Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему: "Буква и звук г"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока обучения грамоте Звук г.docx

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева»

 

 

Конспект урока по обучению грамоте (чтению)

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса группы ПДНС-113

Безунова Ксения.

Проверила:

Кузнецова Н.В.

 

 

Саранск, 2015г.

Предмет: Обучение грамоте (чтению)

Класс: 1 класс

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Звук [г], [г`] и буквы «Г», «г».

Цель урока: познакомить с согласным звуком [г], [г`] и буквами Г, г.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв; закрепление умения читать слоги-слияния изученных согласных и гласных; умение составлять слова из слогов; развитие фонематического слуха; закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог, давать слого-звуковую характеристику слова; формирование умения характеризовать новый звук по ряду признаков; знание функций строчных и письменных букв; закрепление знаний о форме новой печатной буквы; формирование умения читать отдельную букву; формирование умение читать слоги с новой буквой; формирование умения читать слова с новой буквой; формирование читательских умений (качеств сознательности, правильности, выразительности, беглости) на материале текста; развитие воображения, развитие лексического строя речи; развитие связной речи; умение находить изученные орфограммы.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей через текст.

Метапредметные:

умение организовывать рабочее место; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД).

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД).

структурирование знаний, анализ, синтез; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; построение логической цепи рассуждений;  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; постановка и формулирование проблемы (познавательные УУД).

 


 

Ход урока

 

 

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

1.       Организационный момент

 

- Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

 Вы на парты посмотрите

– Всё в порядок приведите.

 (Детям даётся на это время)

 А теперь тихонько сели.

 И на доску посмотрели.

Дети начинаем урок.

 

 

 

 

 

умение организовывать рабочее место (регулятивные УУД);

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (коммуникативные УУД)

 

II. Повторение ранее изученного

 

 

 

2.1. Работа с буквенной лентой.

– Сегодняшний наш урок чтения мы начнем с работы с «буквенной лентой». Давайте повторим буквы, которые уже изучили. Я показываю буквы, а вы следите и называйте их. (а, о, у, ы, я, ё, ю, и, е)

– Какие буквы вы назвали? (Буквы гласных.)

– Как читаются буквы гласных? (Как называются, так и читаются.)

– Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.)

– Какие буквы имеют два варианта чтения? (Все буквы гласных второго ряда.)

– Как читается буква я? ё? е? (Буква «я» читается так, как называется, или как соответствующий гласный звук [а].)

– Когда буква «я» читается так, как называется, а когда как соответствующий гласный звук [а]? (В начале слов, после букв гласных и разделительных знаков твердого и мягкого буква «я» читается как [йа], после букв согласных – как звук [а].)

– Назовите буквы (указкой показывает буквы согласных). Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных звуков.)

– Как читаются буквы согласных звуков? (Буквы согласных дают твердый и мягкий звуки.)

– Читаем каждую букву твердо и мягко. Молодцы.

   Прочитайте буквы, обозначающие звонкие звуки. (н, м, р, л, б, в, г, д, з)

   Прочитайте буквы, обозначающие глухие звуки. (п, к, т, с,)

   Прочитайте парные. (б – п, г – к, д – т, з – с)

   Прочитай те непарные звонкие. (н, м, л, р,)

2.2. Работа со слоговыми таблицами

а) чтение слогов-слияниий (таблицы вывешивается на доску).

0176765.jpg

 

  Давайте вместе прочитаем слоги. (показывает указкой)

  Молодцы. Какие гласный звуки смягчают согласные? (е, я, ё, ю)

  Правильно. Молодцы.

  А сегодня мы познакомимся с новым звуком и новыми буквами. Что бы узнать нам тему урока, давайте отгадаем загадку.

  Под березой у дороги

Кто стоит среди травы

Ножки есть, но нет сапожек,

Шляпки есть – нет головы?

Кто это? ( грибы)

  На что похожи шляпки грибов? ( на круги)

  Какие новые звуки вы услышали в этих словах? (г, г/)

  Кто может назвать тему урока? ( Звуки г,г/. Буквы Г, г)

 

знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закрепление умения читать слоги-слияния изученных согласных и гласных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

структурирование знаний, анализ, синтез (познавательные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)

 

 

III. Изучение нового звука [г], [г`]

3.1. Слоговой анализ опорного слова «кузнец»

  Как называется растение, которой изображено на картинке? (Грибы.)

(картинка с изображением грибов вывешивается на доску)

 

  Произнесите слово «грибы». Сколько слогов в слове «грибы»? Произнося слово, хлопайте в ладоши. (Два.)

  Произнесите первый слог. (гри-)

  Составьте схему первого слога. (Из твердого согласного[г] и слияния твердого согласного [р] с гласным [и].)

