Технологическая карта урока
ФИО учителя: Климкина Татьяна Александровна
Класс: 2
УМК: Школа России
Предмет: математика
Тема: Приём вычисления для случаев вида 35-7
Тип урока: Изучение нового материала
Место и роль урока в изучаемой теме: 11 урок в разделе «Устные приёмы сложения и вычитания»
Цель: Познакомить обучающихся с приёмом вычитания вида 35-7, формировать умение находить значение выражений на вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разрядную единицу.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
|
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Применять правила вычислений и пользоваться инструкциями; уметь устно вычитать числа, учитывая их разрядность; выделять особенности задачи, решать их. |
Уметь принимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь контролировать свои действия и действия другого; уметь оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей урока; владеть способом самооценки. |
Уметь формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; уметь устанавливать причинно-следственные связи между объектами; уметь анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам; уметь создавать способы решения проблемы и алгоритмы деятельности. |
Стремиться к сотрудничеству и принятию правил общения, оказанию взаимопомощи во взаимодействии; уметь высказывать своё мнение, выражать свои мысли; уметь понимать основания действий другого; уметь контролировать действия друг друга; уважать в сотрудничестве и общении, как партнёра, так и самого себя. |
Умение применять правила поведения при сотрудничестве; проявлять инициативу, формировать самостоятельность, личную ответственность; находить мотивацию к учебной деятельности; формировать самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. |
Ход урока
|
Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
|
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
||||||||||||
1 |
I этап Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. |
Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
|
фронтальная |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок. - А ну-ка, дети, встаньте в ряд! Готов к работе мой отряд? Занимай свои места. Математика сложна. Но скажу с почтеньем я: Математика нужна Всем без исключенья. Организует рефлексию и самооценку учениками настроя на работу с помощью смайликов («зелёный» - настроение у меня отличное, хочу работать; «жёлтый» - работать буду, но без особого желания; «красный» - настроение плохое, ничего не хочется делать). (слайд 2) Сообщает о системе оценки за работу на уроке (в течении урока за выполнение заданий обучающиеся зарабатывают баллы, в конце урока по количеству баллов, в соответствии с «заявкой на оценку» определяют свою оценку за урок), предлагает определить какую оценку ребята хотят заработать. |
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Осуществляют самооценку настроя на учебную деятельность с помощью смайликов. Оценивают свои возможности и планируют результат своей деятельности на уроке в соответствии с «заявкой на оценку» (познавательные УУД), принимают и сохраняют учебную задачу (регулятивные УУД)
|
Дети готовятся к работе, настраиваются на эффективную работу для получения запланированной оценки. |
Наблюдение |
||||||||||||
2 |
II этап. Актуализация знаний и умений.
|
Воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в деятельности по известной норме, устранение этих затруднений. Создать условия для тренировки способностей к учебной деятельности и активизации мыслительных операций и учебных навыков. |
Фронтальная
|
Предлагает открыть тетради, записать число, проанализировать число. - Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату 29 ноября, классную работу. - Что вы можете сказать о числе 29? (Это число двузначное, нечётное, состоит из двух десятков и девяти единиц) Устный счёт 1. Какое выражение лишнее? - Внимательно посмотрите на выражения. Какое выражение лишнее? 13 – 7 12 – 6 11 – 4 16 – 10 14 – 8 (Лишними могут быть выражения: 11 – 4, так как его значение равно семи, а значения остальных выражений равны шести, и выражение 16 – 10, так как в нём из двузначного числа вычитается двузначное, а в остальных выражениях из двузначного числа вычитается однозначное.) - Давайте вспомним состав числа 7 в найденном нами лишнем выражении. 2. Уменьшите до круглого десятка - На доске записаны числа. Уменьшите их до круглого десятка. 86 - … 65 - … 84 - … 12 - … 77 - … 48 - … |
Внимательно слушают учителя. Готовятся перейти к новому этапу работы Записывают дату и классную работу. Анализируют число 29. Определяют лишнее выражение, объясняют. Вспоминают состав числа 7. Уменьшают числа до круглого десятка, анализируют, обосновывают свою точку зрения. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами; анализируют, выделяют существенное, обобщают, классифицируют по заданным признакам (познавательные УУД). Находят значение выражений, осуществляют контроль правильности выполнения алгоритма арифметических действий. (регулятивные УУД) Слушают собеседника и ведут диалог, высказывают свою точку зрения. (коммуникативные УУД) Оценивают каждое выполненное задание с помощью баллов. (регулятивные УУД) |
Применяют освоенные ранее знания и умения для построения высказывания с целью ответа на вопросы учителя.
