Технологическая карта урока по ФГОС (химия 9 класс)
«Изучение вещества с формулой HNO3».
Цель урока: формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий.
Учебная задача - Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме «Азотная кислота».
Личностные действия (Л) – самоопределение, смыслообразование, формирование положительных эмоций.
Познавательные действия (П) – формирование умений работать с текстом учебника и справочной литературой, развивать познавательную активность. Познакомить учащихся со строением молекулы азотной кислоты, установить причинно-следственную связь: состав – строение – свойства.
Регулятивные действия (Р) – продолжить формирование умений и навыков при работе с лабораторным оборудованием и веществами.
Коммуникативные умения (К) – формирование умений работать в паре, группе с целью приобретением навыков сотрудничества.
Оборудование - реактивы, химическая посуда, таблица химических свойств азотной кислоты, презентация.
Формы урока – индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы: проблемного обучения, частично - поисковый, словесный, наглядный.
Приемы: беседа, рассказ, эксперимент, проблемная ситуация.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент |
||
2. Мотивация к учебной деятельности |
||
Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение весьма необычного вещества. О нём мы начали говорить ещё в 8 классе, когда изучали тему: «Кислоты». И вот сегодня настало время поговорить о нём подробнее. Напрашивается вопрос: «А что же это за вещество?» Чтобы правильно ответить на него, давайте вспомним, какую тему мы изучаем с Вами уже в течение нескольких уроков? В вашем ответе прозвучало очень важное слово «ИЗУЧАТЬ», а, что это значит? |
Вспоминают и отвечают, что в последнее время изучается тема: «Азот и его производные». Среди производных азота, к изученным веществам следуют отнести: азот, аммиак и его соли, оксиды азота. Следовательно, оставшаяся группа веществ, которая нами была ещё не изучена, относится к группе гидроксидов, а именно, к кислотам. Это значит установить состав, строение и свойства вещества. Формулируют цели урока. |
(К): - Использование средств языка и речи для получения, передачи информации. - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (Л): Самоопределение. (П): Целеполагание, планирование, прогнозирование.
|
2. Актуализация (повторение) знаний |
||
Молодцы! Но, чтобы приступить к разрешению основной задачи сегодняшнего урока, мы восстановим в памяти необходимую нам информацию. Предлагаю выполнить следующее задание. Даны вещества: CaO, Al2O3, Н2SO4, NO, CO2, Mg(OH)2, SO2, FeO, НNO3 Классифицируйте их!!!
А к какой группе вы отнесёте – НNO3?Итак, ваше предположение, что это вещество – КИСЛОТА? Но не будем спешить, а дождёмся результатов работы. |
Учащиеся предлагают разные варианты классификации: - 2 группы (оксиды и гидроксиды); - 3 группы (оксиды, основания, кислоты); - 6 групп (кислотные, основные, амфотерные, безразличные оксиды, основания, кислоты). Возможны и другие варианты.
Как было уже сказано ранее – к кислотам. |
(П): - Анализ, сравнение, классификация. - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - Подведение под понятие. (К): - Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. - Учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения. |
3. Изучение нового материала |
||
Работа в группах по индивидуальным карточкам – заданиям: Карточка №1 Проанализируйте качественный и количественный состав вещества HNO3. Для этого: - определите, какие элементы входят в состав этого вещества; - определите: W, количества элементов, массовые отношения. Карточка №2 Проанализируйте строение вещества НNO3. Для этого сначала постройте его структурную формулу, учитывая значения валентности каждого элемента, а также тот факт, что водород и азот соединяются друг с другом через кислород. После этого, используя значения электроотрицательности (см. справочник), установите, где самая слабая связь. Сформулируйте гипотезу. Карточка №3 Рассмотрите исследуемое вещество, определите его: - внешний вид; - цвет, запах; - отношение к воде (для этого смешайте вещество с водой). Отметьте изменение температуры, используя термометр; Укажите кристаллическую решётку вещества. Проанализируйте его температуры кипения и плавления, используя справочные данные (температура плавления −41,59 °C, кипения +82,6 °C). Какой из этого можно сделать вывод? Карточка №4 Испытайте раствор вещества HNO3 индикатором. Что вы увидели? Что это значит? Проведите аналогичный эксперимент с веществом Fe(NO3)3. На какую мысль наводит данный эксперимент? Учитель прослеживает ход работы учащихся, направляет ход их работы в нужное русло. После этого заслушивает отчёты групп.
