Технологическая карта урока
по русскому языку
«Разделительный мягкий и твёрдый знаки»
Выполнила: Серова Эмилия Вячеславовна,
учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 64
Тема урока |
«Разделительные мягкий и твёрдый знаки» |
Цели |
|
1. Личностные |
- познакомить с правилом правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. развиваем умения выказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции; - умение оценить свою работу и работу товарища; - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. Метапредметные · познавательные |
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - различать две функции Ь - показателя мягкости и разделительного и обосновывать свое мнение; - определять слова, в написании которых пишется разделительный Ъ знак, и обосновывать свое суждение; - использовать приобретенные умения при выполнении заданий. |
· регулятивные |
Регулятивные УУД: - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
· коммуникативные |
Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
3. Предметные |
- формировать умение видеть орфограмму; - развивать орфографическую зоркость; - писать слова с разделительным ь и ъ знаком; - различать по написанию разделительный Ь и Ъ знаки; - распределять слова по группам в зависимости от функции Ъ знака. |
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы на уроке: словесные (беседы, диалог), игровые, работа с учебником, практические (упражнения), метод рефлексии.
Оборудование: компьютер, проектор, презентации, памятки «Правописание Ъ и Ь знаков в словах» учебник, тетрадь, ручка с зелёной пастой, карандаш.
УМК «Школа России»
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организацион-ный момент |
–Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату. |
Подготовка и проверка рабочего места. |
Готовятся к уроку. (личностные УУД) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний |
Минутка чистописания: – Начнем мы наш урок с минутки чистописания. Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, вьюга, теплица, семья, поезд. Назовите букву, которая не обозначает звука. На доске запись:
– Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слово нужно поставить вместо вопроса? – Что общего в словах нижней строки? – Какую букву будем писать сегодня? Показ учителем написания Ь. – Определите закономерность написания букв и напишите строчку до конца. зь ль нь сь дь ль нь сь – Какую роль играет Ь в словах нижней строки?
– Где пишется в словах Ь, обозначающий мягкость согласных?
|
Ъ и Ь
День
Буква Ь
Ответы учеников Обозначает мягкость
Ь – показатель мягкости согласных. Ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными и гласными или на конце слов.
|
Выполнять коллективные задания в соответствии с поставленной целью. (регулятивные УУД) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Изучение нового материала |
– Какую ещё важную роль играет Ь в словах? Об этом мы и поговорим сегодня на уроке. Игра «Разгадай кроссворд» 1. Снежная буря. 2. Домики для пчёл. 3. Мать, отец, дети. 4. Орудие для охоты. 5. Ягоды, сваренные в сахаре.
Записать полученные слова. – Подчеркнуть Ь и букву, стоящую после него. – Попробуйте закрыть Ь в этих словах и прочитать их. – Что заметили? – Какую роль играет мягкий знак в словах?
- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и). Определите количество букв и звуков в словах с мягким знаком из «Минутки чистописания» и кроссворда. – Что заметили? - Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить слова с разделительным мягким знаком. Не мог озорной мягкий знак Найти себе места никак. В журчащем проворном Ручье Заплыл мягкий знак перед Е. Заметил, летит Вороньё, И ловко взлетел перед Ё. К нечастью, свалился в Репьи, Попав прямиком перед И. Оттуда залез к Муравью, Усевшись как раз перед Ю. А шла когда мимо Свинья, Забрался он к ней перед Я. И громко запел: «Перед Е,Ё,И,Ю». Всегда разделительным знаком стою. Я знак разделительный, знайте, друзья, Меня вы найдете в словах перед Я! - Какие слова с разделительным мягким знаком вы запомнили?
|
Вьюга Улья Семья Ружьё Варенье
Согласный сливается с гласным.
Является разделительным.
Он отделяет согласный звук от гласного и не даёт им сливаться
Ответы учащихся е, ё, ю, я, и
Если Ь обозначает мягкость, то звуков меньше, а если он разделительный, звуков и букв одинаковое количество.
Буквы е, ё, ю, я – после Ь обозначают два звука, только буква и имеет один звук.
Ответы учащихся правило.
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; (личностные УУД)
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения (коммуникативные УУД) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Физ. минутка
5.Самостоятельная работа.
|
Я буду произносить слова. Если в них есть мягкий знак, вы приседаете. Если произнесу слово без мягкого знака, хлопаете в ладоши. Слова: счастье, съезд, льётся, вьётся, отъезд, съел, семья, листья, колья, стулья. – Что заметили в словах без мягкого знака, когда выполняли физкультминутку? – Какую роль играет Ъ в словах? Было «сели» - стало «съели». Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник?... Твёрдый знак Нам нужен тоже, Без него сказать не сможем: Съезд, съедобный, объеденье, И подъезд, и объясненье.
Составить предложение с любым словом устно.
|
Дети выполняют движения.
В словах есть Ъ. -Какую роль выполняет Ъ знак и чем отличается от Ь ?
Заслушивание ответов с пояснением правописания Ъ и Ь |
Выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью (регулятивные УУД)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Первичное осмысление и закрепление
7.Самостоятель-ная работа |
Работа на доске и в тетради. Выделенные слова запишем . Подчеркните Ъ и буквы, которые он разделяет и приставку. – Когда пишется Ъ знак?
– Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак? – Что можно сказать о количестве букв и звуков в словах с разделительным Ъ?
1. Карточка 1 вариант Вороб…ишка над руч…ём 2. Карточка 2 вариант Волк ужасно раз…ярён,
Карточка 1вариант Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ. Образец: въезд. В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.
Карточка 2 вариант Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ. Образец: отъезд. Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).
|
Правило памятка работы с ъ и ь знаком.
После приставки оканчивающейся на согласную. е, ё, ю, я
Количество букв и звуков одинаковое. Гласные, которые стоят после твёрдого знака, будут иметь два звука,один из которых (й).
Учащиеся работают по вариантам.
Итоги работы: Объяснение учащихся, выразительное чтение, оценка работ. |
Выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью (регулятивные УУД)
Отображать в речи содержание своих действий; аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения (коммуникативные УУД)
Осуществлять запись (познавательные УУД) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Обобщение изученного. Итоги урока. Рефлексия
9.Самооценка.
|
Наш
урок подходит к концу.
|
Ответы учащихся с объяснением.
1.Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.
2.Разделитель-ный твёрдый знак пишется после согласного перед гласными е, ё, я или ю. |
Прогнозировать учебную ситуацию; обобщать полученную информацию (познавательные УУД)
Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. (регулятивные УУД)
Давать оценку своим действиям, оценивать результат (коммуникативные УУД)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Домашнее задание |
– Выучить правило с.68 Д-з с.68-69., упр.127 |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.