ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева»
Конспект урока по обучению грамоте (чтению)
Выполнила:
студентка 2 курса группы ПДНС-113
Безунова Ксения.
Проверила:
Кузнецова Н.В.
Саранск, 2015г.
Предмет: Обучение грамоте (чтению)
Класс: 1 класс
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Звук [г], [г`] и буквы «Г», «г».
Цель урока: познакомить с согласным звуком [г], [г`] и буквами Г, г.
Задачи (планируемые результаты)
Предметные:
знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв; закрепление умения читать слоги-слияния изученных согласных и гласных; умение составлять слова из слогов; развитие фонематического слуха; закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог, давать слого-звуковую характеристику слова; формирование умения характеризовать новый звук по ряду признаков; знание функций строчных и письменных букв; закрепление знаний о форме новой печатной буквы; формирование умения читать отдельную букву; формирование умение читать слоги с новой буквой; формирование умения читать слова с новой буквой; формирование читательских умений (качеств сознательности, правильности, выразительности, беглости) на материале текста; развитие воображения, развитие лексического строя речи; развитие связной речи; умение находить изученные орфограммы.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей через текст.
Метапредметные:
умение организовывать рабочее место; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД).
умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД).
структурирование знаний, анализ, синтез; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; построение логической цепи рассуждений; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; постановка и формулирование проблемы (познавательные УУД).
Ход урока
|
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) |
|
1. Организационный момент |
||
- Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Вы на парты посмотрите – Всё в порядок приведите. (Детям даётся на это время) А теперь тихонько сели. И на доску посмотрели. Дети начинаем урок. |
|
умение организовывать рабочее место (регулятивные УУД); умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)
|
II. Повторение ранее изученного |
||
|
|
|
2.1. Работа с буквенной лентой.
– Сегодняшний наш урок чтения мы начнем с работы с «буквенной лентой». Давайте повторим буквы, которые уже изучили. Я показываю буквы, а вы следите и называйте их. (а, о, у, ы, я, ё, ю, и, е) – Какие буквы вы назвали? (Буквы гласных.) – Как читаются буквы гласных? (Как называются, так и читаются.) – Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.) – Какие буквы имеют два варианта чтения? (Все буквы гласных второго ряда.) – Как читается буква я? ё? е? (Буква «я» читается так, как называется, или как соответствующий гласный звук [а].) – Когда буква «я» читается так, как называется, а когда как соответствующий гласный звук [а]? (В начале слов, после букв гласных и разделительных знаков твердого и мягкого буква «я» читается как [йа], после букв согласных – как звук [а].) – Назовите буквы (указкой показывает буквы согласных). Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных звуков.) – Как читаются буквы согласных звуков? (Буквы согласных дают твердый и мягкий звуки.) – Читаем каждую букву твердо и мягко. Молодцы. – Прочитайте буквы, обозначающие звонкие звуки. (н, м, р, л, б, в, г, д, з) – Прочитайте буквы, обозначающие глухие звуки. (п, к, т, с,) – Прочитайте парные. (б – п, г – к, д – т, з – с) – Прочитай те непарные звонкие. (н, м, л, р,) 2.2. Работа со слоговыми таблицами а) чтение слогов-слияниий (таблицы вывешивается на доску).
– Давайте вместе прочитаем слоги. (показывает указкой) – Молодцы. Какие гласный звуки смягчают согласные? (е, я, ё, ю) – Правильно. Молодцы. – А сегодня мы познакомимся с новым звуком и новыми буквами. Что бы узнать нам тему урока, давайте отгадаем загадку. – Под березой у дороги Кто стоит среди травы Ножки есть, но нет сапожек, Шляпки есть – нет головы? Кто это? ( грибы) – На что похожи шляпки грибов? ( на круги) – Какие новые звуки вы услышали в этих словах? (г, г/) – Кто может назвать тему урока? ( Звуки г,г/. Буквы Г, г)
|
знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв
закрепление умения читать слоги-слияния изученных согласных и гласных
|
структурирование знаний, анализ, синтез (познавательные УУД)
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)
|
III. Изучение нового звука [г], [г`] |
||
3.1. Слоговой анализ опорного слова «кузнец» – Как называется растение, которой изображено на картинке? (Грибы.) (картинка с изображением грибов вывешивается на доску)
– Произнесите слово «грибы». Сколько слогов в слове «грибы»? Произнося слово, хлопайте в ладоши. (Два.) – Произнесите первый слог. (гри-) – Составьте схему первого слога. (Из твердого согласного[г] и слияния твердого согласного [р] с гласным [и].)
