Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему: "Буква и звук г"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему: "Буква и звук г"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
06.11.2023
Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему: "Буква и звук г"
конспект урока обучения грамоте Звук г.docx

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева»

 

 

Конспект урока по обучению грамоте (чтению)

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса группы ПДНС-113

Безунова Ксения.

Проверила:

Кузнецова Н.В.

 

 

Саранск, 2015г.

Предмет: Обучение грамоте (чтению)

Класс: 1 класс

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Звук [г], [г`] и буквы «Г», «г».

Цель урока: познакомить с согласным звуком [г], [г`] и буквами Г, г.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв; закрепление умения читать слоги-слияния изученных согласных и гласных; умение составлять слова из слогов; развитие фонематического слуха; закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог, давать слого-звуковую характеристику слова; формирование умения характеризовать новый звук по ряду признаков; знание функций строчных и письменных букв; закрепление знаний о форме новой печатной буквы; формирование умения читать отдельную букву; формирование умение читать слоги с новой буквой; формирование умения читать слова с новой буквой; формирование читательских умений (качеств сознательности, правильности, выразительности, беглости) на материале текста; развитие воображения, развитие лексического строя речи; развитие связной речи; умение находить изученные орфограммы.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей через текст.

Метапредметные:

умение организовывать рабочее место; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД).

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД).

структурирование знаний, анализ, синтез; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; построение логической цепи рассуждений;  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; постановка и формулирование проблемы (познавательные УУД).

 


 

Ход урока

 

 

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

1.       Организационный момент

 

- Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

 Вы на парты посмотрите

– Всё в порядок приведите.

 (Детям даётся на это время)

 А теперь тихонько сели.

 И на доску посмотрели.

Дети начинаем урок.

 

 

 

 

 

умение организовывать рабочее место (регулятивные УУД);

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (коммуникативные УУД)

 

II. Повторение ранее изученного

 

 

 

2.1. Работа с буквенной лентой.

– Сегодняшний наш урок чтения мы начнем с работы с «буквенной лентой». Давайте повторим буквы, которые уже изучили. Я показываю буквы, а вы следите и называйте их. (а, о, у, ы, я, ё, ю, и, е)

– Какие буквы вы назвали? (Буквы гласных.)

– Как читаются буквы гласных? (Как называются, так и читаются.)

– Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.)

– Какие буквы имеют два варианта чтения? (Все буквы гласных второго ряда.)

– Как читается буква я? ё? е? (Буква «я» читается так, как называется, или как соответствующий гласный звук [а].)

– Когда буква «я» читается так, как называется, а когда как соответствующий гласный звук [а]? (В начале слов, после букв гласных и разделительных знаков твердого и мягкого буква «я» читается как [йа], после букв согласных – как звук [а].)

– Назовите буквы (указкой показывает буквы согласных). Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных звуков.)

– Как читаются буквы согласных звуков? (Буквы согласных дают твердый и мягкий звуки.)

– Читаем каждую букву твердо и мягко. Молодцы.

   Прочитайте буквы, обозначающие звонкие звуки. (н, м, р, л, б, в, г, д, з)

   Прочитайте буквы, обозначающие глухие звуки. (п, к, т, с,)

   Прочитайте парные. (б – п, г – к, д – т, з – с)

   Прочитай те непарные звонкие. (н, м, л, р,)

2.2. Работа со слоговыми таблицами

а) чтение слогов-слияниий (таблицы вывешивается на доску).

0176765.jpg

 

  Давайте вместе прочитаем слоги. (показывает указкой)

  Молодцы. Какие гласный звуки смягчают согласные? (е, я, ё, ю)

  Правильно. Молодцы.

  А сегодня мы познакомимся с новым звуком и новыми буквами. Что бы узнать нам тему урока, давайте отгадаем загадку.

  Под березой у дороги

Кто стоит среди травы

Ножки есть, но нет сапожек,

Шляпки есть – нет головы?

