ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского»
Технологическая карта урока по литературному чтению
Для 3 «В» класса
На тему:
«Знакомство с названием раздела. А.Л. Барто «Разлука», «В театре»
Выполнила:
Студентка группы Ш-47
Шварева Екатерина Алексеевна
Проверили:
Руководитель от школы:
Корсакова Любовь Леонидовна
Отметка « » ( )
Соликамск, 2020 г.
Структура технологической карты
Тема урока |
«Знакомство с названием раздела. А.Л. Барто «Разлука», «В театре» |
УМК |
Школа России |
Цели деятельности уроки |
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучение правильному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: · научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); · научатся осознавать свои возможности в учении; · смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием. Предметные: · учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; · планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; · читать и воспринимать на слух лирические тексты; · читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; · сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. |
Методы и формы обучения |
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический |
Оборудование и инвентарь |
Аудио и мультимедиа, доска, мел. |
Этапы урока |
Обучающиеся и развивающиеся компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы организации со взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
1.Орг.момент. (Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой). |
|
-Добрый день, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, урок литературного чтения проведу я. Проверьте, у вас на партах должно лежать: учебник, дневник, письменные принадлежности.
|
Приветствуют учителя.
|
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя; Регулятивные: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину. |
2.СТИЦ |
|
-Чтобы правильно и выразительно читать и отвечать на уроке, проведем разминку.
Речевая разминка. - Прочитайте самостоятельно чистоговорку.
Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.
- Понравилась вам чистоговорка? - Какой звук повторяется? - Прочитайте медленно, быстро, медленно, выразительно. – Что было задано на дом? – О какой птице написал поэт в своём стихотворении? Чтение стихотворения наизусть – Каким назвал автор голос кукушки? Почему? – О чём он хотел, чтобы ему напоминала кукушка?
– Кто мне напомнит название раздела, который мы начали читать? – Какие произведения входят в этот раздел?
-Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы угадайте, кто является автором.
У Танюши дел немало, У Танюши много дел, Утром брату помогала – Он с утра конфеты ел. Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, Села – с мамой посидела, Встала к бабушке пошла. Перед сном сказала маме: - Вы меня разденьте сами. Я устала, не могу, Я вам завтра помогу. -Наша Таня громко плачет… - Сформулируйте тему урока. - Какие цели вы ставите на этот урок? «Знакомство с названием раздела. А.Л. Барто «Разлука», «В театре». |
Выразительное чтение чистоговорки.
- Звук [ч]
-Выразительное чтение стихотворения/наизусть
-Стеклянным
-Память о летнем рассвете
-«Поэтическая тетрадь №2» -С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
|
Фронтальная |
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; Регулятивные: определение задач урока с помощью учителя; |
3.Работа по теме урока. |
Краткая биографическая справка об авторе
Словарная работа
Первичное чтение
Беседа по содержанию стихотворения
Работа над выразительностью стихотворения |
А.Л.Барто родилась в 1906 году в Москве. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и сменила профессию. Её стихотворения из темы «Игрушки» вышли в 1936году. -Во время войны она ездила на фронт, выступала перед бойцами, работала на заводе, в токарном цехе. А в конце войны у неё случилось горе. В мае 1945 года у неё умер сын. -Но она не переставала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей: стала вести передачу «Найти человека». Вы смотрите по телевизору «Жди меня»? Та передача была такой же, но по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила 927 семей. А.Л.Барто верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость. – Ребята, а какой человек может верить в чуткость других? - Вот посмотрите на портрет А.Л.Барто и скажите, какие черты выражены на её лице? -Однажды какой – то мальчик, позвонив писательнице по телефону сказал с обидой: - Зачем вы про меня написали? Это всё неправда! - Почему ты решил, что это про тебя? - Так в классе все говорят. - А тебе сколько лет? - Десять. - А я эти стихи писала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было… Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. -Но не случалось ли вам узнавать в ее героях себя?..
