Технологическая карта урока по музыке
Тема |
Музыка моего народа |
Педагогические цели: деятельностная содержательная |
Создать условия для формирования УУД. Развивать умения различать национальные признаки русской народной музыки. |
Тип занятия |
Введение нового знания |
Проблема занятия |
Какие отличительные признаки русской народной музыки? |
Задачи: |
|
Предметные |
Узнать, что такое русская народная песня, ее признаки. Учиться: слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, узнавать изученные муз. сочинения, называть их автора. |
Личностные |
Способствовать проявлению эмоционального отношения к искусству, эстетический взгляд на мир, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознанию своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов |
Метапредметные: Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками; развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника |
Основное содержание темы, понятия и термины |
1. Русская народная песня. 2. Признаки русской народной песни. 3. А капелла. 4. Распев. |
Музыкальный материал |
Русские народные песни «Ой, мороз, мороз», «Ой там, на горе, ой там, на крутой» |
Дата |
01.10. 2021 |
Класс |
4 «Е» |
Преподаватель |
Безродная Елена Алексеевна |
Отметка, подпись |
|
Сценарий урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||
Организационный этап с мотивацией |
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Лилиана Александровна и сегодня я проведу у вас урока музыки. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Этап актуализации
Этап выявления места и причины затруднения |
Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы совершим небольшую музыкальную экскурсию в царство музыки, а точнее в мир музыкальных звуков. Итак, тема нашего урока – «Музыка моего народа.» Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. - У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, Национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. А что такое песня? Верно, песня – это музыкальный жанр, в котором соединились поэтическое слово и музыка. Что же такое русская народная песня? Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам неизвестны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими? Какие отличительные признаки имеют русские народные песни? Тогда какую цель поставим на уроке? |
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
это то, что поют.
Это песня, слова и музыка которой были сочинены народом
народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.
затруднение
узнать признаки русской народной песни |
Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Коммуникативные: высказывают своё мнение |
Этап введения нового знания |
Сейчас внимательно прослушайте русскую народную песню «Ой там, на горе, ой там, на крутой» и ответьте на вопрос: «Кто исполняет песню?» Слушание фрагмента песни (0.8-0.46) И так, кто ответит на вопрос? «Кто исполняет песню?» Верно ребята, и это первый признак РНП – Многоголосие. Чаще всего в русских народных песнях слышно много голосов. Как вы думаете зачем это нужно? Запишите в тетрадь. Что еще необычного вы заметили? Верно и это тоже является одним из признаков РНП- начинает петь запевала, а потом помогают другие. Запишите в тетрадь. Запевала - человек, начинающий песню, подхватываемую хором. А сейчас проверим кто из вас был внимательным и сможет ответить на мой вопрос. Слова в песне звучат быстро или протяжно? То есть присутствует протяжное пение. Кто мне скажет зачем распевали гласные звуки в словах? Давайте отметим в тетради еще один признак РНП – много распевов. Распев - протяжное произношение (слов при чтении, разговоре, пении) И так, сколько признаков мы уже успели записали? Теперь давайте прослушаем фрагмент из РНП «Ой, мороз, мороз». И ответим на вопрос: «Чем отличается звучание песни «Ой, мороз, мороз» от «Ой там, на горе, ой там, на крутой»?» Кто был внимательным и сможет ответить на вопрос: Чем песни отличаются друг от друга? Молодцы! Вы смогли определить 4 признак РНП- песни поются без сопровождения или с народными инструментами. Запишите в тетрадь. Пение без инструментального сопровождения называется «а капелла». Но бывает, что РНП звучат с сопровождением, то чаще всего какие инструменты сопровождают, т.е. аккомпанируют певцам? Какие русские народные инструменты вы знаете? Обратите внимание на слайд и посмотрите, какие бывают русские народные инструменты. Русские народные музыкальные инструменты появились очень давно, что свидетельствует о культурном богатстве наших предков. Они впитывали звуки окружающего мира, создавали из подручных материалов и передавали свои эмоции с помощью волшебных мелодий. На Руси даже самый маленький ребёнок умел создавать простые инструменты и играть на них. Многие из музыкальных приспособлений наших предков используются и по сей день. Балалайка - музыкальный символ русского народа. Это традиционный инструмент славян. Ребята, посмотрите на слайд, перед вами слова из фрагментов 1 и 2 песни. Как вы думаете, сложно ли их запомнить? Зачем русский народ сочинял музыку и слова, которые легко запоминались? Верно, и мы с вами определили последний признак РНП- простые мелодия и слова. Запишите к себе в тетрадь. |
Песню исполняют несколько женщин Чтобы песня звучала красиво, богато, полным звучанием разных голосов. Сначала пел один, потом несколько
Протяжно
Чтобы подчеркнуть значение слов.
3
В песне «Ой, мороз, мороз» присутствуют инструменты, а в песне «Ой там, на горе, ой там, на крутой» нет музыкального сопровождения.
Это русские народные инструменты
Называют инструменты
Нет
Потому что песни передавались из уст в уста, чтобы легко запомнить. |
Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Коммуникативные: высказывают своё мнение; Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других |
Этап включения в систему знаний и повторения
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Ребята, вижу, вы меня очень внимательно все слушали, и я предлагаю вам сыграть в игру «Самый внимательный», я задам вам несколько вопросов по нашей теме и за каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. Сохраните их до конца урока. 1. Какая тема нашего урока? 2.Что такое песня? 3.Что такое русская народная песня? 4. Какой 1 признак РНП. 5. Кто такой запевала? 6. Что такое распев? 7. Что такое а капелла? 8. Назовите виды РН инструментов? 9. Для чего русский народ сочинял музыку и слова, которые легко запоминались? 10. Назовите песни, которые мы прослушали сегодня? Отлично, вы замечательно справились со всеми вопросами. Народная музыка отражает очень разные настроения, чувства, мысли и характеры людей. Она звучит и в праздники, и в будни, в горе и в радости. Поэтому она очень разная. И так, сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока знакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? Какие песни мы сегодня с вами прослушали? Кто является авторами этих песен? Оцените свою работу на уроке. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были очень активны и погружены вы работу. Хотелось бы выделить тех, кто получил самое большое количество жетонов, вы большие молодцы! Я надеюсь, вы узнали много нового. До свидания! |
|
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме
Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.