня ребята нет,

Не зажжется в доме свет

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Это::ТОК

 

– Как вы думаете, что же такое электричество?

- Электричество – это энергия, передающаяся по проводам. Электричество, бегущее по проводам называется электрическим током. Электрический ток заставляет работать электрическую лампочку.

-А как еще нам помогает электричество? (кроме того, что загорается лампочка).

Мы уже знаем, что без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы втыкаем вилку в розетку  и происходит чудо: электроприбор оживает. Почему?

Ребята, какая наша цель сегодня на уроке?

 

- Что бы вы хотели узнать сегодня  на уроке? Вот и Муравьишка пришел к нам за помощью. Он хочет узнать: -Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать электроприборы?

(Вешаю на доску изображение Муравьишки)

Обсуждение затруднений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

Диалог, подводящий к теме урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

"Откуда в наш дом приходит электричество?"

 

Ответы уч-ся.

 

Регулятивные УУД:

 

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

4. «Открытие нового знания»

Цель: поиск и выделение необходимой информации.

-Ребята, вы хотите узнать, откуда в розетке оказался электрический ток?     (рисунок розетки)

 

Электрический ток чем - то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие, маленькие частицы - электроны.(ток) (слайд)

Каждый электрон несёт небольшой заряд энергии. Когда таких электронов накапливается, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение.

 

- Электрические заряды вы можете наблюдать в природе. Не подскажите, когда? (когда сверкает молния, рисунок) А можно наблюдать электрические заряды и в повседневной жизни.

Древние греки очень любили украшения из янтаря, названного им за его цвет и блеск "Электрон" - что значит солнечный камень. Отсюда и произошло и само слово «Электричество». Однажды дочь греческого царя протирала янтарь тканью и заметила, что к камушку пристало несколько ниточек. Так греки убедились, что янтарь притягивает легкие предметы.

Вы тоже можете повторить опыт греческой девушки, для этого не обязательно иметь янтарь.

Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я вас приглашаю в страну «Волшебных предметов», где вы научитесь ловить электричество.

Надо закрыть глаза и сосчитать до 5.

Вот мы и в волшебной стране.

Опыт  с расческой.

Давайте обычную расческу превратим в волшебную, я вам покажу, как это сделать. Прошу выйти 1 уч-ся. Надо расческу потереть о волосы и приложить к мелким кусочкам бумаги. Кусочки бумаги прилипли к расческе. Вывод: Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали.

Попробуем и другие предметы сделать волшебными.

Опыт с линейкой.

 

Возьмите линейку и потрите ее о шарфик Поднесите к маленьким кусочкам бумаги. Обсудите в паре -Что произошло?

Вывод: Линейка стала притягивать кусочки бумаги.

 -Почему, как вы думаете?

Вывод: электричество есть не только в волосах, но и на одежде.

 

 

Давайте с вами попытаемся узнать путь электричества в наш дом. А может кто-то  знает, как вырабатывается электричество?

Электрический ток вырабатывают большие мощные гидроэлектростанции. Их обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища. Чтобы получить электричество на такой станции, используется сила воды.

(слайд). Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, (слайд), потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки. (слайд)

 

Люди научились использовать силу ветра (ветровые эл. станции) (слайд), использовать атомную энергию (атомные эл. станции) (слайд), энергию тепла (тепловые электростанции) (слайд)

В работе ТЭС используется энергия природного топлива. Она выделяется при сжигании угля, природного газа, мазута и т.д. В машинном зале установлен котел с водой. При сгорании топлива вода в котле нагревается до нескольких сот градусов и превращается в пар. Турбина в свою очередь вращает генератор, который вырабатывает электрический ток.

-Какой вывод вы сделаете?

Итог : электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам.

-Ребята, а от чего горит фонарик? (демонстрация горящего фонарика)

Люди научились создавать электричество в батарейках. Батарейки бывают разные: и по виду, и по силе.

-Какие бытовые приборы работают на батарейках?

Показ различных батареек.

