Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему "Зона степей.
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему "Зона степей.

Оценка 4.8
Работа в классе +2
docx
биология +2
4 кл
07.12.2023
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему "Зона степей.
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему "Зона степей.
технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока окружающий мир

 на тему «Зона степей»

Составила: учитель начальных классов

Пожидаева Е.Г.

Тема урока

Тип урока

Зона степей

Открытие нового знания

Технология построения урока:

Формы, приемы

Методы обучения:

кейс-технология

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Наглядные, словесные, частично – поисковые.

Цель урока

Задачи урока

создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

1. Способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации

2.Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений;

3. Создать условия для формирования интереса к предмету «Окружающий мир».

4. Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

- Приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны степей.

- Строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.

- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Вести диалог, слушать и слышать собеседника.

Компетенции/УУД

Методическое обоснование урока

Оборудование

Предметные:

1.            Систематизировать знания о природных зонах России;

2.            Раскрыть значение экологических проблем;

3.            Определять характер взаимоотношений человека с природой;

4.            Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения;

5.            Использовать знания о природных зонах.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.            Поиск и выделение необходимой информации;

2.            Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций;

3.            Представлять информацию в виде устного ответа;

4.            Выявлять сущность, особенности объектов;

5.            На основе анализа объектов делать выводы;

6.            Обобщать и классифицировать по признакам;

7.            Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1.            Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

2.            Проговаривать последовательность действий на уроке;

3.            Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

4.            Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

5.            Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1.       Установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

2.       Формировать умение взаимодействовать в группе;

3.       Учить представлять результат своей работы;

4.       Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников;

5.       Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 Личностные результаты:

1.            Самоопределение к деятельности;

2.            Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3.            Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Урок построен на принципе развития и предполагает стимулирование эмоционального и интеллектуального развития ребѐнка. Он реализуется за счѐт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Урок разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся. Усвоение учащимися знаний по теме урока рассматривается как средство развития универсальных учебных действий.

Использование на уроке интерактивной доски способствует повышению интереса к предмету «окружающий мир» и учебе в целом. Это средство обучения раскрывает новые возможности учебного процесса, позволяет сделать уроки ярким, наглядным, динамичным. При систематизации и обобщении уже изученного материала позволяет быстро и интересно организовать работу с одним, несколькими или всеми учащимися.

учебник Окружающий мир 4 класс, 1 часть А.А. Плешаков, проектор, электронная доска, презентация SMART Notebook, индивидуальный раздаточный материал.

 

 

 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно-

целевой этап.

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная

подготовка учащихся к усвоению изучаемого

материала.

Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Я рада приветствовать Вас на борту нашего самолета, вылетающего рейсом Новосибирск-Природные зоны России. На борту самолета необходимо соблюдать дисциплину и активно выполнять все задания. Сегодня мы с вами совершим научную экспедицию в качестве научных сотрудников и проведём своё исследование. Чтобы отправиться в путешествие, надо проверить, достаточно ли у вас знаний, все ли пройдут отборочный этап.

- Какими чертами характера должен обладать научный сотрудник?

- Именно такие качества вам помогут сегодня на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог.

Приветствие учителя.

Положительный эмоциональный настрой на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на

вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на

вопросы учителя.

Самоопределение к деятельности.

Коммуникативные:

Установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

 

Этап актуализации знаний.

Цель: актуализация знаний о природных зонах.

- Мы уже распределены в научные группы. Табличка с названием находится у вас на столе. Чтобы начать наше исследование прошу выбрать капитанов команды. Кто выбрал капитана поднимаем руку. Прошу капитанов подойти ко мне. Вам ответственное задание собрать свою команду в научную экспедицию. Пока мы с командами будем вспоминать природные зоны, ваша задача пройти тест. (Приложение 1) Каждый капитан выполняет самостоятельно.

Игра «Отгадай природную зону».

- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, в которую было отправлено письмо.

1. Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)

2. Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)

3. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)

4. Здесь климат теплее, чем в тайге. Наряду с хвойными деревьями растёт берёза,

осина, ольха. (Зона смешанных лесов)

- Почему на Земле разные природные зоны? Отчего это зависит?

