Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
технология
5 кл
18.03.2018
Рассказано о типах уроках технологии в соответствии с требованиями ФГОС. Даны критерии современного урока технологии. Описаны структуры уроков (Урок «открытия» нового знания. Урок рефлексии. Урок общеметодологической направленности. Урок развивающего контроля.). Разработка будет полезна как начинающим иак и учителям технологии со стажем.
Урок технологии в соответствии с ФГОС.doc
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Выполнил учитель технологии Холодов А.Ю.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно
оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь
его новой социальной позицией ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая
система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
резко возросла информированность детей;
современные дети относительно мало читают, особенно классическую литературу;
несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
ограниченность общения со сверстниками.
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического
опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования ответственность
существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное
методическое сопровождение образовательного процесса в основной школе.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в
обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у
современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие
способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении
выступает системнодеятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы
организации обучения, в котором важным является
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и
действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё
знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник
знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное
приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного
применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе
содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Как подготовить современный урок
Урок главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в
значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или
иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и
методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким,
надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со
своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить
такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями,
значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей
искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Урок как целостная система Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классноурочной системе обучения
это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок это солнце, вокруг которого, как планеты,
вращаются все другие формы учебных занятий". Рождение любого урока начинается с осознания и
правильного, четкого определения его конечной цели чего учитель хочет добиться; затем установления
средства что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа как учитель будет
действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее
достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее
изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и
домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды
деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как
традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется
умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы,
умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Критерии эффективности современного урока:
Обучение через открытие
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам,
сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности.
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Демократичность, открытость.
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом
встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и
поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон,
теорема или выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или
исследовательской деятельностью учащегося.
А ЧТО ЕЩЕ …
Заключение
Так что же для нас современный урок?
Ответы:
это урокпознание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию,
самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность,
уверенность. потребность
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается
эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других,
наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных
требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Структура урока открытия нового знания
в технологии деятельностного метода
Деятельность учащихся,
Продолжительность этапа
установить рамки деятельности «могухочунадо»;
включиться в учебную деятельность (12 минуты);
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Этапы урока
деятельностной
направленности
Мотивация
Актуализация
Затруднения
Проект выхода из
затруднения
Реализация
проекта
Первичное
закрепление
Самостоятельная
работа
Включение
в систему
знаний
Рефлексия
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
минут);
•
•
(58 минут);
•
•
•
•
повторить необходимый материал;
активизировать мыслительные операции;
совершить пробное действие;
зафиксировать затруднение (45 минут);
проанализировать свои действия;
зафиксировать место затруднения;
найти причину затруднения (3 4 минуты)
сформулировать цель действий;
согласовать тему урока;
выбрать способ и средства для действий;
сформулировать план действий (46 минут);
реализовать проект в соответствии с планом;
открыть новый способ и зафиксировать его в речи и знаках;
зафиксировать преодоление затруднения;
сделать вывод в общем виде (58 минут);
решить фронтально, в группах, в парах задания на новый способ;
проговорить новый способ вслух (45 минут);
самостоятельно выполнить задание;
проверить по эталону;
выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть (35
выполнить задания, где новые знания связаны с изученными;
подготовиться к изучению следующих разделов
оценить свою деятельность на уроке;
соотнести цель и результаты;
наметить новую цель;
определиться с домашним заданием (23 минуты);
Организация урока в рамках системнодеятельностного подхода
Системнодеятельностный подход методологическая основа стандартов начального общего
образования нового поколения. Системнодеятельностный подход нацелен на развитие личности, на
формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы
целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является
урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии
оценивания урока в рамках системнодеятельностного подхода.
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается
следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая
их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на
уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития
детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного
представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о
роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность
освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего
развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного
минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов
учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на
реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому
перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном
процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной
деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно
контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в
деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с
построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательнометодических
линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием. Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в
соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными
критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не
должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии
обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться
деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических
принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и
учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять, какими должны быть критерии
результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою
готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы
обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит
специальное формирование контрольнооценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого
специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает
минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение,
обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества,
психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения,
совместную деятельность и т.д.)