 

 

 

 

 

Проговаривание нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ янтаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают опыт.

 

-Линейка  стала притягивать кусочки бумаги

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Ответы уч-ся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, применяя метод исследования и наблюдения, структурирование знаний

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

5.Физкультминутка

Цель: снять усталость, напряжение.

 

Давайте отдохнем и подзарядимся энергией. Выполняем действия под песню из м/ф «Фиксики».

 Мы с вами подзарядились, накопили энергию. Тихонько садитесь.

Выполнение физминутки.

Регулятивные УУД:

осуществлять пошаговый контроль своих действий.

 

 

 

6. Первичное закрепление.

Цель: закрепить полученные знания.

-Откройте страницу 62 учебника. Рассмотрите рисунок.

Вспомним, как нам помогает электричество?

На столах у вас карточки с изображением приборов.  Теперь, возьмите в руки карандаши и закрасьте кружки у тех приборов, которые работают от электричества.

Лера и Алиса пойдут работать на доске.

 

 

Рассматривают рисунок в учебнике.

 

 

Работают индивидуально на карточках.

 

Двое уч-ся работают у доски.

 

 

 

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Высказывать своё предположение (версию).

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

7. Работа с учебником

 

Цель: учить работать с учебником.

1.Работа с учебником. Страница 63.(рисунок)

 Проследим путь электричества  в наш дом.

 

-Почему нужно экономить электроэнергию?

-Как это можно сделать?

1. Используйте энергосберегающие лампочки.

2. Выходя из комнаты, гасите свет.

5. Протирайте лампочки от пыли.

 

Работа по учебнику.

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

работать по предложенному учителем плану 

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Оценивать результаты своей деятельности.

 

8.Физминутка  для глаз

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо —

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками

 

Выполняют действия.

 

9.Практическая работа

Как в фонарике загорается лампочка, работает фотоаппарат, часы – мы узнаем, проделав интересную работу с простой электрической цепью.  
Сейчас вы самостоятельно проведете это исследование.  Дети выполняют  под руководством учителя по рисунку в рабочей тетради (с. 19, № 2). Для работы используются детали электроконструктора. Выполнение данной практической работы очень важно для понимания темы урока: дети убеждаются, что электричество от источника (батарейка) по проводам поступает к лампочке, зажигая ее.

Собирают электрическую цепь.

Познавательные УУД:

делают вывод, что электричество от источника питания по проводам поступает к лампочке.

10. Включение нового знания в систему знания и повторение.

Цель: повторить правила безопасности при использовании электроприборов.

-Почему нельзя шутить с электричеством?

А повторить правила  безопасного обращения с электроприборами нам поможет Мудрая черепаха.

  

 -Когда электроприборы  могут стать опасными?

 Назовите, ребята, правила безопасного обращения с электроприборами! (слайд)

 

А теперь сравним на странице 62 учебника слова Мудрой черепахи.

Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.

Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток.

Не прикасайся к оголенным проводам!

Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым.

Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

Называют правила.

 

Электричество наш друг и помощник. Но может стать нашим врагом, если не знать правила безопасного пользования электричеством.

Учащиеся продолжают начатое высказывание

 

Познавательные УУД:

-знать правила безопасности при использовании электроприборов;

активизация мыслительной деятельности в конце урока. Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о правилах безопасности при использовании электроприборов.

 

11. Подведение итогов урока, рефлексия.

Цель: подвести итог,

дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

 

-Помогли Муравьишке ответить на вопрос?

-Вы узнали, откуда приходит  в наш дом электричество?

 Вы запомнили: - Почему нельзя шутить с электричеством?

-Оцените свою работу на уроке.

 Ребята перед вами гирлянда, давайте ее украсим. Если вам понравился урок и было все понятно, клеим на гирлянду зеленую лампочку, если были  затруднения приклеиваем  желтую лампочку, если было неинтересно и ничего не понятно, то клеим красную лампочку!

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД:

прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

Спасибо ребята вам за урок! Все молодцы! Урок окончен!

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)