- В какой природной зоне находиться новосибирская область?

- Из скольких частей она состоит?

Назовите эти части.

- Ну что ж, я вижу, вы неплохо подготовились и готовы к экспедиции.

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа капитанов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

Отвечают на

вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа капитанов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на

вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на

вопросы учителя.

Слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные.: поиск и выделение необходимой

информации; умение структурировать

знания;

Регулятивные: контроль и оценка, коррекция процесса и результатов

деятельности; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; осуществление учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Систематизировать знания о природных зонах России.

Этап изучения нового знания.

Цель: определение темы и целей урока.

Входе полёта мы будем проводить исследования. И зарабатывать мили (жетоны) (приложение 2) в наш оценочный лист. Оценим наши команды за загадки, самая активная команда была_____.

Вспомним правила работы в группе:

1.      Слушай, что говорят другие.

2.      Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3.      Говори спокойно ясно, только по делу.

4.      Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

5.      Помогай товарищам, если они об этом просят.

6.      Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Новая природная зона приглашает нас-

1 группа называется «Географы». Эти сотрудники расскажут нам о географическом положении и климатических условиях зоны степей.

2 группа- «Ботаники». Эти сотрудники помогут разобраться в растительном мире зоны степей.

3 группа- «Зоологи» расскажут о животном мире зоны степей.

4 группа- «Экологи» нам поведают об основных занятиях населения зоны степей, раскроют экологические проблемы этой зоны.

На столе лежат тексты для каждой группы, нужно вставить пропущенные слова.

Время на выполнение 5 минут.

Проверяем, прошу

1 группа рассказала нам о расположении.

2 группа рассказала нам о растениях.

3 группа рассказала нам о животных.

4 группа рассказала нам о экологических проблемах.  Получаем жетоны.

И теперь мы отправляемся дальше.

- Определите тему урока.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

Составим план наших действий.

(Примерный план работы приложение 3)

- Какие источники нам помогут добыть информацию?

Организация работы с кейсами.

Сегодня вы будете не просто школьниками, а научными сотрудниками.

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.

На столах у вас лежат кейсы с несколькими источниками информации и проекты выступлений. На изучение вопроса дается 10 минут. Затем вы озвучите свои результаты исследования.

Инструкция по работе с кейсами находиться у вас на парте. (Приложение 4) Если вам нужна будет моя консультация поднимите руку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на

вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на

вопросы учителя.

 

 

 

 

Отвечают на

вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

 

 

 

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные.: ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Осознать и принять знания о природных зонах.

Этап самоконтроля.

Цель: обеспечение применения знаний и способов действий

Теперь, уважаемые научные сотрудники, когда завершена исследовательская работа над выступлениями, прошу выступить одного представителя от каждой группы. Походу выступления прошу заполнять каждого самостоятельно лист «Природная зона степь». (Приложение 6). По окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.

 

 

 

 

Выступление, самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают, самостоятельно работают.

 

 

 

1.Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Познавательные.:

1. Поиск и выделение необходимой информации;

2.         Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций;

3.         Представлять информацию в виде устного ответа;

4.         Выявлять сущность, особенности объектов;

5.         На основе анализа объектов делать выводы;

6.         Обобщать и классифицировать по признакам;

7.         Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные:

1.      Проговаривать последовательность действий на уроке;

2.      Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

3.      Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

1.Формировать умение взаимодействовать в группе;

2.Учить представлять результат своей работы;

3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников;

4.Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

- Раскрыть значение экологических проблем;

- Определять характер взаимоотношений человека с природой;

- Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: осознание

обучающимися своей учебной

деятельности, самооценка

результатов своей работы

Наш полет по природным зонам России подходит к концу.

Подвести итоги нам поможет текст.

(Приложение 7)

Уважаемые исследователи

наш самолёт совершил посадку в природной зоне степь. Вашем заданием на следующий урок приготовить сообщения о животном или растении степи. Природа нашей страны удивительна и очень многообразна. Наша Родина так велика, что даже за всю жизнь не побываешь везде.

Я надеюсь, что вы совершите еще много путешествий и сделаете много открытий, как на уроках, так и в жизни.

