Технологическая карта урока по русскому языку. Тема:«Разделительный мягкий и твёрдый знаки»
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема:«Разделительный мягкий и твёрдый знаки»

Оценка 4.7
docx
23.10.2020
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема:«Разделительный мягкий и твёрдый знаки»
rus_tekhnol_karta.docx

Технологическая карта урока

по русскому языку

«Разделительный мягкий и твёрдый знаки»

 

   Выполнила: Серова Эмилия Вячеславовна,

    учитель начальных классов,  МБОУ СОШ № 64                                                                                           

Тема урока

«Разделительные мягкий и твёрдый знаки»

Цели

1.      Личностные

-      познакомить с правилом правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. развиваем умения выказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции;

-      умение оценить свою работу и работу товарища;

-      формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.      Метапредметные

·         познавательные

Познавательные УУД:

-    ориентироваться в своей системе знаний;

-    различать две функции Ь - показателя мягкости и разделительного и обосновывать свое мнение;

-     определять слова, в написании которых пишется разделительный Ъ знак, и обосновывать свое суждение;

-     использовать приобретенные умения при выполнении заданий.

·         регулятивные

Регулятивные  УУД:

-          развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

-          развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-          развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

·         коммуникативные

Коммуникативные УУД:

-       доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-       оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

3.      Предметные

-       формировать умение видеть орфограмму;

-       развивать орфографическую зоркость;

-        писать слова с разделительным ь и ъ знаком;

-        различать по написанию разделительный  Ь и Ъ знаки;

-       распределять слова по группам в зависимости от функции Ъ знака.

       

  Формы организации познавательной деятельности:

          фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы работы на уроке: словесные (беседы, диалог), игровые,  работа с учебником, практические (упражнения), метод рефлексии.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, памятки «Правописание Ъ и Ь знаков в словах» учебник, тетрадь, ручка с зелёной пастой, карандаш.

УМК «Школа России»

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организацион-ный момент

–Здравствуйте ребята, присаживайтесь!

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят? Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке?

Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату.

Подготовка и проверка рабочего места.

Готовятся к уроку. (личностные УУД)

2.Актуализация знаний

Минутка чистописания:

–  Начнем мы наш урок с минутки чистописания.

Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, вьюга, теплица, семья, поезд.

 Назовите букву, которая не обозначает звука.

На доске запись:

зима

ветер

луна

солнце

метель

грязь

ночь

?

– Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слово нужно поставить вместо вопроса?

– Что общего в словах нижней строки?

– Какую букву будем писать сегодня?

Показ учителем написания Ь.

 – Определите закономерность написания букв и напишите строчку до конца.

зь  ль  нь  сь  дь ль  нь  сь

– Какую роль играет Ь  в словах нижней строки?

 

– Где пишется в словах Ь, обозначающий мягкость согласных?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ъ и Ь

 

 

 

 

 

День

 

 

 

Буква Ь

 

 

 

Ответы учеников

Обозначает мягкость

 

 

Ьпоказатель мягкости согласных.

Ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными и гласными или на конце слов.

 

 

Выполнять коллективные задания в соответствии с поставленной целью.

(регулятивные УУД)

3.Изучение нового материала

–  Какую ещё важную роль играет Ь в словах?

 Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Игра «Разгадай кроссворд»

1.     Снежная буря.

2.     Домики для пчёл.

3.     Мать, отец, дети.

4.     Орудие для охоты.

5.      Ягоды, сваренные в сахаре.

1.

В

Ь

 

 

 

 

 

2.

У

 

Ь

 

 

 

3.

С

 

 

Ь

 

 

4.

Р

 

 

Ь

 

 

5.

В

 

 

 

 

Ь

 

Записать полученные слова.

– Подчеркнуть Ь и букву, стоящую после него.

– Попробуйте закрыть Ь в этих словах и прочитать их.

– Что заметили?

– Какую роль играет мягкий знак в словах?

 

- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и).

Определите количество букв и звуков в словах с мягким знаком из «Минутки чистописания» и кроссворда.

– Что заметили?

- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить слова с разделительным мягким знаком.

Не мог озорной мягкий знак                                                                                               Найти себе места никак.                                                                                                    В журчащем проворном Ручье                                                                                                Заплыл мягкий знак перед Е.                                                                              Заметил, летит Вороньё,                                                                                                      И ловко взлетел перед Ё.                                                                                                       К нечастью, свалился в Репьи,                                                                                   Попав прямиком перед И.                                                                                      Оттуда залез к Муравью,                                                                                                      Усевшись как раз перед Ю.                                                                                               А шла когда мимо Свинья,                                                                                                     Забрался он к ней перед Я.                                                                                              И громко запел: «Перед Е,Ё,И,Ю».                                                                                Всегда разделительным знаком стою.                                                                           Я знак разделительный, знайте, друзья,                                                                        Меня вы найдете в словах перед Я!              

- Какие слова с разделительным мягким знаком вы запомнили?

 

 

 

 

 

 

 

     Вьюга

Улья

Семья

Ружьё

Варенье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласный сливается с гласным.

 

 

   Является разделительным.

