Те5хнология, 5 класс
Тема: Технология обработки древесины ручным инструментом. Выполнение проекта «Изделие из древесины»: выполнение технологических операций ручными инструментами.
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практическая работа)
Время: 90 минут (2 урока по 45 минут)
Цель урока:
· Ознакомить учащихся с основными ручными инструментами для обработки древесины и приемами работы с ними.
· Научить безопасно и правильно использовать ручные инструменты для выполнения технологических операций при изготовлении простого изделия из древесины.
· Развивать навыки планирования работы, аккуратность, точность, самостоятельность и творческое мышление.
· Воспитывать уважение к труду, культуру труда и бережное отношение к инструменту и материалам.
Задачи урока:
· Образовательные:
o Познакомить с видами древесины и ее свойствами.
o Изучить назначение и устройство основных ручных инструментов (пила, рубанок, стамеска, напильник, наждачная бумага).
o Освоить основные приемы пиления, строгания, долбления, шлифовки и отделки древесины.
o Научить читать и понимать чертежи простых изделий из древесины.
o Освоить навыки разметки заготовок из древесины.
· Развивающие:
o Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
o Развивать пространственное мышление и конструкторские навыки.
o Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
o Развивать творческую активность и воображение.
· Воспитательные:
o Воспитывать ответственность за качество выполняемой работы.
o Воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам.
o Воспитывать культуру труда и соблюдение правил техники безопасности.
o Воспитывать уважение к профессии столяра (плотника).
Оборудование и материалы:
· У учителя:
o Образцы древесины различных пород (сосна, ель, береза, липа и т.д.).
o Набор ручных инструментов (пила, рубанок, стамеска, напильник, шлифовальная бумага, молоток, угольник, линейка, карандаш).
o Чертежи и эскизы простых изделий из древесины (подставка под горячее, полочка для книг, рамка для фотографии и т.д.).
o Инструкционные карты с описанием приемов работы ручными инструментами.
o Видеоматериалы (презентация, обучающие ролики) по теме урока.
o Заготовки из древесины для демонстрации технологических процессов.
o Тиски или верстак.
o Индивидуальные средства защиты (очки защитные).
o Аптечка.
o Журнал учета посещаемости.
· У учащихся:
o Рабочая одежда (фартук или халат).
o Заготовки из древесины (дощечки, бруски).
o Ручные инструменты (если есть).
o Карандаш, линейка, угольник.
o Наждачная бумага.
o Индивидуальные средства защиты (очки защитные).
o Тетради, ручки.
План урока:
I. Организационный момент (3 минуты)
· Приветствие учащихся.
· Проверка посещаемости.
· Проверка готовности к уроку (наличие рабочей одежды, инструментов и материалов).
· Назначение дежурных.
II. Актуализация знаний (5 минут)
· Вопросы для повторения пройденного материала:
o Какие виды материалов вы знаете?
o Какие материалы относятся к природным материалам?
o Какие инструменты вы знаете?
o Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе в мастерской?
III. Мотивация учебной деятельности (7 минут)
· Показ образцов изделий из древесины (подставка под горячее, полочка для книг, рамка для фотографии и т.д.).
· Вопрос: "Как вы думаете, из чего сделаны эти предметы? Какими инструментами можно их изготовить?"
· Сообщение темы и цели урока.
· Объяснение значимости изучения данной темы для будущей трудовой деятельности.
IV. Изучение нового материала (25 минут)
1. Древесина как материал:
o Знакомство с различными породами древесины (береза, сосна, липа, дуб). Определение пород древесины по внешним признакам.
o Свойства древесины:
§ Твердость
§ Плотность
§ Влажность
§ Текстура
§ Цвет
o Применение различных пород древесины.
2. Ручные инструменты для обработки древесины:
o Пила:
§ Назначение: для распиливания древесины.
§ Виды пил (поперечная, продольная, лучковая).
§ Устройство пилы (полотно, ручка, зубья).
§ Правила работы с пилой.
o Рубанок:
§ Назначение: для строгания древесины (выравнивание поверхности).
§ Устройство рубанка (корпус, нож, клин).
§ Регулировка рубанка.
§ Правила работы с рубанком.
o Стамеска:
§ Назначение: для долбления отверстий, снятия фасок.
§ Виды стамесок (плоская, полукруглая).
§ Правила работы со стамеской.
o Напильник:
§ Назначение: для опиливания и шлифовки древесины.
§ Виды напильников (крупный, средний, мелкий).
§ Правила работы с напильником.
o Шлифовальная бумага (наждачная бумага):
§ Назначение: для окончательной отделки поверхности древесины.
