Технология, 9 класс
Тема урока: Моделирование технологических узлов манипулятора робота в программе компьютерного трехмерного проектирования.
Цель урока:
· Образовательная:
o Познакомить учащихся с принципами работы манипуляторов роботов.
o Обучить основам моделирования простых трехмерных объектов в САПР.
o Научить моделировать отдельные узлы манипулятора робота.
· Развивающая:
o Развивать пространственное мышление и конструкторские навыки.
o Развивать навыки работы с компьютерными программами.
o Развивать творческое мышление и способность к решению технических задач.
· Воспитательная:
o Воспитывать интерес к робототехнике и современным технологиям.
o Формировать культуру труда и сотрудничества при работе в группе.
o Развивать ответственность и аккуратность при работе с программным обеспечением.
Оборудование и материалы:
· Компьютерный класс с установленной программой трехмерного проектирования (например, Tinkercad, FreeCAD, Fusion 360). Tinkercad подойдет для начинающих, так как он прост в освоении и работает в браузере.
· Проектор и экран для демонстрации.
· Раздаточный материал: инструкции по работе с САПР, примеры узлов манипуляторов, технические рисунки (если есть).
· Доступ к Интернету (для онлайн-САПР и поиска информации).
· Примеры роботов-манипуляторов (фото, видео).
План урока:
1. Организационный момент (3 минуты)
--Приветствие, проверка готовности к уроку.
--Проверка присутствия и подготовленности к занятию.
2. Актуализация знаний (7 минут)
Беседа:
--Что такое робот? Какие функции он может выполнять?
--Что такое манипулятор робота? (Обсуждение назначения и основных элементов: основание, звенья, шарниры, захватное устройство).
--Где используются роботы-манипуляторы? (Примеры из промышленности, медицины, науки и т.д.).
--Какие программы для трехмерного моделирования вы знаете?
--Краткое повторение основных понятий трехмерной графики и работы с САПР (если учащиеся уже знакомы с программой).
3. Изучение нового материала (20 минут)
Принципы работы манипуляторов роботов:
--Объяснение принципа последовательного соединения звеньев и шарниров.
--Обсуждение различных типов манипуляторов (по типу конструкции, системе координат).
--Демонстрация видеороликов или фотографий работы реальных промышленных роботов-манипуляторов. Подчеркнуть разнообразие их применения.
Знакомство с САПР (если это первый урок по моделированию):
--Описание интерфейса программы, основные инструменты и команды (создание примитивов, перемещение, вращение, масштабирование, объединение и вычитание объектов).
--Показ основных приемов работы с мышью и клавиатурой.
--Объяснение принципов построения трехмерных моделей (из примитивов или на основе эскизов).
Моделирование простых узлов манипулятора:
--Демонстрация процесса создания простых деталей:
--Основание (цилиндр, параллелепипед).
--Звено (параллелепипед, труба).
--Шарнир (цилиндр, сфера).
--Объяснить, как использовать размеры, чтобы модель была более точной.
--Объяснение способов соединения деталей (использование координат, привязка к точкам).
Работа с координатами и размерами:
--Демонстрация точного ввода размеров объектов.
--Показ использования системы координат для позиционирования деталей.
Создание более сложных деталей:
--Показ способов объединения и вычитания простых примитивов для создания более сложных форм.
--Примеры использования этих операций для создания деталей с отверстиями, вырезами и т.п.
4. Практическая работа (10 минут)
Задание: Смоделировать в САПР один из узлов манипулятора робота (основание, звено или простой шарнир).
--Учащиеся работают индивидуально или в небольших группах (2-3 человека).
--Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, отвечает на вопросы, контролирует процесс работы.
--Если позволяет время, можно предложить учащимся самим немного изменить форму детали.
--По окончании работы учащиеся демонстрируют свои модели на экране.
5. Закрепление изученного материала (2 минуты)
Обсуждение:
--Какие основные этапы моделирования узла манипулятора вы прошли?
--Какие инструменты САПР вы использовали?
--Какие трудности у вас возникли и как вы их преодолели?
--Какие навыки вы сегодня приобрели?
6. Подведение итогов урока (2 минуты)
--Оценка работы учащихся на уроке.
--Выставление оценок (по желанию).
--Объявление домашнего задания.
Домашнее задание : ( 1 минута)
--Завершить моделирование узла манипулятора (если не успели на уроке).
--Подумать, как можно улучшить конструкцию смоделированного узла.
--(По желанию) Найти в Интернете информацию о различных типах манипуляторов роботов.
Примеры раздаточного материала:
1. Инструкция по работе с САПР (краткая):
--Описание интерфейса.
--Перечень основных команд и инструментов.
--Советы по моделированию.
2. Примеры узлов манипуляторов (фотографии или технические рисунки):
--Основание.
--Звено.
--Шарнир.
--Захватное устройство.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.