: Технология обработки древесины ручным инструментом. Выполнение проекта «Изделие из древесины»: выполнение технологических операций ручными инструментами.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• Ознакомить учащихся с основными ручными инструментами для обработки древесины и приемами работы с ними. • Научить безопасно и правильно использовать ручные инструменты для выполнения технологических операций при изготовлении простого изделия из древесины.
Иконка файла материала технология 5 кл древесина.docx

Те5хнология, 5 класс

Тема: Технология обработки древесины ручным инструментом. Выполнение проекта «Изделие из древесины»: выполнение технологических операций ручными инструментами.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практическая работа)

Время: 90 минут (2 урока по 45 минут)

Цель урока:

·         Ознакомить учащихся с основными ручными инструментами для обработки древесины и приемами работы с ними.

·         Научить безопасно и правильно использовать ручные инструменты для выполнения технологических операций при изготовлении простого изделия из древесины.

·         Развивать навыки планирования работы, аккуратность, точность, самостоятельность и творческое мышление.

·         Воспитывать уважение к труду, культуру труда и бережное отношение к инструменту и материалам.

Задачи урока:

·         Образовательные:

o    Познакомить с видами древесины и ее свойствами.

o    Изучить назначение и устройство основных ручных инструментов (пила, рубанок, стамеска, напильник, наждачная бумага).

o    Освоить основные приемы пиления, строгания, долбления, шлифовки и отделки древесины.

o    Научить читать и понимать чертежи простых изделий из древесины.

o    Освоить навыки разметки заготовок из древесины.

·         Развивающие:

o    Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

o    Развивать пространственное мышление и конструкторские навыки.

o    Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

o    Развивать творческую активность и воображение.

·         Воспитательные:

o    Воспитывать ответственность за качество выполняемой работы.

o    Воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам.

o    Воспитывать культуру труда и соблюдение правил техники безопасности.

o    Воспитывать уважение к профессии столяра (плотника).

Оборудование и материалы:

·         У учителя:

o    Образцы древесины различных пород (сосна, ель, береза, липа и т.д.).

o    Набор ручных инструментов (пила, рубанок, стамеска, напильник, шлифовальная бумага, молоток, угольник, линейка, карандаш).

o    Чертежи и эскизы простых изделий из древесины (подставка под горячее, полочка для книг, рамка для фотографии и т.д.).

o    Инструкционные карты с описанием приемов работы ручными инструментами.

o    Видеоматериалы (презентация, обучающие ролики) по теме урока.

o    Заготовки из древесины для демонстрации технологических процессов.

o    Тиски или верстак.

o    Индивидуальные средства защиты (очки защитные).

o    Аптечка.

o    Журнал учета посещаемости.

·         У учащихся:

o    Рабочая одежда (фартук или халат).

o    Заготовки из древесины (дощечки, бруски).

o    Ручные инструменты (если есть).

o    Карандаш, линейка, угольник.

o    Наждачная бумага.

o    Индивидуальные средства защиты (очки защитные).

o    Тетради, ручки.

План урока:

I. Организационный момент (3 минуты)

·         Приветствие учащихся.

·         Проверка посещаемости.

·         Проверка готовности к уроку (наличие рабочей одежды, инструментов и материалов).

·         Назначение дежурных.

II. Актуализация знаний (5 минут)

·         Вопросы для повторения пройденного материала:

o    Какие виды материалов вы знаете?

o    Какие материалы относятся к природным материалам?

o    Какие инструменты вы знаете?

o    Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе в мастерской?

III. Мотивация учебной деятельности (7 минут)

·         Показ образцов изделий из древесины (подставка под горячее, полочка для книг, рамка для фотографии и т.д.).

·         Вопрос: "Как вы думаете, из чего сделаны эти предметы? Какими инструментами можно их изготовить?"

·         Сообщение темы и цели урока.

·         Объяснение значимости изучения данной темы для будущей трудовой деятельности.

IV. Изучение нового материала (25 минут)

1.    Древесина как материал:

o    Знакомство с различными породами древесины (береза, сосна, липа, дуб). Определение пород древесины по внешним признакам.

o    Свойства древесины:

§  Твердость

§  Плотность

§  Влажность

§  Текстура

§  Цвет

o    Применение различных пород древесины.

2.    Ручные инструменты для обработки древесины:

o    Пила:

§  Назначение: для распиливания древесины.

§  Виды пил (поперечная, продольная, лучковая).

§  Устройство пилы (полотно, ручка, зубья).

§  Правила работы с пилой.

o    Рубанок:

§  Назначение: для строгания древесины (выравнивание поверхности).

§  Устройство рубанка (корпус, нож, клин).

§  Регулировка рубанка.

§  Правила работы с рубанком.

o    Стамеска:

§  Назначение: для долбления отверстий, снятия фасок.

§  Виды стамесок (плоская, полукруглая).