|
Наблюдение
|
||||||||||||
3 |
III этап Постановка темы урока, формирование учебной задачи
|
Определение затруднения, его место и причину; определение необходимости нового знания. |
Групповая
|
Игровая ситуация с элементами затруднения. Предлагает детям прочитать зашифрованное письмо от одного из самых умных героев произведения Носова.
30 - 10 =___ ( к ) 46 +3 =___ ( - ) 75 +6 = ___ ( . ) 70 - 2 =___ (Учение) 60 – 9 =___ ( путь ) 35 – 7 =___ ( умению ) (Учение - путь к _____ .) (Слова, указанные в скобках, записаны с обратной стороны карточек, содержащих числовые выражения). - Что вызвало у вас затруднение? (Выражение 35 – 7) - Что вы можете сказать об этом выражении? (Это разность. Уменьшаемое двузначное число, состоящее из 3 десятков и 5 единиц. А вычитаемое – однозначное число) Чему нужно научиться, чтобы расшифровать письмо до конца? Кто уже догадался, какая тема нашего урока? - Тема нашего урока «Приём вычисления для случаев вида 35–7» -Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (Научиться решать выражения нового вида: 35 – 7). - А ещё мы будем закреплять умение находить значения числовых выражений, решать задачи. |
Дети расшифровывают письмо и определяют, тему урока (познавательные УУД). Находят значение выражений, осуществляют контроль правильности выполнения арифметических действий. (регулятивные УУД) Слушают собеседника и ведут диалог, высказывают свою точку зрения. (коммуникативные УУД) Оценивают каждое выполненное задание с помощью баллов. (регулятивные УУД)
|
Выполнив задание, определяют границу своего «знания – незнания». Расшифровав письмо, дети определяют, что говорить на уроке будут о новом приёме вычитания.
|
Наблюдение |
||||||||||||
4 |
IV этап. Этап усвоения новых знаний и способов действия
|
Усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, развитие умения обобщать и делать выводы. |
Фронтальная
Работа в парах |
- Ребята, как же нам решить данный пример: 35 – 7? Предлагает учащимся самостоятельно составить алгоритм решения данных выражений. Решение учебной проблемы - Выложите с помощью палочек число 35 (Кладут 3 пучка палочек по 10 штук в каждом и ещё 5 палочек) - Уберите 7 палочек. (Учащиеся убирают 5 палочек, больше палочек нет, остальные связаны в пучки.) - Что будем делать? (Развяжем один пучок.) Развяжите. Сколько ещё палочек надо убрать? (2 палочки) -Уберите. Что осталось? (2 пучка и 8 палочек) -Сколько получилось палочек? (28) - Запишите эти действия числами. 35 – 7 = (35 – 5) – 2 = 30 – 2 = 28
5 2 - Сколько сначала убрали палочек? - Что сделали потом? -Почему еще 2? (Потому что 7 – это 5 +2.) -Сколько получили, когда из 35 вычли 5? (30) - Что сделали дальше? (Из 30 вычли еще 2) - Сколько получилось? (28) - Какой делаем вывод? (Чтобы из числа 35 вычесть 7, надо сначала из 35 вычесть 5, получим круглое число, а 7 – это 5 и 2, остаётся из 30 вычесть 2) Организует анализ проделанной работы, помогает сформулировать алгоритм действий при вычитании однозначного числа из двузначного с переходом через разрядную единицу. Алгоритм: 1) Заменим однозначное число суммой удобных слагаемых. 2)Вычтем столько, чтобы получилось круглое число. 3)Вычтем оставшееся число. 4)Назовём ответ. Предлагает сравнить свои выводы с правилом в учебнике. Предлагает детям прочитать зашифрованное письмо: - Ребята, теперь мы можем прочитать письмо! «Ученье - путь к умению». |
Предлагают разные варианты, как найти значение выражения. Добывают новые знания; выполняют практическую работу; извлекают необходимую информацию из практической деятельности; делают выводы, работают с информацией (познавательные УУД) Работают по предложенному плану, самостоятельно оценивают правильность выполнения задания (регулятивные УУД) Участвуют в диалоге, слушают собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ (коммуникативные УУД)
|
Работают в парах, выполняют действия с палочками по решению возникшей проблемы.
