Технологическая карта урока по литературному чтению: "Он живой, он светится"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по литературному чтению: "Он живой, он светится"

Оценка 4.8
docx
18.03.2020
Технологическая карта урока по  литературному чтению: "Он живой, он светится"
Он живой он светится.docx

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского»

 

 

 

Технологическая карта урока по литературному чтению

Для 3 «В» класса

На тему:

«В. Драгунский «Он живой и  светится»»

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы Ш-47

Шварева Екатерина Алексеевна

Проверили:

Руководитель от школы:

Корсакова Любовь Леонидовна

 

Отметка «     »   (                                                 )

 

 

Соликамск, 2020 г.

Структура технологической карты

Тема урока

«В. Драгунский «Он живой и  светится»»

УМК

Школа России

Цели деятельности уроки

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

- развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение работать в группах, совместно создавая  характеристику героев, их взаимоотношений;
- продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными   людьми.
Личностные УУД:
-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;
-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
Регулятивные УУД:
-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
-формировать умение планировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
-умение работать с  учебной и дополнительной информацией.
-умение находит ответы на вопросы в  тексте.
-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.
Коммуникативные УУД:
-оформление своих  мыслей в устной речи с учетом  учебных и жизненных ситуаций;
-чтение  вслух и про себя текста , понимание прочитанного;
-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
-отстаивать свою точку зрения ,соблюдая  правила речевого этикета;
-критично относиться к своему мнению;
-понимать точку зрения  другого человека.

Методы и формы обучения

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Оборудование и инвентарь

Аудио и мультимедиа, доска, мел.

 

 

 

 

 

Этапы урока

Обучающиеся и развивающиеся компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 

Формы организации со взаимодействия

 

Универсальные учебные действия

1.Орг.момент.

(Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой).

 

 

-Добрый день, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, урок литературного чтения проведу я. Проверьте, у вас на партах должно лежать: учебник, дневник, письменные принадлежности.

 

 

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Коммуникативные: приветствие учителя; Регулятивные: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину.

2.СТИЦ

 

-Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. 

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? 

 

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? 

- Кто его автор? 

К сегодняшнему уроку вы готовили пересказ.

(Спрашиваю несколько учащихся, ставлю отметки)

-Чему же учит данное произведение?

-Сегодня мы закончили изучать произведение «Капалуха».

 

-Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с произведениями в разделе «Люби живое».

- Прочитайте имя автора,  с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.

-«Люби живое»

-О животных, о дружеских взаимоотношениях людей  и животных, о бережном отношении к живой природе.

-«Капалуха»

 

-Виктор Петрович Астафьев

 

 

 

 

 

 

 

 

-Виктор Юзефович Драгунский

Фронтальная

Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; Регулятивные: определение задач урока с помощью учителя;

3.Подготовка к восприятию текста.

 

 

 

1.Краткая биографическая справка об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Выставка книг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Словарная работа

 

 

-Прежде чем приступить к знакомству произведения я вас познакомлю с биографией Виктора Юзефовича Драгунского. Посмотрите на портрет автора.

- Виктор Юзефович Драгунский  родился Нью-Йорке. Через год его семья вернулась в Россию. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, на заводе  и лодочником (перевозил пассажиров через Москву-реку).

Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь.

 

- Первая его книга вышла в 1961г. И называлась «Он живой и светится». В неё входило 16 рассказов мальчика Дениски. Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка.  В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

-А так же он написал еще такие произведения: Гусиное горло, Двадцать лет под кроватью, Девочка на шаре, Друг детства, Живой уголок, Заколдованная буква.

С данными произведениями вы можете познакомится взять их с библиотеки школы или библиотеки города

-Прочитайте слова про себя, вслух прочитает…

-Поднимите руку, кто знает толкование слова?

Гватемала

Барбадос 

-Что означает выражение «Мишка надулся».(фразеологизм). 
-  Что означает слово «пристально».

Беседа об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с книгами автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор слов, которые встретятся в произведении

 

 

 

-Обиделся

-Внимательно

Фронтальная

Коммуникативные: умение выслушать мнение одноклассника, аргументировать собственное мнение.

 

Регулятивные: контроль выполнения задания; коррекция ошибок.

 

Личностные: проявление познавательного интереса к знаниям;

 

4.Физ.минутка

 

Видеофрагмент

Фронтальная

Личностные:

-Умение слушать

5. Первичное чтение.

 

-Сейчас мы  с вами прослушаем аудиозапись произведение «Он живой, он светится».

-Поставьте пальчик, сейчас я включу запись чтеца, а в это время вы следите. Начинаем читать в фамилии и имени автора.

Прослушивание аудиозаписи

 

 

6.Проверка первичного чтения.

 

-Какие чувства у вас возникли при прослушивании аудиозаписи?

-Какие эмоции вы испытали?

Мнения детей

 

 

7.Беседа по содержанию.

 

– К какому литературному жанру относится это произведение?

 

– Смешные или грустные рассказы пишет В. Драгунский?