§ Виды шлифовальной бумаги (по зернистости).
§ Правила работы с шлифовальной бумагой.
3. Правила техники безопасности при работе с ручными инструментами:
· Работать только исправным инструментом.
· Надежно закреплять заготовку в тисках.
· Не отвлекаться во время работы.
· Не держать руки в плоскости движения инструмента.
· Не передавать инструмент режущей частью вперед.
· Убирать рабочее место после окончания работы.
· Обязательно надевать защитные очки.
V. Практическая работа (40 минут)
1. Подготовка рабочего места:
o Организация рабочего места в соответствии с правилами техники безопасности.
o Проверка наличия необходимых инструментов и материалов.
2. Выполнение проекта «Изделие из древесины» (на примере "Подставки под горячее"):
o Разметка заготовки:
§ Чтение чертежа.
§ Перенос размеров с чертежа на заготовку с помощью линейки, угольника и карандаша.
o Распиливание по разметке:
§ Запиливание.
§ Ведение пилы по линии разметки.
§ Контроль точности распиливания.
o Строгание:
§ Установка рубанка на заданную глубину строгания.
§ Строгание поверхности заготовки.
§ Контроль качества строгания.
o Шлифование:
§ Последовательное использование шлифовальной бумаги различной зернистости.
§ Шлифование поверхности и кромок заготовки.
§ Контроль качества шлифования.
o Сборка (Если проект предусматривает сборку из нескольких деталей):
§ Склейка деталей или сбивание гвоздями
§ Проверка прочности изделия после сборки
Во время практической работы учитель контролирует соблюдение правил техники безопасности, оказывает индивидуальную помощь учащимся, демонстрирует правильные приемы работы.
VI. Закрепление изученного материала (5 минут)
· Вопросы для закрепления:
o Какие породы древесины вы знаете?
o Для чего используется пила? Рубанок? Стамеска?
o Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с ручными инструментами?
o Какие операции вы выполняли сегодня на уроке?
o Какие трудности вы испытывали при выполнении практической работы?
VII. Подведение итогов урока (3 минуты)
· Оценка работы учащихся на уроке.
· Анализ допущенных ошибок.
· Выставление оценок.
· Уборка рабочих мест.
VIII. Домашнее задание (2 минуты)
· Повторить изученный материал по конспекту.
· Найти информацию о других ручных инструментах для обработки древесины.
· Принести режущий инструмент для работы с древесиной (если есть).
Дополнительные рекомендации:
· Перед началом урока необходимо провести инструктаж по технике безопасности и убедиться, что все учащиеся понимают правила работы в мастерской.
· Во время практической работы необходимо обеспечить постоянный контроль за работой учащихся и оказывать им необходимую помощь.
· Необходимо поощрять творческую активность учащихся и предоставлять им возможность вносить свои идеи при выполнении проектов.
· Важно акцентировать внимание на качестве изготавливаемых изделий и воспитывать у учащихся ответственность за свою работу.
· Можно организовать выставку лучших работ учащихся.
Инструкционная карта №1: Работа с пилой
Инструмент: Ручная пила (лучше с мелким зубом для аккуратного пиления)
Цель: Научиться правильно и безопасно распиливать древесину.
Последовательность выполнения:
1. Подготовка:
o Наденьте защитные очки.
o Надежно закрепите заготовку в тисках или на верстаке так, чтобы линия отреза была свободна.
o Проверьте остроту пилы. Тупой пилой работать нельзя, она может соскользнуть.
o Убедитесь, что рядом нет людей, чтобы случайно не задеть их пилой.
2. Разметка:
o Точно перенесите линию отреза на заготовку карандашом и линейкой.
o Для ровного реза сделайте насечку ножом или стамеской по линии разметки.
3. Начало пиления (запиливание):
o Поставьте зубья пилы на размеченную линию.
o Придерживайте полотно пилы большим пальцем, чтобы она не соскочила.
o Сделайте несколько легких "тянущих" движений пилой на себя, чтобы образовалась небольшая канавка (запил).
4. Пиление:
o Держите пилу под небольшим углом к заготовке.
o Выполняйте равномерные, плавные движения пилой всей длиной полотна, слегка нажимая на пилу при движении вперед и ослабляя нажим при движении назад.
o Не давите сильно на пилу, это может привести к искривлению реза.
o Следите за тем, чтобы пила шла точно по линии разметки.
5. Завершение пиления:
o Когда вы почти допилили заготовку, уменьшите нажим на пилу, чтобы избежать сколов древесины.
o Придерживайте отпиливаемую часть рукой, чтобы она не отломилась под собственным весом.