 

 

Он отделяет согласный звук от гласного и не даёт им сливаться

 

Ответы учащихся

е, ё, ю, я, и

 

 

Если Ь обозначает мягкость, то звуков меньше, а если он разделительный, звуков и букв одинаковое количество.

 

Буквы

е, ё, ю, я – после Ь обозначают два звука, только буква и имеет один звук.

 

Ответы учащихся правило.

 

 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

(личностные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения (коммуникативные УУД)

4.Физ. минутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Самостоятельная работа.

 

 

Я буду произносить слова. Если в них есть мягкий знак, вы приседаете. Если произнесу слово без мягкого знака, хлопаете в ладоши.

Слова: счастье, съезд, льётся, вьётся, отъезд, съел, семья, листья, колья, стулья.

– Что заметили в словах без мягкого знака, когда выполняли физкультминутку?

– Какую роль играет Ъ в словах?

Было «сели» - стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто  виновник?...

Твёрдый знак

Нам нужен тоже,

Без него сказать не сможем:

Съезд, съедобный, объеденье,

И подъезд, и объясненье.

  

Составить предложение с любым словом устно.                                                                                                                                                                                                        

 

 

Дети выполняют движения.

 

 

 

В словах есть Ъ.

-Какую роль выполняет Ъ знак и чем отличается от Ь ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заслушивание ответов с пояснением правописания Ъ и Ь

Выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью (регулятивные УУД)

 

6.Первичное осмысление и закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Самостоятель-ная работа

Работа на доске и в тетради.

Выделенные слова запишем .

Подчеркните Ъ и буквы, которые он разделяет и приставку.

– Когда пишется Ъ знак?

 

 

– Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак?

– Что можно сказать о количестве букв и звуков в словах с разделительным Ъ?

 

 

1.  Карточка   1 вариант

Вороб…ишка над руч…ём
Своей сем…е построит новый дом.
Крыл…ями помашет,
Вот кол…я воб…ёт.
И в…юга в их дом никогда не войдёт!

2.  Карточка  2 вариант

Волк ужасно раз…ярён,
С…есть ежа не может он.
Ёж, хотя он и с…едобен,
Для с…еденья неудобен:
С…ёжась, выставил иголки –
Об…егорил злого волка.

 

Карточка 1вариант

Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.

Образец: въезд.

В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.

 

Карточка 2 вариант

Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

Образец: отъезд.

Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).

 

Правило памятка работы с ъ и ь знаком.

 

 

 

 

   

 

 

 После приставки оканчивающейся на согласную.

е, ё, ю, я

 

Количество букв и звуков одинаковое.

Гласные, которые стоят после твёрдого знака, будут иметь два звука,один из которых (й).

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают по вариантам.

 

 

 

Итоги работы:

Объяснение учащихся, выразительное чтение,  оценка работ.

Выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью (регулятивные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отображать в речи содержание своих действий; аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения (коммуникативные УУД)

 

 

 

Осуществлять запись (познавательные УУД)

8. Обобщение изученного.

Итоги урока. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Самооценка.

 

Наш урок подходит к концу. 
 Вы хорошо потрудились на уроке.

Какие выводы мы можем сделать из нашего урока?

Призадумались тут знаки
И друг другу говорят:
Каждый в слове пригодится
И в нужном месте должен появиться.
Важен – ты и важен – я.
Мы с тобой навек – друзья!
Ну а вы, ученики
Правила не забывайте,
Разделительные знаки
Правильно употребляйте.

Запомните! Проще простого!
Пишите меня в корне слова.
Пишите без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я

С приставкой на согласную
Дружу я с давних пор,
После меня лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.

Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:

Сегодня на уроке я:

·                    научился...

·                    было интересно...

·                    было трудно...

·                    больше всего понравились задания...

·                    мне показалось важным...

я понял, что...                                                                          

Самооценка.

- Если вы очень хорошо поработали – поднимите зеленый круг.

- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите синий круг.

- Если вы не работали, но на следующем уроке обязательно поработаете – поднимите желтый круг.

Ответы учащихся с объяснением.

 

 

 

 

1.Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.

 

 

 

 

 

 

 

2.Разделитель-ный твёрдый знак пишется после согласного перед гласными е, ё, я или ю.

Прогнозировать учебную ситуацию; обобщать полученную информацию (познавательные УУД)

 

Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

(регулятивные УУД)

 

 

 

 

Давать оценку своим действиям, оценивать результат (коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Домашнее задание

– Выучить правило с.68

Д-з с.68-69., упр.127

Учащиеся записывают домашнее задание.

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока по русскому языку «Разделительный мягкий и твёрдый знаки»

Технологическая карта урока по русскому языку «Разделительный мягкий и твёрдый знаки»

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная , групповая, индивидуальная

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная , групповая, индивидуальная

Где пишется в словах Ь, обозначающий мягкость согласных?

Где пишется в словах Ь, обозначающий мягкость согласных?

Заметил, летит Вороньё ,

Заметил, летит Вороньё ,

Самостоятель-ная работаРабота на доске и в тетради

Самостоятель-ная работаРабота на доске и в тетради

Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ

Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ

Обобщение изученного. Итоги урока

Обобщение изученного. Итоги урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2020