Кто это? ( грибы)

  На что похожи шляпки грибов? ( на круги)

  Какие новые звуки вы услышали в этих словах? (г, г/)

  Кто может назвать тему урока? ( Звуки г,г/. Буквы Г, г)

 

знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закрепление умения читать слоги-слияния изученных согласных и гласных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

структурирование знаний, анализ, синтез (познавательные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)

 

 

III. Изучение нового звука [г], [г`]

3.1. Слоговой анализ опорного слова «кузнец»

  Как называется растение, которой изображено на картинке? (Грибы.)

(картинка с изображением грибов вывешивается на доску)

 

  Произнесите слово «грибы». Сколько слогов в слове «грибы»? Произнося слово, хлопайте в ладоши. (Два.)

  Произнесите первый слог. (гри-)

  Составьте схему первого слога. (Из твердого согласного[г] и слияния твердого согласного [р] с гласным [и].)

 

 

  Произнесите второй слог. (-бы)

  Из чего состоит второй слог? (Из слияния твердого согласного [б] с гласным [ы])

  Составьте схему второго слога.

 

 

 

  Произнесите все слово «грибы» и определите, какой слог ударный. (Второй.)

  Почему второй? (Потому что произносится с большей силой голоса.)

  Поставьте знак ударения (черта сверху) над вторым слогом в схеме.

 

 

  Давайте посмотрим на картинку в учебнике. Дети, что там нарисовано? ( круги)

1-ry-g-120-63854.jpg

  Произнесите слово «круги». Сколько слогов в слове «круги»? Произнося слово, хлопайте в ладоши. (Два.)

  Произнесите первый слог. (кру-)

  Составьте схему первого слога. (Из твердого согласного[к] и слияния твердого согласного [р] с гласным [у].)

 

1-ry-g-120-638рао.jpg

 

  Произнесите второй слог. (-ги)

  Из чего состоит второй слог? (Из слияния мягкого  согласного [г] с гласным [и])

  Составьте схему второго слога.

 

1-ry-g-120-638ра.jpg

 

  Произнесите все слово «круги» и определите, какой слог ударный. (Второй.)

  Почему второй? (Потому что произносится с большей силой голоса.)

  Поставьте знак ударения (черта сверху) над вторым слогом в схеме.

1-ry-g-120-638524.jpg

 

 

 

3.2. Выделение, артикулирование и характеристика звука [г]

Оформление доски

 

 

  Произнесите слово «грибы»… Произнесите в слове первый звук, определите, гласный он или согласный. (Согласный.)

  Почему согласный? (Потому что при произнесении звука [г] язык встречает препятствие)

  Произнесите звук [г], определите, звонкий он или глухой. (Звонкий.)

  Каким является звук [г] – твердым или мягким? Произнесите его. (Твердый и мягкий.)

  Посмотрите на схемы. Давайте дадим полную характеристику звуку [г]. (Согласный, звонкий, твердый.)

3.3. Упражнения в различении звука [г]

а) нахождение звука в словах, подобранных учителем

  Ребята, я буду называть слова, в которых буду прятать звук [г], а вам нужно его отыскать. Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук [г]. (Слова: груша, другие, гроза, говорит, друг, перепрыгнуть, гриб.)

б) нахождение звука [г] в своей собственной речи

  Ребята, попробуйте сами придумать слова со звуком [г].

(учитель повторяет слова, названные учениками, интонацией выделяет звук [г])

д) нахождение изученных звуков в словах текста

  Давайте вместе выделим слова со звуком [г], которые встретятся вам в тексте написанный на доске.

Гном.

Гале   купили   игрушку   —   маленького гнома.

Гном был очень  смешной  и  забавный.

Галя часто играла со своим гномом.

Но вот гном потерялся.

Гале купили нового гнома, но она не могла забыть своего старого друга

Девочка очень обрадовалась, когда её смешной и забавный гном нашёлся.

 (По очереди дети выходят к доске и находят букву г и подчеркивают ее)

– Молодцы ребята.

развитие фонематического слуха; закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог, давать слого-звуковую характеристику слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развитие фонематического слуха; формирование умения характеризовать новый звук по ряду признаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развитие фонематического слуха

 

 

 

 

поиск и выделение необходимой информации; моделирование; анализ; синтез (познавательные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

построение логической цепи рассуждений (познавательные УУД); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД);

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

(регулятивные УУД); постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Знакомство с буквами

4.1. Знакомство с буквами

  С каким звуком мы познакомились на уроке? (Со звуком [г].)

