Класс: 4
Тема урока: «Границы России»
УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий решения учебной задачи.
Цель урока: дать учащимся общие представления о странах, которые имеют с Россией сухопутные и морские границы через коллективное обучение и взаимный обмен информацией.
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по изучению государств, граничащих с Россией и формировать УУД;
Формируемые УУД
Личностные:
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Предметные:
Ученик научиться работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах;
Ученик получит возможность научиться называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.
Метапредметные :
познавательные УУД:
-выделять и формулировать познавательную цель;
-осуществлять смысловое чтение;
- осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
регулятивные УУД:
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
-контролировать и оценивать учебную деятельность;
коммуникативные УУД:
-уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-формулировать собственное мнение и позицию;
- формировать мотивацию учебной деятельности;
Оборудование и наглядные пособия:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трофимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2018 г. (часть 2)
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трофимов С.А., Кудрова Л.Г.. Окружающий мир. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. М.: Академкнига/Учебник, 2018 г. (часть 2)
3. Презентация
4. Карточки для групповой работы
5. настенная политическая карта, глобус,ПК,Проектор
6. Листы оценивания
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
Приветствие. Настрой на деятельность. Прозвенел звонок, Начинаем наш урок! Нас сегодня ждёт дорога, И узнать нам надо много. |
Волевая саморегуляция |
2. |
Актуализация знаний. 5 мин. |
Предлагаю стихотворение – загадку «Ему не страшен вал девятый, Ни дождь, ни ветер и ни зной. В его руках всего лишь карта, Рюкзак и кирка за спиной. Он знает мир не понаслышке – Вдоль - поперек его прошел. О том, что видел - пишет в книжках, Что где услышал, что нашел. Без путешествий он не может- Ведь мир прекрасный так велик! О ком же речь? Скажите сами. Ведь это_ -Любите путешествовать? -Что нужно для путешествия? - Покажите на карте (глобусе) и назовите материк , на который хотите совершить путешествие. |
Путешественник Да Карта Дети показывают на физической кате мира материки называют их(Евразия, Африка, С.Америка, Ю.Америка, Австралия, Антарктида) |
3. |
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) 5 мин. |
-Путешественник обычно намечает маршрут: откуда и куда направляться. В этом году мы уже путешествовали по России. Что узнали о нашей стране?
Поможет ли учебник опять совершить виртуальное путешествие? Предположите с помощью фото и карты, название главы в У2 (демонстрация) Верно. Назовите тему урока в У2 с.69. С помощью карты в У2 с.70-71 вы можете показать сухопутную и морскую границу России. Посмотрите на карту в У2 и скажите куда бы вы хотели отправиться в путешествие, это и будет цель урока. Рассмотрите пиктограммы в У2 на с.69-79 и скажите как вы достигните цели.
Наметим план работы на уроке.
С помощью листа оценивания назовите критерии оценивания, рассмотрите шкалу правильности. |
Узнали о природных зонах, истории возникновения государства, городах Золотого кольца, исторических достопримечательностях Москвы, о Конституции РФ, о власти РФ, о субъектах страны и государственной символике(уточняют с помощью содержания в У2) Да
Путешествие по странам мира
Границы России
Показ по физ. карте России в У2 с.70-71 и у доски
В государства, граничащие с Россией
Работая в парах, работая с картой и У2 узнать новое о границах России и странах, с которыми она граничит. 1. Узнать новую информацию о границах России, работая в парах. 2. Узнать информацию о странах-соседях России, работая в группах. 3. Проверить себя 1.Активность на уроке 2.Личный вклад в работу пары 3.Личный вклад в работу группы 4.Понимание нового и умение применять новое знание |
4. |
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5 мин.
7 мин.
10 мин. |
Работа в парах -Предлагаю отправиться в путешествие на корабле и узнать о морских границах России. Вы поработаете сами в каютах по 2 человека с помощью У2 с. 69-72. Выполнив задание, просигнальте капитану(учителю). Организует проверку выполненной работы, предлагает заслушать одну из пар. - Объявляю общий сбор, всех свистать наверх. Доложите о выполнении задания. Что узнали нового о границах России?
-Оцените свою работу по шкале правильности и запишите результат в Лист оценивания. -Кто хочет назвать свой результат? Работа в группах - Как вы понимаете словосочетание «сухопутная граница»? - Продолжим работу с картой и выясним, какие страны имеют сухопутные границы с Россией. -Назовите морских соседей России. - Выясните на с.72 У2, каким образом Миша Иванов предлагает нам знакомиться со странами, граничащими с Россией? -Теперь можно отправиться в путешествие за границы России по суше на поезде или автомобиле или по морю на корабле по 4 человека в группе. Разбиться на группы вам помогут цветные жетоны. -У каждой группы будет свой маршрут-задание. Выполнив его, возвращайтесь, поделитесь информацией
-Вот все группы вернулись из путешествия и готовы поделиться своими впечатлениями. После выступления каждой группы учитель спрашивает у других групп: -Как бы оценили выступление группы? -С какими странами граничит Россия? Покажите их границы на карте в У2. Вас проверят докладчики. -В какую страну хотели бы отправиться в путешествие? Обеспечивает положительную реакцию детей на выступления одноклассников. Побуждает к высказыванию своего мнения. -Оцените свою работу по шкале правильности и запишите результат в Лист оценивания. -Кто хочет назвать свой результат? |
Работая в парах У2 с. 69-72, рассматривают карту и называют моря, в соответствии с заданием. Каждый член пары, при завершении работы получает цветной жетон.
Россия расположена в Евразии. Условная граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам, р.Урал, Каспийскому морю. В Европе Каспийское море, Черное море Балтийское море, Баренцево море, Карское море В Азии Карское море, Море Лаптевых Восточно- Сибирское море, Чукотское море, Берингово море Охотское море, Японское море Слушают ответы соучеников, вносят коррективы в ответ, осуществляют самооценку.
