Технологическая карта урока по основам православной культуры 4 класс
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по основам православной культуры 4 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл—5 кл
30.11.2022
Технологическая карта урока по основам православной культуры 4 класс
Технологическая карта урока по теме "Православный Храм"
Православный храм 4 класс.doc

Технологическая карта  урока. 

 

              Ф.И.О. Чекмарева Татьяна Николаевна
              Предмет: ОПК
              Класс: 4
             Тип урока: открытие нового знания

Тема

 Православный храм.

Цель

 Дать представление о назначении православного храма, его внешнем виде и внутреннем устройстве.

Задачи

Образовательные: узнать об устройстве православного храма, назначении предметов, находящихся в храме; формировать умения работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ;

Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся

Воспитательные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.

УУД

Ø  ЛичностныеУУД:

o   Сформировать положительное отношение к уроку.

o   Проявлять интерес к изучению темы.

o   Формировать умение высказывать своё мнение.

 

Ø  Регулятивные УУД:

o   определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

o   планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачами;

o   осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

o   выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Ø  Коммуникативные УУД:

o   строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

o   совершенствовать умение работать в группе;

o   слушать и понимать речь других;

o   использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Ø  Познавательные УУД:

o   осуществлять поиск необходимой учебной  информации;

o   умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Планируемые результаты

Предметные: Представление места и роли храма в православной культуре, в жизни человека и общества

Личностные: Формирование основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России

Метапредметные:

 Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь .

Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД: способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Основные понятия

Обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание

Ресурсы:

Ø  основные

Ø  дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, плакаты.

Формы урока

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Технология

Технология деятельностного метода.

 


 

Дидактическая структура урока

 

Деятельность учеников

 

 

Действия учителя

Предметные

УУД

(Познавательные УУД).

(Коммуникативные УУД).

(Регулятивные УУД).

1.Мотивация к учебной деятельности.

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Психологический настрой к учебной деятельности.

 

 

 

 

Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация.

-Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас видеть! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите чуточку сердечной теплоты.

 

Личностные УДД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УДД

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Примерные ответы учеников: «Мы  сегодня узнаем как устроен храм и как нужно вести себя в нём».

 

Учащиеся слушают запись и стихотворение.

 

 

 

 

(церковь, храм)

Учащиеся отвечают на вопросы, делясь своими впечатлениями от посещения храма. («Храм», «Православный храм»).

(Ответы учащихся)

(Это наша история, наша жизнь, которую должен знать каждый православный человек).

 

Создание проблемной ситуации.

- Послушайте загадку, которая поможет определить тему нашего урока. (Звучит музыка храма,  учитель загадывает загадку.)

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

         На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И, кажется, что он поёт

Застывшей красотою.

- Что это такое?

- Правильно.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 2

- Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию в православный храм. Чтобы вы хотели узнать о храме?

- Зачем знать о храмах и их внутреннем устройстве?

- Вам уже приходилось бывать в церкви или православном храме?

-  С кем вы ходили в храм?

 

Уметь  называть изученные понятия

Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

 

 

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Дают определение понятию храм.

Работа с учебником.

 

 

церковь, свечи, иконы, крест, Бог, молитва, священник, душа, ангел…

(Храм - это священное сооружение, в котором собираются люди для совместных молитв)

 

 

 

 

 

 

 

- Сейчас вы увидите слайды с изображением храмов Тербунского района (Слайды ).

-

Работа с понятием  «храм».

Открытие новых знаний с помощью учителя и с опорой на знания учащихся, полученные во время экскурсии в Троицкий храм с.Вислая Поляна.

1. Использование метода кластер.

- Какие слова у вас ассоциируются со словом «храм»?

ХРАМ (запись слова на доске): (я записываю на доске слова учеников)

 

- Так что же такое, по-вашему храм? Вспомните, как говорил об этом отец Сергей? (слайд 3)

 

- Давайте сделаем выводы. Иллюстрации помогут вам в этом.

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.              

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон. (слайд 4)

 

- У каждого человека есть дом, в котором он живет вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи. Есть общий дом и для верующих в Бога людей.

Этот дом называется ХРАМОМ (записано на доске). Это специальное место для молитв, для проведения обрядов и богослужений. Верующие во Христа любят свой дом, потому что в храме душа верующего находит спокойствие и защиту.

