ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского»
Технологическая карта урока по литературному чтению
Для 4 «В» класса
На тему:
«Раздел «Страна фантазия » Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»
Выполнила:
Студентка группы Ш-32
Шварева Екатерина Алексеевна
Проверили:
Руководитель от школы:
Лобанова Ирина Евгеньевна
______________________
Руководитель от колледжа:
Прягаева Елена Алексеевна
______________________
Отметка « » ( )
Соликамск, 2018
Структура технологической карты
Тема урока |
«Раздел «Страна фантазия » Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» |
УМК |
«Школа России» |
Цели деятельности уроки |
Знакомство и анализ прочитанного произведения Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний. Отличать новое уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: Уметь формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Личностные: формировать интерес к учению. |
Методы и формы обучения |
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы |
|
Оборудование и инвентарь |
Аудио и мультимедиа, доска, мел. |
Этапы урока |
Обучающиеся и развивающиеся компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы организации со взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
1.Орг.момент. (Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой). |
|
- Здравствуйте, дети. Меня зовут Екатерина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Ребята, посмотрите на гостей. Улыбнитесь им, друг другу, мне подарите свои улыбки. Поднимите руки у кого хорошее настроение, постарайтесь работать так, чтобы хорошее настроение сохранилось на весь урок. |
Приветствуют учителя.
|
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя; Регулятивные: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину. |
2.СТИЦ |
|
-Сегодня я приглашаю вас в страну, которой нет на карте. Для каждого это страна будет своя. Для одного она будет огромной, для другого маленькой и уютной. Но для всех она будет разной и неповторимой. -Просмотрите видеозапись и попробуйте угадать название страны. -Как вы догадались? О чем поется в песне? (в это время идет слайд-шоу про робота) -Роботы пришли на помощь человеку. Издавна люди мечтали. Мечтали обо всём. Когда-то трудно было добывать огонь. 1000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. Сейчас есть зажигалка – бензиновая, газовая и даже электрическая! Люди мечтали о полётах в космос. -Но вот мы живём уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… Наука не стоит на месте, и, то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность. -Откройте учебник на с.143. -Как вы думаете с каким разделом мы с вами сегодня познакомимся?
-А что такое «фантазия»? (спрашиваю по поднятой руке, затем обобщаю) Воображение, нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное. -А кто такой фантазер?
-А что же такое фантастика? Фантастика – художественная литература, в которой человек попадает в нереальные события, читатели переносятся в далёкое будущее.
-Обратите внимание на слайд, на нем представлены книги, которые относятся к жанру ФАНТАСТИКА Кир Булычев «Девочка с земли», Андрей Саломатов «Тайна зеленой планеты», Марина Трубецкая «Дверь обратно», Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»
-Давайте попробуем дать краткую характеристику «Страны Фантазия», подобрав прилагательные на каждую букву слова.
- Прочитайте про себя с чем мы будем знакомиться в данном разделе. Вслух прочитает… - Как вы думаете, чему мы научимся, изучая этот раздел? - Прочитайте про себя, чему мы будем учиться в данном разделе? Вслух прочитает… - Прочитайте про себя чему мы будет учиться в этом разделе? Вслух прочитает… - ВЫВОД: в данном разделе мы познакомиться с произведениями различных авторов, которые выражают в них гордость, восхищение и пытаются достучаться до слушателей и найти отклик. Формулирование темы, цели и задач. - Чтобы узнать автора и названия произведения, которое мы будем изучать сегодня, вам необходимо выполнить задание: - У вас на столе лежат вот такие карточки (показ). -Прочитайте в 1 строке только русские буквы, и вы узнаете фамилию автора. NВQЕVЛFТUИYСWТZОVВ– автор произведения (фамилия) -Прочитайте во 2 и 3 строчке произведение, которого мы сегодня будем изучать. WПVРNИWКYЛUЮIЧZЕSНDИLЕY WЭRЛIЕNКZТSРWОQНRИYКUА– название произведения (карточки на каждой парте + на слайде) - На выполнение задания даю 20 секунд (включение таймера) - Проверка: Что у вас получилось? Какая фамилия поэта? Какое название произведения? - Верно! Сегодня мы познакомимся с фантастическим произведением Евгения Серафимовича Велтистова «Приключение электроника» |
Прослушивают аудиозапись.
«Страна Фантазия»
Предположения детей
Фантазёр –человек, который любит фантазировать, мечтатель. Фантастика –нереальные события, читатели переносятся в далёкое будущее.
Фантастическая, астрономическая, необыкновенная, таинственная, азартная, замечательная, интересная, яркая
Выполняют задание и узнают фамилию автора и название произведения Велтистов
Приключение электроника |
Фронтальная |
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; Регулятивные: определение задач урока с помощью учителя; |
3.Подготовка к восприятию текста. |
4.1Краткая биографическая справка об авторе
4.2Выставка книг
4.3 Словарная работа |
- Перед тем как мы начнем читать произведение Евгения Серафимовича Велтистова «Приключение электроника», я познакомлю вас с его биографией. - Посмотрите на портрет поэта (портрет на слайде) -Евгений Серафимович Велтистов родился в Москве. В школу мальчик пошёл, когда шла уже второй год Великая Отечественная война. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Писатель был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. Он был настоящим репортёром, находил интересных людей. Он был настырным. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. - Евгений писал книги о внеземной цивилизации и техническом прогрессе. Например, в электроники, многие, казалось бы, фантастические, по тем временам вещи, несмотря на современный прогресс и компьютерные игры, ещё остаются люди, которые очень трепетно относятся к чтению. Фантастика, это один из наиболее популярных жанров в настоящее время.
