Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Правописание суффиксов -ИК, -ЕК в суффиксах имён существительных"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Правописание суффиксов -ИК, -ЕК в суффиксах имён существительных"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
06.08.2023
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Правописание суффиксов -ИК, -ЕК в суффиксах имён существительных"
Урок русского языка.docx

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 классе

 

 

Тема: «Правописание суффиксов имён существительных –ИК-, -ЕК-».

 

Форма: урок – путешествие.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

Цель урока: создание условий для открытия и первичного усвоения новых знаний обучающихся по теме «Правописание суффиксов имён существительных –ИК-, -ЕК-» посредством интерактивных игр и оформления элемента проектной деятельности - кластера (тематической схемы).  

 

Задачи:

·                   образовательные: 

- познакомить обучающихся с правописанием суффиксов имён существительных;

·                   развивающие:

- развивать умение строить монологическую и диалогическую речь;

- продолжать развивать орфографическую зоркость, отрабатывать элементы каллиграфического письма;

- формировать функциональную грамотность (читательская грамотность, естественно-научная грамотность);

- способствовать расширению кругозора и активизации словарного запаса;

- развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство прекрасного;

·                   воспитательные: 

- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в парах, адекватно оценивая себя и друг друга;

- воспитывать любовь к окружающему миру.

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся правописанию суффиксов имён существительных –ЕК-, -ИК-; продолжат учиться составлять кластер по теме.

Метапредметные:

регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися; формулирование темы и цели урока; взаимооценка и самооценка;

познавательные: наблюдение, анализ, выявление закономерностей, установление признаков;  

коммуникативные: продолжат учиться работать в группах; высказывать своё мнение в устной и письменной форме, отвечать полным ответом.

Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, карточки для критериального оценивания, рабочие листы с кармашками, карточки для кластера, учебник «Русский язык» (3 класс, часть 2 Н.В. Нечаевой, С.Г.Яковлевой), карточки-первоцветы для рефлексии, кубик Блума.

Методы: проблемные, практические, частично - поисковые, наглядные, работа в парах, использование ИКТ.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проектная деятельность, развивающее обучение.

 

 

Структура урока открытия новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Ход урока:

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Орг. этап. Мотивация учебной деятельности.

      (3 мин.)

Словесное приветствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация слайдов - иллюстраций с изображением весны, загадки о весне

 

Доброе утро, ребята и наши уважаемые гости! Меня зовут Юлия Алексеевна, и я сегодня проведу у вас урок русского языка. Мне очень приятно видеть ваши заинтересованные глаза и познакомиться с каждым из вас.

Рано утром мы проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

Школа ждёт! Звенит звонок!

Начинается урок!

Каждый слушает внимательно

И работает старательно!

- Посмотрите, пожалуйста, всё ли готово к уроку на ваших партах? Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, рабочий лист, карточка для баллов. Отлично! Садитесь, ребята.

- А сейчас прочтите загадку со слайда и отгадайте её:          

 Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

 - Что же это? (весна) Так ярко светит апрельское солнце, что мне захотелось сегодня пригласить вас на весеннюю прогулку.

- Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая, – значит, к нам пришла... (весна).

- Если снег везде растаял, и трава в лесу видна,

И поет пичужек стая – значит, к нам пришла... (весна).

- Если солнце разрумянит наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет – значит, к нам пришла... (весна).

-Вы совершенно правы, молодцы!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадки хором, рассматривают иллюстрации с изображением весны.

Дети организованы,

Проверена готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создано позитивное настроение.

2.  Актуализация опорных знаний и умений.

 (7 мин.)

Минутка чистописания (фронтально)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа (фронтально)

с проверкой у доски

 

- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в’])

- Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий, парный, мягкий парный, обозначен буквой «вэ»)

  - Сегодня эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

- А зачем мы с вами выполняем данную работу? (Для того, чтобы отрабатывать навык красивого и правильного письма).

- Садимся красиво, правильно, спина прямая, руки лежат на парте. Открываем тетради для чистописания, записываем в первой строке следующие буквосочетания.

ви ве вя во ов ва

- На второй строчке запишите только ответы на мои весенние загадки. Только все ответы вам нужно записать в уменьшительно-ласкательном значении. Например, если отгадка «цветок», вы запишете…(Ответы детей). Первое слово с заглавной буквы и красной строки, остальные через запятую.

