Технологическая карта урока по истории
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по истории

Оценка 4.9
docx
29.11.2023
Технологическая карта урока по истории
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА_ ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА_Гребенникова Е.М..docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата

 

Предмет, Класс

История, 7

УМК

Пчелов Е.В.  История России. XVII-XVIII века: Учебник для 7 класса средней школы. – 3-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2019. – 320 с.

Тема

Императрица Елизавета Петровна

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Комбинированный урок

Цель урока:

Рассмотреть период правления императрицы Елизаветы Петровны

Задачи:

Обучающая: дать характеристику личности императрицы, определить  основные направления внутренней и внешней политики Елизаветы Петровны.

Развивающая: продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений,.

Воспитательная: способствовать формированию патриотических чувств учащихся.

Планируемые результаты

1. Личностные: осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

2. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучении; решать познавательные задачи, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

3. Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Оборудование

Мультимедийная установка, карта, портеры императоров

Основные понятия

Дворцовый переворот, Антипрусский союз

Основные имена

Елизавета Петровна, Фридрих II Великий, П.А. Румянцев, П.С. Салтыков

Основные даты

1741-1761 – царствование Елизаветы Петровны, 1756-1762 – участие России в Семилетней войне.

Список используемой литературы

1.                Для учителя: Орлов А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2013. - 528 c.

2.         Для учащихся: Пчелов Е.В.  История России. XVII-XVIII века: Учебник для 7 класса средней школы. – 3-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. – 320 с.


Ход урока

Этапы урока

Основное содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Приветствие, организация внимания

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

 

2.Актуализация знаний учащихся

Беседа по вопросам:

·      Как называется период в истории, наступивший после смерти Петра Первого? (эпоха дворцовых переворотов)

·      Объясните понятие «дворцовый переворот».

·      Почему в эпоху Московской Руси и Допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремление свергнуть его с престола со стороны подданных, а в XVIII веке наступает эпоха «дворцовых переворотов»? Что изменилось?

Задание:

1.                 Восстановите на ленте времени правильную очерёдность правления наследников Петра I. (Приложение 1)

2.                 Определите, о каком историческом деятеле идёт речь. Сравните правильность ответа по эталону. (Приложение 2)

Задача: Историк Евгений Анисимов писал:

«Если бы Елизавета Петровна приказала написать историю XVIII столетия, то глава о царствовании императрицы Анны Иоанновны кончалась бы датой ее смерти 17 октября 1740 года, а следующая за ней глава о счастливо царствующей государыне Елисавет Петровне начиналась бы датой 25 ноября 1741 года»

- Что произошло между этими двумя датами?

- Почему о свергнутом императоре было  приказано забыть навсегда?

- Что должны были сделать Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна, чтобы не упустить престол из рук потомков Ивана V?

Организует беседу с учащимися.

Организует работу по выполнению заданий, направленную на актуализацию знаний

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания, проверяют правильность выполнения задания по эталону, решают познавательные задачи

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами  коммуникации

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

3.Формулировка цели и задач урока

Благодаря гвардейцам, на долгие двадцать лет пришла к власти дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Это был четвертый дворцовый переворот. Тема нашего урока: «Императрица Елизавета Петровна».

- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Сформулируйте основные задачи.

Помогает учащимся сформулировать цель и задачи урока

Формулируют цель и задачи урока

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения

4.Мотивация к учебной деятельности

  Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Правление Елизаветы  оценивалось исследователями  неоднозначно. А.Толстой в сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» писал:

Весёлая царица

Была Елизавет:

Поёт и веселится,

Порядка только нет.

    Современник императрицы М.В.Ломоносов писал:

Что Вы, о позные потомки,

Помыслите о наших днях?

Дела Петровой дщери громки

      Сегодня на уроке мы должны определить насколько эти поэтические образы соответствовали действительности, и высказать свое мнение по данному вопросу. 

Помогает учащимся осознать важность изучаемого материала

 

Личностные: осмысление исторического опыта предшествующих поколений.

5. Изучение новой темы

Теперь нам предстоит составить ее исторический портрет. По какому плану составляется исторический портрет?

 План:

1.      Личность императрицы.

2.      Основные направления деятельности (внутренняя и внешняя политика).

3.      Результаты деятельности.

 

1. Личность императрицы.

Годы правления: 1741-1746 гг.

- Просмотр видео телевизионного проекта «Семь дней истории» о личности императрицы Елизаветы Петровны.