-В основном Евгений Серафимович писал научно-фантастические рассказы и сказки. -А что значит слово «научно»? Научно-форма познания мира, открывать что-то новое. Научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки. -Обратите внимание на слайд, на нем представлены произведения, которые писал Евгений Серафимович Велтистов. -Прочитайте их про себя, вслух читает названия по цепочке со второго ряда первой парты… «Приключения на дне моря», «Миллион и один день каникул», «Рэсси — неуловимый друг», «Победитель невозможного», «Приключения на дне моря», «Ноктюрн пустоты», «Гум-Гам» и произведение с которым мы с вами познакомимся «Приключение электроника» - В своем творчестве Евгений Серафимович Велтистов часто обращается к теме фантастика, к ее истории и настоящему, заглядывает и в будущее и отражает глубину произведения в их названиях. - С данными произведениями вы можете познакомиться, взяв их в школьной библиотеке или библиотеке города.
- Перед тем как начать читать нужно, разобрать незнакомые для вас слова, которые встретятся в произведении. - Прочитайте данные слова про себя. Даю 30 секунд. 1.Конгресс - собрание ученых. - Вслух прочитает первое слово… Поднимите руку тот, кто знает значение этого слова? (если дети затрудняются, помогает учитель) 2.Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией. - Вслух прочитает второе слово 1 парта 2 ряда. 3.Кибернетик - ученый, которые изучает, конструирует электронные, вычислительные и другие машины. -Вслух прочитает … 4.Робот - это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией. -Вслух прочитает…. ВЫВОД: Мы познакомились с биографией Евгения Серафимовича Велтистова и с незнакомыми словами, которые нам встретятся в тексте, а также рассмотрели некоторые произведения. |
Предположения детей |
Фронтальная |
Коммуникативные: умение выслушать мнение одноклассника, аргументировать собственное мнение.
Регулятивные: контроль выполнения задания; коррекция ошибок.
Личностные: проявление познавательного интереса к знаниям;
|
4. Первичное чтение. |
|
- Попробуйте предположить, о чём будет произведение. Почему вы так думаете? А сейчас мы проверим, были ли ваши предположения верны. -Итак, мы начинаем читать 1 главу. «Приключения Электроника», которая называется «Чемодан с четырьмя ручками» -Откройте учебники на странице 144. Сейчас вы услышите этот отрывок в записи, а в это время пальчиком вы следите. Начинаем читать с фамилии и имени автора. |
Фронтальная |
Личностные: -Умение слушать |
|
5. Проверка первичного восприятия. |
|
- Какие чувства вы испытали, слушая произведение? -Какие эмоции у вас возникли после того как вы прослушали произведение? - Менялось ли у вас чувство во время прослушивания произведения? Если да, то почему? |
Фронтальная |
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; |
|
6.Физ.минутка |
|
-Прежде чем, приступить к повторному чтению стихотворения, давайте немного разомнемся! -Сейчас я включу видеофрагмент, а вы повторяете движения. |
|
|
|
7. Повторное чтение. |
|
-Сейчас нам необходимо прочитать произведение. Начинаем с 1 парты, когда я скажу слово «достаточно», читает следующий. |
Фронтальная |
Личностные: Умение слушать |
|
8.Беседа по содержанию. |
|
ü Назовите главных героев произведения.
ü Для чего собираются кибернетики на конгрессе?
ü Как была организована встреча профессора Громова?
ü О чём предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан?
ü Что доказывает, что ящик действительно тяжелый?
ü Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими?
ü Почему, не один человек не мог бы догадаться, что в чемодане был кибернетический мальчик. т. е. робот?
ü Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику?
ü Что же произошло?
ü Какой электрический заряд получил Электроник?
ü Как это повлияло на поведение Электроника?
ü Профессор встревожен. Предположите, почему? |
Профессор Громов,директор «Дубков», робот «Электроник», ученый-Александр Сергеевич
Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке. Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса. Что в нём приборы
Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.
Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.
Робот был похож на обычного мальчика.
Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.
Робот получил заряд высокого напряжения. 220 вольт. Напряжение в 220 В, используемое в бытовой электросети, является опасным для жизни, тем самым может привести к смерти. Прыгает со второго этажа и убегает.
Электроник окажется среди людей. |
Фронтальная |
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; |
9. Итог урока. |
|
- Какой раздел мы сегодня начали изучать? С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке, и кто его автор? – Какова основная мысль этого произведения? |
|||
10.Рефлексия. |
|
-Ребята, у вас на столах лежат круги, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока: ü Было легко и интересно; ü Было трудно, но интересно; ü Было трудно и неинтересно. -Поднимите вверх и покажите какую часть вы закрасили. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.