ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИКЕ «Движение молекул»
Оценка 4.7

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИКЕ «Движение молекул»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
7 кл—9 кл
11.05.2022
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИКЕ «Движение молекул»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИКЕ «Движение молекул»
Технологическая карта урока 1.docx

МУНИЦИПАЛЬНое бюджетное общеОБРАЗОВАТЕЛЬНое учреждение

ШКОЛА № 10

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИКЕ

«Движение молекул»

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель математики и физики

Милова Алевтина Дмитриевна

 

 

 

 

 

 


Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Задачи: обеспечить усвоение знаний о процессе диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; формировать умение находить физический смысл диффузии на примерах жизненных ситуаций.

Планируемые результаты

Предметные: научатся объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире.

Метапредметные:

познавательные – анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии; уметь применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;

регулятивные – оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

коммуникативные – формулировать, аргументировать и отстаивать сое мнение; слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовность к саморазвитию и самообразованию.

Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1.      Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

Настраиваются на учебную деятельность.

Формировать навыки сомоорганизации

2.      Проверка домашнего задания

Организовывает самопроверку домашнего задания.

Заполняют таблицу.

Задания

Решил правильно/ неправильно

Не смог решить потому, что …

 

 

 

 

 

 

Уметь проводить объективную самопроверку

3.      Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи

Организовывает обсуждение проблемного вопроса:

- Почему если в комнату внести какое-либо пахучее вещество, например, духи или кофе, то запах вскоре будет чувствоваться во всей комнате?

Формулирует учебную задачу, основываясь на гипотезах и предположениях учащихся по проблемному вопросу.

Ищут ответ на проблемный вопрос, строят свои гипотезы и предположения.

 

 

 

Осознают важность поставленной учебной задачи

Развивать навыки целеполагания

4.      Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

- Прочитайте тему урока.

- Предложите цели и задачи по теме.

- Что вы хотите узнать? Чему научиться?

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу

5.      Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов:

- Что меня заинтересовало в теме урока?

- Насколько хорошо понял учебную задачу?

- Что поможет мне не отвлекаться на уроке?

Отвечают на мотивационные вопросы.

Создают условия для успешной учебной деятельности

Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации

6.      Создание ситуации затруднения

Демонстрирует опыт и предлагает учащимся его объяснить.

О п ы т: Нальем в мензурку раствор медного купороса, имеющий темно-голубой цвет. Сверху осторожно добавим чистой воды. Вначале между водой и медным купоросом будет видна резкая граница, которая через несколько дней станет размытой, а через 2 недели вовсе исчезнет.

Предлагает учащимся с помощью графических построений выразить суть понятия диффузия.

Диффузия – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

 

Организовывает поиск ответов на исследовательские вопросы:

- Может ли в твердых телах происходить диффузия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Существуют ли способы ускорения процесса диффузии?

 

 

 

 

 

 

Организовывает проведение исследования пословиц:

А) Ложка дегтя и бочку меда испортит.

Б) Тухлое яйцо портит всю кашу.

В) На мешке с солью и веревка соленая.

 

Вспомогательные в о п р о с ы для исследования:

- О каком физическом явлении говорится в пословице?

- Каков ее физический смысл?

- Верна ли пословица с точки зрения физики?

- В чем ее житейский смысл?

Наблюдают за опытом. Объясняют проделанный опыт исхода из имеющихся у них знаний.

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с определением понятия «диффузия». Графическим языком изображают его сущность на отдельных листках бумаги.

Взвешивают результаты своего труда на школьную доску и обсуждают их.

 

Проводят небольшие исследования, используя школьный учебник.

Формулируют ответы на исследовательские вопросы.

Примеры о т в е т о в:

- Диффузия происходит в твердых телах, но только медленнее. Например, очень гладко отшлифованные пластинки свинца и золота кладут одна на другую и ставят на них некоторый груз. За 4-5 лет золото и свинец взаимно проникают друг в друга на расстоянии 1 мм.

- Процесс диффузии ускоряется с повышением температуры. Это происходит потому, что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул.

Записывают в тетрадь результаты проведенного исследования.

О т в е т ы:

- В пословицах мы видим примеры диффузии.

 

 

 

Житейский смысл: незначительная, но досадная мелочь способна испортить хорошее – доброе начинание, приятное впечатление, веселое настроение и т.д.

Анализировать информацию

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать навык графическим языком передавать информацию

7.      Закрепление изученного материала

Способствует самопроверке учащимися своих знаний с помощью вопросов:

- Понимаю ли я значение понятия «диффузия»?

- Смогу ли я объяснить, как протекает диффузия в жидкости?

- Могу ли я привести примеры диффузии?

Проводят самопроверку.

Выявляют уровень своих знаний.

Определяют необходимость проведения дополнительного изучения темы урока.

Осуществлять самопроверку и самоконтроль

8.      Решение заданий

Создает условия для совместного с учащимися решения заданий:

1.      Скорость движения молекул при комнатной температуре составляет несколько сотен метров в секунду. Почему же скорость распространения запахов в воздухе намного меньше?

2.      Если в мензурку налить 20 см3 воды, а затем долить 20 см3 ртути. То уровень жидкости окажется против отметки 40 см3 на шкале мензурки. Если в мензурку налить 20 см3 воды, а затем долить 20 см3 спирта, то уровень жидкости в мензурке окажется ниже отметки 40 см3. Попробуйте объяснить этот факт.

Принимают активное участие в решении заданий.

Р е ш е н и е:

1.      Молекулы двигаются не прямолинейно, а хаотично, постоянно сталкиваясь друг с другом, то есть скорость их большая, но траектория настолько загзагообразная, что запах распространяется медленно. Другими словами, молекулы движутся хаотически, испытывая постоянные столкновения.

2.      Вода и ртуть не перемешиваются, поэтому в пробирке будет внизу 20 мм ртути, а наверху 20 мм воды. Спирт растворяется в воде – молекулы спирта располагаются между молекулами воды. Поэтому суммарный объем меньше и в пробирке будет смесь, а не отдельно вода и спирт.

Развивать умение самостоятельно принимать решения

9.      Подведение итогов урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися.

Побуждает учащихся к размышлению над вопросами:

- Достиг ли поставленных целей и задач на уроке?

- Каковы мои достижения на уроке?

- Что мне запомнилось на уроке больше всего?

Подводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

10.  Домашнее задание

П.10 учебника.

Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся

Выбирают задания, которые будут выполнять дома.

Записывают домашнее задание

Формировать навыки самоорганизации

 


 

МУНИЦИПАЛЬНое бюджетное общеОБРАЗОВАТЕЛЬНое учреждение

МУНИЦИПАЛЬНое бюджетное общеОБРАЗОВАТЕЛЬНое учреждение

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Существуют ли способы ускорения процесса диффузии?

Существуют ли способы ускорения процесса диффузии?

Почему же скорость распространения запахов в воздухе намного меньше? 2

Почему же скорость распространения запахов в воздухе намного меньше? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2022