- Работа с документами (Приложение 3)

Задание: Прочитайте предложенные фрагменты документов. Как характеризует каждый автор Елизавету Петровну, какие отмечает достоинства и недостатки?

2. Внутренняя политика

Задание: Самостоятельно прочитайте текст учебника на стр. 182. п.2, выпишите основные направления внутренней политики.

Задача: Прокомментируйте некоторые мероприятия, осуществленные в период правления Елизаветы Петровны:

·         Лишение крепостных крестьян права совершать сделки без согласия помещика;

·         Разрешение дворянам продавать и покупать крестьян без земли;

·         Разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

Внешняя политика

Проанализируйте внешнюю политику во время правления Елизаветы Петровны, используя историческую карту и материал параграфа стр.182 п.3 по схеме (Приложение 4)

Задание для работы в парах:

Задачи: используя тест учебника, определите, о каком сражении идёт речь

1.                 Сражение, произошедшее у ныне не существующей деревеньки в Восточной Пруссии 19 августа 1757 года между 28 тыс. пруссаков под командованием фельдмаршала Левальда и 55 тыс. русских под командованием фельдмаршала С.Ф. Апраксина. Явилось первым крупным сражением с участием русской армии в Семилетней войне. Несмотря на победу русского войска, какой-либо пользы извлечь армия не смогла из-за решения Апраксина отступить после битвы. (У Гросс-Егерсдорфа)

2.                 «Событие – беспримерное в истории мировых войн: армия осталась без командующего, бросившего войска в разгар битвы. Всю власть над сражением, сами того не сознавая, возложили на себя офицеры и рядовые русской армии».(О битве при Цорндорфе )

3.                 Кем и при каких обстоятельствах была произнесена фраза: «Я вижу убитых русских, но я не вижу побежденных?»

4.                 После взятия Румянцевым крепости Кольберг Фридрих понял, что ему придётся отречься от престола? Однако, отрекаться не пришлось, ибо случилось долгожданное «чудо». Какое?

5.                 Участник Семилетней войны немецкий историк Иоганн Вильгельм Архенгольц (страстный поклонник Фридриха) писал:

«Никогда еще самостоятельное царство не было завоевано так легко, как Пруссия. Но и никогда победители, в упоении своего успеха, не вели себя столь скромно, как русские».

О чём свидетельствуют эти слова?

- Каковы итоги войны?

Организует работу учащихся, корректирует, дополняет, помогает кратко записать ответы в тетрадь

Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради,  работают с текстом учебника и историческими документами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работая в парах, решают познавательные задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Регулятивные:

Составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в парах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Предметные: умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности.

6. Закрепление

Тест.

1.    Дочь Петра Великого оказалась на российском престоле

А) по завещанию отца

Б) по требованию участников крестьянского восстания

В) по приглашению Верховного тайного совета

Г) в результате дворцового переворота

2. Годы правления императрицы Елизаветы Петровны

А) 1682-1725 гг.

Б) 1725-1727 гг.

В) 1730-140 гг.

Г) 1741-1761 гг.

3. В годы правления Елизаветы Петровны помещики получили право

А) продавать продукцию со своих хозяйств

Б) без суда ссылать своих крестьян в Сибирь

В) отпускать крестьян на волю

Г) увеличивать помещичью запашку

4. Семилетнюю войну Россия вела против

А) Турции

Б) Швеции

В) Пруссии

Г) Франции

5. Чью армию Россия поставила на грань гибели, принимая участия в Семилетней войне

А) Фридриха II

Б) Карла IX

В) Людовика XV

Г) Георга II

Организует работу по закреплению нового материала

Выполняют тестовое задание,  осуществляют взаимопроверку.

Познавательные: выполняют учебные действия в письменной форме; обобщение и использование полученной информации.

Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять взаимоконтроль

 

7. Подведение итогов 

Предлагает ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

- Сформулируйте Ваше отношение к Елизавете Петровне и ее правлению.

Предлагает ответить на вопросы, поставленные в начале урока. Оценивает успехи отдельных учеников

Отвечают на поставленные вопросы

Предметные: определять и объяснять своё отношение к наиболее значительным личностям в истории, давать им оценку.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

8. Рефлексия

Устанавливается соответствие  между задачами урока и его результатами.

Я

 
           –  повторил

           - узнал

           -  вспомнил

Включает учащихся рефлексию

Оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; самооценка

Домашнее задание

§ 29 пересказ, стр. 185 задание №6 письменно в тетради

Объясняет д/з

Записывают д/з в тетрадь и дневник

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1. Восстановите на ленте времени правильную очерёдность правления наследников Петра I

 

 

 

 


Екатерина I

Анна Иоанновна

Елизавета

Анна Леопольдовна

Пётр II

Пётр I

Иоанн Антонович

 

 

Приложение 2.