 

 

  Произнесите второй слог. (-бы)

  Из чего состоит второй слог? (Из слияния твердого согласного [б] с гласным [ы])

  Составьте схему второго слога.

 

 

 

  Произнесите все слово «грибы» и определите, какой слог ударный. (Второй.)

  Почему второй? (Потому что произносится с большей силой голоса.)

  Поставьте знак ударения (черта сверху) над вторым слогом в схеме.

 

 

  Давайте посмотрим на картинку в учебнике. Дети, что там нарисовано? ( круги)

1-ry-g-120-63854.jpg

  Произнесите слово «круги». Сколько слогов в слове «круги»? Произнося слово, хлопайте в ладоши. (Два.)

  Произнесите первый слог. (кру-)

  Составьте схему первого слога. (Из твердого согласного[к] и слияния твердого согласного [р] с гласным [у].)

 

1-ry-g-120-638рао.jpg

 

  Произнесите второй слог. (-ги)

  Из чего состоит второй слог? (Из слияния мягкого  согласного [г] с гласным [и])

  Составьте схему второго слога.

 

1-ry-g-120-638ра.jpg

 

  Произнесите все слово «круги» и определите, какой слог ударный. (Второй.)

  Почему второй? (Потому что произносится с большей силой голоса.)

  Поставьте знак ударения (черта сверху) над вторым слогом в схеме.

1-ry-g-120-638524.jpg

 

 

 

3.2. Выделение, артикулирование и характеристика звука [г]

Оформление доски

 

 

  Произнесите слово «грибы»… Произнесите в слове первый звук, определите, гласный он или согласный. (Согласный.)

  Почему согласный? (Потому что при произнесении звука [г] язык встречает препятствие)

  Произнесите звук [г], определите, звонкий он или глухой. (Звонкий.)

  Каким является звук [г] – твердым или мягким? Произнесите его. (Твердый и мягкий.)

  Посмотрите на схемы. Давайте дадим полную характеристику звуку [г]. (Согласный, звонкий, твердый.)

3.3. Упражнения в различении звука [г]

а) нахождение звука в словах, подобранных учителем

  Ребята, я буду называть слова, в которых буду прятать звук [г], а вам нужно его отыскать. Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук [г]. (Слова: груша, другие, гроза, говорит, друг, перепрыгнуть, гриб.)

б) нахождение звука [г] в своей собственной речи

  Ребята, попробуйте сами придумать слова со звуком [г].

(учитель повторяет слова, названные учениками, интонацией выделяет звук [г])

д) нахождение изученных звуков в словах текста

  Давайте вместе выделим слова со звуком [г], которые встретятся вам в тексте написанный на доске.

Гном.

Гале   купили   игрушку   —   маленького гнома.

Гном был очень  смешной  и  забавный.

Галя часто играла со своим гномом.

Но вот гном потерялся.

Гале купили нового гнома, но она не могла забыть своего старого друга

Девочка очень обрадовалась, когда её смешной и забавный гном нашёлся.

 (По очереди дети выходят к доске и находят букву г и подчеркивают ее)

– Молодцы ребята.

развитие фонематического слуха; закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог, давать слого-звуковую характеристику слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развитие фонематического слуха; формирование умения характеризовать новый звук по ряду признаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развитие фонематического слуха

 

 

 

 

поиск и выделение необходимой информации; моделирование; анализ; синтез (познавательные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

построение логической цепи рассуждений (познавательные УУД); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД);

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

(регулятивные УУД); постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Знакомство с буквами

4.1. Знакомство с буквами

  С каким звуком мы познакомились на уроке? (Со звуком [г].)

  Звук [г] на письме обозначается буквой Г г.

 

img12.jpg

 

  Сколько букв записано на карточке? (4)

  Какие буквы записаны? (2 печатные и 2 прописные.)

  Зачем нужны печатные буквы? (Чтобы печатать в газетах, журналах, книгах.)

  Зачем нужны прописные буквы? (Чтобы писать в прописях, в тетрадях, письма друзьям.)

  Какие печатные буквы вы видите на карточке? (Заглавную и строчную.)

  Зачем нужна заглавная буква? (Чтобы выделять начало предложения, названия городов, деревень, фамилии и имена людей.)

  Зачем нужна строчная буква? (Чтобы писать слова в середине предложения.)

4.2. Упражнения на закрепление формы буквы:

а) нахождение изучаемой буквы среди других букв

Найдите в этом тексте букву Г. И выделите их карандашом.

б) печатание

  Сегодня мы научимся печатать буквы Г и г.

(печатание мокрой тряпкой на доске – учитель, дети цветной синей пастой в тетради в крупную клетку: Г – 3 раза, г – 3 раза)

 

знание функций строчных и письменных букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закрепление знаний о форме новой печатной буквы

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД)

V. Физкультминутка

Физкультминутка

 Вы, наверное, устали

 Ну, тогда все дружно встали .