  Звук [г] на письме обозначается буквой Г г.

 

img12.jpg

 

  Сколько букв записано на карточке? (4)

  Какие буквы записаны? (2 печатные и 2 прописные.)

  Зачем нужны печатные буквы? (Чтобы печатать в газетах, журналах, книгах.)

  Зачем нужны прописные буквы? (Чтобы писать в прописях, в тетрадях, письма друзьям.)

  Какие печатные буквы вы видите на карточке? (Заглавную и строчную.)

  Зачем нужна заглавная буква? (Чтобы выделять начало предложения, названия городов, деревень, фамилии и имена людей.)

  Зачем нужна строчная буква? (Чтобы писать слова в середине предложения.)

4.2. Упражнения на закрепление формы буквы:

а) нахождение изучаемой буквы среди других букв

Найдите в этом тексте букву Г. И выделите их карандашом.

б) печатание

  Сегодня мы научимся печатать буквы Г и г.

(печатание мокрой тряпкой на доске – учитель, дети цветной синей пастой в тетради в крупную клетку: Г – 3 раза, г – 3 раза)

 

знание функций строчных и письменных букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закрепление знаний о форме новой печатной буквы

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД)

V. Физкультминутка

Физкультминутка

 Вы, наверное, устали

 Ну, тогда все дружно встали .

 Ножка мы потопали,

Ручками похлопали.

 Покрутились, повертелись

 И за парты все уселись.

 Глазки крепко закрываем,

 Дружно до 5 считаем.

 Открываем, поморгаем

 И работать продолжаем.

 

 

VI. Обучение чтению

6.1. Чтение буквы

  Какую букву мы печатали? (Г, г)

  А сейчас мы научимся ее читать. Что значит прочитать букву? (Нужно узнать, какой звук она зашифровала.)

  Какой звук зашифровала буква Г? (Звук [г] твердый.)

6.2. Обучение чтению слогов

а) по слоговым карточкам

б) по слоговой таблице

(читать вперед, назад, постоянно увеличивая скорость чтения)

 

3675706-ec3e8bcb6ad2e918ип.png

 

 

в) чтение слогов по учебнику в парах

6.3. Обучение чтению слов

а) первичное чтение слов с доски (слова напечатаны на доске)

  Мы научились читать слоги, а теперь научимся читать слова.

(на доске столбики слов)

 

Гудок;              Бегемот;

Грусть;            Снегирь;

Голубь;             Гроза;

Глина;              Берег;

Газета;           Пирог.

 

 

 

 

 

 

  Где находится буква «ц» в напечатанных словах? (В начале, в середине и в конце слов).

6.4. Обучение чтению текста

а) подготовка к чтению текста

- Посмотрите на страницу 119. Что изображено на рисунке? (Дети собирают грибы)

б) анализирующее чтение

(чтение текста по предложениям)

  Прочитайте первое предложение. О чем в нем говориться? ( В первом предложении говориться,

  что дети собрали много грибов.)

  Прочитайте второе предложения. О чем говориться в нем? ( во втором предложении говориться о том, что девочка собрала полную корзину «боровиков»)

  Ребята, а вы знаете, что такое «боровик» ? (Это вид грибов)

  Прочитайте последнее предложение. Что мы узнаем? ( Мы узнаем, что мальчик Гена собрал одни поганки.)

  Молодцы.

в) черновое  чтение (с.118)

- Прочитайте самостоятельно предложения.

г) проверка восприятия

- Почему так говорят? (Дети размышляют. Например:в первом предложении говориться. Что если не любить людей, то и люди не будут любить тебя. И тебе будет плохо одному.)

д) образцовое чтение

  А теперь представьте, что вы пришли на экскурсию на телевидение, и вам разрешили прочитать текст для всей страны. Помните, что читать нужно быстро, ясно, четко. Кто хочет попробовать?

формирование умения читать отдельную букву

 

 

 

 

 

Формирование умения читать слоги и новой буквой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Упражнения в развитии речи и мышления.