– Произнесите второй слог. (-бы) – Из чего состоит второй слог? (Из слияния твердого согласного [б] с гласным [ы]) – Составьте схему второго слога.
– Произнесите все слово «грибы» и определите, какой слог ударный. (Второй.) – Почему второй? (Потому что произносится с большей силой голоса.) – Поставьте знак ударения (черта сверху) над вторым слогом в схеме.
– Давайте посмотрим на картинку в учебнике. Дети, что там нарисовано? ( круги)
– Произнесите слово «круги». Сколько слогов в слове «круги»? Произнося слово, хлопайте в ладоши. (Два.) – Произнесите первый слог. (кру-) – Составьте схему первого слога. (Из твердого согласного[к] и слияния твердого согласного [р] с гласным [у].)
– Произнесите второй слог. (-ги) – Из чего состоит второй слог? (Из слияния мягкого согласного [г] с гласным [и]) – Составьте схему второго слога.
– Произнесите все слово «круги» и определите, какой слог ударный. (Второй.) – Почему второй? (Потому что произносится с большей силой голоса.) – Поставьте знак ударения (черта сверху) над вторым слогом в схеме.
3.2. Выделение, артикулирование и характеристика звука [г] Оформление доски
– Произнесите слово «грибы»… Произнесите в слове первый звук, определите, гласный он или согласный. (Согласный.) – Почему согласный? (Потому что при произнесении звука [г] язык встречает препятствие) – Произнесите звук [г], определите, звонкий он или глухой. (Звонкий.) – Каким является звук [г] – твердым или мягким? Произнесите его. (Твердый и мягкий.) – Посмотрите на схемы. Давайте дадим полную характеристику звуку [г]. (Согласный, звонкий, твердый.) 3.3. Упражнения в различении звука [г] а) нахождение звука в словах, подобранных учителем – Ребята, я буду называть слова, в которых буду прятать звук [г], а вам нужно его отыскать. Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук [г]. (Слова: груша, другие, гроза, говорит, друг, перепрыгнуть, гриб.) б) нахождение звука [г] в своей собственной речи – Ребята, попробуйте сами придумать слова со звуком [г]. (учитель повторяет слова, названные учениками, интонацией выделяет звук [г]) д) нахождение изученных звуков в словах текста – Давайте вместе выделим слова со звуком [г], которые встретятся вам в тексте написанный на доске. Гном. Гале купили игрушку — маленького гнома. Гном был очень смешной и забавный. Галя часто играла со своим гномом. Но вот гном потерялся. Гале купили нового гнома, но она не могла забыть своего старого друга Девочка очень обрадовалась, когда её смешной и забавный гном нашёлся. (По очереди дети выходят к доске и находят букву г и подчеркивают ее) – Молодцы ребята. |
развитие фонематического слуха; закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог, давать слого-звуковую характеристику слова
развитие фонематического слуха; формирование умения характеризовать новый звук по ряду признаков
развитие фонематического слуха
|
поиск и выделение необходимой информации; моделирование; анализ; синтез (познавательные УУД)
построение логической цепи рассуждений (познавательные УУД); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (регулятивные УУД); постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникативные УУД)
|
IV. Знакомство с буквами |
||
4.1. Знакомство с буквами – С каким звуком мы познакомились на уроке? (Со звуком [г].) – Звук [г] на письме обозначается буквой Г г.
– Сколько букв записано на карточке? (4) – Какие буквы записаны? (2 печатные и 2 прописные.) – Зачем нужны печатные буквы? (Чтобы печатать в газетах, журналах, книгах.) – Зачем нужны прописные буквы? (Чтобы писать в прописях, в тетрадях, письма друзьям.) – Какие печатные буквы вы видите на карточке? (Заглавную и строчную.) – Зачем нужна заглавная буква? (Чтобы выделять начало предложения, названия городов, деревень, фамилии и имена людей.) – Зачем нужна строчная буква? (Чтобы писать слова в середине предложения.) 4.2. Упражнения на закрепление формы буквы: а) нахождение изучаемой буквы среди других букв Найдите в этом тексте букву Г. И выделите их карандашом.
