Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Семья. Семейные ценности. Семейные традиции.
Оценка 4.6

Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Семья. Семейные ценности. Семейные традиции.

Оценка 4.6
doc
13.03.2024
Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Семья. Семейные ценности. Семейные традиции.
ОРКСЭ.doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Шагеева С.А.

Место работы: МОАУ «СОШ №72»

Учебный предмет: «ОРКСЭ»

Класс: 4

1.      Педагогическое обоснование урока

Тема

Семья. Семейные ценности. Семейные традиции.

Цель

формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 Регулятивные:

– развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формирование умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров;

Познавательные:

- развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;

- формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем;

- создание условий для размышления учащихся о роли семьи в их жизни;

 Коммуникативные:

- развитие навыков сотрудничества

Личностные:

- развитие положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока;

-формирование уважительного и бережного отношения к членам своей семьи и общества в целом;

- помочь детям увидеть своё место в семье

Основные понятия

Семья, родители, семейные ценности, род, родственники, семейные традиции, праздники.

Межпредметные связи

Литература, музыка, история.

Ресурсы:

 

Мультимедиапроектор, компьютер, экран,слайдовая презентация, музыкальное сопровождение.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах

Тип урока

Урок изучения нового.

 

2.      Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

 

Этап урока

Деятельность учителя и учеников, которая приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

учеников

1. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цели:

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 

2.  Актуализация знаний.

 (5 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы и постановку целей урока учащимися;

-установить тематические рамки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Открытие учащимися новых знаний (20 мин)

Цель: - организовать деятельность класса, направленную на получение новых знаний

 

Создание  положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой.

Прием «Взлёт-посадка»

Поиграем в игру “Взлёт-посадка”

• У кого есть старший брат.- младший брат

• У кого есть младшая сестра.- старшая сестра

• У кого бабушка и дедушка живут в деревне .- в городе

• У кого дальние родственники живут в других городах России.

• У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами.

• У кого есть двоюродный брат.

• У кого есть двоюродная сестра

           

- А теперь посмотрите внимательно на доску.

- Перед вами две фотографии. Сравните их.

- Как бы вы подписали эти фото?

(« Люди  в городе», «Семья на отдыхе»)

- Если бы вам пришлось выбирать, то, какое фото вы бы повесили в рамочке у себя дома? Почему? Чем понравилась эта фотография? ( Все счастливы, потому что все вместе)

- Ребята, кто из вас считает себя счастливым человеком? Поднимите руки. Объясните?

(меня любят родители, у меня хорошие друзья, я хорошо учусь, я живу в хорошей стране, я здоров)

На доске записаны слова, прочтите их

- Работа, семья, успех, удача, здоровье, друзья, любовь, мир, деньги.

это все составляющие СЧАСТЬЯ человека. Как вы думаете, это все , что нужно для счастья человека?

- Выберите, пожалуйста, только 3 самых важных на ваш взгляд понятия, без которых ваша жизнь не могла бы быть счастливой  и запишите маркером или фломастером их на листочке. Поднимите и покажите свои записи. 

-Встаньте те ребята, у кого на листочках есть слово семья.

 - Объясните, свой выбор.

- Действительно, счастье детей – это когда рядом их родители, когда они воспитываются в дружной, заботливой семье.

-Вам, ребята, повезло. Вы родились и воспитываетесь в счастливых семьях.

- А теперь  посмотрите на выставку фотографий на которой изображены ваши семьи.

- Какое  название вы дадите этой выставке? ( Семейные традиции)

- Определите тему и цели нашего урока.

( Семья и семейные традиции.)

Давайте вспомним, а что такое семья?

  Семья –это дом, в котором ты живешь, это твои папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры.

Семья – это объединение людей разного возраста, основанное на родственно кровных связях.

 

 

 

Для чего человеку семья? (ответы детей)

- Ваши ответы были разные, но в них прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья)

- Ребята, без какого чувства семья не может родиться? (Без любви) На доске сердце.

- Семья без любви, что цветок без запаха.

- У вас на партах  лежат половинки сердечек. На них написаны разные качества.  Соедините их в одно целое и вы узнаете какие  качества  необходимы счастливой семье.

 

-Эти качества называются семейные ценности.

 

Приветствуют учителя

Слушают и выполняют его задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

 

 

 

 

 

 

(Отгадывают ключевое слово: СЕМЬЯ)

 

Осознанно строят речевые высказывания, направленные на  формулировку темы и  определение  учебной  задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах

Личностные:

-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

–формирование невербальных средств коммуникации в общении со сверстниками

Регулятивные:

- волевая саморегуляция,  способность к мобилизации сил и энергии

Личностные:

Смыслообразование

( мотивация)

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач 

Личностные:

-смыслообразование

(границы знания и незнания)

Регулятивные:

-целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Беседа.

- Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему.

- Скажите, чем же отличается одна семья от другой? Какие бывают семьи?

(Дети: Многодетные, малообеспеченные…)

Учитель: Да, верно, семьи бывают разные , у них много отличий.

А еще семьи ОТЛИЧАЮТСЯ привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

А что такое традиции ? Найдите ответ в учебнике. С.105

 

5. Открытие учащимися новых знаний (20 мин.)

Сейчас мы узнаем какие традиции есть в семьях.

Работа по группам.

- У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и назовите   о какой семейной традиции идёт речь.

Текст 1

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

 

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана

В казане бешбармак  кипит

Из мяса жирного барана.

 

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

 

И вот на блюде бешбармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!

 

  (Традиция встречи гостя)

 

Текст  2

Отрывок из детского сочинения

        Мы очень любим активный отдых, поездки на природу.  Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги,  взять в руки палку, ведро, ножик и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание  зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве только рыбалка?          

