Технологическая карта
по окружающему миру
Тема урока: «Звездное небо»
(2«А» класс, программа «Начальная школа XXI века»)
Подготовила
Волгоград, 2020
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя:
2. Класс: 2 «А»
3. Дата: 10.02.20
4. Предмет: окружающий мир
5. Тема урока: «Звездное небо»
6. Место и роль урока в изучаемой теме: открытие новых знаний
7. Цель урока: формировать представление детей о звёздах, о Солнце, о солнечной системе, о Земле и других планетах солнечной системы.
8. Задачи
· Образовательные: расширять знания о планете Земля, о её месте в СС, об особенностях и отличиях её от других планет солнечной системы;
· Развивающие: развивать умение сравнивать по характерным признакам звезду и планету;
· Воспитательные: воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.
9. Дидактические средства:
· для учителя – компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, лист бумаги с изображением орбит, набор планет и солнце, учебник, клей-карандаш, карточки для составления кластера.
· для обучающегося – учебник, цветные карандаши
10.Характеристика этапов урока
№ |
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
||||||||||||||||||||
1. |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. |
Приветствие.
Психологический настрой на учебную деятельность.
|
- Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Виктория Александровна и сегодня урок окружающего мира проведу у
вас я.
|
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
Фронтальная |
(Л)Самоопределение; (К)Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; (Р) Нацеливание на успешную деятельность. |
||||||||||||||||||||
2. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. |
Решение проблемной ситуации |
-Известный писатель – фантаст Герберт Уэллс сказал: « Ни одно животное не станет смотреть на вверх, на небо… Только это нелепое создание- человек- тратит время попусту, глазея на звёзды» ( Слайд 1 )
|
|
Коллективная |
(Р) осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
||||||||||||||||||||
3. |
Проектирование и фиксация нового знания. |
Решение проблемной ситуации |
- Вы когда-нибудь слышали стихотворения о звёздах? -Сейчас я вам прочитаю Ночь пришла и на
небе раскинула -Почему люди смотрят на звёзды? (Ответы детей) -Какие разные цели. -Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на с.6. (Слушаем чтение текста) -Ребята, а кто мне может назвать тему нашего урока?
-Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий. ( Слайд ) -Звёздное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звёздах и других небесных телах, которая стала называться «астрономия». (Слайд ) -В переводе с греческого языка обозначает «астрон»- звезда, «номос»- закон, значит астрономия это….. Правильно, закон о звёздах или наука о звёздах. Сегодня мы с вами побудет асмтрономами. -Значит, что нам, астрономам, предстоит исследовать? (Слайд ) -Солнце , Луна, звёзды – это небесные тела. -Астрономы для своих открытий используют телескопы. (Слайд ) -Это основной наблюдательный прибор за звёздами и небом. Его изобрел 400 лет назад англичанин Уильям Гершель. С его помощью открыли много новых космических тел.
|
Нет.
У людей разные цели.
Читают текст.
Ставят задачи урока при помощи слайда
|
Коллективная |
(Р)проговаривание последовательность действий на
уроке; |
||||||||||||||||||||
4. |
Выявление места и причины затруднения. |
Беседа |
-В какое время суток их хорошо видно? Наступит вечер, темнеет небо и словно драгоценные камни сверкают множество маленьких огоньков. Это звёзды. Но это писатель пишет, а мы- учёные. Ø Работа по учебнику. -Одинаковы ли все звёзды? Чем различаются? - Изучим звёзды с точки зрения астрономов. -Разобраться в звёздах поможет текст учебника «Звёзды имеют разный цвет» с.7. -Сделаем вывод.(Составление кластера) -Там , в тёмном космосе есть небесные тела. (Прикрепляю табличку «небесные тела») -Какие мы наблюдали с
вами? По размеру, какие бывают? (Великаны и лилипуты) (Прикрепляю)
По температуре?
По цвету?
|
Ночью.