Составляют алгоритм решения данных выражений.
|
Наблюдение |
||||||||||||
5 |
V этап. Физкультминутка |
Снятие умственного и физического перенапряжения |
Фронтальная |
Давай пять раз похлопаем Раз, два, три, четыре, пять. Давай пять раз потопаем Раз, два, три, четыре, пять. Давай пять раз присядем Раз, два, три, четыре, пять. И тихо, тихо сядем. |
Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников (регулятивные УУД) |
Дети выполняют движения, следуя указаниям учителя. |
Смена деятельности для расслабления и отдыха. |
||||||||||||
6 |
VI этап. Первичное закрепление изученного материала.
|
Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, проверка и отработка вычислительных навыков. |
Фронтальная |
1. Предлагает проверить, как полученный алгоритм при решении примеров, организует работу с учебником. - А теперь закрепим наши знания. Откройте учебник на стр.67, № 1 - Давайте найдём значения выражений по алгоритму Задание № 2, стр.67 - Первый и второй столбики решаем у доски с подробным объяснением, третий и четвёртый столбики –самостоятельно (взаимопроверка по эталону на доске) 2. Предлагает решить задачу № 3 на стр. 67. - Давайте прочитаем условие задачи и запишем краткую запись. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Каким действием узнаем? – Какое действие необходимо выполнить дальше, чтобы ответить на вопрос задачи? - Решите задачу самостоятельно. - Дайте полный ответ на вопрос задачи. (один из обучающихся решает задачу за закрытой доской) Проверка. |
Дети находят значения выражений, обосновывают правильность своего выбора (познавательные УУД) Участвуют в диалоге, слушают собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ (коммуникативные УУД) Осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. Оценивают выполненное задание с помощью баллов. (регулятивные УУД) Анализируют условие задачи, ставят вопросы (познавательные УУД) Рассуждают, высказывают свое мнение; уважают в общении друг друга (коммуникативные УУД) Моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания, оценивают выполненное задание с помощью баллов. (регулятивные УУД) |
Объясняют друг другу. Устно проговаривают решения примеров, опираясь на алгоритм. Принимают практическую задачу, переводят её в учебную. Анализируют задачу под руководством учителя, составляют краткую запись задачи, самостоятельно решают задачу, осуществляют взаимопроверку в парах, затем сверяют с эталоном.
|
Наблюдение |
||||||||||||
7 |
VII этап Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
|
Рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности. |
Фронтальная |
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности при помощи подсчета заработанных баллов и по вопросам: Что ты узнал на уроке? Чему научился? Над чем еще надо поработать? Какие задания показались трудными? Достигли ли цели поставленной в начале урока? |
Осуществляют рефлексию (при помощи смайлов), самооценку собственной учебной деятельности (подсчитывают количество баллов и записывают свою оценку на листе заданий), соотносят цель и результаты, степень их соответствия (регулятивные УДД) |
Выявляют собственное знание и незнание
|
Наблюдение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.