ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
Оценка 4.6

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитательная работа +1
10 кл—11 кл +1
09.11.2017
ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
В статье рассматривается проблема повышения общей культуры и формирование здорового образа жизни у подростков, также здесь освещена система работы в техникуме, направленная на повышение отдельных составляющих общей культуры, таких как гражданская и правовая, профессиональная, культура здорового образа жизни, духовно-нравственная, социальная.
Новикова, Тетера.doc
2 ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ  У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА Новикова Ирина Александровна,  мастер п/о, преподаватель  ГБПОУ АО «Северодвинский техникум судостроения и судоремонта» Тетера Анжелика Анатольевна, преподаватель  ГБПОУ АО «Северодвинский техникум судостроения и судоремонта»  «Человек умирает не от определённой болезни, а от своего невежества, от неправильного образа жизни», ­ так гласит народная мудрость. Наблюдения за ситуацией   в   техникуме   привели   к   выводу,   что   актуальными   становятся проблемы   отсутствия   у   наших   студентов   элементарной   культуры,   курения табака и курительных смесей, употребления пива и энергетических напитков, зависимости от персонального компьютера. К сожалению, здоровый образ жизни не  является сейчас  нормой  для подростков,  общечеловеческие   и культурные ценности не имеют приоритетного значения. Вопросы воспитания, повышение общей культуры и формирование здорового образа жизни, остаются одной из главных проблем современного общества.  Цель   воспитания  студентов   ­   создание   условий   для   формирования   и развития   личности   ­   интеллектуальной,   социально   активной,   успешной. Воспитание человека как развитой личности составляет одну из главных задач современного общества, и общество возлагает  эту задачу на образовательное учреждение1.  Содержание   воспитания   человека   как   развитой   личности   направлено,   в первую очередь,  на формирование общей (или базовой) культуры личности.  Поэтому   любое   образовательное   учреждение   ищет   пути совершенствования   практики,   направленной   на   повышение   общей   культуры подрастающего поколения. 1 Михайленко   Е.Д.   Анализ   воспитательной   деятельности   классного   руководителя.   URL: http://festival.1september.ru 3 Различные   аспекты   социального   становления   личности   студента   в процессе   приобщения   к   общей   культуре   исследованы   и   освещены   в теоретических   трудах   философов   (М.М.Бахтина,   В.С.   Библера   и   др.), психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.).  Но недостаточно разработанным является вопрос о формировании общей культуры   личности   в   процессе   обучения   в   среднем   профессиональном образовании.  А   ведь   техникум,   как   социальный   институт,   обладает   рядом возможностей для такого формирования общей культуры личности. Раскрыть   проблему   существования   личности   в   пространстве   культуры нельзя без того, чтобы не объяснить, что же такое общая культура.  Общая   культура   личности  ­   это   комплекс   характеристик   (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих   успехов),   который   позволяет   личности   жить   в   гармонии   с общечеловеческой   национальной   культурой,   развивать   и   общество,   и индивидуальное своеобразие своей личности (по определению О.С. Газмана)2.  Выделяют следующие направления общей культуры: ­ культура жизненного самоопределения; ­ культура семейных отношений; ­ экономическая культура  ­ профессиональная культура и культура труда; ­ гражданская и правовая культура; ­ социальная культура; ­ экологическая культура; ­ духовно­нравственная культура; ­ физическая культура и культура ЗОЖ и т.д. 2 Газман О.С. Базовая культура личности и самоопределение  личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч. трудов / Под ред. Газмана О.С. – М.: Изд. АПН СССР, 1989. – 150 с. URL: http://www.erudition.ru 4 Система   нашей   работы,   направленная   на   повышение   отдельных составляющих общей культуры, представлена в следующей таблице: Система работы по повышению общей культуры и формирование ЗОЖ  Таблица Основные направления  Гражданская и правовая культура Профессиональная  культура Культура ЗОЖ Информационная  культура Духовно­нравственная  культура (нравственная,  эстетическая, внешнего  вида, этическая и др.) Социальная культура (общения, взаимодействия, поведения,  коммуникативной  толерантности и др.) Цель формирование  нравственных ценностей,  способствующих  гражданственности;  формирование  готовности действовать  правомерно,  преобразование  личностью своих  способностей и  социальных качеств на  основе правового опыта формирование уровня  профессионализма и  профессиональной этики, творческого отношения к выбранной профессии  сохранение и укрепление  здоровья обучающихся  как условия  существования и  развития других сторон  образа жизни умение эффективно  искать информацию,  оценивать,  интерпретировать и  использовать ее формирование основных  духовных ценностей  культурной личности  формирование умения  общаться и  взаимодействовать,  работать в команде Мероприятия  1. В рамках «Декады правовых знаний»: ­ кл. час «День Конституции»  ­ «Своя игра» по Конституции ­ правовая игра «Закон – основа порядка» ­ «Своя игра» «Правовые основы документирования» ­ правовая игра «Семью создавай – закон изучай» 2. Кл. час «Утро космической эры» 3. Викторина «Звездное небо» (к Дню космонавтики) 4. Кл. час «Колокол Чернобыля» 5. Кл. час «Женщина на войне» 6. Кл. час «Эхо Бесланской трагедии» 7. «ОАО «Центр судостроения «Звездочка». 