МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Оценка 4.9

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Оценка 4.9
doc
16.09.2023
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ     ЗОРКОСТИ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Учебный предмет ПЕД МАСТЕРСКАЯ МГ.doc

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ     ЗОРКОСТИ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.

      Учебный предмет «Русский язык» многогранен. Но из всех направлений больше всего затрудняет и тех, кто учит, и тех, кто учится «Орфография».

     Орфография в школе - один из важнейших разделов курса русского языка;

   среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Изучается орфография в1-4 кл. Материал по орфографии не выделен в школе как  отдельный, самостоятельный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на него. Орфография в школе связывает в практических действиях знания учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике.

     Десятки лет учёные, методисты, учителя ищут ответ на вопрос: как повысить грамотность наших учеников.

     К.Д.Ушинский писал: «Грамматическая правильность речи из устной и письменной есть не только знание, но и привычка, или, лучше сказать, очень сложная и обширная система мелочных навыков выражать свои мысли правильно в речи и на письме. Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила

(а их множество): но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их».Значит главная задача педагога – научить ребёнка видеть орфограмму в слове.

    Чтобы ученик увидел орфограмму в слове, он должен, прежде всего, определить ее место, а это значит уметь разбирать слово по составу. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуются умения распознавать и подбирать однокоренные слова, обогащается словарный запас, формируется умение использовать слова с приставками, суффиксами.

    На  мой взгляд, полезны следующие упражнения:

1Разбор слова по составу .

По данном виду работы я использую следующие карточки.

Берёза, берёзка, лес, лесок, пригорок.

 

2.Морфологические шарады

Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход.

                              (рассказчик)

 

    Во втором классе дети начинают знакомиться с орфограммами корня, а именно с написанием безударных гласных и парных согласны, непроизносимых согласных. Исходя из опыта работы ясно, что эти темы вызывают у учащихся определённые трудности, да и сами темы достаточно сложны для усвоения детьми не только начальных классов, но и среднего звена. Поэтому работа над ними  должна вестись постоянно.

   В своей практике использую следующие виды упражнений:

 

1. Лото «Ромашка».

У каждого ученика карточки со словами. К доске прикрепляется ромашка с 30 лепестками, на обратной стороне которой написаны слова. Вынимаем по одному лепестку и читаем слово: например Лёд. Все внимательно читают слова на своих карточках и, если встретят родственное слово слову лёд, закрывают его фишкой. Игра считается законченной, если кто-нибудь закроет все слова. Он поднимает руку и можно его проверить. Проверить так, выигравший ученик читает первое слово, остальные отыскивают ему родственное, оно должно быть закрыто фишкой и называют их. Потом можно обменять карточки и играть дальше.

Слова на лепестках:

Гора, писать, рука, ветер, дуб, белый, лёд, сад, ель, волк, рыба, лететь, учить, клей, говорить, бинт, трус, город, бегать, коса, гриб, пила, холод, лук, храбрый, даль, груз, хлеб, плакать, работа.

2.Работа с перфокартами

Один из удачных приёмов, который помогает мне изыскать лишние минуты на уроке, а так же способствует закреплению необходимых орфографических навыков - это использование перфокарт.

При работе с перфокартой, ученик пишет не слово, а только одну букву. Это даёт учителю возможность быстро проверять написанное.

По теме «Парные звонкие и глухие согласные» я составила диктанты, которыми пользуюсь всё время. Думаю, такой материал заинтересует моих коллег.

3.Приём какографии.

Знаете, какой самый распространенный вид упражнения по русскому языку? Конечно - “Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость.

Я считаю более эффективным другое упражнение – это какографические упражнения.

Этот приём позволяет изменить , в определённой степени , манеру общения учителя и детей – общение становится более живым.

Например, на уроке русского языка во 2 классе, (этап повторения ранее изученного) даю задание : списать с доски в тетради предложение

 

У  гришы жыл Кот рыжык

Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»

- Не может быть ! – удивляюсь я.

И тогда дети доказывают то, что :

- в конце предложения ставится точка;

- сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И ;

- имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;

- названия животных пишутся с маленькой буквы , так как это не имена собственные.

     Я считаю, что использовать этот приём при закреплении и повторении пройденного не только нужно , но и необходимо , и полезно.

 

4.Зрительный диктант

          Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, c последующей записью по памяти. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, можно провести орфографическое чтение всех предложений.

       Так как я работаю в сельской школе, куда приходят дети с очень слабым словарным запасом, у многих из них плохо развито логическое мышление ,не умеют выражать свои мысли связными предложениями. Поэтому значительное место в моей работе отводится формированию  речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста ,создание грамотных высказываний. Практически на каждом уроке, осуществляю работу с текстом в устной или письменной форме, при этом часто использую материал  по региональному  компоненту.

 

Большое внимание уделяю подготовке написанию изложений, подобрала и систематизировала материал подготовки к ним. Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых нельзя проверить т.е. со словарными словами. Поэтому учиться работать со словарём – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас.

С этой целью использую следующие виды работ: картинные,  распределительные, зрительно-слуховые диктанты.

Ознакомление с новым словарным словом провожу в определённом порядке:

1.     Толкование слова.

2.     Подбор однокоренных слов.

3.     Подбор синонимов и антонимов.

4.     Подбор и объяснение фразеологизмов.

5.     Подбор и объяснение пословиц с изученным словом.

 

     Применяя все эти методы и приёмы добилась следующих результатов: Уровень обученности  в 3 и 4 классах -  100  % , качество знаний  в 3 классе -  71 %, в 4 классе – 90 %.

       Мои учащиеся  не только пишут грамотно, главное, что у них пробудился интерес к языку, желание думать, анализировать, делать самостоятельные выводы.

      В. Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как же создать такой рассол? Ответ прост: создавать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.

 

 

 

 

  


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ

На мой взгляд, полезны следующие упражнения: 1Разбор слова по составу

На мой взгляд, полезны следующие упражнения: 1Разбор слова по составу

Гора, писать, рука, ветер, дуб, белый, лёд, сад, ель, волк, рыба, лететь, учить, клей, говорить, бинт, трус, город, бегать, коса, гриб, пила, холод, лук, храбрый,…

Гора, писать, рука, ветер, дуб, белый, лёд, сад, ель, волк, рыба, лететь, учить, клей, говорить, бинт, трус, город, бегать, коса, гриб, пила, холод, лук, храбрый,…

У гришы жыл Кот рыжык Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!» -

У гришы жыл Кот рыжык Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!» -

Большое внимание уделяю подготовке написанию изложений, подобрала и систематизировала материал подготовки к ним

Большое внимание уделяю подготовке написанию изложений, подобрала и систематизировала материал подготовки к ним
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2023