Технологическая карта урока
Предмет: Химия
Дата 28.11.2020
Тема урока" Железо "
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: изучить физические и химические свойства железа.
Оборудование: компьютер, презентация, простейшая электрическая цепь, магнит, изделия из железа (кнопки, скрепки, гвозди, порошок), образцы железной руды, карточки с заданиями.
Методы: репродуктивный, экспериментальный, словесный, проблемный, логический (сравнение, классификация, выделение главного), поисковый, наглядный.
Педагогические приемы: постановка проблемных вопросов, приемы формулирования новых учебных выводов, передача информации ( запоминание по ассоциации, заучивание, повторение, воспроизведение), постановка вопросов, прием формулирования выводов, оценка деятельности учащихся, выделения главного, классификации, обобщение, систематизация, демонстрация видео-опытов.
Средства обучения: справочный материал, лабораторное оборудование, раздаточный материал (таблицы), учебники.
Содержание этапов урока |
Формируемые УУД |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
1. Организационный этап.(2-3 мин) Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. |
|||||||
1. Заранее на доске записывается домашнее задание. 2. Ребята, сейчас вы услышите загадку и должны будете ответить, о каком металле в ней идет речь. Слайд 1 «Среди металлов самый славный, Важнейший, древний элемент. В тяжелой индустрии — главный, Знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии, Расплав его течет рекой. Важнее нет в металлургии, Он нужен всей стране родной».
Ребята запишите свою цель с которой вы пришли на урок. 3. Тема урока и цель урока (выведены на экран) Слайд 2 |
Ответ: железо Записывают в тетради свою цель. Сравнивают с целью на слайде. |
Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть…) Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
|||||
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.(2-3 мин) Цель этапа. Стимулировать класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
|||||||
? 1) Какие химические элементы изученные нами относят к металлам?
2) По какому признаку химические элементы относят к металлам?
3) А железо можно отнести к металлам?
4) А почему из такого количества металлов побочных подгрупп для изучения выбран один – именно железо?
|
Ответ: Натрий, калий, литий, кальций, барий Ответ: По количеству электронов на последнем энергетическом уровне: от одного до трех. Ответ: По свойствам, конечно, можно, но нахождение железа в восьмой группе ставит это под сомнение. Ответ: Наиболее широко используется в современной промышленности. Велика его распространенность в природе. |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной речи Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
|||||
2. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (30 мин) Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. |
|||||||
План урока: 1. Железо как химический элемент. 2. Физические свойства железа. 3. Химические свойства железа. 4. Закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке. Значение железа. 5. Подведение итогов урока. 6.Домашнее задание. 1.Формирование знаний о положении железа в ПСХЭ. Давайте определим положение железа в ПСХЭ и составим характеристику этого элемента по схеме. Координаты. Строение атома. Электронное строение. Вывод. Для железа наиболее характерные ст. ок. +2 и +3. Запомни! Особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение электронами не последнего, а предпоследнего уровня.
2. Формирование знаний о железе - простом веществе. ? Действительно ли такими важными свойствами обладает железо? Убедиться в этом и познакомиться с железом, и будет целью нашего урока сегодня.
Демонстрация физических свойств железа • электропроводности (замыкается простейшая электрическая цепь со стальными проводами, лампочка загорается • наличие металлического блеска (металлическая пластина поворачивается при дневном свете). • пластичности и ковкости (демонстрируются изделия из железа и его сплавов: трубки, решетки). • магнетизма (к железным гвоздям подносится магнит, и гвозди притягиваются).
Способность притягиваться магнитом и самому быть магнитом -одно из удивительных свойств железа. Явление магнетизма известно с глубокой древности. Слово магнетизм происходит от названия горы Магнезии в Малой Азии Слайд 3 Здесь существовало богатое месторождение магнитного железняка. Практическое применение магнетизм получил значительно раньше, чем началось его научное исследование. Мореходы издавна пользовались компасом с магнитной стрелкой. Слайд 4 В 1755 году швейцарский ювелир Дитрих впервые изготовил подковообразный магнит. Слайд 5 Электромагнит с железным сердечником изобрел в 1823 году самоучка, сын английского сапожника Стержен. Его магнит состоял из одного слоя голого медного провода, навитого на лакированный железный сердечник. Слайд 6
? А что мы знаем о железе? Где встречается железо в природе? Слайд 7 -магнитный железняк (руда магнетит Fe2O4) Слайд 8 -красный железняк (руда гематит Fe2O3) Слайд 9 -бурый железняк (руда гидрогетит НFeO2·nH2O) Слайд 10 -пирит FeS2 (другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа Слайд 11
3.Формирование знаний о химических свойствах железа. А теперь рассмотрим химические свойства железа. -Посмотрите электрохимический ряд напряжений металлов и определите активность железа.