Определите, о каком историческом деятеле идёт речь. Сравните правильность ответа по эталону.

Характеристика

1.             Прибалтийская крестьянка-католичка, жена шведского драгуна, вторая жена Петра Великого и первая женщина на российском престоле

2.             Племянница великого царя, ставшая императрицей  по приглашению Верховного тайного совета. Десять лет правления этой грозной  женщины были отмечены усилением влияния прибалтийских немцев у трона.

3.             Она пользовалась большой популярностью в армии, как дочь Петра I Великого. Пришла к власти в  ноябре 1741 года, совершив очередной переворот при помощи гвардейцев Преображенского полка.

4.             Племянница Анны Иоанновны, мать императора-младенца, правила страной год. Управлением государством практически не занималась. Фактическая власть принадлежала Кабинету министров.

5.             Внук Великого императора, сын убитого царевича, ставший императором в подростковом возрасте. Любитель охоты и придворных забав. Умер от оспы в разгар подготовки к свадьбе.

6.             При жизни названный Великим, он не успел оставить завещания и назвать наследника, чем положил начало длительной борьбе за власть

7.             Став императором в трёхмесячном возрасте и «процарствовав» год, всю оставшуюся жизнь находился в заключение и погиб в 23 года при попытке освобождения из самой неприступной российской тюрьмы.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

Екатерина I

Анна Иоанновна

Елизавета

Анна Леопольдовна

Пётр II

Пётр I

Иоанн Антонович

 

Приложение 3.

 

1.                  «Девятнадцатилетнее царствование этой государыни  дало всей Европе возможность ознакомиться с ея характером. В ней привыкли видеть государыню, исполненную доброты и гуманности, великодушную, либеральную и щедрую, но легкомысленную, беспечную, питающую отвращение к делам, любящую сверх всего удовольствия и развлечения, верную скорей своим вкусам и привычкам, чем страстям и дружбе, до крайности доверчивую и всегда находящуюся под чьим нибудь влиянием. Для нея ненавистно всякое напоминание о делах, и приближенным нередко случается выжидать по полугоду удобной минуты, чтобы склонить ее подписать указ или письмо» (Русский Двор в 1761 году. Перевод с  французской рукописи Лафермиера)

2.                  «Царствование ее было не без славы, даже не без пользы. <…> Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания. Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти. (историк В.О. Ключевский)

3.                  «Сквозь ее доброту и гуманность в ней нередко просвечивает гордость, высокомерие, иногда даже жестокость, но более всего подозрительность. …Императрица Елизавета в совершенстве владеет искусством притворяться. Тайные изгибы ее сердца остаются недоступными даже для самых старых и опытных придворных, с которыми она никогда не бывает так милостлива, как в минуту, когда решает их опалу». (Ж.-Л.Давье, секретарь французского посольства, современник Елизаветы Петровны)

4.                  «При правлении Елизаветы Россия пришла в себя. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то Елизавета спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского... Наследовав от отца уменье выбирать и сохранять способных людей, она призвала к деятельности новое поколение русских людей, знаменитых при ней и после нее и умела примирять их деятельность…» ( историк С.М. Соловьев)

 

 

 

Приложение 4.

 

Схема характеристики войны

1. Хронологические рамки

2. Страны - участники

3. Причины войны

4. Основные сражения: д/з стр.185 вопрос №6

5. Итоги войны


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Елисавет Петровне начиналась бы датой 25 ноября 1741 года» -

Елисавет Петровне начиналась бы датой 25 ноября 1741 года» -

Весёлая царица Была Елизавет:

Весёлая царица Была Елизавет:

Внутренняя политика Задание:

Внутренняя политика Задание:

Апраксина отступить после битвы

Апраксина отступить после битвы

В) по приглашению Верховного тайного совета

В) по приглашению Верховного тайного совета

Подведение итогов Предлагает ответить на вопрос, поставленный в начале урока

Подведение итогов Предлагает ответить на вопрос, поставленный в начале урока

Приложение Приложение 1. Восстановите на ленте времени правильную очерёдность правления наследников

Приложение Приложение 1. Восстановите на ленте времени правильную очерёдность правления наследников

Приложение 3. 1. «Девятнадцатилетнее царствование этой государыни дало всей

Приложение 3. 1. «Девятнадцатилетнее царствование этой государыни дало всей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2023