§  Правила работы со стамеской.

o    Напильник:

§  Назначение: для опиливания и шлифовки древесины.

§  Виды напильников (крупный, средний, мелкий).

§  Правила работы с напильником.

o    Шлифовальная бумага (наждачная бумага):

§  Назначение: для окончательной отделки поверхности древесины.

§  Виды шлифовальной бумаги (по зернистости).

§  Правила работы с шлифовальной бумагой.

3.    Правила техники безопасности при работе с ручными инструментами:

·         Работать только исправным инструментом.

·         Надежно закреплять заготовку в тисках.

·         Не отвлекаться во время работы.

·         Не держать руки в плоскости движения инструмента.

·         Не передавать инструмент режущей частью вперед.

·         Убирать рабочее место после окончания работы.

·         Обязательно надевать защитные очки.

V. Практическая работа (40 минут)

1.    Подготовка рабочего места:

o    Организация рабочего места в соответствии с правилами техники безопасности.

o    Проверка наличия необходимых инструментов и материалов.

2.    Выполнение проекта «Изделие из древесины» (на примере "Подставки под горячее"):

o    Разметка заготовки:

§  Чтение чертежа.

§  Перенос размеров с чертежа на заготовку с помощью линейки, угольника и карандаша.

o    Распиливание по разметке:

§  Запиливание.

§  Ведение пилы по линии разметки.

§  Контроль точности распиливания.

o    Строгание:

§  Установка рубанка на заданную глубину строгания.

§  Строгание поверхности заготовки.

§  Контроль качества строгания.

o    Шлифование:

§  Последовательное использование шлифовальной бумаги различной зернистости.

§  Шлифование поверхности и кромок заготовки.

§  Контроль качества шлифования.

o    Сборка (Если проект предусматривает сборку из нескольких деталей):

§  Склейка деталей или сбивание гвоздями

§  Проверка прочности изделия после сборки

Во время практической работы учитель контролирует соблюдение правил техники безопасности, оказывает индивидуальную помощь учащимся, демонстрирует правильные приемы работы.

VI. Закрепление изученного материала (5 минут)

·         Вопросы для закрепления:

o    Какие породы древесины вы знаете?

o    Для чего используется пила? Рубанок? Стамеска?

o    Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с ручными инструментами?

o    Какие операции вы выполняли сегодня на уроке?

o    Какие трудности вы испытывали при выполнении практической работы?

VII. Подведение итогов урока (3 минуты)

·         Оценка работы учащихся на уроке.

·         Анализ допущенных ошибок.

·         Выставление оценок.

·         Уборка рабочих мест.

VIII. Домашнее задание (2 минуты)

·         Повторить изученный материал по конспекту.

·         Найти информацию о других ручных инструментах для обработки древесины.

·         Принести режущий инструмент для работы с древесиной (если есть).

Дополнительные рекомендации:

·         Перед началом урока необходимо провести инструктаж по технике безопасности и убедиться, что все учащиеся понимают правила работы в мастерской.

·         Во время практической работы необходимо обеспечить постоянный контроль за работой учащихся и оказывать им необходимую помощь.

·         Необходимо поощрять творческую активность учащихся и предоставлять им возможность вносить свои идеи при выполнении проектов.

·         Важно акцентировать внимание на качестве изготавливаемых изделий и воспитывать у учащихся ответственность за свою работу.

·         Можно организовать выставку лучших работ учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционная карта №1: Работа с пилой

Инструмент: Ручная пила (лучше с мелким зубом для аккуратного пиления)

Цель: Научиться правильно и безопасно распиливать древесину.

Последовательность выполнения:

1.    Подготовка:

o    Наденьте защитные очки.

o    Надежно закрепите заготовку в тисках или на верстаке так, чтобы линия отреза была свободна.

o    Проверьте остроту пилы. Тупой пилой работать нельзя, она может соскользнуть.

o    Убедитесь, что рядом нет людей, чтобы случайно не задеть их пилой.

2.    Разметка:

o    Точно перенесите линию отреза на заготовку карандашом и линейкой.

o    Для ровного реза сделайте насечку ножом или стамеской по линии разметки.

3.    Начало пиления (запиливание):

o    Поставьте зубья пилы на размеченную линию.

o    Придерживайте полотно пилы большим пальцем, чтобы она не соскочила.

o    Сделайте несколько легких "тянущих" движений пилой на себя, чтобы образовалась небольшая канавка (запил).

4.    Пиление:

o    Держите пилу под небольшим углом к заготовке.

o    Выполняйте равномерные, плавные движения пилой всей длиной полотна, слегка нажимая на пилу при движении вперед и ослабляя нажим при движении назад.

o    Не давите сильно на пилу, это может привести к искривлению реза.

o    Следите за тем, чтобы пила шла точно по линии разметки.

