Технологическая карта урока по музыке "Музыка моего народа"
Оценка 5

Технологическая карта урока по музыке "Музыка моего народа"

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
музыка +1
1 кл—4 кл
31.01.2022
Технологическая карта урока по музыке "Музыка моего народа"
Технологическая карта урока по музыке "Музыка моего народа"
muzyka_moego_naroda_4E_Lobanova_Liliana_342.docx

Технологическая карта урока по музыке

Тема

Музыка моего народа

Педагогические цели: деятельностная

содержательная

Создать условия для формирования УУД.

Развивать умения различать национальные признаки русской народной музыки.

Тип занятия

Введение нового знания

Проблема занятия

Какие отличительные признаки русской народной музыки?

Задачи:

 

Предметные

Узнать, что такое русская народная песня, ее признаки.

Учиться: слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, узнавать изученные муз. сочинения, называть их автора.

Личностные

Способствовать проявлению эмоционального отношения к искусству, эстетический взгляд на мир, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознанию своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов

Метапредметные:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками; развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника

Основное содержание темы, понятия и термины

1. Русская народная песня.

2. Признаки русской народной песни.

3. А капелла.

4. Распев.

Музыкальный материал

Русские народные песни «Ой, мороз, мороз», «Ой там, на горе, ой там, на крутой»

Дата

01.10. 2021

Класс

4 «Е»

Преподаватель

Безродная Елена Алексеевна

Отметка, подпись

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

 

Этапы

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный этап с мотивацией

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Лилиана Александровна и сегодня я проведу у вас урока музыки.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Этап актуализации

 

 

Этап выявления места и причины затруднения

Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы совершим небольшую музыкальную экскурсию в царство музыки, а точнее в мир музыкальных звуков.

Итак, тема нашего урока – «Музыка моего народа.» 

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

- У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, Национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

А что такое песня?

Верно, песня – это музыкальный жанр, в котором соединились поэтическое слово и музыка.

Что же такое русская народная песня?

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам неизвестны.

Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества.

И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские.

Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Какие отличительные признаки имеют русские народные песни?

Тогда какую цель поставим на уроке?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 это то, что поют.

 

 

 

 

 

Это песня, слова и музыка которой были сочинены народом

 

 

народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на

народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли

образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

 

затруднение

 

узнать признаки русской народной песни

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Коммуникативные: высказывают своё мнение

Этап введения нового знания

 Сейчас внимательно прослушайте русскую народную песню «Ой там, на горе, ой там, на крутой» и ответьте на вопрос: «Кто исполняет песню?»

Слушание фрагмента песни (0.8-0.46)

И так, кто ответит на вопрос? «Кто исполняет песню?»

Верно ребята, и это первый признак РНП – Многоголосие. Чаще всего в русских народных песнях слышно много голосов. Как вы думаете зачем это нужно? Запишите в тетрадь.

Что еще необычного вы заметили?

Верно и это тоже является одним из признаков РНП- начинает петь запевала, а потом помогают другие. Запишите в тетрадь.

Запевала - человек, начинающий песню, подхватываемую хором.

А сейчас проверим кто из вас был внимательным и сможет ответить на мой вопрос. Слова в песне звучат быстро или протяжно?

То есть присутствует протяжное пение. Кто мне скажет зачем распевали гласные звуки в словах?

Давайте отметим в тетради еще один признак РНП – много распевов.

Распев -  протяжное произношение (слов при чтении, разговоре, пении)

И так, сколько признаков мы уже успели записали?

Теперь давайте прослушаем фрагмент из РНП «Ой, мороз, мороз». И ответим на вопрос: «Чем отличается звучание песни «Ой, мороз, мороз» от «Ой там, на горе, ой там, на крутой»?»

Кто был внимательным и сможет ответить на вопрос: Чем песни отличаются друг от друга?

Молодцы! Вы смогли определить 4 признак РНП- песни поются без сопровождения или с народными инструментами. Запишите в тетрадь.

Пение без инструментального сопровождения называется «а капелла».

Но бывает, что РНП звучат с сопровождением, то чаще всего какие инструменты сопровождают, т.е. аккомпанируют певцам?

Какие русские народные инструменты вы знаете?

Обратите внимание на слайд и посмотрите, какие бывают русские народные инструменты.

Русские народные музыкальные инструменты появились очень давно, что свидетельствует о культурном богатстве наших предков. Они впитывали звуки окружающего мира, создавали из подручных материалов и передавали свои эмоции с помощью волшебных мелодий. На Руси даже самый маленький ребёнок умел создавать простые инструменты и играть на них. Многие из музыкальных приспособлений наших предков используются и по сей день.

Балалайка - музыкальный символ русского народа. Это традиционный инструмент славян.

Ребята, посмотрите на слайд, перед вами слова из фрагментов 1 и 2 песни. Как вы думаете, сложно ли их запомнить?

Зачем русский народ сочинял музыку и слова, которые легко запоминались?

Верно, и мы с вами определили последний признак РНП- простые мелодия и слова.

Запишите к себе в тетрадь.

 

 

 

 

Песню исполняют несколько женщин

Чтобы песня звучала красиво, богато, полным звучанием разных голосов.

Сначала пел один, потом несколько

 

 

 

 

 

Протяжно

 

Чтобы подчеркнуть значение слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

В песне «Ой, мороз, мороз» присутствуют инструменты, а в песне «Ой там, на горе, ой там, на крутой» нет музыкального сопровождения.

 

Это русские народные инструменты

 

Называют инструменты

 

 

 

 

 

Нет

 

Потому что песни передавались из уст в уста, чтобы легко запомнить.

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Коммуникативные: высказывают своё мнение;

Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других

 

Этап включения в систему знаний и повторения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Ребята, вижу, вы меня очень внимательно все слушали, и я предлагаю вам сыграть в игру «Самый внимательный», я задам вам несколько вопросов по нашей теме и за каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. Сохраните их до конца урока.

1. Какая тема нашего урока?

2.Что такое песня?

3.Что такое русская народная песня?

4. Какой 1 признак РНП.

5. Кто такой запевала?

6. Что такое распев?

7. Что такое а капелла?

8. Назовите виды РН инструментов?

9. Для чего русский народ сочинял музыку и слова, которые легко запоминались?

10. Назовите песни, которые мы прослушали сегодня?

Отлично, вы замечательно справились со всеми вопросами.

Народная музыка отражает очень разные настроения, чувства, мысли и характеры людей. Она звучит и в праздники, и в будни, в горе и в радости. Поэтому она очень разная.

И так, сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока знакомились с творчеством русского народа.

Что же вы узнали?

Какие песни мы сегодня с вами прослушали?

Кто является авторами этих песен?

Оцените свою работу на уроке.

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были очень активны и погружены вы работу. Хотелось бы выделить тех, кто получил самое большое количество жетонов, вы большие молодцы! Я надеюсь, вы узнали много нового. До свидания!

 

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

 

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

 


 

Технологическая карта урока по музыке

Технологическая карта урока по музыке

Сценарий урока Этапы

Сценарий урока Этапы

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов

То есть присутствует протяжное пение

То есть присутствует протяжное пение

Балалайка - музыкальный символ русского народа

Балалайка - музыкальный символ русского народа

Этап включения в систему знаний и повторения

Этап включения в систему знаний и повторения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2022