– А этот рассказ?

– Как вы думаете, от чьего лица ведется рассказ? Чем вы можете это доказать? 

 

 

 

–Назовите главного героя рассказа. Сколько ему лет? О какой черте характера Дениски это говорит?

-В какое время суток происходили события? Найдите в тексте и прочитайте.

-Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. О какой черте характера Дениски это говорит?

- Назовите друга Дениски. Как это произошло? (Чтение диалога.)

-Назовите черты характера Дениски, которые проявляются в данный момент.

 

– Какую игрушку выменял себе Мишка? (Чтение по ролям без слов автора.)

– Почему нам было смешно? (Автор, чтобы нам было понятно, что это разговаривают дети, употребляет в речь такие выражения, которые при разговоре употребляют дети.)

-Попробуйте найти необычные слова, с которыми мы встретились в диалоге.

Это особенные слова – например, “добрость = доброта + щедрость, лопнутый = лопнувший+ сдутый”. Это построение фраз. Например, Драгунский часто повторяет одни и те же слова: “и я”.Длинные предложения.)

– На что Денис поменял самосвал? (Светлячок.)

– А с чем вы могли бы сравнить светлячка? 

-Найдите строки из рассказа, которые я начинаю зачитывать. Что в них общего? Какой вопрос вы бы задали другу после чтения этих строк?

-Как автор называет светлячка?

 

 

-  Почему мама назвала светлячка « червячком»? Почему она его не наказала? Зачитайте отрывок, в котором Дениска маме показывает свое богатство. Как себя чувствовал в данный момент мальчик? Подберите нужную интонацию.

- Каким он увидел светлячка. Зачитайте. Как называется прием, который использует автор?

– Можно ли сказать, что между сыном и мамой возникло взаимопонимание? Докажите.

– Что Денис чувствовал, когда его поняли? (Счастье.) А если бы вас родители понимали, что бы вы чувствовали? Что главное в жизни каждого человека? Какая главная идея рассказа? «Счастье, когда тебя понимают».

– Понравился ли вам рассказ? Почему? Какие приемы использовал Драгунский, чтобы мы полюбили главного героя..

-Попробуйте охарактеризовать этого мальчика – нашего героя-рассказчика. Какой он?

– Он похож чем-то на ваших друзей? А на вас? Конечно, вы тоже любите…..

-Почему автор назвал рассказ «Он живой и светится», а не по-другому, например, «Светлячок»

 Вывод : Дениска – обычный мальчик, как и каждый из вас, но ,в тоже время, он не похож на других. Он может видеть то, что не видят другие дети – красоту окружающего мира. Этим он отличается от других. Каждый из Вас также по-своему красив и индивидуален.

-Рассказ – небольшое произведение, в котором описан один эпизод из жизни героя.

 

 

-Смешной и немножко грустный.

-Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом произведения.

-Денис. Дошкольник 5-6 лет. Наивный

-Вечер

 

 

-Многоточие. Фантазер мечтатель, хочет поскорее вырасти.

-Мишка.

 

 

- Эмоциональный, потребность высказаться, любознательный и наивный.

 

-Самосвал

 

- Потому ,что Мишка очень хотел себе забрать самосвал любым способом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Светлячок

 

-Фонарик, лампочка

-Описание светлячка из учебника.

 

 

Маленький светло-зеленый огонек; – крошечная звездочка; – червячок.

 

-Она поняла, что Дениску обманули.

-Загадочная, уверенная

 

 

- Сравнение

 

 

-Мнения детей

 

 

-Счастье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Автор хотел подчеркнуть главные качества светлячка. Именно они помогли маленькому Денису не чувствовать себя одиноко.

 

 

 

 

Фронтальная

Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников;

8. Итог урока.

 

- Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Какова идея этого рассказа? Что хотел сказать автор этим рассказом?

 

 

 

 

- Хорошо. Молодцы!

-«Он живой и светится»

 

-В.Ю. Драгунский

-Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; Дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной

Д/З

 

 

 

 

 

9.Рефлексия.

 

-Ребята, у вас на столах лежат круги, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

ü  Было интересно;

ü  Было сложно, но интересно;

ü  Было сложно,  неинтересно.

-Поднимите вверх и покажите, какую часть вы закрасили.

 

 

 


 

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени

Структура технологической карты

Структура технологической карты

Этапы урокаОбучающиеся и развивающиеся компоненты, задания и упражнения

Этапы урокаОбучающиеся и развивающиеся компоненты, задания и упражнения

Выставка книг 3

Выставка книг 3

Беседа по содержанию. – К какому литературному жанру относится это произведение? –

Беседа по содержанию. – К какому литературному жанру относится это произведение? –

Это особенные слова – например, “добрость = доброта + щедрость, лопнутый = лопнувший+ сдутый”

Это особенные слова – например, “добрость = доброта + щедрость, лопнутый = лопнувший+ сдутый”

Беседа по содержанию. –

Беседа по содержанию. –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2020