1. Как назвать нам эту птичку,

    Что похожа на синичку:

    Тем же ходом и размером,

    Только цветом — буро-серым?

                                    (Воробуш..к)

2. Из газет меня сложили
    И на воду опустили.
    По волне и на ветру
    Я плыву себе, плыву.

                                       (Корабл..к)

 3.  Солнечный лучик проник сквозь окно,

Яркий, ударился он о стаканчик,

И заблестело на стенке пятно,

Быстро запрыгал там солнечный…

                                   (Зайч..к)

4. От дождей, текущих вод

    Он растет из года в год.

    Он полей равнинных враг,

    И зовут его ....         (Овраж..к)

- Давайте посмотрим на доску. К какой части речи мы отнесём все эти слова? (К существительным). Докажите. Какие гласные у меня потерялись? Кто может мне помочь найти потеряшек? Сразу догадались, или нужно было подумать? Вот и Витя Перестукин из сказки «В стране невыученных уроков» столкнулся с такой же проблемой… Он хотел войти в страну Невыученных уроков, у ворот замка его встретили два странных человека, которых Витя и его кот Кузя назвали крючок и Палка. И здесь героя ждали непростые испытания.  А сейчас скажите мне, пожалуйста, в какой части слова находятся эти гласные? (В суффиксе). Верно.

 

Прописывают в тетради число, классную работу, буквосочетания.

 

 

 

 

Ребята работают в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитывается аккуратность, формируются навыки каллиграфии.

 

 

 

 

Развивается грамотность, орфографическая зоркость.

3. Целеполагание. (2 мин.)

 

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Итак, какой же будет тема сегодняшнего урока? (Ответы детей)

Тема нашего урока: «Правописание суффиксов имён существительных –ИК-, -ЕК-»

Какие задачи мы поставим перед собой? Обратите внимание на опорные слова на доске.

-Узнать...   (когда пишется суффикс –ек, -ик)

-Научиться…(правильно писать слова с этими суффиксами)

-Закрепить…(свои знания и умения).

На уроке мы также будем ориентироваться по нашему плану на доске. Что мы уже сделали?

Определяют тему и цели урока.

Созданы условия для развития речи детей.

  

 

 

 

 

4. Открытие новых знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

(10 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамматическая разминка (фронтально)

с проверкой у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание кластера по правилу

(фронтально)

Отлично! А теперь давайте дружно поможем справиться Вите с проблемой. Что нужно сделать со словом, чтобы узнать, какая буква пишется в суффиксе? (Изменить форму слова, просклонять).

- Хорошо, попробуем! Закрываем тетради для чистописания, открываем другие тетрадочки, записываем число, классная работа, сегодня у нас тринадцатое апреля. Запишем слова в ряд: замок, замочек, замочка, замочки, ключ, ключик, ключика, ключики.  Выделим суффиксы. Сравним написание суффиксов. Сделайте предположение, от чего зависит написание гласного в суффиксах –ик, -ек. Вернёмся к нашим весенним загадкам. Докажите мне устно, что мы записали букву Е и И правильно. А теперь поднимите руку, у кого было правильно с самого начала. Поставьте себе за 1 задание в карточку заслуженные баллы: по 1 баллу за каждое верно записанное слово.

- Давайте проверим все ранее сказанные предположения и обратимся к нашему учебнику. Откроем его на с. 115. Прочитаем правило. А сейчас я вам предлагаю создать весеннюю схему на это правило. Какая красота у нас получилась. А давайте посмотрим, как справился Витя с этой ситуацией.

 

 

 

Один обучающийся работает у доски, остальные ребята – в тетрадях.

 

 

 

Самооценка.

 

Работают с учебником, создают схему.

 

 

 

 

 

Закреплены представления о создании

кластера – информационной графической схемы по определённой теме.

5. Первичное закрепление.

(15 минут)

Физминутка - игра с кубиком Блума «Подбери словечко»

 

Работа в парах на рабочих листах.

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка вывода.

Демонстрация алгоритма на экране.

 

 

 

Самостоятельная работа.

Предлагаю вам немного отдохнуть, да не обычно, а по-весеннему. Встаньте, пожалуйста, около своих парт. Я буду показывать вам иллюстрацию на кубе, а вы, если в слове пишется буква Е в суффиксе, приседаете, если И - хлопаете 2 раза. (Цветочек, котик, мячик, карандашик, кораблик, замочек).