 

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Посмотрите на наши храмы. Они и разные, и в то же время похожи. Чем похожи все храмы? (У всех есть купол и на куполе крест) (слайд 5)

- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства, его победы над злом).

Здание храма  завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Слайд 6. Посмотрите внешнее устройство Храма. Далее просмотр слайдов, последний слайд со священниками.

 

Уметь находить определение слов

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.

3. Знакомство с внутренним устройством храма.

4. Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Физкультминутка «Море волнуется».

 

Во время чтения учащиеся делают пометки - отмечают незнакомые и непонятные слова.) (Учащиеся зачитывают отмеченные ими непонятные слова: кадило, икона, иконостас, алтарь, канун, благословение).

(Определение понятий сопровождается показом иллюстраций.)

 

 

Ребята выполняют различные движения и замирают, услышав слова, которые относятся к теме «Храм».

Самостоятельная работа - чтение текста «Храм» из учебника. (Приложение)

 

 

- Какие новые слова-понятия для вас открыл текст?

              

 

Мы познакомились с внешним и внутренним устройством храма.

Давайте разделимся на мини-группы по 2 человека и используя учебник стр. 70-75 выполним задания. Они лежат на ваших столах.

Ребята выполняют различные движения и замирают, услышав слова, которые относятся к теме «Храм».

(Природа, звонарь, радость, свеча, дом, отец, канун, икона, Родина, алтарь, картина, замок, крест, колыбельная, кадило, стихи, Царские врата, молитва).

ІV. Закрепление изученного материала

1. Выступление подготовленного ученика «История храма Троицкого с. Вислая Поляна».

 

 

 

 

2. Дифференцированная работа

1 группа допишите незаконченное предложение:

Икона – это …

Иконостас – это…

Царские врата – это ..

Канун – это…

Кадить в храме, значит …

Панихидный столик нужен для того, чтобы…

Благословение – это …

 

 

 

 

 

1 группасделайте подписи к картинкам

Икона_Спасителя_1

Канун_1

Кадило_1

Свеча_1

 

Канун_1

Иконостас_1

Священник_2

Царские врата_1

 

 

Алтарь_1

 

 

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

 

 

 

 

 

2 группа – вспомните внешнее устройство храма и сделайте соответствующие надписи.

Слова для справок: храм, паперть, притвор, колокольня, алтарь.

 

 

А сейчас  давайте ваши работы повесим на доску и посмотрим, что у вас получилось. Молодцы.

3. Правила поведения в храме.

Учитель: Во всех общественных местах существуют определенные правила поведения, и в храме мы должны знать как вести себя правильно, соблюдая церковный этикет.

- Давайте, все вместе составим свод правил поведения в храме.

 (Вести себя тихо;

 Не разговаривать;

 Отключить сотовый телефон;

 Не вертеться и не смотреть по сторонам;

 Внимательно слушать священника).

 

 

V. Итог урока. Рефлексия.

 

 

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

- Вы замечательно сегодня поработали. А сейчас давайте  поделимся своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:

Я узнал (а), что ________________________ .

Мне понравилось, что __________________ .

Для меня храм – это ____________________ .

 

 

7. Домашнее задание

 

 

- Рассказать родителям о том , что вы запомнили на уроке.

- Нарисовать православный храм.

 

 

 

Какие вы сегодня молодцы.  Вы все сегодня получаете хорошую оценк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

1 группасделайте подписи к картинкам

Икона_Спасителя_1

Канун_1

Кадило_1

Свеча_1

 

Канун_1

Иконостас_1

Священник_2

Царские врата_1

 

Алтарь_1

 

 


Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

 

 

 

 

2 группа – вспомните внешнее устройство храма и сделайте соответствующие надписи.

Слова для справок: храм, паперть, притвор, колокольня, алтарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Дидактическая структура урока

Дидактическая структура урока

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций;…

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций;…

Дают определение понятию храм.

Дают определение понятию храм.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу

Физкультминутка «Море волнуется»

Физкультминутка «Море волнуется»

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник

Слова для справок: храм, паперть, притвор, колокольня, алтарь

Слова для справок: храм, паперть, притвор, колокольня, алтарь

V. Итог урока. Рефлексия. -

V. Итог урока. Рефлексия. -

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник

Слова для справок: храм, паперть, притвор, колокольня, алтарь

Слова для справок: храм, паперть, притвор, колокольня, алтарь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022