Примерная структура каждого типа урока по фГОС ООО
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся,
необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
§(cid:160)
§(cid:160)
(cid:160) с целью подготовки к контрольному уроку
(cid:160) с целью подготовки к изучению новой темы
4) Первичное закрепление
§(cid:160)
§(cid:160)
(cid:160) в знакомой ситуации (типовые)
(cid:160) в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных
умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть
посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного
контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов
в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и
индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
(cid:160)
(cid:160)
(cid:160)
(cid:160)
(cid:160)
(cid:160)
(cid:160)
(cid:160) 7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений Традиционная деятельность
Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко
учителя
Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или
–
Взаимодействие с
родителями
обучающихся
Происходит в виде лекций,
родители не включены в
образовательный процесс
Образовательная
среда
Создается учителем. Выставки
работ обучающихся
Результаты обучения Предметные результаты
структурированным конспектом
урока
При подготовке к уроку учитель
использует учебник и
методические рекомендации
Объяснение и закрепление
учебного материала. Большое
количество времени занимает
речь учителя
Успеть выполнить все, что
запланировано
Формулировки: решите, спишите,
сравните, найдите, выпишите,
выполните и т. д.
Основные этапы
урока
Главная цель учителя
на уроке
Формулирование
заданий для
обучающихся
(определение
деятельности детей)
Форма урока
Нестандартное
ведение уроков
Деятельность учителя, работающего по
ФГОС
Учитель пользуется сценарным планом урока,
предоставляющим ему свободу в выборе форм,
способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует
учебник и методические рекомендации,
интернетресурсы, материалы коллег.
Обменивается конспектами с коллегами
Самостоятельная деятельность обучающихся
(более половины времени урока)
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите
(объясните), сравните, выразите символом,
создайте схему или модель, продолжите,
обобщите (сделайте вывод), выберите решение
или способ решения, исследуйте, оцените,
измените, придумайте и т. д.
индивидуальная
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок
ведут два педагога (совместно с учителями
информатики, психологами и логопедами), урок
проходит с поддержкой тьютора или в
присутствии родителей обучающихся
Информированность родителей обучающихся.
Они имеют возможность участвовать в
образовательном процессе. Общение учителя с
родителями школьников может осуществляться
при помощи Интернета
Создается обучающимися (дети изготавливают
учебный материал, проводят презентации).
Зонирование классов, холлов
Не только предметные результаты, но и
личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося
Основная оценка – оценка
учителя
Важны положительные оценки
учеников по итогам контрольных
работ
Создание портфолио
Ориентир на самооценку обучающегося,
формирование адекватной самооценки
Учет динамики результатов обучения детей
относительно самих себя. Оценка
промежуточных результатов обучения
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Подготовка к уроку
Традиционная деятельность
учителя
Деятельность учителя,
работающего по ФГОС
Основные этапы урока
Главная цель учителя на уроке
Формулирование заданий для
обучающихся (определение
деятельности детей)
Форма урока
Нестандартное ведение уроков
Взаимодействие с родителями
обучающихся
Образовательная среда
Результаты обучения Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений Традиционная деятельность
Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко
учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
структурированным конспектом
урока
При подготовке к уроку учитель
использует учебник и
методические рекомендации
Объяснение и закрепление
учебного материала. Большое
количество времени занимает речь
учителя
Успеть выполнить все, что
запланировано
Формулировки: решите, спишите,
сравните, найдите, выпишите,
выполните и т. д.
Преимущественно фронтальная
–
Основные этапы
урока
Главная цель учителя
на уроке
Формулирование
заданий для
обучающихся
(определение
деятельности детей)
Форма урока
Нестандартное
ведение уроков
Взаимодействие с
родителями
обучающихся
Образовательная
среда
Результаты обучения Предметные результаты
Происходит в виде лекций,
родители не включены в
образовательный процесс
Создается учителем. Выставки
работ обучающихся
Нет портфолио обучающегося
Основная оценка – оценка
учителя Важны положительные оценки
учеников по итогам контрольных
работ
Этап
Структура урока открытия новых знаний по ФГОС.
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
1. Самоопределение к
деятельности. Орг.
момент
2. Актуализация знаний
и фиксация затруднений
в деятельности
Включение в деловой
ритм. Устное
сообщение
Выявляет уровень
знаний. Определяет
типичные недостатки.
3. Постановка учебной
задачи.
4. Построение проекта
выхода из затруднения
5. Первичное
закрепление.
6. Самостоятельная
работа с самопроверкой
по эталону.
7. Рефлексия
Активизирует знания
учащихся. Создает
проблемную
ситуацию.
Организует учащихся
по исследованию
проблемной
ситуации.
Устанавливает
осознанность
ситуации
Организует
деятельность по
применению новых
знаний.
Организует
Подготовка к работе
Выполнение заданий,
тренирующие отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслительные
операции и учебные навыки.
Ставят цели, формируют
(уточняют) тему урока.
Составляют план достижения
цели и определяют средства
(алгоритм, модель и т.п.)
Решают типовые задания с
проговариванием алгоритма
вслух.
Самостоятельная работа.
Осуществляют самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном.
УУД
личностные
регулятивные
коммуникативные
коммуникативные
познавательные
регулятивные
целеполагание
общеучебные
логические
регулятивные
познавательные
коммуникативные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
регулятивные
Осуществляют самооценку
личностные деятельности(итог )
рефлексию.
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия.
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.