Молодцы, присаживайтесь на свои места. У вас на партах лежат рабочие листы с кармашками, придвиньте их к себе. Нужно вставить пропущенные буквы в суффиксах существительных и распределить слова в две группы. Какие группы, вам подскажет картинка на кармашке. Можно шёпотом совещаться в парах. Кто первый закончит, поднимает руку.

Оцените себя, если вы правильно вписали все слова, то поставьте себе в карточку с баллами за 2 задание по одному баллу за каждое слово. Максимум – 10 баллов должно у вас получиться.

А сейчас давайте сделаем вывод: чему мы сегодня научились? Что узнали?

Составьте алгоритм действий, порядок, по которому мы будем определять правильность написания.

1.      Изменим форму слова (слово – помощник - нет).

2.      Смотрим на гласную в суффиксе.

3.      Если сохранилась, то пишем - ик.

            Если исчезла, то пишем - ек.

- Давайте посмотрим на план нашей работы, что ещё мы не делали на уроке? Самостоятельную работу.

 

 Задание следующее:

- На улице весна, все мысли о ней. И Витя, глядя за окно на тёплый весенний день, отвлекаясь, написал предложение.

Солнечьные зайчеки бигут по трове, по лисной трапе, по высокой гаре.

Кузя нашёл четыре ошибки, сколько найдёте вы? Запишите в тетрадь предложение без ошибок. Кто закончил, выполняет самооценку на листе, сколько нашли ошибок, столько и баллов за 3 задание. (Кто выполняет быстро – дополнительное задание – упр.473, с.111).

Выполняют действия в соответствии со словесной инструкцией учителя.

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

 

 

 

Отвечают на вопросы, стараются сделать вывод и составить алгоритм.

 

Выполняют самостоятельную работу.

Созданы условия для отдыха обучающихся и настроя на работу.

 

Формируется умение работать в паре.

 

 

 

 

 

 

Формируется умение делать выводы и умозаключения, составлять алгоритм действий.

Созданы условия для выполнения самостоятельной работы.

6. Рефлексия. Итог урока. Оценка деятельности.

(2 мин.)

 

Составление весеннего букета.

Самооценка на карточках.

- Давайте вспомним - какие задачи мы ставили перед собой на уроке?

- Кто считает, что мы выполнили их?

- Какие задания были особенно интересными?

- Что было легко, что вызвало затруднения?

- Предлагаю вам собрать весенний букет. Оцените свою работу на уроке.

- Если было интересно на уроке, во всем разобрались – голубой цветок.

- Если иногда были сомнения – белый цветок.

- Если были трудности - жёлтый цветочек.

- Мне было приятно сегодня с вами работать, видно, что вы очень старались. Вы большие молодцы.

Ученики отвечают на вопросы.

 

Выполняют задание «Рефлексия».

 

Созданы условия для рефлексии.

7. Домашнее задание

(1 мин.)

 

- Записываем домашнее задание: упр. 477, с. 114, правило. (на слайде).

- А теперь подсчитайте все баллы, которые вы получили за сегодняшний урок, запишите их в табличку, я посмотрю на перемене. Красиво сели.

В каждом человеке прячется весна.

Если ты печален, значит, спит она.

Ну а если ты запел на бульваре в стужу,

Значит, что весна в тебе вылезла наружу.

Желаю всем отличного настроения и весеннего солнышка в душе!

Записывают домашнее задание.

Домашнее задание записано, обучающиеся готовы закончить урок организованно.

  

 


 

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 классе

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 классе

Планируемые результаты : Предметные : обучающиеся научатся правописанию суффиксов имён существительных –ЕК-, -ИК-; продолжат учиться составлять кластер по теме

Планируемые результаты : Предметные : обучающиеся научатся правописанию суффиксов имён существительных –ЕК-, -ИК-; продолжат учиться составлять кластер по теме

Этап урокаВиды работы, формы, методы, приемыСодержание педагогического взаимодействия

Этап урокаВиды работы, формы, методы, приемыСодержание педагогического взаимодействия

Минутка чистописания (фронтально)

Минутка чистописания (фронтально)

Витя и его кот Кузя назвали крючок и

Витя и его кот Кузя назвали крючок и

Первичное закрепление. (15 минут)

Первичное закрепление. (15 минут)

Рефлексия. Итог урока. Оценка деятельности

Рефлексия. Итог урока. Оценка деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2023