Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Как сохранить богатства природы"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Как сохранить богатства природы"

Оценка 4.8
docx
05.06.2023
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Как сохранить богатства природы"
Тех. карта урока окружающего мира Как сохранить богатства природы.3 класс.docx

Технологическая карта урока в 3 классе

Предмет: окружающий мир

Тема: «Как сохранить богатства природы»

Целевые установки:

·         Познакомить с причинами загрязнения окружающей среды;

·         Организовать работу с информационными источниками;

·         Формировать бережное отношение к природе.

Предметные результаты:

·         узнать причины загрязнения окружающей среды;

·         различать разные богатства природы;

·         научится находить способы ее защиты с опорой на собственный опыт.

Метапредметные результаты:

·         рассказывать о богатствах природы, опираясь на материалы учебника, дополнительные источники и  собственные представления;

·         обсуждать правила пользования дарами природы;

·         моделировать и изображать условные знаки, призывающие к охране природных сообществ.

·         сравнивать особенности охраны разных природных сообществ.

Личностные результаты:

·         делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия природы;

·         осознавать необходимость бережного отношения к природе;

·         понимать, что нерациональное использование природных богатств приведет к необратимым последствиям

Формируемые УУД:

1) Регулятивные

2) Познавательные

3) Коммуникативные

4) Личностные

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: ноутбук учителя,  проектор, карточки с правилами работы в группе «верно» «неверно», изображения обитателей леса, луга, водоема, карточки для деления обучающихся на группы, электронное приложение к учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир 3 класс» (тема: «Как сохранить богатства природы»), сигнализаторы.

Предварительная работа: дети должны познакомиться с проблемами окружающей среды, проследить какие меры предпринимаются по предотвращению вымирания редких животных и растений,  принести вырезки (выписки, распечатки) статей которые информируют об экологической обстановке в России, подготовить карточки для деления обучающихся на группы, разделить класс на группы.


Элементы методической структуры урока

Деятельность учителя

Действия обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня вы работаете в мини командах. Но это будет не просто урок, на этом уроке вы будете соревноваться между командами. Команды, работающие активно и правильно отвечающие на вопросы, соблюдающие правила работы в команде будут получать дополнительные шаблоны. Группа, набравшая наибольшее количество жетонов получит дополнительную оценку.

В течение урока за успешное выполнение задания у вас на партах будут появляться жетон, команда набравшая большее количество жетонов получит дополнительную оценку. 

Перед тем как начнем, предлагаю вам вспомнить правила работы в группе.

На ваших партах есть две карточки, на них написано «верно»,  «неверно». Когда я прочитаю правило, ваша команда должны поднять соответствующую карточку, а если правило неверное его нужно исправить.

1 правило: Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

2 правило: Перебивать и не слушать ни кого в команде. («не верно», исправляют правило «Слушать ребят в команде и не перебивать» (появляется правило на доске)

3 правило: Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться. («верно» на доске появляется правило)

4 правило: Если ты не согласен с точкой зрения говорящего, его не нужно выслушать. (на доске появляется правило)

5 правило: Если никто не может  начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана («верно») Сейчас мы вспомнили 5 основных правил работы в группе. Еще раз посмотрите на них и используйте, что бы у вас получилась слаженная работа. (на доске появляется правило).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Поднимают карточку «верно», на доске появляется правило)

 

 

 

 

 («не верно» формулируют правило:  «нужно уважительно относиться к чужому мнению»)

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

А сейчас я предлагаю начать наш урок с элементами соревнования. Назовите одним словом  совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. В природном сообществе осуществляется и поддерживается круговорот веществ.

Предлагаю вспомнить те сообщества, которые мы изучили, отгадав загадки. Ответы спрашиваю по поднятой руке. За правильную отгадку команда получает жетон.

1 загадка:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
А Васю - хворостиной.

2 загадка:

Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Беру с собою свой сачок:
Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет …

3 загадка:

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая.

Как иначе можно назвать озеро, пруд  и др.

Верно.  На доске вы видите картинки, распределите их в группы: обитатели луга, обитатели леса, обитатели водоема. (Спрашиваю по одному участнику от группы, по цепочке)

Вы справились с этим заданием, но что бы проверить, как хорошо вы усвоили предыдущие темы,  вы должны выполнить 1 задание в группах.

Капитаны подойдите за заданием. (Задание выдается в конвертах)

1 группа: ЛЕС

1.Без чего не возможна жизнь леса?

