МУНИЦИПАЛЬНое бюджетное общеОБРАЗОВАТЕЛЬНое учреждение
ШКОЛА № 10
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИКЕ
«Движение молекул»
Выполнила: учитель математики и физики
Милова Алевтина Дмитриевна
Тип урока: урок постановки учебной задачи. |
||||||||||||
Задачи: обеспечить усвоение знаний о процессе диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; формировать умение находить физический смысл диффузии на примерах жизненных ситуаций. |
||||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||||
Предметные: научатся объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире. |
Метапредметные: познавательные – анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии; уметь применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений; регулятивные – оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; коммуникативные – формулировать, аргументировать и отстаивать сое мнение; слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. |
Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовность к саморазвитию и самообразованию. |
||||||||||
Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал. |
||||||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||||
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
|||||||||
1. Организационный момент |
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. |
Настраиваются на учебную деятельность. |
Формировать навыки сомоорганизации |
|||||||||
2. Проверка домашнего задания |
Организовывает самопроверку домашнего задания. |
Заполняют таблицу.
|
Уметь проводить объективную самопроверку |
|||||||||
3. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи |
Организовывает обсуждение проблемного вопроса: - Почему если в комнату внести какое-либо пахучее вещество, например, духи или кофе, то запах вскоре будет чувствоваться во всей комнате? Формулирует учебную задачу, основываясь на гипотезах и предположениях учащихся по проблемному вопросу. |
Ищут ответ на проблемный вопрос, строят свои гипотезы и предположения.
Осознают важность поставленной учебной задачи |
Развивать навыки целеполагания |
|||||||||
4. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока |
Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. - Прочитайте тему урока. - Предложите цели и задачи по теме. - Что вы хотите узнать? Чему научиться? |
Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока |
Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу |
|||||||||
5. Мотивирование к учебной деятельности |
Способствует обсуждению мотивационных вопросов: - Что меня заинтересовало в теме урока? - Насколько хорошо понял учебную задачу? - Что поможет мне не отвлекаться на уроке? |
Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности |
Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации |
|||||||||
6. Создание ситуации затруднения |
Демонстрирует опыт и предлагает учащимся его объяснить. О п ы т: Нальем в мензурку раствор медного купороса, имеющий темно-голубой цвет. Сверху осторожно добавим чистой воды. Вначале между водой и медным купоросом будет видна резкая граница, которая через несколько дней станет размытой, а через 2 недели вовсе исчезнет. Предлагает учащимся с помощью графических построений выразить суть понятия диффузия. Диффузия – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.
Организовывает поиск ответов на исследовательские вопросы: - Может ли в твердых телах происходить диффузия?
- Существуют ли способы ускорения процесса диффузии?
Организовывает проведение исследования пословиц: А) Ложка дегтя и бочку меда испортит. Б) Тухлое яйцо портит всю кашу. В) На мешке с солью и веревка соленая.
Вспомогательные в о п р о с ы для исследования: - О каком физическом явлении говорится в пословице? - Каков ее физический смысл? - Верна ли пословица с точки зрения физики? - В чем ее житейский смысл? |
Наблюдают за опытом. Объясняют проделанный опыт исхода из имеющихся у них знаний.
Знакомятся с определением понятия «диффузия». Графическим языком изображают его сущность на отдельных листках бумаги. Взвешивают результаты своего труда на школьную доску и обсуждают их.
Проводят небольшие исследования, используя школьный учебник. Формулируют ответы на исследовательские вопросы. Примеры о т в е т о в: - Диффузия происходит в твердых телах, но только медленнее. Например, очень гладко отшлифованные пластинки свинца и золота кладут одна на другую и ставят на них некоторый груз. За 4-5 лет золото и свинец взаимно проникают друг в друга на расстоянии 1 мм. - Процесс диффузии ускоряется с повышением температуры. Это происходит потому, что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул. Записывают в тетрадь результаты проведенного исследования. О т в е т ы: - В пословицах мы видим примеры диффузии.
Житейский смысл: незначительная, но досадная мелочь способна испортить хорошее – доброе начинание, приятное впечатление, веселое настроение и т.д. |
Анализировать информацию
Формировать навык графическим языком передавать информацию |
|||||||||
7. Закрепление изученного материала |
Способствует самопроверке учащимися своих знаний с помощью вопросов: - Понимаю ли я значение понятия «диффузия»? - Смогу ли я объяснить, как протекает диффузия в жидкости? - Могу ли я привести примеры диффузии? |
Проводят самопроверку. Выявляют уровень своих знаний. Определяют необходимость проведения дополнительного изучения темы урока. |
Осуществлять самопроверку и самоконтроль |
|||||||||
8. Решение заданий |
Создает условия для совместного с учащимися решения заданий: 1. Скорость движения молекул при комнатной температуре составляет несколько сотен метров в секунду. Почему же скорость распространения запахов в воздухе намного меньше? 2. Если в мензурку налить 20 см3 воды, а затем долить 20 см3 ртути. То уровень жидкости окажется против отметки 40 см3 на шкале мензурки. Если в мензурку налить 20 см3 воды, а затем долить 20 см3 спирта, то уровень жидкости в мензурке окажется ниже отметки 40 см3. Попробуйте объяснить этот факт. |
Принимают активное участие в решении заданий. Р е ш е н и е: 1. Молекулы двигаются не прямолинейно, а хаотично, постоянно сталкиваясь друг с другом, то есть скорость их большая, но траектория настолько загзагообразная, что запах распространяется медленно. Другими словами, молекулы движутся хаотически, испытывая постоянные столкновения. 2. Вода и ртуть не перемешиваются, поэтому в пробирке будет внизу 20 мм ртути, а наверху 20 мм воды. Спирт растворяется в воде – молекулы спирта располагаются между молекулами воды. Поэтому суммарный объем меньше и в пробирке будет смесь, а не отдельно вода и спирт. |
Развивать умение самостоятельно принимать решения |
|||||||||
9. Подведение итогов урока. Рефлексия |
Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами: - Достиг ли поставленных целей и задач на уроке? - Каковы мои достижения на уроке? - Что мне запомнилось на уроке больше всего? |
Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Отслеживать цель учебной деятельности |
|||||||||
10. Домашнее задание |
П.10 учебника. Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся |
Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание |
Формировать навыки самоорганизации |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.