Звезды. |
Фронтальная |
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; (П) умение находить и выделять необходимую информацию; (К) умение слушать и понимать речь других; |
||||||||||||||||||||
5. |
5. Реализация
построенного проекта. |
|
Итак ребята, а кто может рассказать о звездах с помощью нашего кластера? (рассказы детей) Над Землёю ночью
поздней, |
Рассказывают
Руки вверх, в стороны
вниз
|
Коллективная |
(Р) оценка, контроль, коррекция
|
||||||||||||||||||||
6. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
Чтение и беседа по прочитанному |
-Что вы знаете о солнце? Давайте познакомимся поближе Обратимся к научной литературе. (Учебник с.8 с третьего абзаца -9) -Что нового узнали о звезде по имени Солнце? -Здесь же рассказали и о семье Солнца. Как она называется? (СС) -Значит, кроме звёзд есть и другие небесные тела-планеты. (Добавление слова планета в кластер) -Чем звезда отличается от планеты?
-Звезда светится , а планета только отражает солнечный свет. -Сколько планет с Солнечной системе? -Наша Земля, какая по счёту? -Кто главный в СС? -Как настоящие учёные мы должны изучить и труды учёных, которые жили давным-давно. (Слайд ) Ø Сопоставление древних и современных представлений о СС. Изображение Птолемея и его Вселенная и Н.Коперник и его представление о Вселенной. - В далёкие времена люди, рисуя Вселенную , помещали планету Земля в центре. -Это учёный Птолемей и его схема расположения планет.(Два щелчка по слайду) - А позже, Николай Коперник , родившийся в 15 веке изобразил Вселенную вот так. -Кто из них был прав? -Ответ на вопрос вам может подскажет учебник. -Прочитаем текст учебника(Учебник с.10-11) - Кто же более верно изобразил Вселенную? -А всё ли верно у Коперника? -Не знали люди ещё о том, что в СС 9 планет. Не все ещё были открыты. -Дополним нашу схему. И так, есть ещё планеты, кроме звёзд. Посмотрите на экран, я покажу вам все планеты, в той последовательности, в которой они расположены, начиная от Солнца. Знакомство начинается. (Дополняю кластер)
Меркурий
По температуре? Венера
Земля По цвету? Марс
Меркурий
-Вот так выглядит солнечная система. (Слайд с изображением СС). Каждая планета ходит строго по – своему пути, по своей орбите. |
Солнце очень горячее, оно нас греет. (Читают текст.) Ответы детей
Солнечная система
(Звезда светится сама и освещает планеты, а планета - нет)
9
Не хватает планет |
Индивидуальная |
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
||||||||||||||||||||
7. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. |
Работа с индивидуальной карточкой-заданием |
Вот мы познакомились со всеми членами Солнечной семьи. Возьмите коробочку, в нёй лежат планеты. Расположите их на парте в порядке возрастания. А теперь расположите их в той последовательности, как они в системе расположены, начиная от Солнца. С обратной стороны есть номер планеты. Теперь … хором добавляй имя планеты! По порядку все планеты А за ним уже, потом,
-Каждая планета, чтобы не столкнутся друг с другом, ходит по своему строго определённому пути, по орбите. Как бусина нанизана на ниточке и никуда не денется, так и планета на своей орбите. - Иногда планеты подходят на близкое расстояние друг к другу, как бы выстраиваются в ряд. Такое положение называется «парад планет». Оно встречается очень редко – раз в миллион лет и астрономы всего мира наблюдают за этим. Нам сегодня повезло . Возьмите свои телескопы, есть возможность увидеть парад планет. (Слайд )
|
Самопроверка по эталону |
Индивидуальная-парная |
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; |
||||||||||||||||||||
8. |
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. |
Групповая работа |
-Какая планета отличается ото всех других? (Земля) (Слайд ) Есть одна планета-сад - Наша планета неповторима и дорога нам. Почему? Правильно, наша планета – это наш дом, и дом для всех живых организмов, которые населяют планету. Мы должны беречь и охранять наш дом.
|
Земля
Потому что мы живем на этой планете, это наш дом. |
Групповая работа |
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
||||||||||||||||||||
9. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. |
Рефлексия |
Ребята, напомните, какая же тема нашего сегодняшнего
урока?
Покажите звёздочки гостям. Вот какое звёздное небо у нас. На память об уроке вам остаётся макет нашей СС. Дом. задание. (Слайд ) Прочитайте дома о Н.Копернике и его научных трудах.(с.11) По выбору: Придумайте фантастическую историю про звёздное небо.(с.7) Или придумайте, что расскажет о Солнце
земледелец. (с.13) |
- Звездное небо. Расскрашивают свои звезды. |
Фронтальная |
– рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.