ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Шагеева С.А.
Место работы: МОАУ «СОШ №72»
Учебный предмет: «ОРКСЭ»
Класс: 4
1. Педагогическое обоснование урока
Тема |
Семья. Семейные ценности. Семейные традиции. |
Цель |
формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности. |
Задачи |
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: – развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -формирование умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров; Познавательные: - развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы; - формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем; - создание условий для размышления учащихся о роли семьи в их жизни; Коммуникативные: - развитие навыков сотрудничества Личностные: - развитие положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока; -формирование уважительного и бережного отношения к членам своей семьи и общества в целом; - помочь детям увидеть своё место в семье |
Основные понятия |
Семья, родители, семейные ценности, род, родственники, семейные традиции, праздники. |
Межпредметные связи |
Литература, музыка, история. |
Ресурсы:
|
Мультимедиапроектор, компьютер, экран,слайдовая презентация, музыкальное сопровождение. |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах |
Тип урока |
Урок изучения нового. |
2. Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса
Этап урока |
Деятельность учителя и учеников, которая приведёт к достижению запланированных результатов |
УУД |
|
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учеников |
||
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
2. Актуализация знаний. (5 мин) Цели: - организовать формулирование темы и постановку целей урока учащимися; -установить тематические рамки;
3. Открытие учащимися новых знаний (20 мин) Цель: - организовать деятельность класса, направленную на получение новых знаний
|
Создание положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой. Прием «Взлёт-посадка» Поиграем в игру “Взлёт-посадка” • У кого есть старший брат.- младший брат • У кого есть младшая сестра.- старшая сестра • У кого бабушка и дедушка живут в деревне .- в городе • У кого дальние родственники живут в других городах России. • У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами. • У кого есть двоюродный брат. • У кого есть двоюродная сестра
- А теперь посмотрите внимательно на доску. - Перед вами две фотографии. Сравните их. - Как бы вы подписали эти фото? (« Люди в городе», «Семья на отдыхе») - Если бы вам пришлось выбирать, то, какое фото вы бы повесили в рамочке у себя дома? Почему? Чем понравилась эта фотография? ( Все счастливы, потому что все вместе) - Ребята, кто из вас считает себя счастливым человеком? Поднимите руки. Объясните? (меня любят родители, у меня хорошие друзья, я хорошо учусь, я живу в хорошей стране, я здоров) На доске записаны слова, прочтите их - Работа, семья, успех, удача, здоровье, друзья, любовь, мир, деньги. это все составляющие СЧАСТЬЯ человека. Как вы думаете, это все , что нужно для счастья человека? - Выберите, пожалуйста, только 3 самых важных на ваш взгляд понятия, без которых ваша жизнь не могла бы быть счастливой и запишите маркером или фломастером их на листочке. Поднимите и покажите свои записи. -Встаньте те ребята, у кого на листочках есть слово семья. - Объясните, свой выбор. - Действительно, счастье детей – это когда рядом их родители, когда они воспитываются в дружной, заботливой семье. -Вам, ребята, повезло. Вы родились и воспитываетесь в счастливых семьях. - А теперь посмотрите на выставку фотографий на которой изображены ваши семьи. - Какое название вы дадите этой выставке? ( Семейные традиции) - Определите тему и цели нашего урока. ( Семья и семейные традиции.) Давайте вспомним, а что такое семья? Семья –это дом, в котором ты живешь, это твои папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры. Семья – это объединение людей разного возраста, основанное на родственно кровных связях.
Для чего человеку семья? (ответы детей) - Ваши ответы были разные, но в них прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья) - Ребята, без какого чувства семья не может родиться? (Без любви) На доске сердце. - Семья без любви, что цветок без запаха. - У вас на партах лежат половинки сердечек. На них написаны разные качества. Соедините их в одно целое и вы узнаете какие качества необходимы счастливой семье.
-Эти качества называются семейные ценности.
|
Приветствуют учителя Слушают и выполняют его задания
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
(Отгадывают ключевое слово: СЕМЬЯ)
Осознанно строят речевые высказывания, направленные на формулировку темы и определение учебной задачи
Работают в парах |
Личностные: -развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Коммуникативные: –формирование невербальных средств коммуникации в общении со сверстниками Регулятивные: - волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии Личностные: Смыслообразование ( мотивация)
Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач Личностные: -смыслообразование (границы знания и незнания) Регулятивные: -целеполагание |
|
Беседа. - Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему. - Скажите, чем же отличается одна семья от другой? Какие бывают семьи? (Дети: Многодетные, малообеспеченные…) Учитель: Да, верно, семьи бывают разные , у них много отличий. А еще семьи ОТЛИЧАЮТСЯ привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. А что такое традиции ? Найдите ответ в учебнике. С.105
5. Открытие учащимися новых знаний (20 мин.) Сейчас мы узнаем какие традиции есть в семьях. Работа по группам. - У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и назовите о какой семейной традиции идёт речь. Текст 1 Приехал долгожданный гость, Давно он не был в нашем доме. Его встречать нам довелось С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли С гостеприимством достархана В казане бешбармак кипит Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед, Мы гостя дружно привечали, Он был заботою согрет И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бешбармак, Баранья голова дымится… Традиций знанье – не пустяк, Мне это в жизни пригодится!