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

Отвечают на

вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на

вопросы учителя

Слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные.:

1.На основе анализа объектов делать выводы;

2.Обобщать и классифицировать.

Регулятивные:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

Анализ качества знаний о природных зонах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Тест для капитана команды№_____

Ф.И._____________________

1.Природная зона лесов состоит из:                                                        4.Экологические проблемы лесной зоны связаны…..

А) 2 –х частей                                                                                         А) неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса;

В) 3 –х частей                                                                                          В) с неблагоприятными погодными условиями

С) 5 –и частей                                                                                          С) с участившимися лесными пожарами

2.Самую большую территорию занимают….                                    5.Охрана лесов- это …..

А) смешанные леса                                                                                   А) обязанность государства;

В) хвойные леса                                                                                         В) обязанность государства и долг каждого гражданина;

С) широколиственные леса                                                                       С) забота самих обитателей леса;

3.Природные зоны России расположены так:                                  

А) тундра, арктическая зона, зона лесов;

В) арктическая зона, зона лесов, тундра;

С) арктическая зона, тундра, зона лесов;

 

 

Приложение 2

Жетон:

Оценочный лист:

Угадай-ка

Конкурс

Капитанов

Презентация группы

Работа с текстом

Рабочий лист

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Примерный план работы на уроке составленный обучающимися:

1. Географическое положение и климатические условия (сочетание тепла и влаги) зоны степей.

2. Растительный мир степи.

3. Животный мир степи.

4. Влияние деятельности человека на зону степей. Экологические проблемы.

Приложение 4.

Кейс № 1. «Географы»

Презентация выступления:

1) Где протянулась зона степей? Покажи на карте.

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

4) Какая там почва?

Источник 1.

Учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир". 4 класс, I ч. (стр.110-111; стр.72-73).

2. Интернет- источник

Карта природных зон. На карте степи обозначены жёлтым цветом…

Степь располагается на юге Сибири, на территории республики Башкортостан, Хакассии, степные пространства находятся также и на стыке границ России, Китая и Монголии, на территории Забайкалья.

https://kipmu.ru/prirodnye-zony-rossii/

 

 

 

 

 

 

 

Источник 3.

Текст с описанием климатических условий

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно - Сибирской равнине.

 Солнце в степи поднимается выше, лето в степи длинное и жаркое. Средняя температура июля +22– 23 °С (местами +40°). Чем дальше на восток, тем жарче и суше лето. Туда не доходит влажный воздух с Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Степь в этот период сухая. Горячие ветры – суховеи перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Быстро испаряется влага.

Зима здесь короче и теплее, но достаточно холодная – 20–30 °С. Снега очень мало. Для этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны.

Весна в степи начинается рано. Очень красива степь весной. Почва степей не везде одинакова. Во многих местах богата перегноем, имеет черную окраску - чернозёмы.

 Климатические условия.

Средняя температура летом   +22ᵒ-25ᵒ

Средняя температура зимой  -20ᵒ-30ᵒ

Осадки летом: малочисленные, ливневый характер дождей.

Осадки зимой: снежный покров низкий.

Кейс №2. «Ботаники»

 

Презентация выступления:

1) Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?

2) Как растения приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Рассказать о луковицах, корнях, листьях.

3) Почему летом в степи так пахнет травами?

 

Источник 1.

Учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир". 4 класс, I ч. (стр.111(рисунок), стр.114).

 

Источник 2.

Текст с описанием степи

Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья. Здесь слишком сухо для деревьев, но достаточно влаги для трав. В феврале-марте снег тает, в апреле расцветает ковер из тюльпанов, ирисов. Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов. Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный красочный ковер.

Источник 3.

Гербарий растений степи.

Пользуясь гербарием и текстом, назовите приспособление растений к природным условиям степи.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. Корни ковыля густо пронизывают всю землю и забирают из неё практически всю воду. Многие ковыли – ценное кормовое растение, некоторые - сырьё для бумажной промышленности.

Источник 4.

Под травами образовались богатые черноземные почвы. Это позволяет выращивать в степной зоне ценнейшие культурные растения (пшеницу, кукурузу, свёклу, подсолнечник, арбузы, дыни), разводить огороды и сады.

