Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме «Витамины»
Учитель: _____________
УМК: Биология Человек. 8кл.
Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, Изд-во «Просвещение»
Тема урока: «Витамины»
Тип урока: комбинированный урок
Представление о результатах:
№ урока |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
1. |
Ученики научиться объяснять значение понятий: авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые витамины, жирорастворимые витамины; характеризовать значение витаминов для нормальной жизнедеятельности человека; различать водорастворимые и жирорастворимые витамины; описывать явления гипо- и гипервитаминоза; устанавливать соответствие между витаминами, группами витаминов и продуктами, в которых они содержатся; различать заболевания человека, вызванные недостатком того или иного витамина; формулировать правила сохранения витаминов при хранении и приготовлении пищи |
Познавательные: ребята научатся формулировать определения понятий; структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради; составлять схемы. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты. Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать со сверстниками при выполнении совместной работы |
Формирование и развитие мотивации учения, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности |
Цели урока: раскрыть роль витаминов для организма человека, норму их потребления и содержания в продуктах питания, развитие познавательной активности и интереса о витаминах, об их разнообразии.
Задачи:
Обучающие:
обеспечить освоение учащимися знаний о витаминах; доказать, что правильное употребление витаминов является одним из главных условий физической составляющей здоровья человека.
Развивающие:
Формировать умения адекватно оценивать свои достижения, понимать
причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. Развивать умение
работать в группе, в парах. Развивать самостоятельность, память, внимание.
Воспитывающие:
Воспитать интерес к изучаемому предмету. Воспитывать у детей ценностное
отношение к своему здоровью, здоровью окружающих. Воспитать любовь к
природе.
Оборудование урока: учебник, компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации презентации и слайдов, микролаборатория, справочная литература, таблица, инструкции для проведения эксперимента, листы с вопросами и тестовыми заданиями для закрепления материала.
Ход урока.
1. Организационный момент, приветствие учащихся.
Регулятивные: - волевая саморегуляция;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
Мультимедийная презентация «Витамины».
- Доброе утро, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. И поднимите его.
- Как много улыбок засветилось.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Учитель отмечает в журнале отсутствующих на уроке.
2. Актуализация опорных знаний
Цель этапа: повторение изученного материала (фронтальный опрос учеников), необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
На прошлом уроке мы начали с Вами изучать новую тему. Скажите ребята, как она называется? Вы узнали, что во всех живых организмах, от самых примитивных до самых сложных, основа жизни – это обмен веществ и энергии.
1. Что такое обмен веществ и как он происходит? 2. Какие питательные вещества необходимы человеку для жизнедеятельности? 3. Что такое Метаболизм? 4. Что такое пластический обмен? 5. Что такое Анаболизм? Приведите пример 6. Что такое энергетический обмен? 7.Что такое Катаболизм? Приведите пример
Ученики: отвечают на вопросы учителя, исправляют и дополняют ответы учащихся, высказывают предположения.
3. Изучение нового материала
Какие вещества, кроме белков, жиров и углеродов нужны нашему организму? Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной группой веществ, без которых обменные процессы в организме невозможны. Витамины.
Ребята записывают план урока:
А. История открытия витаминов;
Б. Водорастровимые витамины. Жирорастворимые витамины;
В. Опыт
Г. Рациональное использование витаминов
А. История открытия витаминов.
Витамины были открыты русским врачом Николаем Ивановичем Луниным. В 1881 г. он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по- разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы), причем в том же соотношении, что и в молоке.
Вскоре мыши второй группы перестали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.
Позже, в 1912 г, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он определил, что в состав этого вещества входит азот. Открытое вещество он назвал витамин (от слов «вита» - жизнь и «амин» - содержащий азот). Потом оказалась, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Ученики записывают определение.
Витамины – это биологически активные органические вещества, действующие в незначительных количествах и необходимые для образования ферментов.
Витамины влияют на: обмен веществ в организме, на его рост, развитие, иммунитет.
Если витаминов недостает организму, то развивается гиповитаминоз. Если витаминов нет, то авитаминоз. Если витаминов в организме очень много, развивается гипервитаминоз.
Б. Водорастровимые витамины. Жирорастворимые витамины.