|
Для работы учащимися используются: - презентация; - справочная литература; - ПК с СD по теме: «Азотная кислота». Затруднения возникают у учащихся, работающих с карточкой №2 при рассмотрении структурной формулы азотной кислоты:
Возникновение проблемы появляется у учащихся в связи с тем, что зная о распаривании электронов внешнего уровня, они не имеют понятия о существовании обратного процесса – спаривания. Но в конечном итоге, возникшее затруднение исчезает после того, как учащиеся знакомятся с дополнительной текстовой информацией с CD.
По истечении выделенного на работу времени, учащиеся отчитываются о проделанной работе, причём последней даётся слово группе №4. Предполагаемый отчёт группы №1: Что: сложное вещество; состоит из водорода, азота, кислорода. Сколько: а) n(H)=1, n(N)=1, n(O)=3 моль; б) 1 : 14 : 48 (массовые отношения); в) Мr = 63 г/моль, г) Wн = 1/63, WN = 14/63, Wo = 48/63. Предполагаемый отчёт группы №3: Исследуемое вещество представляет из себя: бесцветную жидкость; летучую, на воздухе «дымит»; неограниченно смешивается с водой (температура при этом повышается); P = 1,52 г/см3, что превышает плотность воды, следовательно, необходимо наливать кислоту в воду, а не наоборот; tпл. = -41,60C tкип. = 82,60C – невелики, следовательно, вещество обладает МКР. Предполагаемый отчёт группы №2: Валентности элементов в исследуемом веществе: Н (I), О (II), а азота (IV), исходя из электронного строения азота. Азот связан с одним атомом кислорода двойной связью, а с другим – обычной одинарной связью (этот атом кислорода связан еще и с атомом водорода). С третьим атомом кислорода азот в HNO3 связан донорно-акцепторной связью, причем в качестве донора выступает атом азота. Кислород же акцептор из-за спаривания электронов внешнего уровня. Но, чтобы выровнять валентность одного из кислородов необходимо азоту и двум атомам кислорода осуществить обобществление своих электронов в единое электронное облаком. Проведя анализ энергий связи,и Э/О, установлено, что самым слабым звеном в веществе является связь между водородом и кислородом кислотного остатка. Формулируют гипотезу: если вещество в реакциях отщепляет ион водорода, то оно может быть кислотой. Предполагаемый отчёт группы №4: Исследуемое вещество в водной среде даёт кислую среду (демонстрация цвета индикатором). Но подобное будет наблюдаться и в растворе с Fe(NO3)3, а иона водорода в нём нет. И здесь учащиеся изменяют первоначально высказанную гипотезу: «Если исследуемое вещество будет реагировать с металлами, основаниями, солями, оксидами, то оно будет являться кислотой». |
(П): - Анализ, сравнение, обобщение, аналогия. -Постановка и формулирование проблемы. - Структурирование знаний; - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. - Поиск и выделение необходимой информации; - Поиск и выделение информации; умение работать с текстом. - Планирование. - Прогнозирование. - Установление причинно-следственных связей. - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. - Составление знаково–символических схем. (Р): - Волевая ссаморегуляция в ситуации затруднения. - Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. (К): - Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью для получения и передачи информации, самовыражения. - Аргументация своего мнения и позиции. - Учет разных мнений. - Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. (Л): - Самоопределение. - Смыслообразование.
|
Реализация выстроенной гипотезы |
||
Далее учитель предлагает обучающимся приступить к доказательству гипотезы.
|
Учащиеся выполняют экспериментальную часть в соответствии с выданными заданиями (см. приложение). |
(Р): - Познавательная инициатива. (П): - Создание знаково-символических схем. - Самостоятельное решение возникшей проблемы. (Л): - Осознание ответственности за общее дело. |
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
||
Итак, к каким результатам вы пришли, и какие выводы из этого можно сделать?
