Технологическая карта урока по математике в 6 классе по теме:
«Осевая симметрия»
Цели урока:
Образовательные: создать условия для формирования умений определять симметрию точек и фигур относительно прямой, строить симметричные точки относительно прямой, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний;
Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: воспитание трудолюбия, положительного отношения к предмету.
Используемые технологии: технология коллективного взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение.
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, побуждающий диалог, подводящий к гипотезам диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Прогнозируемый результат (формируемые УУД)
Предметные:
Получат представление о симметрии относительно прямой, о фигурах, симметричных относительно прямой;
Научатся строить точки, симметричные данным точкам относительно прямой.
Познавательные:
Уметь анализировать объекты, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязь объектов, делать выводы.
Регулятивные:
Уметь ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Самоконтроль и самооценка.
Коммуникатиные:
Уметь вести диалог на основе взаимного уважения, высказывать и обосновывать своё мнение, учитывать мнение других при поиске решения.
Личностные:
Формировать способность к эмоциональному восприятию материала, положительное отношение к учению, к предмету.
Средства обучения: ПК, доска, презентация к уроку. Пакеты с индивидуальными заданиями.
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Формируемые УУД |
Применяемые ЭОР |
Время |
1. Самоопределение к учебной деятель-ности. Орг.момент. Цель: создание атмосферы мотива-ции к уроку. |
Учитель приветствует учащихся, контролирует подготовленность к уроку. |
Проверяют готовность к уроку. |
Регулятивные: саморегуляция, самоконтроль. |
|
1-2мин |
2. Введение в тему, актуализация знаний. Проблемная ситуация. Цель: создать проб-лемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Вступление учителя (сообщает о том, что начинается изучении новой главы. Предлагает учащимся догадаться как же она будет называться.
Выдает задание парам, формулирует условия выполнения, фиксирует результаты.
Задание 1. У каждой пары на столе лежат несколько вырезанных фигурок. Разбейте их на две группы по некоторому признаку. Обдумайте признаки, по которым предметы собраны в каждую группу.
Обсуждаются выдвинутые гипотезы и проверяется выполненное задание. Делаем вывод: в 1 группу попали объекты, обладающие симметрией, во 2 – без симметрии |
Выполняют задания, работая в парах. Выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение, обосновывают его, выслушивают мнения других, приходят к общему решению. Формулируют признаки, по которым объединены фигуры.
Участвуют в обсуж-дении. Высказывают возникшее затруднение
|
П: поиск нужной информации, умение анализировать усло-вие, устанавливать причинно-следствен-ные связи, выстраи-вать логическую цепочку; К: умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве Л: формирование способности к эмоциональному восприятию материала Р:способность к самооценке |
|
5-7мин |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, формулирование темы и целей урока. |
Задание 2. Учитель задает вопросы. 1.Как вы определили Симметричность фигур ? 2.Правая и левая часть рисунка похожи.
3.А как проверить, действительно ли они похожи, т.е. совпадают?
Сложите фигуры, перегнув рисунок пополам.
4.Какая линия пол училась на сгибе?
5.Совпали ли части фигуры?
6.Можно ли сказать, что левая и правая часть фигуры симметричны?
7. Относительно чего эта симметрия?
Вводит понятие осевой симметрии. Линию симметрии в таком случае называют осью симметрии, а саму симметрию осевой. Предлагает учащимся сформулировать тему урока. Итак, сегодня тема нашего урока …. Все фигуры одной из групп обладают симметрией относительно прямой.
Задание 3. Ученику 6 класса предложили закончить рисунок так, чтобы готовая фигура обладала осевой симметрией. Правильно ли он выполнил задание? В чем его ошибка? Что мы должны знать об осевой симметрии, чтобы суметь исправить ошибки ученика? Умеем ли мы строить симметричные фигуры? Много ли знаем о симметрии? Какая задача у нашего урока? ….
Правильно, больше узнать об осевой симметрии. Узнать, как строить точки и фигуры, симметричные относительно прямой. |
Выполняют задание, сравнивают, анализируют объекты, высказывают гипотезы о их возможных свойствах.
Фиксируют новое знание в устной и письменной форме.
Формулируют тему урока, записывают тему в тетради.
Анализируют условие задачи, обосновывают свое мнение.
