"Технологическая карта урока по предмету сольфеджио"
Оценка 4.8

"Технологическая карта урока по предмету сольфеджио"

Оценка 4.8
doc
18.09.2023
"Технологическая карта урока по предмету сольфеджио"
Класс: учащиеся 4-го класса.
Емельянова С.А. технологическая карта.doc

Технологическая карта урока по предмету сольфеджио

Преподаватель: Емельянова Светлана Анатольевна.

Класс: учащиеся 4-го класса.

Предмет: сольфеджио.

Рабочая программа предмета «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области  музыкального искусства «Фортепиано», срок реализации 8(9) лет.

Утверждена на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2013 г.)

Тема урока: «Работа в ладу. Тональность Ми мажор»

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая.

Цель урока: создание условий для дальнейшего формирования слуховых, интонационных ритмических навыков в пределах  

обозначенной темы, устойчивых навыков интонирования и гармонического слуха.

Задачи:

        -  Образовательные:

·        научить работать в Ми мажоре (петь мелодии, строить интервалы и аккорды).

·      закрепить теоретические знания учащихся: ключевые знаки, тритоны и их разрешения, Д7 и его обращения.

        -  Развивающие:

·      продолжить развитие музыкальной памяти, мышления;

·      способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений (ступеневые цепочки, опевание);

·      обеспечить развитие умения применять теоретические знания на практике;

  - Воспитательные:

·        способствовать воспитанию личностных качеств (ответственности, самостоятельности);

·        развить мотивацию к познавательной деятельности;

·        формирование навыков взаимодействия в детском коллективе.

Методы обучения:

·        словестный;

·        наглядно-слуховой;

·        аналитический;

·        практический.

Дидактические средства:

·        наглядный и раздаточный материал (карточки с ритмическими группами, с интервалами, с аккордами и др.).                        

·        музыкальные  примеры из сборников  Г. Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио», О. Кузнецова «Вокализы на уроках сольфеджио».

Оборудование: компьютер, цифровое пианино, доска, мел, парты, стулья.

Прогнозируемые результаты:

- обучающиеся научатся анализировать изменение мелодии, стихов в соответствии с музыкальным ладом;

- обучающиеся научатся давать логическое обоснование изменениям в тональностях;

- обучающиеся научатся анализировать музыкальные номера, отмечая в них главные трезвучия, опевания ступеней, тритоны, Д7, обращения трезвучий, ритмические сложности;

- обучающиеся научатся чисто интонировать мелодии, осмысливая тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые;

- обучающиеся научатся слушать и формировать собственное отношение к изучаемому материалу, обобщать и систематизировать знания.


 

 

Характеристика этапов урока

 

Содержание  этапа

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

 

I.                  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель: обеспечение мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

 

1.

 

Вводная беседа.

Повторение пройденного материала

 

 

10 мин.

- Приветствие, настрой обучающихся на сотрудничество и успешное освоение материала, ознакомление детей с планом занятия.

- Проведение блиц-опроса:

1. Назовите главные ступени лада.

2. Главные трезвучия лада.

3. Что такое обращение трезвучий?

4. На какой ступени строится S64? Д6? Т64? 5. Что такое Д7? 

6. На каких ступенях в мажоре строятся тритоны?

- Приветствуют преподавателя,

настраиваются на взаимодействие с ним путём вступления в диалог.

- Слушают вопросы  и отвечают:

1.  I; IV; V ступени;

2. Тоническое, Субдомининтовое, Доминантовое трезвучия;

3. Перенесение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз

4. на I, на VII, на V ступенях;

5. Аккорд, состоящий из 4х звуков, расположенных по терциям, строится на V ступени.

6. на IV, на VII ступенях.

 

II.          ОСНОВНОЙ  ЭТАП

Цель: осуществление учебно-познавательной деятельности.

1.

 Объяснение нового материала.

 

 

25 мин.

 

 

 

 

 

Презентует разделы новой темы «Ми мажор» (демонстрирует слайды: ключевые знаки, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешения, главные трезвучия лада и их обращения, Д7, тритоны и т.д.)

Внимательно смотрят слайды презентации, выделяют особенности тональности Ми мажор:

- ключевые знаки – 4 диеза;

- в исполнении на фортепиано - удобная симметричная аппликатура;

- при вокальном исполнении может использоваться средний регистр.

 

2.

Создание проблемной ситуации:

- Выявление мелодических или ритмических трудностей,

- анализ причин затруднения, - нахождение способов их решения.

- Играет музыкальный пример:

Русская народная песня «Белым снегом»

- Задает учащимся вопрос.

1. Что меняется в музыкальном примере, если знаки остаются прежними, а тоника меняется?

2. Соответствует ли текст песни музыкальному ладу?

Внимательно слушают.

 

Отвечают на вопросы:

1. Меняется лад.

 

 

2. Текст песни соответствует ладу.

 

3.

Самостоятельная работа

- Предлагает проанализировать: тритоны – ув.4, ум.5, Д7 в вокализе и полонезе

1. Вокализ № 21 из сборника О. Кузнецовой «Вокализы на уроках сольфеджио»

2. Л.Моцарт. Полонез № 465 из сборника Г. Арцышевского «Курс систематизированного сольфеджио»

- Предлагает спеть ступеневые цепочки, тритоны и гармоническую последовательность аккордов.

Предварительно просит настроиться в тональности через Т53, V- I ступени.

 

Ответы обучающихся:

 

1. Д7 встречается в 1-ом и во 2-ом предложениях, в нисходящем виде. 3-е и 4-ое предложения построены на восходящих и нисходящих тритонах.

2. Д7 встречается во 2-ом предложении в восходящем движении.

После настройки в тональности Ми мажор дети поют заданные преподавателем ступеневые цепочки, тритоны и последовательность аккордов.

 

III.      ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.

Подведение итогов.

Самооценка и самоанализ детей своей работы на уроке

5 мин.

Обобщает пройденный на занятии материал, анализирует работу обучающихся на уроке,

задаёт домашнее задание.

1. О. Кузнецова. Вокализ №21 – выучить наизусть.

2. Ф. Трахтенберг. Рабочая тетрадь по сольфеджио 4 кл. стр. 31 № 13.

3. Записать цепочку аккордов, интервалов в Ми мажоре и петь.

Преподаватель благодарит детей за работу на уроке, прощается с ними.

- Оценивают результаты своей работы на уроке.

- Записывают домашнее задание, анализируют полученную на занятии информацию и соотносят её с содержанием домашнего задания.

- Дети прощаются с преподавателем.

 


Технологическая карта урока по предмету сольфеджио

Технологическая карта урока по предмету сольфеджио

Характеристика этапов урока №

Характеристика этапов урока №

Создание проблемной ситуации: -

Создание проблемной ситуации: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2023