Демонстрация химических свойств. Опыт 1. Взаимодействие железа с хлором. Для этого опыта потребуется предварительно получить хлор в пробирке с пробкой и газоотводной трубкой путем взаимодействия КМпО4 и НС1 (тяга!) Хлор собирают в колбу и закрывают пробкой. Берут тонкую стальную проволоку (12-15 см). Конец ее обматывают вокруг небольшого кусочка спички и поджигают. Когда проволока накалится, опускают ее в колбу с хлором. Кусочек спички гаснет, а проволока раскаляется и сгорает, образуя бурый хлорид железа (III). 2Fе + ЗС12 = 2FеС13 (F, Cl, Br) Опыт 2. Взаимодействие железа с кислородом. Предварительно собирают кислород в колбу и закрывают пробкой. Реакцию проводят в пробирке с газоотводной трубкой. Нагревают до воспламенения железные опилки и опускают в колбу с кислородом. ЗFе + 2О2 = FeО • Fе2О3 ?Чем является железо в данных уравнениях реакций? Опыт 3. Взаимодействие железа с медным купоросом. В пробирки наливают по 4—5 мл сульфата меди и хлорида алюминия (II). Насыпают немного железных опилок или бросьте кнопку. Перемешивают содержимое пробирки до тех пор, пока не изменится окраска растворов. Fе + СuSО4 = Сu +FеSО4 Fе + AlCl3 = Опыт 4. Взаимодействие железа с кислотами. В пробирки нужно положить по 1 канцелярской кнопке и наливают по 4-5 мл раствора соляной кислоты, серной кислоты, Пробирку нагревают до начала выделения водорода (не до кипения). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окраску раствора хлорида железа (II). Fе + 2НС1разб. = FеС12 + Н2 Fе + Н2SО4 = FеSО4+Н2
|
План урока на столах обучающихся
Записывают на доске и в тетрадях характеристику элемента железо.
Один ученик работает у доски
Все выводы записываются в тетради. обучающиеся делают вывод: железо электропроводно; обучающиеся делают вывод: металлический блеск есть; обучающиеся делают вывод: железо пластично и ковко; обучающиеся делают вывод: железо магнитно.
Выступления обучающихся с докладами
Демонстрация руд.
По ряду напряжения металлов определяют активность железа и прогнозируют химические свойства. Вывод: Железо —металл средней активности
Видео-опыт
Записывают уравнения реакции один ученик у доски
Видео-опыт Записывают уравнения реакции один ученик у доски
Ответ: восстановителем Видео-опыт
Записывают уравнения реакции один ученик у доски
Видео-опыт
Записывают уравнения реакции
один ученик у доски Обсуждение результатов вывод: железо взаимодействует с неметаллами, водой, разбавленными кислотами и солями, образованными менее активными металл |
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
|||||
3. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (5мин) Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать. |
|||||||
На партах у вас имеются задания на карточках. Выполняете задания и отдаете соседу по парте. Слайд 12 ? Скажите пожалуйста а где вы сможете применить полученные сегодня знания?
|
Выполняют задания на карточках Взаимопроверка.
Высказывания обучающихся.
|
Познавательные: использование знаково - символических средств Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости |
|||||
4. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин) Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения. |
|||||||
Домашнее задание на доске. §17, стр. 116- 122; Упр. 1,4 стр.123-124; Слайд 13 Слабым обучающимся §17, стр. 116- 122; Упр. 1 стр.123; Подготовить доклад о применении железа по желанию. |
Записывают домашнее задание.
|
Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов Личностные: понимание причин успеха в учебе Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
|||||
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин) Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
|||||||
Вернемся к плану урока, обсудить достигли ли мы цели урока.
|
Высказывают свою точку зрения
Оценивают себя.
|
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
|||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.