2. Приведите примеры жителей леса.

3. Составьте цепочку питания.

2 группа: ЛУГ

1.Что такое луг?

2.Какие растения главные на лугу?

3. В чем заключается «дружба насекомых и цветов»?

3 группа: ВОДОЕМ

1.Что такое водоем?

2.Какие организмы обитают в водоеме?

3.Кого называют «живыми фильтрами» и почему?

4 группа: ЦЕПИ ПИТАНИЯ

1.Состатвить цепь питания «луг»

2.Составить цепь питания «лес»

3. Составить цепь питания «водоем»

Познакомьтесь с заданиями. Приступайте к работе. Можете пользоваться учебником и рабочей тетрадью. На работу 3-5 минут.

Время закончилось. Проверяем.

 

 

 

 

 

 

 

Сообщество

 

Лес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луг

 

Озеро, пруд

 

 

 

 

 

 

 

Водоем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитаны организовывают работу в группе. Обучающиеся знакомятся с заданием. Распределяют роли в группе.

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы называют свои ответы, остальные обучающиеся внимательно слушают, готовятся дополнить или исправить, если потребуется.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

 Познавательные:

- классифицировать объекты  

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

 - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства,

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3.Постановка учебной задачи

 А сообщества мы с вами вспоминали не зря, они нам сейчас очень пригодятся. Послушайте сказку и подумайте, как она связана с сообществами, а еще она поможет определить нам тему сегодняшнего урока.

Будьте внимательны! Вы будете должны мне помочь, одним словом! Будьте внимательны, что бы понять, какое слово пропущено.(Приложение №1)

Скажите, куда попадают вымирающие виды животных и растений?

Что нужно делать с растениями и животными, которые уже в Красной книге?

Верно, как вы думаете, какая тема нашего урока?

Можете ли вы сразу сказать, чем могли помочь Королеве люди?

Для того что бы ответить на этот вопрос вы должны были найти выписки из статей, книг и энциклопедий об охране природы. Они станут вашими помощниками на уроке.  

 

 

 

Пропущено слово «помощь», «защита», «охрана».

 

 

В «Красную книгу»

 

Охранять

 

«Как сохранить богатства природы».

Нет

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

4. Физминутка

Хорошо гулять по лесу!

Хорошо гулять по лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она. (Потягивания — руки вверх.)

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул. (Потягивания—руки в стороны.)

Хорошо гулять по лесу!

Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)

Приседаем, приседаем.

Ножки полностью сгибаем,

Чтобы мышцы упражнять.

Раз-два-три-четыре-пять.   (Приседания.)

 

 

 

5.Построение проекта выхода из затруднений (открытие детьми нового знания)

Сейчас капитаны подойдут ко мне за заданием.  Вы можете нарисовать плакаты, рисунки, схемы и представить их в конце своей работы.

1группа:

1.Как вы понимаете выражение «Воздух должен быть свежим»?

2.Где воздух чище в городе или в лесу? Почему?

3. Какие меры необходимо предпринять человеку по охране воздуха?

2 группа:

1.Где человек использует полезные ископаемые?

2.Почему нужно бережно использовать природные ископаемые?

3.Как вы думаете, что произойдет, если не будет полезных ископаемых?

3 группа:

1.Что дают растения человеку?

2.Что уже человек делает для охраны растений?

3. Как вы думаете, что произойдет, если на земле не будет растений?

4 группа:

1. Что угрожает животным?

2.Что происходит с вымирающими видами животных?

3.Что люди делают для охраны животных?

 

Капитаны организовывают работу в группе. Обучающиеся знакомятся с заданием. Распределяют роли в группе.

 

 

Работа в группах

 

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- знание основных моральных норм работы в группе(справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

6. Первичное закрепление во внешней речи

А сейчас время работы в группе подошло к концу. У всех команд было разное задание.

Послушаем команды и оценим, как им удалось справиться с заданиями.

(Группы начинают выступать по часовой стрелке от учителя. Учитель спрашивает у капитана, все ли обучающиеся хорошо справились со своими ролями? )

(Презентация работ групп). Обучающиеся презентуют свою работу, в соответствии с ролями определенными в группе.

Регулятивные:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, сотрудничества с учителем и сверстниками;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7.Самостоятельная работа по эталону

Все внимательно работали, дополняли ответы других команд.

Поднимите красный сигнализатор те, кто узнал, что-то новое.

