Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе в соответствии с обновленным ФГОС ООО на тему: "Правописание безударной гласной в корне"

  • docx
  • 19.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТК безударная гласная.docx

Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии с обновленным ФГОС ООО

в 5 классе

Тема урока: «Правописание безударной гласной в корне»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Деятельностные цели урока: развивать умение находить орфограмму в тексте, графически обозначать ее, выбирать способ проверки; редактировать текст, работать в парах и группах, отбирать примеры и распределять их на группы.

Содержательные цели урока: закрепить усвоенные знания, способы действия и скорректировать при необходимости.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- проверять написание гласной буквы в безударном слоге.

- подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в корне слова.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации.

- использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.

- осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.

Ученик получит возможность:

- извлекать необходимую информацию из орфографического словаря, использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Задачи урока

1.Образовательная – отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;

2.Развивающаяразвивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных     способностей учащихся; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3.Воспитательная содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим; умение работать в парах, группе. самостоятельность, трудолюбие; создать благожелательную творческую атмосферу.

4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Формы работы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

2 минуты

- Добрый день, ребята! Я очень рад вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения и начнем урок.

Запись числа в тетради.

 

Готовность учащихся к активной познавательной деятельности;

Включение в деловой ритм.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

11 минут

- Давайте вспомним, почему человеку важно быть грамотным?

- Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна, и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы еще раз убедитесь, когда Алена, Алина и Аня прочитают по ролям небольшой рассказ «Письма».

(Слайд № 1)

Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!

Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»

Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?

- Какие виды безударных гласных вы знаете? 

- Давайте выпишем эти слова и исправим ошибки, которые допустил Ваня.

 

По какому алгоритму действовали?

 - Давайте вспомним алгоритм и проверим себя (Слайд № 2)

- Ребята, как называется словарь, в котором мы можем проверить правописание слова?

Ответы учащихся

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

- Проверяемая и непроверяемая

 

Учащиеся выписывают слова и исправляют ошибки.

 

Орфографический (если дети не знают, учитель называет словарь и показывает его в классе, при этом учащиеся сами объясняют, как нужно им пользоваться).

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Формулирование темы урока

Цель этапа: самостоятельное определение темы урока, цели урока.

 

 

2 минуты

- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?

- Какую цель мы поставим для себя сегодня? Какие учебные задачи будем решать на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 3)

Запись темы на доске и в тетради.

 

- Да, сегодня мы будем закреплять знания об орфограмме безударная гласная в корне слова и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.

- Безударная гласная в корне слова

 

- Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова

 

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

 

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 

Цель этапа: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания безударных гласных  способом объяснения лексического значения слов.

 

11 минут

- Давайте выразительно прочитаем страницы учебника и выясним, как нам советуют действовать лингвисты при выборе безударной гласной в корне слова (стр. 27, рубрика «Возьмите на заметку!»)

Итак, какой способ советуют авторы учебника? Был ли известен он Вам?

 

 

- Пользуясь образцом рассуждения на стр. 27 учебника, выполните устно задание на Слайде 4

Хр_брец – это … человек.

- А сейчас мы с вами усложним задачу и письменно выполним упр. 58 (2). (Слайд 5)

Читают текст на стр. 27, рубрика «Возьмите на заметку!» два ученика по частям: один – теорию, другой – примеры.

 

 

-  Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через однокоренное.

Учащиеся, пользуясь образцом, устно по цепочке выполняют упражнение.

 

Учащиеся вслух читают задание к упражнению, выполняют его, затем обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеучебные)

 

1 минута

Физкультминутка

- Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы: (Слайд 6)

К.рмушка (корм),  маслёнок (масло),  кр.льчиха (кролик),   см.льчак (смелый),   б.глец (бег), старичок (старый),  ц.почка (цепь),     д.чурка (дочь),   с.сновый (сосны),   д.тишки (дети).

а-хлопаем в ладоши

я-встаём

о-присядем

е- подскок

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

13 минут

Организую деятельность по применению новых знаний

- А теперь вы разделитесь на команды по вариантам и будете выполнять самостоятельную работу. (Слайды 7-9)

 

3 ученицы выполняют индивидуальные задания на карточках.

 

 

 

- Сейчас консультанты озвучат и объяснят правильные ответы, а вы внимательно проверите свою работу.

 

- Оцените свою работу по пятибалльной шкале по критериям. (Слайд 10)

 

 

Самостоятельная работа по группам

1 группа учащихся работает индивидуально с тестовым материалом.

2 группа - распределяет слова по видам орфограмм в корне (карточки)

3 группа – ищет ошибки в тексте

Алена, Алина и Аня объясняют одноклассникам, какие ответы являются правильными.

 

Осуществляют самопроверку. Оценивают работу по критериям.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

5 минут

Организую рефлексию, организую самооценку результатов уч-ся.

- Какая цель была поставлена на уроке?

- Как вы считаете, она достигнута?

- Я очень рада, что урок не прошёл для вас даром.

- Сейчас оцените свою работу на уроке, для этого сложите оценки в тетради и разделите на 2.

Задаю домашнее задание (правило на стр. 27, пересказ; на выбор упр. 60 или упр. 61). По желанию: написать небольшой рассказ, в котором будет не меньше 10 орфограмм на изученную тему. (Слайд 11)

Оцениваю отдельных учащихся, комментирую отметки.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Подводят итог своей работы.

Записывают домашнее задание в дневник.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)