Называют свой результат.
Граница проходит по суше
Перечисляют: Норвегия, Финляндия, Латвия, Литва ,Эстония, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, КНДР. Морскими соседями являются Япония и США.
С севера на запад
Класс разбивается на группы по4-5 человек. В одной группе дети с жетонами одинакового цвета. Выбирают руководителя группы. Распределяют обязанности. Знакомятся с заданием, обсуждают план сообщения. Работают в группах по составлению сообщения по Инструкции: 1)Назовите страну и столицу 2)Покажите на карте 3) Расскажите о достопримечательностях(ответь на вопросы) Используют информацию У2, дополнительную литературу, работают с картой. 1 группа «Страны Прибалтики, Норвегия, Финляндия» 2 группа «Белоруссия, Украина» 3 группа «Грузия, Азербайджан» 4 группа «Казахстан, Монголия, КНР, Китай» 5 группа «Япония, США» Докладывают о выполнении работы.
Каждая группа делает сообщение. Остальные слушают, делятся впечатлениями, показывают в У2 границы стран о которых узнали.
Оценивают по предложенным критериям и шкале оценивания. |
5. |
Проверка 5 мин. |
-Из путешествий принято привозить сувениры. Чтобы на таможне вас с сувениром пропустили, нужно правильно показать границу России с той страной, которую я назову. - Итак, мы на таможенной границе России с Казахстаном. Выберите сувенир. Покажите общую границу этих стран. Правильно, можете провести сувенир. (Например, национальная одежда, посуда, игрушка, еда, украшение) |
Выбирают национальный сувенир, показывают участок границы России с названной страной на карте у доски.
|
6. |
Оценивание 2 мин. |
-Оцените свою работу за весь урок с помощью листа оценивания -Кто хочет назвать свой результат? |
Завершают заполнение листа оценивания и называют по желанию свой итоговый результат |
7. |
Рефлексия 2 мин. |
Какие цели ставили? Чего и как добились? Что ещё хотели бы узнать? |
Формулируют результат своей работы на уроке |
8. |
Домашнее задание 2 мин. |
Выберите одно из предложенных. 1. Сообщение об одной из стран 2. РТс. 33 заполнить таблицу 3. Читать и отвечать на вопросы У2 с. 71-79 4. Выучить страны и их столицы, показывать их на карте |
Слушают комментарий, уточняют. Записывают домашнее задание. |
Приложение
1 группа
Норвегия, Финляндия (с.73),Страны Прибалтики (с.74)
1.Назовите страны.
2.Покажите расположение их на карте.
3.Укажите столицы.
4.Ответьте на вопросы:
Что такое фьорды?
Что является символом столицы Норвегии?
Что такое ратуша?
Как называют Финляндию?
Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью?
С какой страной граничит Калининградская область России, кроме Литвы?
Назовите столицу Польши.
Каким морем омывается Калининградская область?
2 группа
Белоруссия и Украина (с.74-75)
1.Назовите страны.
2.Покажите расположение их на карте.
3.Укажите столицы.
4.Ответьте на вопросы:
В каком веке основан Минск?
Поселения каких славянских племен были самыми крупными в этих местах?
С какого года в летописях Киев упоминается как центр Киевской Руси?
Поселение какого славянского племени в нем находилось?
3 группа
Азербайджан и Грузия (с.76)
1.Назовите страны.
2.Покажите расположение их на карте.
3.Укажите столицы.
4.Ответьте на вопросы:
Что является историческим центром Тбилиси?
Что можно увидеть в Старом городе?
Назовите постройки в Баку, охраняемые государственным историко-архитектурным заповедником.
Кто такой ширваншах?
Каким векам принадлежат эти постройки?
4 группа
Казахстан (с.77) , Монголия, Китай, КНР (с.78)
1.Назовите страну.
2.Покажите расположение её на карте.
3.Укажите столицу.
4.Ответьте на вопросы:
С какого года Астана является столицей Казахстана?
Какими современными постройками славится эта молодая столица?
Что является символом Астаны?
С какой из этих стран у России самая маленькая протяженность?
Сколько километров она составляет?
5 группа
Япония(с.78-79), США (с.79)
1.Назовите страны.
2.Покажите расположение их на карте.
3.Укажите столицы.
4.Ответьте на вопросы:
Сколько островов принадлежит Японии?
Что построено в деловой части Токио?
Что представляет собой историческая часть Токио?
Кто является главой Японии?
Какой пролив разделяет Евразию и Северную Америку?
Какой штат США граничит с Россией?
Лист самооценки _______________
Критерии |
Оценка ученика (1-5 баллов) |
Активность на уроке |
|
Личный вклад в работу пары |
|
Личный вклад в работу группы |
|
Понимание нового и умение применять новое знание |
|
Итого баллов: |
|
Оценка за урок:
15-20 баллов – «5»
11-14 баллов – «4»
9-10 баллов –«3»
Менее 9 баллов – плохо поработал на уроке.
Шкала правильности:
1 балл- отказ от выполнения задания.
2 балла - ответ неверный.
3 балла - Ответ верный, но допущено 3-5 ошибок.
4 балла - Ответ в целом верный. Однако он содержит ряд недочетов.
5 баллов - Полный верный ответ.
Выберите одно из предложенных Д/З
1. Сообщение об одной из стран
2. РТ с. 33 заполнить таблицу
3. Читать и отвечать на вопросы У2 с. 71-79
4. Выучить страны и их столицы, показывать их на карте
5. Узнать об экологических проблемах стран
Витус Беринг
Лаптев Харитон
Прокофьевич
Лаптев Дмитрий
Прокофьевич
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.