Витамины бывают: Известно около 20-30 видов витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д, Е, К и т. д. Некоторые образуют целые группы, например, витамины группы В (В1, В2, В3……В12). По растворимости витамины делятся на 2 группы: Водорастворимые и жирорастворимые.
Ученики: Осмысление рассказа учителя. Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её. Внимательно слушают, используют подсказки, при поддержке учителя находят решение. Записывают тему урока. Формулируют задачи урока. Записываю новые термины авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.
1.Задание: Внесите всю информацию в таблицу.
У вас на столах лежат конверты, в которых находятся карточки. Заполните карточку №1 используя текс учебника (стр.189-192).
Витамины, обозначение |
Жирорастворимые / водорастворимые витамины |
В каких продуктах содержатся |
Польза, влияние витамина |
Последствия недостатка витамина |
С |
|
|
|
|
В1 |
|
|
|
|
В2 |
|
|
|
|
В12 |
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
D |
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
1. Ребята, а какие продукты содержат наибольшее количество витаминов?
2. Какой витамин способствует улучшению качества кожи?
3. Какой витамин способствует улучшению зрения?
Ученики заполняют таблицу классификации витаминов: водорастворимые и жирорастворимые, выполняют задание, делают вывод.
Физкульт-минутка. Слайд презентации с упражнением для глаз.
В. Опыт.
1. Задание: (опыт показывает учитель, ребята делают выводы). Лабораторная работа «Определение содержания витамина С в апельсиновом соке». Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть экспертами мини-лаборатории. Посмотреть опыт, проанализировать и сделать выводы.
Ребята, какой можно сделать вывод? Почему в одном стакане окрасился сок быстрее и больше, а в другом медленнее и меньше?
Г. Рациональное использование витаминов
1. Задание: «Корзина здоровья».
Перед вами «корзина здоровья» распределите фрукты и овощи по содержанию витаминов, с которыми вы познакомились на уроке. Подумайте и ответьте как рационально использовать витамины из «корзины здоровья»?
4. Закрепление материала.
Для закрепления знаний, предлагаю вам выполнить следующее задание. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.
Тест (отвечают при помощи табличек А, С, D).
1. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
2. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
3. Витамин роста (А).
4. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
5. Шиповник – это кладовая витамина (С).
6. Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).
7. В моркови содержится очень много витамина (А).
8. Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом (С).
9. Витамин, образующийся в коже при
взаимодействии солнечных лучей (D).
Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах, давайте подведем итог
нашей сегодняшней работы: какие бывают витамины, какое значение витаминов для
организма, с какими витаминами познакомились на уроке, что такое авитаминоз, то
такое гиповитаминоз?
Мы узнали, что человек не может жить без витаминов. Они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма.
5. А теперь оценки за урок
Домашнее задание: Домашнее задание творческое: составить кроссворд на тему «Витамины».
Молодцы ребята! А теперь отразите настроение сегодняшнего урока, изобразив мордашку витаминчику по образцу (слайд). Спасибо за внимание и совместную работу.
Приложение
1. Карточку №1 «Витамины».
Витамины, обозначение |
Жирорастворимые / водорастворимые витамины |
В каких продуктах содержатся |
Польза, влияние витамина |
Последствия недостатка витамина |
С |
|
|
|
|
В1 |
|
|
|
|
В2 |
|
|
|
|
В12 |
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
D |
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
2. Физкульт-минутка
Слайд презентации с упражнением для глаз. Демонстрация слайда с упражнениями для глаз.
3. Карточки «Корзина здоровья».
4.Инструктивная карточка
Лабораторная работа «Определение содержания витамина С в апельсиновом соке
Определите содержание витамина С в апельсиновом соке. Для опыта возьмите отдельно свежевыжатый апельсиновый сок и покупной сок известной фирмы. Налить в пробирку 2мл сока и добавить воды на 10мл. Затем влить немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавлять 5%-ный раствор иода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются иодом. Как только иод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет. Чем больше капель йода идет на титрование, тем больше витамина С в образце. Сделайте вывод о содержании витамина С в соках разных видов
5. Тест (отвечают при помощи табличек А, С, D).
1. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
2. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
3. Витамин роста (А).
4. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
5. Шиповник – это кладовая витамина (С).
6. Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).
7. В моркови содержится очень много витамина (А).
8. Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом (С).
9. Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.