 

7.1. составление слова из букв:

- Составьте слово из букв, напечатанных на доске: ШУРАГ (Груша).

- Что называется словом «цветок». (Фрукт. Плод растения)

7.2. Составление рассказа по сюжетной картинке

(картинка вывешивается на доску)

- Кого вы видите на картинке? (Девочку и мальчика).

- Чем они заняты? (Собирают грибы)

- Составьте рассказ о них.

- Давайте послушаем, что у вас получилось. (Выслушивается несколько рассказов детей).

7.3. Разучивание стихотворения

- Послушайте стихотворение. (Чтение сильным учеником с доски).

Галстук гусь себе купил

 Модный, заграничный.

 И на шею нацепил

 В городе столичном.

Гордо голову задрав,

Гусь стоит нарядный:

 «Га-га-га, теперь я граф

 В галстуке парадном!»

- О чем это стихотворение? (О гусе, который купил себе галстук)

- Давайте хором прочитаем стихотворение и выучим его наизусть.

 

развитие воображения, развитие лексического строя речи

 

 

развитие связной речи

поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД)

 

 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (коммуникативные УУД); нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (личностные УУД)

 

VIII. Языковая и орфографическая пропедевтика

  Прочитайте предложение: Голодные галчата галдят в гнезде. 

  Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. (Голодные – начало предложения)

  Прочитайте предложение так, как будто вас оно удивило. (Голодные галчата галдят в гнезде!)

  Прочитайте предложение так, как будто вы не уверены и спрашиваете. (Голодные галчата галдят в гнезде?)

  Найдите слова с безударными гласными звуками. (Голодные, гнездо).

 

умение находить изученные орфограммы

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД)

 

 

IX. Итого урока

 

  Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком [г].)

  Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, звонкий, твердый, парный.)

  Сколько вариантов чтения имеет этот звук [г]?

 (Два. [г],[г`])

  С какими буквами познакомились на уроке? (Большой маленькой печатными буквами «Г», «г».)

  Справились ли мы с поставленными задачами?

  Молодцы, ребята.

 

 

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД)

 

 


 

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени

Предмет : Обучение грамоте (чтению)

Предмет : Обучение грамоте (чтению)

Ход урока Планируемые результаты

Ход урока Планируемые результаты

Какие буквы вы назвали? ( Буквы гласных

Какие буквы вы назвали? ( Буквы гласных

Работа со слоговыми таблицами а) чтение слогов-слияниий (таблицы вывешивается на доску)

Работа со слоговыми таблицами а) чтение слогов-слияниий (таблицы вывешивается на доску)

Кто это? ( грибы ) – На что похожи шляпки грибов? ( на круги ) –

Кто это? ( грибы ) – На что похожи шляпки грибов? ( на круги ) –

Составьте схему первого слога

Составьте схему первого слога

Давайте посмотрим на картинку в учебнике

Давайте посмотрим на картинку в учебнике

Произнесите все слово «круги» и определите, какой слог ударный

Произнесите все слово «круги» и определите, какой слог ударный

Произнесите звук [ г ] , определите, звонкий он или глухой

Произнесите звук [ г ] , определите, звонкий он или глухой

Но вот гном потерялся. Гале купили нового гнома, но она не могла забыть своего старого друга

Но вот гном потерялся. Гале купили нового гнома, но она не могла забыть своего старого друга

Какие печатные буквы вы видите на карточке? (

Какие печатные буквы вы видите на карточке? (

Покрутились, повертелись И за парты все уселись

Покрутились, повертелись И за парты все уселись

Обучение чтению слов а) первичное чтение слов с доски (слова напечатаны на доске) –

Обучение чтению слов а) первичное чтение слов с доски (слова напечатаны на доске) –

Где находится буква «ц» в напечатанных словах? (

Где находится буква «ц» в напечатанных словах? (

Например:в первом предложении говориться

Например:в первом предложении говориться

В городе столичном. Гордо голову задрав,

В городе столичном. Гордо голову задрав,

Охарактеризуйте этот звук. (

Охарактеризуйте этот звук. (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023