ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского»
Технологическая карта урока по литературному чтению
Для 3 «В» класса
На тему:
«В. Драгунский «Он живой и светится»»
Выполнила:
Студентка группы Ш-47
Шварева Екатерина Алексеевна
Проверили:
Руководитель от школы:
Корсакова Любовь Леонидовна
Отметка « » ( )
Соликамск, 2020 г.
Структура технологической карты
Тема урока |
«В. Драгунский «Он живой и светится»» |
УМК |
Школа России |
Цели деятельности уроки |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского. |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты |
- развивать навыки осознанного
выразительного чтения, умение работать в группах, совместно создавая
характеристику героев, их взаимоотношений; |
Методы и формы обучения |
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический |
Оборудование и инвентарь |
Аудио и мультимедиа, доска, мел. |
Этапы урока |
Обучающиеся и развивающиеся компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы организации со взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
1.Орг.момент. (Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой). |
|
-Добрый день, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, урок литературного чтения проведу я. Проверьте, у вас на партах должно лежать: учебник, дневник, письменные принадлежности.
|
Приветствуют учителя.
|
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя; Регулятивные: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину. |
2.СТИЦ |
|
-Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. – О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел?
– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? - Кто его автор? К сегодняшнему уроку вы готовили пересказ. (Спрашиваю несколько учащихся, ставлю отметки) -Чему же учит данное произведение? -Сегодня мы закончили изучать произведение «Капалуха».
-Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с произведениями в разделе «Люби живое». - Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке. |
-«Люби живое» -О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе. -«Капалуха»
-Виктор Петрович Астафьев
-Виктор Юзефович Драгунский |
Фронтальная |
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; Регулятивные: определение задач урока с помощью учителя; |
3.Подготовка к восприятию текста. |
1.Краткая биографическая справка об авторе
2.Выставка книг
3.Словарная работа
|
-Прежде чем приступить к знакомству произведения я вас познакомлю с биографией Виктора Юзефовича Драгунского. Посмотрите на портрет автора. - Виктор Юзефович Драгунский родился Нью-Йорке. Через год его семья вернулась в Россию. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, на заводе и лодочником (перевозил пассажиров через Москву-реку). Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
- Первая его книга вышла в 1961г. И называлась «Он живой и светится». В неё входило 16 рассказов мальчика Дениски. Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого. -А так же он написал еще такие произведения: Гусиное горло, Двадцать лет под кроватью, Девочка на шаре, Друг детства, Живой уголок, Заколдованная буква. С данными произведениями вы можете познакомится
взять их с библиотеки школы или библиотеки города -Прочитайте слова про себя, вслух прочитает… -Поднимите руку, кто знает толкование слова? Гватемала Барбадос -Что означает выражение «Мишка
надулся».(фразеологизм). |
Беседа об авторе
Знакомство с книгами автора
Разбор слов, которые встретятся в произведении
-Обиделся -Внимательно |
Фронтальная |
Коммуникативные: умение выслушать мнение одноклассника, аргументировать собственное мнение.
Регулятивные: контроль выполнения задания; коррекция ошибок.
Личностные: проявление познавательного интереса к знаниям;
|
4.Физ.минутка |
|
Видеофрагмент |
Фронтальная |
Личностные: -Умение слушать |
|
5. Первичное чтение. |
|
-Сейчас мы с вами прослушаем аудиозапись произведение «Он живой, он светится». -Поставьте пальчик, сейчас я включу запись чтеца, а в это время вы следите. Начинаем читать в фамилии и имени автора. |
Прослушивание аудиозаписи |
|
|
6.Проверка первичного чтения. |
|
-Какие чувства у вас возникли при прослушивании аудиозаписи? -Какие эмоции вы испытали? |
Мнения детей |
|
|
7.Беседа по содержанию. |
|
– К какому литературному жанру относится это произведение?
– Смешные или грустные рассказы пишет В. Драгунский? – А этот рассказ? – Как вы думаете, от чьего лица ведется рассказ? Чем вы можете это доказать?