(Традиция - совместный отдых)

 

Текст 3

Отрывок из детского сочинения

       Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам  - мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль,  я мою посуду и выношу мусор, а папа – закупает продукты по списку мамы, потому что только мама знает, что и сколько нам надо купить. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

(Традиция совместной уборки, распределение работы в семье)

 

Текст 4

Отрывок из детского сочинения

          В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

(Традиция - забота друг о друге)

 

Текст 5 

Отрывок из детского сочинения

         Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским Днём, Днём Защитника Отечества, Днём знаний и, конечно же, с Днём Рождения. Но особым днём для нас считается День Победы. В День Победы мы всей семьёй ходим смотреть парад, возлагаем цветы к Вечному огню, а уже второй год подряд  мы участвуем в Бессмертном  полку. Вечером мы восхищаемся разноцветными переливами неба во время салюта.

 (Традиция – совместные праздники)

 

   Как вы считаете,  в чём же заключается ценность семейных традиций?     (Они укрепляют семью.)

 

 

 

 

 

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с дополнительными источниками информации.  

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Работают в группах:

 

1 группа

 

2 группа

 

 

3 группа

  

 

4 группа

 Выполняют задание на рабочих листах в группах

 

Коммуникативные:

- умение грамотно строить речевые высказывания.

Познавательные:

- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

- морально-этическая ориентация

(оценка поступков)

 

 

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

 -коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество с  учителем и со сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

- умение слушать и  слышать;

 - понимание речи других;

- коллективное обсуждение;

 - продуктивное взаимодействие и сотрудничество

 

 

Регулятивные:

-умение контролировать и оценивать собственную учебную деятельность

 

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-соотнесение- аналогия

 -формулировать высказывания, свои мысли, предположения.

 

Личностные:

-желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся

 

 

 

4. Физминутка.

(2 мин)

 

 

-Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши.

- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

- Кто помогает дома близким, топните.

- У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх.

- Кто похож на папу? Присядьте
- Кто похож на маму? Наклон вперед
- Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко

- А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые.

 

 

 

Выполняют задания учителя в виде

 физических  упражнений

Личностные:

-снятие  напряжения

5.Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

(5 мин)

 

4.      Во всех семьях самой любимой  традицией являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья.

В.В. Путиным 2024 год объявлен годом семьи. Давайте вместе с вами составим  календарь семейных праздников, для того, чтобы не забыть  поздравить своих родных и близких в эти дни.

( составление семейного календаря).

Итак , какие праздники семейные отмечаются в мае, в июне, …..

В июле ?

Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 8 июля  2008 года)

А идея этого праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома, где покоятся мощи святых Петра и Февронии.

Кто такие Петр и Феврония?

Давным – давно в городе Муроме жил князь. Звали его Петр. Однажды на город напал страшный змей и захотел погубить землю русскую. Князь со своим войском отправился на сражение. В этой страшной битве князь отрубил змею голову и ядовитая кровь попала ему на кожу. Князь тяжело заболел и никто не мог его вылечить. Только однажды он узнал, что в далекой деревушке живет простая скромная девушка Февронья, она помогала людям – лечила их. Поехал князь к ней. Феврония его вылечила от тяжелой болезни травами и молитвами. Стала Феврония его женой. Они любили и уважали друг друга. Феврония молилась за свою семью. Прожили князь с княгиней в согласии и умерли в один день. Похоронили их в разных местах, а на следующий день они оказались вместе и рядом с ними вырос красивый розовый куст.

     У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ – ромашка.

 

 Чтение стихотворения о семье. (Дети выходят к доске с календарями  и читают стихотворение о семье.

 

 

 

 

 

Выполняют задания учителя

 

 

Составляют календарь

 

 

 

 

 

 

Ответы

 Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний;

- поиск новой  информации;

 

 

 

 

 

Познавательные:

-работа с учебными моделями;

-выполнение   логических операций (подведение под понятие)

Личностные:

- морально-этическая ориентация

 

 

Регулятивные:

-регуляция своей деятельности и самого себя

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности .
Личностные:

 -адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества.

8. Подведение итогов урока. (2мин)

 

 

 

- Какая тема урока ?

- Перечислите семейные ценности.

- А каких семейных традициях вы узнали?

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные:

-регуляция своей деятельности и самого себя

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности .
Личностные:

 -адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества.

9. Рефлексия

(3 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Домашнее задание

Символом праздника Дня семьи, любви и верности стала ромашка.

 - А сейчас мы создадим свою ромашку.

- Напишите на лепестке пожелание своей семье и приклейте его к сердцевине цветка.

- А на будущее  помните, что нужно  беречь и развивать в себе положительные качества, которые в будущем помогут создать и иметь дружную семью.

 

Мне хочется закончить урок словами:

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи!

 

Написать сочинение «Традиции моей семьи»

 ( Любовь.  Верность. Доверие. Понимание

 Прощение Терпение 

Уважение Доброта Забота Помощь Дружба Послушание)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 ( Дети создают под музыку  И. Резника «Гимн Семьи», свою ромашку.)

 

Регулятивные:

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности .

http://ya.clan.su/_ph/21/260049110.jpg

 

 

 

 

 

 

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

Открытие учащимися новых знаний (20 мин)

Открытие учащимися новых знаний (20 мин)

Создание положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой

Создание положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой

Беседа. - Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему

Беседа. - Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему

Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь

Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь

Текст 5 Отрывок из детского сочинения

Текст 5 Отрывок из детского сочинения

Выполняют задания учителя в виде физических упражнений

Выполняют задания учителя в виде физических упражнений

У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ – ромашка

У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ – ромашка

Рефлексия (3 мин) 10

Рефлексия (3 мин) 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024