В засушливых южных степях преобладает злаковая растительность, широко представленная травами: пырей, типчак, ковыль, житняк, зопник колючий, качим метельчатый, синеголовник полевой.

В степи встречаются: ветреница, гусиный лук, шалфей, полынь, пахучий тимьян, лапчатка, перекати-поле. Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие корневища или луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.

6.Интернет- источник

А) РАСТЕНИЯ СТЕПИ

https://triptonkosti.ru/kartinki/rasteniya-stepi-kartinki-s-nazvaniyami.html

 

 

 

 

 

Б) КАК ПРИСПОСОБИЛИСЬ РАСТЕНИЯ К УСЛОВИЯМ СТЕПЕЙ

https://pokayadoma.ru/foto/kakie-rasteniya-prisposobilis-k-pogodnym-usloviyam-stepi.html

Кейс №3.  «Зоологи»

Презентация выступления:

1) Какие группы животных обитают в степи?

2) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?

Источник 1.

Учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир". 4 класс, I ч. (стр.112-115)

2.Интернет- источник.

Картинки с изображением животных степной зоны.

https://promotion.aliexpress.ru/wow/gcp/aer/daily/aer/fallpromo/CkzQiTHZXh?af=149803&cn=2urus3yzzdg15b1m2w3nws11l4840nhq&cv=4880267&cv_source=default&dp=2urus3yzzdg15b1m2w3nws11l4840nhq&utm_campaign=149803&utm_content=4880267&utm_medium=cpa&utm_source=aerkol&aff_fcid=43332f35beef4d22bbf4304b0b2964f8-1699724714042-05797-_DFdhTaz&aff_fsk=_DFdhTaz&aff_platform=api-new-link-generate&sk=_DFdhTaz&aff_trace_key=43332f35beef4d22bbf4304b0b2964f8-1699724714042-05797-_DFdhTaz&terminal_id=a46cb9a5568d460a97d2725928c42a2b

Источник 3.

Дрофа - самая крупная птица в России. Тяжелая, длинноногая, но быстрая в полете. Небольшими стаями или поодиночке дрофы прилетают на свои кормовые участки - ковыльные и полынные степи. Там есть муравейники, а в них - корм для птенцов - «муравьиные яйца». Здесь же можно найти множество насекомых. Водится и пища покрупнее: ящерицы, лягушки, грызуны. А уж молодых сочных побегов и семян - видимо-невидимо! На земле, в высокой траве, самка выводит птенцов. Дрофа-мать заботлива и осторожна. Если грозит опасность, птица притворяется раненой и, хромая, убегает - отвлекает внимание от выводка.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дрофа

 

Сайгаки - степные антилопы - тонконогие, быстрые. Их стада мчатся со скоростью 70-80 километров в час, поднимая тучи пыли, но животные не задыхаются, ведь у них есть устройство для очистки воздуха - короткий нос, нависающий над ртом. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках корни проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов.

 https://ru.wikipedia.org/wiki/Сайгаки

Источник 3.

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслик, хомяки, мыши-полевки. В норах они делают себе запасы на зиму. Много змей, ящериц. Богат растительный и животный мир степи, когда достаточно влаги. Страшно же выглядит степь в период засухи. Все выжжено солнцем. Некоторые суслики и сурки впадают в спячку. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности.

В степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.

Кейс №4. Экологи:

Презентация выступления:

1) Какие основные занятия населения зоны степей?

2) Какие растения и животные внесены в Красную книгу?

3) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?

3) Что делается для охраны природы?

Источник 1.

Основные занятия населения степи.

В степной зоне население занимается земледелием и животноводством. Но всё же основное занятие населения в зоне степей — это земледелие, так как земли степей очень плодородны.

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/831371-nazovite-osnovnoe-zanjatie-naselenija-stepej.html

Источник 2.

Учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир". 4 класс, I ч. (стр.115-116)

Источник 3.

Растения и животные степей, занесенные в Красную книгу.

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают перед вспашкой полей и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда подрастут, выпускают в степь.

https://kadet39.ru/reports/doklad-soobsenie-zivotnye-stepi-4-klass.html

Источник 4.