Если ни чего нового вы не услышали, поднимите желтый сигнализатор. Хорошо.

А сейчас вам предстоит индивидуальная работа. Как вы думаете для чего?

 

Верно.

Откройте рабочие тетради на странице 80 №1. Прочитайте задание. Есть ли у вас вопросы? Работаем 3-4 минуты. Можете  пользоваться учебником.

(Опрос 1-2 учащихся.)

 

(слушают учителя, готовятся проанализировать свою деятельность с помощью сигнализаторов)

 

Что бы понять, как каждый из нас понял новую тему.

 Читают задание, если есть вопросы - задают. Заполняют таблицу в рабочей тетради.

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

8. Включение в систему знаний и повторение

Молодцы! Вы успешно справляетесь с заданиями. А сейчас внимание на экран. Еще раз проверим и закрепим наши знания, а для этого выполним проверочную работу.

(Приложение №2)

(Работа по электронному приложению учебника)  

Кто желает подвести итог урока и сделать вывод?

 

 

 

Люди должны беречь и охранять богатства природы и природные сообщества т.к. если люди будут расточительно пользоваться природными ресурсами, все живое может погибнуть.

\

 

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

9. Рефлексия

Капитаны подойдите и получите карточки самооценки и раздайте своей команде. Подпишите карточки. И ответьте на вопросы. ( опрос 1-2 обучающихся по карточке - самооценке)

(Подписывают карточки, оценивают собственную учебную деятельность)

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


Приложение №1

Сказка о Королеве-Природе.

            Жила-была прекрасная королева природа. Она правила по всей Земле и были у нее верные помощники: воздух, вода, почва, растения, животные и полезные ископаемые. Правила Королева-Природа славно. Все в ее государстве работало слажено, все ее подданные были дружны между собой. Поглядев на это, обрадовалась Королева-Природа и провозгласила их «Природными сообществами». И все было прекрасно в этом государстве, но в один момент вздумалось человеку, что он может править Королевой-Природой и ее подданными. Так он решил, что полезные ископаемые должны принадлежать ему, а не Королеве-Природе. Стал он раскапывать земли в поисках  полезных ископаемых. Стал он и добывать и расходовать как ему вздумается, а о Природе - Королеве совсем не думал.

Понял человек что для того что бы Полезные Ископаемые стали ему служить, ему нужно построить заводы на которых он смог бы их перерабатывать. Но от заводов стал загрязняться Воздух.

Раскопав земли, стал чахнуть и другой подданный Королевы – Растения, они больше не могли помогать своему товарищу Воздуху.

Все отходы, которые были на заводе, этот человек стал сливать в реки. И все жители воды, и сама вода стали погибать.  В это время объявились другие люди. Увидели они, что-то не ладное происходит с Королевой-Природой. Пришли к ней на поклон.

Рассказала Королева все что произошло. И попросила людей о (_______________).

Но люди не знали как ей помочь. А знаете ли вы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

     

 

 

 

Приложение №3

Карточка самооценки

Что ты узнал на уроке? ________________________________________________________
 Чему научился?______________________________________________________________
За что себя можешь похвалить?_________________________________________________
Над чем еще надо поработать?__________________________________________________
Какие задания тебе понравились?_______________________________________________
Какие задания показались трудными?____________________________________________
Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?__________________________________

 

 


 

Технологическая карта урока в 3 классе

Технологическая карта урока в 3 классе

Элементы методической структуры урока

Элементы методической структуры урока

Еще раз посмотрите на них и используйте, что бы у вас получилась слаженная работа

Еще раз посмотрите на них и используйте, что бы у вас получилась слаженная работа

Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, оправа зеленая

Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, оправа зеленая

ЦЕПИ ПИТАНИЯ 1.Состатвить цепь питания «луг» 2

ЦЕПИ ПИТАНИЯ 1.Состатвить цепь питания «луг» 2

Они станут вашими помощниками на уроке

Они станут вашими помощниками на уроке

Где человек использует полезные ископаемые? 2

Где человек использует полезные ископаемые? 2

Самостоятельная работа по эталонуВсе внимательно работали, дополняли ответы других команд

Самостоятельная работа по эталонуВсе внимательно работали, дополняли ответы других команд

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Приложение №1 Сказка о Королеве-Природе

Приложение №1 Сказка о Королеве-Природе

Приложение №2

Приложение №2

Приложение №3 Карточка самооценки

Приложение №3 Карточка самооценки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2023