Технологическая карта урока по предмету сольфеджио
Преподаватель: Емельянова Светлана Анатольевна.
Класс: учащиеся 4-го класса.
Предмет: сольфеджио.
Рабочая программа предмета «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», срок реализации 8(9) лет.
Утверждена на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2013 г.)
Тема урока: «Работа в ладу. Тональность Ми мажор»
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая.
Цель урока: создание условий для дальнейшего формирования слуховых, интонационных ритмических навыков в пределах
обозначенной темы, устойчивых навыков интонирования и гармонического слуха.
Задачи:
- Образовательные:
· научить работать в Ми мажоре (петь мелодии, строить интервалы и аккорды).
· закрепить теоретические знания учащихся: ключевые знаки, тритоны и их разрешения, Д7 и его обращения.
- Развивающие:
· продолжить развитие музыкальной памяти, мышления;
· способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений (ступеневые цепочки, опевание);
· обеспечить развитие умения применять теоретические знания на практике;
- Воспитательные:
· способствовать воспитанию личностных качеств (ответственности, самостоятельности);
· развить мотивацию к познавательной деятельности;
· формирование навыков взаимодействия в детском коллективе.
Методы обучения:
· словестный;
· наглядно-слуховой;
· аналитический;
· практический.
Дидактические средства:
· наглядный и раздаточный материал (карточки с ритмическими группами, с интервалами, с аккордами и др.).
· музыкальные примеры из сборников Г. Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио», О. Кузнецова «Вокализы на уроках сольфеджио».
Оборудование: компьютер, цифровое пианино, доска, мел, парты, стулья.
Прогнозируемые результаты:
- обучающиеся научатся анализировать изменение мелодии, стихов в соответствии с музыкальным ладом;
- обучающиеся научатся давать логическое обоснование изменениям в тональностях;
- обучающиеся научатся анализировать музыкальные номера, отмечая в них главные трезвучия, опевания ступеней, тритоны, Д7, обращения трезвучий, ритмические сложности;
- обучающиеся научатся чисто интонировать мелодии, осмысливая тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые;
- обучающиеся научатся слушать и формировать собственное отношение к изучаемому материалу, обобщать и систематизировать знания.
Характеристика этапов урока
№ |
Содержание этапа |
Время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
||
|
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Цель: обеспечение мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
|||||
1. |
Вводная беседа. Повторение пройденного материала
|
10 мин. |
- Приветствие, настрой обучающихся на сотрудничество и успешное освоение материала, ознакомление детей с планом занятия. - Проведение блиц-опроса: 1. Назовите главные ступени лада. 2. Главные трезвучия лада. 3. Что такое обращение трезвучий? 4. На какой ступени строится S64? Д6? Т64? 5. Что такое Д7? 6. На каких ступенях в мажоре строятся тритоны? |
- Приветствуют преподавателя, настраиваются на взаимодействие с ним путём вступления в диалог. - Слушают вопросы и отвечают: 1. I; IV; V ступени; 2. Тоническое, Субдомининтовое, Доминантовое трезвучия; 3. Перенесение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз 4. на I, на VII, на V ступенях; 5. Аккорд, состоящий из 4х звуков, расположенных по терциям, строится на V ступени. 6. на IV, на VII ступенях. |
||
|
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП Цель: осуществление учебно-познавательной деятельности. |
|||||
1. |
Объяснение нового материала.
|
25 мин.
|
Презентует разделы новой темы «Ми мажор» (демонстрирует слайды: ключевые знаки, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешения, главные трезвучия лада и их обращения, Д7, тритоны и т.д.) |
Внимательно смотрят слайды презентации, выделяют особенности тональности Ми мажор: - ключевые знаки – 4 диеза; - в исполнении на фортепиано - удобная симметричная аппликатура; - при вокальном исполнении может использоваться средний регистр.
|
||
2. |
Создание проблемной ситуации: - Выявление мелодических или ритмических трудностей, - анализ причин затруднения, - нахождение способов их решения. |
- Играет музыкальный пример: Русская народная песня «Белым снегом» - Задает учащимся вопрос. 1. Что меняется в музыкальном примере, если знаки остаются прежними, а тоника меняется? 2. Соответствует ли текст песни музыкальному ладу? |
Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы: 1. Меняется лад.
2. Текст песни соответствует ладу.
|
|||
3. |
Самостоятельная работа |
- Предлагает проанализировать: тритоны – ув.4, ум.5, Д7 в вокализе и полонезе 1. Вокализ № 21 из сборника О. Кузнецовой «Вокализы на уроках сольфеджио» 2. Л.Моцарт. Полонез № 465 из сборника Г. Арцышевского «Курс систематизированного сольфеджио» - Предлагает спеть ступеневые цепочки, тритоны и гармоническую последовательность аккордов. Предварительно просит настроиться в тональности через Т53, V- I ступени.
|
Ответы обучающихся:
1. Д7 встречается в 1-ом и во 2-ом предложениях, в нисходящем виде. 3-е и 4-ое предложения построены на восходящих и нисходящих тритонах. 2. Д7 встречается во 2-ом предложении в восходящем движении. После настройки в тональности Ми мажор дети поют заданные преподавателем ступеневые цепочки, тритоны и последовательность аккордов. |
|||
|
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке. |
|||||
1. |
Подведение итогов. Самооценка и самоанализ детей своей работы на уроке |
5 мин. |
Обобщает пройденный на занятии материал, анализирует работу обучающихся на уроке, задаёт домашнее задание. 1. О. Кузнецова. Вокализ №21 – выучить наизусть. 2. Ф. Трахтенберг. Рабочая тетрадь по сольфеджио 4 кл. стр. 31 № 13. 3. Записать цепочку аккордов, интервалов в Ми мажоре и петь. Преподаватель благодарит детей за работу на уроке, прощается с ними. |
- Оценивают результаты своей работы на уроке. - Записывают домашнее задание, анализируют полученную на занятии информацию и соотносят её с содержанием домашнего задания. - Дети прощаются с преподавателем. |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.