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. Браконьерство, пожары, вырубка лесов, загрязнение рек стоками и почв отходами- вот ещё ряд проблем степной зоны.

Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить  выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Источник 5.

Схема.

http://tak-to-ent.net/images/112okrmir4kl/55.png

 

 

Приложение 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7.

Для географов:

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго - западной границы России. Эта зона расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а небольшая часть – на Западно-Сибирской.

Для Ботаников:

Главное богатство степной зоны – это плодородные земли, которые называются черноземом. Из-за малого количества влаги в степях растет очень мало деревьев. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. У тюльпанов, ирисов, таволги после цветения листья и стебли отмирают, а в почве до следующей весны остаётся луковица с запасом питательных веществ.

Для зоологов:

В степной зоне большое разнообразие растительноядных животных. Хомяки, суслики, мыши –полёвки. Хищники: это волк, лисица, ласка, хорёк, орёл, ястреб, сайгаки. Змеи: степная гадюка. Степные животные в России - грызуны. Степной орёл, журавль-красавка, дрофа и степная дыбка (кузнечик) занесены в Красную книгу России.

Для экологов:

Самая главная проблема степной зоны – ее распашка под сельскохозяйственные нужды. Плодородные почвы и отсутствие деревьев послужили веской причиной, по которой люди начали распахивать степные земли и выращивать на них культурные растения. Кроме того, на нераспаханных степных участках пасут скот, и это неизбежно приводит к разрушению уникальной почвы. В результате браконьерства многие степные животные оказались под угрозой полного исчезновения.

Приложение 9.

Ссылка на видео о степи: https://www.youtube.com/watch?v=dsnChxZVpxA


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока окружающий мир на тему «Зона степей»

Технологическая карта урока окружающий мир на тему «Зона степей»

Предметные: 1. Систематизировать знания о природных зонах

Предметные: 1. Систематизировать знания о природных зонах

Дидактическая структура урокаДеятельность учителяФормы организации учебной деятельностиСодержание учебной деятельностиПланируемые результаты

Дидактическая структура урокаДеятельность учителяФормы организации учебной деятельностиСодержание учебной деятельностиПланируемые результаты

Какими чертами характера должен обладать научный сотрудник? -

Какими чертами характера должен обладать научный сотрудник? -

Игра «Отгадай природную зону»

Игра «Отгадай природную зону»

Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы

Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы

Беседа.

Беседа.

Помогай товарищам, если они об этом просят

Помогай товарищам, если они об этом просят

Экологи» нам поведают об основных занятиях населения зоны степей, раскроют экологические проблемы этой зоны

Экологи» нам поведают об основных занятиях населения зоны степей, раскроют экологические проблемы этой зоны

Определите тему урока. - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? -

Определите тему урока. - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? -

На столах у вас лежат кейсы с несколькими источниками информации и проекты выступлений

На столах у вас лежат кейсы с несколькими источниками информации и проекты выступлений

Природная зона степь». (Приложение 6)

Природная зона степь». (Приложение 6)

Раскрыть значение экологических проблем; -

Раскрыть значение экологических проблем; -

Этап рефлексии учебной деятельности

Этап рефлексии учебной деятельности

Приложение 1. Тест для капитана команды№_____

Приложение 1. Тест для капитана команды№_____

Приложение 2 Жетон: Оценочный лист:

Приложение 2 Жетон: Оценочный лист:

Приложение 3. Примерный план работы на уроке составленный обучающимися: 1

Приложение 3. Примерный план работы на уроке составленный обучающимися: 1

Источник 3. Текст с описанием климатических условий

Источник 3. Текст с описанием климатических условий

Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье

Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье

Б) КАК ПРИСПОСОБИЛИСЬ РАСТЕНИЯ

Б) КАК ПРИСПОСОБИЛИСЬ РАСТЕНИЯ

Источник 3. Дрофа - самая крупная птица в

Источник 3. Дрофа - самая крупная птица в

Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка

Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка

Источник 4. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение

Источник 4. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение

Приложение 5.

Приложение 5.

Приложение 7. Для географов:

Приложение 7. Для географов:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2023