б) печатание – Сегодня мы научимся печатать буквы Г и г. (печатание мокрой тряпкой на доске – учитель, дети цветной синей пастой в тетради в крупную клетку: Г – 3 раза, г – 3 раза)
|
знание функций строчных и письменных букв
закрепление знаний о форме новой печатной буквы |
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) |
V. Физкультминутка |
||
Физкультминутка Вы, наверное, устали Ну, тогда все дружно встали . Ножка мы потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
|
|
VI. Обучение чтению |
||
6.1. Чтение буквы – Какую букву мы печатали? (Г, г) – А сейчас мы научимся ее читать. Что значит прочитать букву? (Нужно узнать, какой звук она зашифровала.) – Какой звук зашифровала буква Г? (Звук [г] твердый.) 6.2. Обучение чтению слогов а) по слоговым карточкам
б) по слоговой таблице (читать вперед, назад, постоянно увеличивая скорость чтения)
в) чтение слогов по учебнику в парах 6.3. Обучение чтению слов а) первичное чтение слов с доски (слова напечатаны на доске) – Мы научились читать слоги, а теперь научимся читать слова. (на доске столбики слов)
Гудок; Бегемот; Грусть; Снегирь; Голубь; Гроза; Глина; Берег; Газета; Пирог.
– Где находится буква «ц» в напечатанных словах? (В начале, в середине и в конце слов). 6.4. Обучение чтению текста а) подготовка к чтению текста - Посмотрите на страницу 119. Что изображено на рисунке? (Дети собирают грибы) б) анализирующее чтение (чтение текста по предложениям) – Прочитайте первое предложение. О чем в нем говориться? ( В первом предложении говориться, – что дети собрали много грибов.) – Прочитайте второе предложения. О чем говориться в нем? ( во втором предложении говориться о том, что девочка собрала полную корзину «боровиков») – Ребята, а вы знаете, что такое «боровик» ? (Это вид грибов) – Прочитайте последнее предложение. Что мы узнаем? ( Мы узнаем, что мальчик Гена собрал одни поганки.) – Молодцы. в) черновое чтение (с.118) - Прочитайте самостоятельно предложения.
г) проверка восприятия - Почему так говорят? (Дети размышляют. Например:в первом предложении говориться. Что если не любить людей, то и люди не будут любить тебя. И тебе будет плохо одному.) д) образцовое чтение – А теперь представьте, что вы пришли на экскурсию на телевидение, и вам разрешили прочитать текст для всей страны. Помните, что читать нужно быстро, ясно, четко. Кто хочет попробовать? |
формирование умения читать отдельную букву
Формирование умения читать слоги и новой буквой
|
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (регулятивные УУД)
|
VII. Упражнения в развитии речи и мышления.
|
||
7.1. составление слова из букв: - Составьте слово из букв, напечатанных на доске: ШУРАГ (Груша). - Что называется словом «цветок». (Фрукт. Плод растения) 7.2. Составление рассказа по сюжетной картинке (картинка вывешивается на доску) - Кого вы видите на картинке? (Девочку и мальчика). - Чем они заняты? (Собирают грибы) - Составьте рассказ о них. - Давайте послушаем, что у вас получилось. (Выслушивается несколько рассказов детей). 7.3. Разучивание стихотворения - Послушайте стихотворение. (Чтение сильным учеником с доски). Галстук гусь себе купил Модный, заграничный. И на шею нацепил В городе столичном. Гордо голову задрав, Гусь стоит нарядный: «Га-га-га, теперь я граф В галстуке парадном!» - О чем это стихотворение? (О гусе, который купил себе галстук) - Давайте хором прочитаем стихотворение и выучим его наизусть.
|
развитие воображения, развитие лексического строя речи
развитие связной речи |
поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД)
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (коммуникативные УУД); нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (личностные УУД)
|
VIII. Языковая и орфографическая пропедевтика |
||
– Прочитайте предложение: Голодные галчата галдят в гнезде. – Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. (Голодные – начало предложения) – Прочитайте предложение так, как будто вас оно удивило. (Голодные галчата галдят в гнезде!) – Прочитайте предложение так, как будто вы не уверены и спрашиваете. (Голодные галчата галдят в гнезде?) – Найдите слова с безударными гласными звуками. (Голодные, гнездо).
|
умение находить изученные орфограммы |
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД)
|
IX. Итого урока
|
||
– Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком [г].) – Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, звонкий, твердый, парный.) – Сколько вариантов чтения имеет этот звук [г]? (Два. [г],[г`]) – С какими буквами познакомились на уроке? (Большой маленькой печатными буквами «Г», «г».) – Справились ли мы с поставленными задачами? – Молодцы, ребята.
|
|
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.