60 лет  океанским курсом…» 8. Литературно­музыкальная композиция «Помни войну» 9. Участие в городских акциях и мероприятиях,  посвященных Дню Победы в ВОВ В рамках «Декады правовых знаний»:  ­ «Своя игра», ­ «Правовые основы документирования» В рамках декады профессий социально­экономического  профиля: ­ открытие декады «Вся наша жизнь ­ игра» ­ игра «Самый умный секретарь» ­ производственная игра «Секретарь – это звучит гордо» 1. Кл. час «Заводной джин» из банки» 2. Кл. час «День борьбы со СПИДом» 3. Кл. час «Иначе будет поздно» (проблема наркомании  среди молодежи) 4. Встреча с работниками госнаркоконтроля по  Северодвинску и Архангельску Все проводимые классные часы и внеклассные мероприятия Все проводимые классные часы и внеклассные мероприятия 1. День первокурсника 2. Мисс Осень – 2011, Мисс Училище – 2012, Мисс ПУ­28 –  2013  3. КВН – 2011 и КВН – 2012 4. Кл. час «Женщинам России посвящается…» 5. Фотокроссы техникума и профсоюзной организации  базового предприятия 6. Конкурсы презентаций 5 Формирование общей культуры также происходит в течение учебного года с использованием различных  форм  на уроках интегрировано через различные предметы: ОБЖ, естествознание, литература, история, обществознание и др. В подготовке классных часов и внеклассных мероприятий основываемся на оценке современной социальной ситуации, последних достижениях в области профилактики   вредных   привычек,   учитываем   специфику   нашего   региона, возрастные   особенности   наших   обучающихся.   В   случае   появления   новых данных, дополняющих или противоречащих ныне признанным, вносим изменения и дополнения в содержание классных часов. Принципы, на основе которых строим свою работу: ­   системность   –   взаимодействие   личностных   и   социальных   факторов, способных ориентировать подростков по отношению к своему здоровью; ­   активность   –   усвоение   информации   студентами   должно   побуждать   к мотивированной мыслительной деятельности; ­ увлекательность – информация должна завоевать внимание и затронуть души наших студентов; ­   персонификация   целевого   воздействия   –   привлечение   к   организации мероприятий     подростков,   имеющих   личную   значимость   проблемы   вредных привычек, ­   ценностная   ориентация   –   формирование   у   студентов   мировоззрения, основанного   на   понятиях   общечеловеческих   ценностей,   привлекательности ЗОЖ, законопослушности, повышении общей культуры; ­ легитимность – соответствие законодательству Российской Федерации и нормам международного права. В   нашей   педагогической   копилке   имеется   система   классных   часов   и внеклассных  мероприятий, целью которых является  формирование здорового образа жизни и повышения общей культуры личности подростков. Такая работа из   эпизодической   перешла   на   уровень   системы   благодаря   зам.директора   по учебно­воспитательной работе Кононыхиной Екатерине Анатольевне. 6 Некоторые   мероприятия   стали   уже   традиционными.   Например, проведенный   нами   в   2011   году   классный   час   «Заводной   джин   из   банки», посвященный   проблеме   употребления   подростками   энергетических   напитков, был повторен сначала на родительском собрании 1 курса, а в 2012 году он был проведен в рамках областного семинара повышения квалификации «Полезная практика: реальные альтернативы».  Традиционным   стал   и   классный   час   «Иначе   будет   поздно…»,   цель которого: повысить уровень социально­психологической компетенции и снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками. Мы проводим   мониторинг   студентов   первого   курса   с   целью   изучения   состояния проблемы   употребления   психоактивных   веществ   в   техникуме.   Анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности студентов в проблему и выделить три целевые группы:  ­ подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ; ­   подростки,   для   которых   характерно   позитивное   отношение   к употреблению наркотиков; ­   подростки,   имеющие   четко   сформированное   негативное   отношение   к употреблению наркотиков. Подбирались   и   подбираются   мероприятия   разнопланового   характера, чтобы   они   были   интересны   и   понятны   каждому   студенту,   заставили задумываться,   учили   сострадать,   критически   относиться   к   человеческим порокам, помогали сделать правильный выбор в жизни. Стараемся   увлекать   студентов   конечным   результатом,  распределяем ответственных   за   тот   или   иной   этап   мероприятия,   учитывая   их   силы   и возможности. Советуем,  как  и  где  можно  найти  необходимый  материал, как лучше сделать презентацию и сообщение, помогаем при необходимости.  Каждое проведенное мероприятие нами обсуждается, отмечаются успехи проведения и указываются недостатки, что позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне. 7 Планируем продолжать работу в данном направлении, уже намечены темы классных часов по данной проблематике: ­   «Про   это»   (проблемы   сексуальной   культуры   и   культуры   семейных отношений), ­ «Аборты», ­ «Современные методы контрацепции» и т.д. Список использованной литературы 1. Аванесова, Г.А. Культурно­досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. пособие для студ. вузов / Г.А. Аванесова. ­ М.: Аспект Пресс, 2006. ­ 236 с. 2. Газман О.С. Базовая культура личности и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч. трудов / Под ред. Газмана О.С. – М.: Изд. АПН СССР, 1989. – 150 с. URL: http://www.erudition.ru 3. Квасницкая С.В. Внеклассная работа как одно из средств формирования коммуникативной компетенции учащихся. URL: http://festival.1september.ru 4. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. – М., 1994. – 94 с. 5.   Крылова   Н.Б.   Культурные   смыслы   образования.  URL: http://www.valoues­edu.ru 6.   Михайленко   Е.Д.   Анализ   воспитательной   деятельности   классного руководителя. URL: http://festival.1september.ru 7. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа­Пресс, 2000. – 512 с.

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017