Оценка того, что уже известно и что нужно ещё узнать. Формулируют цели урока. |
П:самостоятельно выделять познава-тельную цель, уме-ние анализировать условие, устанавли-вать причинно-следственные связи, выстраивать логи-ческую цепочку; К: умение вести диалог, высказы-вать и обосновывать свое мнение, учитывать разные мнения в сотруд-ничестве Л: критичность мышления Р:способность к самооценке |
слайд
слайд
слайд слайд |
|
4.Открытие нового знания. Цель: фиксация нового знания в речи и знаково. |
Задание 4. Возьмите ваш листочек.. На нем отмечены пары точек: А и А1. Согните листочек пополам. Что произошло с точками во время сгибания рисунка? Соедините данные точки отрезком. Как называется линия сгиба? Подумайте, как расположены получившиеся отрезки по отношению к оси симметрии. Какие прямые называют перпендикулярными. Как обозначаются такие прямые на рисунке? Измерьте расстояние от точки А1 до оси симметрии и расстояние от точки А до оси симметрии. Как показать равные отрезки на рисунке? Сформулируйте 2 условия, при которых точки А и А1 будут симметричны относительно прямой. |
Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, формулируют условия симметрии точек относительно прямой. |
П: поиск нужной ин-формации, умение анализировать усло-вие, логическую цепочку; К:умение вести диа-лог, учитывать раз-ные мнения в сот-рудничестве Л:критичность мышления Р:прогнозирование |
|
|
Физкультминутка. |
1. Встаньте, поднимите руки вверх, чтобы они расположены были симметричны, относительно тела., вперед, в разные стороны. Расположите руки так, чтобы они располагались не симметрично. 2.Учитель называет буквы алфавита, а учащиеся делают хлопок перед собой, если есть ось симметрия у этой буквы и хлопок сзади, если симметрии нет. |
|
|
|
|
5. Первичное закрепление. Цель: развивать умения применять новые знания в типовых заданиях. |
Задание 5. Определите какие из точек на рисунке симметричны относительно прямой? Какие условия не выполнены для точек В, В1 и С, С1?
Задание 6. Постройте точку А1 симметричную точке А относительно прямой а. Как это сделать? Попробуйте сформулировать алгоритм построения, ориентируясь на определение симметричных относительно прямой точек.
С помощью какого инструмента можно построить перпендикуляр к прямой? С помощью какого инструмента можно отложить отрезок, равный данному? Алгоритм построения обсуждается, уточняется и фиксируется. Один ученик работает у доски.
|
Выполняют задание, закрепляют условие симметрии точек относительно прямой.
Формулируют алгоритм построения точек, симметричных относительно прямой.
Фиксируют алгоритм в устной и письменной форме. |
П:умение устанав-ливать взаимосвязь объектов; К: умение вести диалог
|
Слайд
Слайд
|
|
6. Самостоятельная работа с самопро-веркой. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях |
1.Учащиеся выполняют индивидуальные задания на построение точек, симметричных относительно прямой. Каждый ученик из группы получает индивидуальное задание. По завершению работы выполняют взаимопроверку. 2.Учитель сообщает , что есть и слова, имеющие ось симметрии. Найдите «ось симметрии» в словах: казак, шалаш. Такие слова называются палиндромами. 3.Есть и симметричные предложения:
А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра.
Предлагает учащимся догадаться почему они так называются. 4.Учитель предлагает определить количество осей симметрии у треугольника, прямоугольника, квадрата, круга.
5. Учащиеся выполняют задания на построение фигуры, симметричной данной. Задачи предлагаются на выбор двух уровней сложности : на «4» или на «5». |
Выполняют индивидуальные задания, ориентируясь на опору. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку результата.. |
П: самостоятельный выбор действия в соответствии с по-ставленной задачей; К:рефлексия своих действий Л: ответственное отношение к учению Р:действовать с учетом выделенных ориентиров |
Слайд
|
|
7. Рефлексия учебной деятельности . Цели: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
Учащиеся делают выводы об осевой симметрии в природе, архитектуре, технике. О встречающейся симметрии на улицах родного города.
Ответьте на вопросы: Как называется симметрия относительно прямой?
Определите, является ли прямая осью симметрии?
Симметричны ли фигуры относительно прямой?
Какую задачу мы ставили в начале урока? Выполнили ли мы ее? На стикерах учащиеся пишут впечатления об уроке и приклеивают на выбранную ступень лестницы рефлексии. |
Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают ответы с опорой на новые знания и умения. Самооценка того, что должно было быть усвоено и что усвоено самим учеником. |
П: осознанное вла-дение способами решения; К:строить точное высказывание, аргу-ментировать свою позицию Р:способность к самооценке |
|
|
8. Домашнее задание. |
П. 10, № 311(а), 310(а) Творческое задание: выполнить рисунок, аппликацию, слайд презентации на тему «Осевая симметрия» |
Записывают домашнее задание. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.