После этого учитель указывает на то, что одну из реакций, характерных для кислот, учащиеся сегодня на уроке не провели, а, именно, реакцию с металлами. Но об этом мы поговорим на следующем уроке. |
Учащиеся докладывают о результатах своего исследования и формулируют выводы: «Вещество с формулой HNO3 является сильным электролитом, диссоциирует на ионы; изменяет окраску индикатора; реагирует с основными оксидами, основаниями и с солями более летучих кислот. Гипотеза подтверждена, HNO3 является кислотой». |
(Л): - Адекватное понимание причин успеха в учебной деятельности. (К): - Формулирование и аргументация своего мнения. - Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. (П): - Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
5. Включение в систему знаний и повторение |
||
Далее учитель просит учащихся выполнить задание, которое тренирует обучающихся в использовании изученного материала, имеющего методическую ценность для последующей работы. С какими веществами реагирует азотная кислота: ZnO, Ca(OH)2, SO3, K2SO4, K2S,KCl, Na2O. |
|
(П): - Анализ, сравнение, аналогия. - Подведение под понятие. - Установление причинно-следственных связей. - Выполнение действий по алгоритму. - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (Р): - Контроль, коррекция, оценка. (К): - Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6. Домашнее задание |
||
Обязательное - стр. 27 в учебнике (до нитратов), упр. 4-35, 4-36, 4-41 (а,б) задачник Н.Е. Кузнецовой. Творческое задание (учащиеся выбирают самостоятельно): а) составьте кроссворд о кислотах; б) составить опорный конспект по теме «Азотная кислота»; в) сочините сказку об азотной кислоте; г) найдите интересную информацию об азотной кислоте.
|
|
(П): - Целеполагание. - Формулирование познавательной цели. - Поиск и выделение информации. - Моделирование. - Анализ объектов с целью выделения признаков. - Синтез. - Выбор критериев для классификации объекта. (Р): - Волеваясаморегуляция в ситуации затруднения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Опыт № 1 Взаимодействие вещества HNO3 с основными оксидами: В пробирку насыпьте небольшое количество порошка оксида меди (II) CuO. Прилейте к нему избыток раствора HNO3, подогрейте полученный раствор. Что отмечаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. |
|
Опыт № 2 Взаимодействие вещества HNO3 со щелочами: В пробирку с HNO3 положите индикаторную бумажку, а потом добавьте раствор щелочи гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете и почему? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. |
|
Опыт № 3 Взаимодействие вещества HNO3 с нерастворимым основанием Cu(OH)2: К раствору сульфата меди (ΙΙ) CuSO4 добавьтепо каплям раствор гидроксида натрия NaOH. Отметьте выпадение нерастворимого осадка синего цвета – гидроксида меди (II). К полученному осадку добавьте избыток раствора HNO3. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. |
|
Опыт № 4 Взаимодействие вещества HNO3 с раствором карбоната натрия Na2CO3: К раствору карбоната натрия Na2CO3 добавьте раствор HNO3. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. |
Краткий методический комментарий к уроку формирования новых знаний / умений по теме
«Изучение вещества с формулой HNO3»:
Материал урока формирования новых знаний и умений «Изучение вещества с формулой HNO3» входит в состав темы «Неметаллы» и изучается после материала об оксидах азота. Урок состоит из шести этапов.
Первый этаппроцесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в учебную деятельность. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
На втором этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового материала и выполнению ими запланированного учебного действия. На основании этого данный этап предполагает:
1)актуализацию изученных способов действий; 2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к учебному действию и его самостоятельному осуществлению. Учащиеся обдумывают будущие учебные действия: ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы и сроки.
На третьем этапе учитель организует работу учащихся, направленную на открытие нового знания, на получение ими индивидуального затруднения.
Далее учащиеся выявляют причину затруднения. Для этого они должны: 1) определить место, шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с изученным ранее способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.
После этого учащиеся выдвигают гипотезу и предлагают варианты её решения. Эти варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, а потом выбирается оптимальный вариант, который учащиеся и принимают как руководство к действию.
На четвёртом этапе ученики оценивают собственную учебную деятельность: соотносится ли поставленная им ранее цель учебной деятельности с её результатами, а также намечается перспектива дальнейшей деятельности.
На пятом этапе проверяется уровень усвоения учащимися новых знаний. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала, имеющего методическую ценность для введения его, в последующем, в новую деятельность.
На шестом этапе учитель задаёт дифференцированное домашнее задание, которое позволит стимулировать познавательный интерес учащихся, желание их знать как можно больше по предмету или по теме. Кроме того, оно развивает самостоятельность ученика, его усидчивость и ответственность за выполняемое учебное задание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.