–Назовите главного героя рассказа. Сколько ему лет? О какой черте характера Дениски это говорит? -В какое время суток происходили события? Найдите в тексте и прочитайте. -Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. О какой черте характера Дениски это говорит? - Назовите друга Дениски. Как это произошло? (Чтение диалога.) -Назовите черты характера Дениски, которые проявляются в данный момент.
– Какую игрушку выменял себе Мишка? (Чтение по ролям без слов автора.) – Почему нам было смешно? (Автор, чтобы нам было понятно, что это разговаривают дети, употребляет в речь такие выражения, которые при разговоре употребляют дети.) -Попробуйте найти необычные слова, с которыми мы встретились в диалоге. Это особенные слова – например, “добрость = доброта + щедрость, лопнутый = лопнувший+ сдутый”. Это построение фраз. Например, Драгунский часто повторяет одни и те же слова: “и я”.Длинные предложения.) – На что Денис поменял самосвал? (Светлячок.) – А с чем вы могли бы сравнить светлячка? -Найдите строки из рассказа, которые я начинаю зачитывать. Что в них общего? Какой вопрос вы бы задали другу после чтения этих строк? -Как автор называет светлячка?
- Почему мама назвала светлячка « червячком»? Почему она его не наказала? Зачитайте отрывок, в котором Дениска маме показывает свое богатство. Как себя чувствовал в данный момент мальчик? Подберите нужную интонацию. - Каким он увидел светлячка. Зачитайте. Как называется прием, который использует автор? – Можно ли сказать, что между сыном и мамой возникло взаимопонимание? Докажите. – Что Денис чувствовал, когда его поняли? (Счастье.) А если бы вас родители понимали, что бы вы чувствовали? Что главное в жизни каждого человека? Какая главная идея рассказа? «Счастье, когда тебя понимают». – Понравился ли вам рассказ? Почему? Какие приемы использовал Драгунский, чтобы мы полюбили главного героя.. -Попробуйте охарактеризовать этого мальчика – нашего героя-рассказчика. Какой он? – Он похож чем-то на ваших друзей? А на вас? Конечно, вы тоже любите….. -Почему автор назвал рассказ «Он живой и светится», а не по-другому, например, «Светлячок». Вывод : Дениска – обычный мальчик, как и каждый из вас, но ,в тоже время, он не похож на других. Он может видеть то, что не видят другие дети – красоту окружающего мира. Этим он отличается от других. Каждый из Вас также по-своему красив и индивидуален. |
-Рассказ – небольшое произведение, в котором описан один эпизод из жизни героя.
-Смешной и немножко грустный. -Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом произведения. -Денис. Дошкольник 5-6 лет. Наивный -Вечер
-Многоточие. Фантазер мечтатель, хочет поскорее вырасти. -Мишка.
- Эмоциональный, потребность высказаться, любознательный и наивный.
-Самосвал
- Потому ,что Мишка очень хотел себе забрать самосвал любым способом.
-Светлячок
-Фонарик, лампочка -Описание светлячка из учебника.
Маленький светло-зеленый огонек; – крошечная звездочка; – червячок.
-Она поняла, что Дениску обманули. -Загадочная, уверенная
- Сравнение
-Мнения детей
-Счастье
- Автор хотел подчеркнуть главные качества светлячка. Именно они помогли маленькому Денису не чувствовать себя одиноко.
|
Фронтальная |
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; |
8. Итог урока. |
|
- Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке? - Кто его автор? - Какова идея этого рассказа? Что хотел сказать автор этим рассказом?
- Хорошо. Молодцы! |
-«Он живой и светится»
-В.Ю. Драгунский -Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; Дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной |
||
Д/З |
|
|
|
|
|
9.Рефлексия. |
|
-Ребята, у вас на столах лежат круги, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока: ü Было интересно; ü Было сложно, но интересно; ü Было сложно, неинтересно. -Поднимите вверх и покажите, какую часть вы закрасили. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.