Правила безопасности:
· Работайте только исправной пилой.
· Надежно закрепляйте заготовку.
· Не держите руки близко к полотну пилы.
· Не отвлекайтесь во время работы.
· При необходимости используйте защитные очки.
Инструкционная карта №2: Работа с рубанком
Инструмент: Рубанок (с хорошо заточенным ножом)
Цель: Научиться строгать древесину для выравнивания поверхности.
Последовательность выполнения:
1. Подготовка:
o Наденьте защитные очки.
o Надежно закрепите заготовку в тисках.
o Проверьте остроту ножа рубанка и правильность его установки. Нож должен выступать из подошвы рубанка на небольшую величину (1-2 мм).
o Перед началом работы рекомендуется слегка увлажнить поверхность древесины водой.
2. Строгание:
o Возьмите рубанок обеими руками: одной рукой держитесь за ручку, другой – упирайтесь в переднюю часть корпуса рубанка.
o Приложите рубанок к заготовке под небольшим углом.
o Начинайте строгать, плавно перемещая рубанок по поверхности заготовки.
o Прилагайте равномерное усилие на рубанок во время движения.
o При каждом проходе рубанка снимайте тонкий слой древесины.
o Строгайте вдоль волокон древесины, чтобы избежать сколов.
3. Контроль качества:
o Регулярно проверяйте ровность поверхности с помощью линейки или угольника.
o Если на поверхности остаются неровности, повторите строгание.
Правила безопасности:
· Работайте только исправным рубанком с острым ножом.
· Надежно закрепляйте заготовку.
· Не держите руки перед рубанком во время работы.
· Не пытайтесь строгать слишком толстый слой древесины.
· При необходимости используйте защитные очки.
Инструкционная карта №3: Работа со стамеской
Инструмент: Стамеска (плоская или полукруглая), киянка (деревянный молоток)
Цель: Научиться долбить отверстия и снимать фаски с помощью стамески.
Последовательность выполнения (долбление отверстия):
1. Подготовка:
o Наденьте защитные очки.
o Надежно закрепите заготовку в тисках.
o Заточите стамеску.
o Наметьте контур отверстия карандашом.
2. Долбление:
o Установите лезвие стамески на линию разметки.
o Держите стамеску одной рукой, а другой – ударьте по рукоятке стамески киянкой.
o Снимайте небольшие слои древесины.
o Перемещайте стамеску по контуру отверстия, постепенно углубляясь.
o Держите стамеску перпендикулярно к поверхности заготовки.
3. Завершение долбления:
o Когда вы достигли нужной глубины, выровняйте стенки отверстия.
Последовательность выполнения (снятие фаски):
1. Подготовка: (аналогично долблению)
2. Снятие фаски:
o Установите стамеску под углом к кромке заготовки.
o Снимите тонкий слой древесины, двигая стамеску вдоль кромки.
o Повторите операцию несколько раз, пока не получите желаемый размер фаски.
o Для большей плавности, используйте наждачную бумагу для сглаживания кромки.
Правила безопасности:
· Работайте только исправной и хорошо заточенной стамеской.
· Надежно закрепляйте заготовку.
· Не держите руки перед лезвием стамески.
· Не бейте по стамеске металлическим молотком.
· При необходимости используйте защитные очки.
Инструкционная карта №4: Шлифовка древесины
Инструмент: Наждачная бумага (разной зернистости), брусок (для удобства)
Цель: Научиться шлифовать поверхность древесины для придания ей гладкости.
Последовательность выполнения:
1. Подготовка:
o Наденьте защитные очки.
o Зашкурьте все острые углы и неровности
2. Шлифование:
o Начните шлифование с крупнозернистой наждачной бумаги, чтобы убрать крупные неровности.
o Затем используйте среднезернистую наждачную бумагу для сглаживания поверхности.
o Закончите шлифование мелкозернистой наждачной бумагой для придания поверхности максимальной гладкости.
o Шлифуйте вдоль волокон древесины.
o Периодически очищайте наждачную бумагу от опилок.
Правила безопасности:
· Используйте защитные очки.
· Шлифуйте в хорошо проветриваемом помещении.
· Не прилагайте слишком большое усилие при шлифовании.
Важно:
· На инструкционных картах можно использовать рисунки или фотографии для наглядности.
· Инструкции должны быть понятными и лаконичными.
· В каждой инструкции обязательно должны быть указаны правила техники безопасности.
· Перед началом работы необходимо убедиться, что все учащиеся внимательно изучили инструкцию и понимают, как правильно пользоваться инструментом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.