5.    Завершение пиления:

o    Когда вы почти допилили заготовку, уменьшите нажим на пилу, чтобы избежать сколов древесины.

o    Придерживайте отпиливаемую часть рукой, чтобы она не отломилась под собственным весом.

Правила безопасности:

·         Работайте только исправной пилой.

·         Надежно закрепляйте заготовку.

·         Не держите руки близко к полотну пилы.

·         Не отвлекайтесь во время работы.

·         При необходимости используйте защитные очки.

Инструкционная карта №2: Работа с рубанком

Инструмент: Рубанок (с хорошо заточенным ножом)

Цель: Научиться строгать древесину для выравнивания поверхности.

Последовательность выполнения:

1.    Подготовка:

o    Наденьте защитные очки.

o    Надежно закрепите заготовку в тисках.

o    Проверьте остроту ножа рубанка и правильность его установки. Нож должен выступать из подошвы рубанка на небольшую величину (1-2 мм).

o    Перед началом работы рекомендуется слегка увлажнить поверхность древесины водой.

2.    Строгание:

o    Возьмите рубанок обеими руками: одной рукой держитесь за ручку, другой – упирайтесь в переднюю часть корпуса рубанка.

o    Приложите рубанок к заготовке под небольшим углом.

o    Начинайте строгать, плавно перемещая рубанок по поверхности заготовки.

o    Прилагайте равномерное усилие на рубанок во время движения.

o    При каждом проходе рубанка снимайте тонкий слой древесины.

o    Строгайте вдоль волокон древесины, чтобы избежать сколов.

3.    Контроль качества:

o    Регулярно проверяйте ровность поверхности с помощью линейки или угольника.

o    Если на поверхности остаются неровности, повторите строгание.

Правила безопасности:

·         Работайте только исправным рубанком с острым ножом.

·         Надежно закрепляйте заготовку.

·         Не держите руки перед рубанком во время работы.

·         Не пытайтесь строгать слишком толстый слой древесины.

·         При необходимости используйте защитные очки.

Инструкционная карта №3: Работа со стамеской

Инструмент: Стамеска (плоская или полукруглая), киянка (деревянный молоток)

Цель: Научиться долбить отверстия и снимать фаски с помощью стамески.

Последовательность выполнения (долбление отверстия):

1.    Подготовка:

o    Наденьте защитные очки.

o    Надежно закрепите заготовку в тисках.

o    Заточите стамеску.

o    Наметьте контур отверстия карандашом.

2.    Долбление:

o    Установите лезвие стамески на линию разметки.

o    Держите стамеску одной рукой, а другой – ударьте по рукоятке стамески киянкой.

o    Снимайте небольшие слои древесины.

o    Перемещайте стамеску по контуру отверстия, постепенно углубляясь.

o    Держите стамеску перпендикулярно к поверхности заготовки.

3.    Завершение долбления:

o    Когда вы достигли нужной глубины, выровняйте стенки отверстия.

Последовательность выполнения (снятие фаски):

1.    Подготовка: (аналогично долблению)

2.    Снятие фаски:

o    Установите стамеску под углом к кромке заготовки.

o    Снимите тонкий слой древесины, двигая стамеску вдоль кромки.

o    Повторите операцию несколько раз, пока не получите желаемый размер фаски.

o    Для большей плавности, используйте наждачную бумагу для сглаживания кромки.

Правила безопасности:

·         Работайте только исправной и хорошо заточенной стамеской.

·         Надежно закрепляйте заготовку.

·         Не держите руки перед лезвием стамески.

·         Не бейте по стамеске металлическим молотком.

·         При необходимости используйте защитные очки.

Инструкционная карта №4: Шлифовка древесины

Инструмент: Наждачная бумага (разной зернистости), брусок (для удобства)

Цель: Научиться шлифовать поверхность древесины для придания ей гладкости.

Последовательность выполнения:

1.    Подготовка:

o    Наденьте защитные очки.

o    Зашкурьте все острые углы и неровности

2.    Шлифование:

o    Начните шлифование с крупнозернистой наждачной бумаги, чтобы убрать крупные неровности.

o    Затем используйте среднезернистую наждачную бумагу для сглаживания поверхности.

o    Закончите шлифование мелкозернистой наждачной бумагой для придания поверхности максимальной гладкости.

o    Шлифуйте вдоль волокон древесины.

o    Периодически очищайте наждачную бумагу от опилок.

Правила безопасности:

·         Используйте защитные очки.

·         Шлифуйте в хорошо проветриваемом помещении.

·         Не прилагайте слишком большое усилие при шлифовании.

Важно:

·         На инструкционных картах можно использовать рисунки или фотографии для наглядности.

·         Инструкции должны быть понятными и лаконичными.

·         В каждой инструкции обязательно должны быть указаны правила техники безопасности.

·         Перед началом работы необходимо убедиться, что все учащиеся внимательно изучили инструкцию и понимают, как правильно пользоваться инструментом.


 

Посмотрите также