(Традиция встречи гостя)
Текст 2 Отрывок из детского сочинения Мы очень любим активный отдых, поездки на природу. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, взять в руки палку, ведро, ножик и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве только рыбалка? (Традиция - совместный отдых)
Текст 3 Отрывок из детского сочинения Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам - мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль, я мою посуду и выношу мусор, а папа – закупает продукты по списку мамы, потому что только мама знает, что и сколько нам надо купить. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой. (Традиция совместной уборки, распределение работы в семье)
Текст 4 Отрывок из детского сочинения В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге. (Традиция - забота друг о друге)
Текст 5 Отрывок из детского сочинения Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским Днём, Днём Защитника Отечества, Днём знаний и, конечно же, с Днём Рождения. Но особым днём для нас считается День Победы. В День Победы мы всей семьёй ходим смотреть парад, возлагаем цветы к Вечному огню, а уже второй год подряд мы участвуем в Бессмертном полку. Вечером мы восхищаемся разноцветными переливами неба во время салюта. (Традиция – совместные праздники)
Как вы считаете, в чём же заключается ценность семейных традиций? (Они укрепляют семью.)
|
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Работа с дополнительными источниками информации.
Отвечают на вопросы
Работают в группах:
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа Выполняют задание на рабочих листах в группах
|
Коммуникативные: - умение грамотно строить речевые высказывания. Познавательные: - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Регулятивные: - планирование
Личностные: - морально-этическая ориентация (оценка поступков)
Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: -коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и со сверстниками
Коммуникативные: - умение слушать и слышать; - понимание речи других; - коллективное обсуждение; - продуктивное взаимодействие и сотрудничество
Регулятивные: -умение контролировать и оценивать собственную учебную деятельность
Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации -соотнесение- аналогия -формулировать высказывания, свои мысли, предположения.
Личностные: -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
|
4. Физминутка. (2 мин) |
-Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши. - У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой. - Кто помогает дома близким, топните. - У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх. - Кто похож на папу? Присядьте - А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые.
|
Выполняют задания учителя в виде физических упражнений |
Личностные: -снятие напряжения |
5.Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений (5 мин)
|
4. Во всех семьях самой любимой традицией являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья. В.В. Путиным 2024 год объявлен годом семьи. Давайте вместе с вами составим календарь семейных праздников, для того, чтобы не забыть поздравить своих родных и близких в эти дни. ( составление семейного календаря). Итак , какие праздники семейные отмечаются в мае, в июне, ….. В июле ? Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 8 июля 2008 года) А идея этого праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома, где покоятся мощи святых Петра и Февронии. Кто такие Петр и Феврония? Давным – давно в городе Муроме жил князь. Звали его Петр. Однажды на город напал страшный змей и захотел погубить землю русскую. Князь со своим войском отправился на сражение. В этой страшной битве князь отрубил змею голову и ядовитая кровь попала ему на кожу. Князь тяжело заболел и никто не мог его вылечить. Только однажды он узнал, что в далекой деревушке живет простая скромная девушка Февронья, она помогала людям – лечила их. Поехал князь к ней. Феврония его вылечила от тяжелой болезни травами и молитвами. Стала Феврония его женой. Они любили и уважали друг друга. Феврония молилась за свою семью. Прожили князь с княгиней в согласии и умерли в один день. Похоронили их в разных местах, а на следующий день они оказались вместе и рядом с ними вырос красивый розовый куст. У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ – ромашка.
Чтение стихотворения о семье. (Дети выходят к доске с календарями и читают стихотворение о семье.
|
Выполняют задания учителя
Составляют календарь
Ответы |
Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний; - поиск новой информации;
Познавательные: -работа с учебными моделями; -выполнение логических операций (подведение под понятие) Личностные: - морально-этическая ориентация
Регулятивные: -регуляция своей деятельности и самого себя -контроль и
оценка процесса и результатов деятельности . -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные:
|
8. Подведение итогов урока. (2мин)
|
- Какая тема урока ? - Перечислите семейные ценности. - А каких семейных традициях вы узнали? |
Отвечают на вопросы учителя |
Регулятивные: -регуляция своей деятельности и самого себя -контроль и
оценка процесса и результатов деятельности . -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные:
|
9. Рефлексия (3 мин)
10.Домашнее задание |
Символом праздника Дня семьи, любви и верности стала ромашка. - А сейчас мы создадим свою ромашку. - Напишите на лепестке пожелание своей семье и приклейте его к сердцевине цветка. - А на будущее помните, что нужно беречь и развивать в себе положительные качества, которые в будущем помогут создать и иметь дружную семью.
Мне хочется закончить урок словами: Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи!
Написать сочинение «Традиции моей семьи» |
( Любовь. Верность. Доверие. Понимание Прощение Терпение Уважение Доброта Забота Помощь Дружба Послушание) Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. ( Дети создают под музыку И. Резника «Гимн Семьи», свою ромашку.)
|
Регулятивные: -контроль и оценка процесса и результатов деятельности .
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.