Работа над стихотворением «Разлука». – Сегодня познакомимся с её новым стихотворением «РАЗЛУКА». Но перед чтением я выписала слова, которые встретятся в тексте и которые могут вызвать у вас затруднения. Разлука – отлучение друг от друга на определённое время, Гаммы – последовательный ряд звуков, понижающихся или повышающихся, Командировка – отъезд, связанный с работой, Витает – носится в вышине, Малость – чуть-чуть, Печально – грустно, тоскливо.
– А что такое Прилуки? -Правильно, это город, который находится на Украине.
-Сейчас я включу аудиозапись, вы ставите пальчик и следите за чтецом. Начинаем читать с фамилии и имени автора.
– А сейчас я задам вам вопрос, на который вы дадите ответ после чтения стихотворения. – Что мальчик – герой стихотворения А.Л. Барто делает для мамы, а что для себя?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Как вы понимаете название стихотворения? Для вас это слово весело или грустное? - Сочувствуете ли вы мальчику? Почему?
- Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
– Прочитайте отрывки из стихотворения, которые подходят к иллюстрациям этого стихотворения? – Чем занимается мальчик в отсутствие мамы? – Как вы думаете, изменилось ли мнение мальчика, что он всё делает только для мамы, к концу стихотворения? – А кто согласен с героем? – А что произошло дальше? – Как наслаждается мальчик свободой? – Нравится ли мальчику бездельничать? – Чем начинает заниматься мальчик? – А как видно, что мальчик тоскует? – Что он понял? – Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете? – А что каждый из вас может делать для мамы и не только в день 8 марта?
– По настроению на сколько частей можно разделить текст? – Какие они? О чем будет говориться в 1 части, о чем будет говориться во 2 части?
– Давайте попробуем прочитать, показывая эти чувства. – Прочитайте 1 часть, прочитайте 2 часть. – Дома ещё поработаете над выразительностью стихотворения. – Что вы взяли для себя из этого урока?
– Да, недаром говорят: «Ближе матери друга нет». Она и обогреет, и накормит, и посоветует, и приласкает.
Работа над стихотворением «В театре».
- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Предположите, о чем могла написать поэтесса в нём.
Чтение стихотворения -Сейчас я включу аудиозапись стихотворения, в это время вы ставите пальчик и следите. Начинаем читать с фамилии и имени автора. - Прочитаем стихотворение и проверим наши предположения. - Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения? - Что показалось вам смешным, а что грустным? - Прочитайте еще раз выразительно стихотворение так, чтобы все поняли, что грустно, а что смешно.
|
Знакомство с биографией автора
-Если сам он добрый, чуткий -Мнения детей
-Слушаю учителя
-Мнения детей
-Город
Прослушивание аудиозаписи
-Конечно, слово «разлука» грустное. Это значит, что кто-то с кем-то расстался. В этом стихотворении сын расстается с мамой
-2 части
1 часть – с радостью, с гордостью за маму 2 часть – грустно, показать скуку.
-Надо любить, уважать, беречь маму, слушаться её.
|
Фронтальная |
Коммуникативные: умение выслушать мнение одноклассника, аргументировать собственное мнение.
Регулятивные: контроль выполнения задания; коррекция ошибок.
Личностные: проявление познавательного интереса к знаниям;
|
4.Физ.минутка |
|
Видеофрагмент |
Фронтальная |
Личностные: -Умение слушать |
|
5. Итог урока. |
|
- Что вы узнали об А. Барто? - Почему мальчик, позвонивший А. Барто, думал, что ее стихи именно о нем? - Какие цели мы ставили в начале урока? - Как вы думаете, мы их достигли? |
Подведение итогов урока |
||
6.Д/З |
|
|
|
|
|
7..Рефлексия. |
|
-Ребята, у вас на столах лежат круги, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока: ü Было интересно; ü Было сложно, но интересно; ü Было сложно, неинтересно. -Поднимите вверх и покажите, какую часть вы закрасили. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.