 Ножка мы потопали,

Ручками похлопали.

 Покрутились, повертелись

 И за парты все уселись.

 Глазки крепко закрываем,

 Дружно до 5 считаем.

 Открываем, поморгаем

 И работать продолжаем.

 

 

VI. Обучение чтению

6.1. Чтение буквы

  Какую букву мы печатали? (Г, г)

  А сейчас мы научимся ее читать. Что значит прочитать букву? (Нужно узнать, какой звук она зашифровала.)

  Какой звук зашифровала буква Г? (Звук [г] твердый.)

6.2. Обучение чтению слогов

а) по слоговым карточкам

б) по слоговой таблице

(читать вперед, назад, постоянно увеличивая скорость чтения)

 

3675706-ec3e8bcb6ad2e918ип.png

 

 

в) чтение слогов по учебнику в парах

6.3. Обучение чтению слов

а) первичное чтение слов с доски (слова напечатаны на доске)

  Мы научились читать слоги, а теперь научимся читать слова.

(на доске столбики слов)

 

Гудок;              Бегемот;

Грусть;            Снегирь;

Голубь;             Гроза;

Глина;              Берег;

Газета;           Пирог.

 

 

 

 

 

 

  Где находится буква «ц» в напечатанных словах? (В начале, в середине и в конце слов).

6.4. Обучение чтению текста

а) подготовка к чтению текста

- Посмотрите на страницу 119. Что изображено на рисунке? (Дети собирают грибы)

б) анализирующее чтение

(чтение текста по предложениям)

  Прочитайте первое предложение. О чем в нем говориться? ( В первом предложении говориться,

  что дети собрали много грибов.)

  Прочитайте второе предложения. О чем говориться в нем? ( во втором предложении говориться о том, что девочка собрала полную корзину «боровиков»)

  Ребята, а вы знаете, что такое «боровик» ? (Это вид грибов)

  Прочитайте последнее предложение. Что мы узнаем? ( Мы узнаем, что мальчик Гена собрал одни поганки.)

  Молодцы.

в) черновое  чтение (с.118)

- Прочитайте самостоятельно предложения.

г) проверка восприятия

- Почему так говорят? (Дети размышляют. Например:в первом предложении говориться. Что если не любить людей, то и люди не будут любить тебя. И тебе будет плохо одному.)

д) образцовое чтение

  А теперь представьте, что вы пришли на экскурсию на телевидение, и вам разрешили прочитать текст для всей страны. Помните, что читать нужно быстро, ясно, четко. Кто хочет попробовать?

формирование умения читать отдельную букву

 

 

 

 

 

Формирование умения читать слоги и новой буквой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Упражнения в развитии речи и мышления.

 

7.1. составление слова из букв:

- Составьте слово из букв, напечатанных на доске: ШУРАГ (Груша).

- Что называется словом «цветок». (Фрукт. Плод растения)

7.2. Составление рассказа по сюжетной картинке

(картинка вывешивается на доску)

- Кого вы видите на картинке? (Девочку и мальчика).

- Чем они заняты? (Собирают грибы)

- Составьте рассказ о них.

- Давайте послушаем, что у вас получилось. (Выслушивается несколько рассказов детей).

7.3. Разучивание стихотворения

- Послушайте стихотворение. (Чтение сильным учеником с доски).

Галстук гусь себе купил

 Модный, заграничный.

 И на шею нацепил

 В городе столичном.

Гордо голову задрав,

Гусь стоит нарядный:

 «Га-га-га, теперь я граф

 В галстуке парадном!»

- О чем это стихотворение? (О гусе, который купил себе галстук)

- Давайте хором прочитаем стихотворение и выучим его наизусть.

 

развитие воображения, развитие лексического строя речи

 

 

развитие связной речи

поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД)

 

 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (коммуникативные УУД); нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (личностные УУД)

 

VIII. Языковая и орфографическая пропедевтика

  Прочитайте предложение: Голодные галчата галдят в гнезде. 

  Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. (Голодные – начало предложения)

  Прочитайте предложение так, как будто вас оно удивило. (Голодные галчата галдят в гнезде!)

  Прочитайте предложение так, как будто вы не уверены и спрашиваете. (Голодные галчата галдят в гнезде?)

  Найдите слова с безударными гласными звуками. (Голодные, гнездо).

 

умение находить изученные орфограммы

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД)

 

 

IX. Итого урока

 

  Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком [г].)

  Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, звонкий, твердый, парный.)

  Сколько вариантов чтения имеет этот звук [г]?

 (Два. [г],[г`])

  С какими буквами познакомились на уроке? (Большой маленькой печатными буквами «Г», «г».)

  Справились ли мы с поставленными задачами?

  Молодцы, ребята.

 

 

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД)

 

 


 

Посмотрите также