Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Частика как часть речи"

  • docx
  • 10.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТК РЯ 7 класс. Частица.docx

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме: «Частица как служебная часть речи».

Цели урока:

1.    Познавательные: 

дать понятие о частице как о служебной части речи;

сформировать умение отличать частицу от других служебных частей речи на основе определения ее функции.

2.    Развивающие: 

развивать речь, творческие способности, исследовательскую и коммуникативную культуру обучаемых.

3.    Воспитательные: 

воспитывать интерес и внимание к русскому языку, сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности; эстетические чувства, патриотизм.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид  урока: урок-исследование.

Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как  часть речи», толковый словарь

 

1 Этап урока:

1. Организационный этап. Учитель (после приветствия).

- Любите ли вы, ребята, разгадывать лингвистические загадки? Почему? (Интересно; возможность проверить знания и т. п.).

Отгадайте лингвистическую загадку.

Их не так уж много в языке,

Но без них не обойтись нигде:

В словосочетании – они,

Да и в предложении нужны!

                                       (Предлоги, союзы)

Учитель.

- А что вы знаете о предлогах и союзах? (Это служебные части речи).

Учитель.

- Есть ли еще части речи, выполняющие служебные функции? (Частицы).

- Какие частицы вам известны? (Не, ни, бы…).

Орфографическая  разминка.  Перед вами словосочетания. При помощи флажков укажите, как правильно их записать. Красный цвет – раздельно, синий – слитно.

Ни (у) кого (не)нашлось ручки; (не)простая задача; (не)очень глубокая яма; (не)сорванные вовремя плоды; (не)созревшие фрукты; фамилия (не)указана; отнюдь (не)простое задание; (не)надежный товарищ; не(с)кем поговорить; (ни)кем (не)узнанный музыкант; (не)широкий, а узкий мост; (не)широкий переулок; идея (не)плоха; (не)настоящий артист.

Проверьте свои знания, объясните написание любых трех словосочетаний

Оцените свою работу (на полях + или -)

Какое правило иллюстрируют данные словосочетания.

 

2 Этап урока

Скажи …, дядя, … не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Надпись: Слайд № 1… были … схватки боевые,

…, говорят, …!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

 

- Перед вами строки известного стихотворения М. Ю. Лермонтова. Всё ли правильно записано?

-Вспомните и расскажите этот отрывок по памяти.

Надпись: Слайд № 2
 

 


-Чего не хватает в этом тексте? (частиц)

-А что такое частица? (это служебная часть речи)

-Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

-Какова, по-вашему, цель урока? Слайд № 3

-Какая задача стоит перед нами? (роль частиц в тексте) Слайд № 4

-Как мы определяем части речную принадлежность слова? (задаем вопрос, определяем значение, по роли в предложении, по способу изменения)

-Можно ли к частицам задать вопрос?

-Определить какой это член предложения?

Овал: Не является членом предложения-Итак, я попрошу сделать первый микро вывод в форме кластера.(части кластера раскрываются в течении урока)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Слайд № 3 (текст с частицами и без них)

-Какую роль выполняют частицы в тексте?

(Частицы используются для выражения отношения говорящего к сообщаемому, для выделения в составе высказывания наиболее важных для понимания содержания текста слов, а так же для создания экспрессивности, выразительности высказывания.)

 -Запишите предложение: Разве в сказке не может быть правды? (А. Блок)

-Выделите частицы.

-Какое значение несут данные частицы?

(разве – выражает вопросительное значение, не – значение отрицания)

- Какие частицы вы еще знаете?

-Какое значение они выражают?

-Как вы думаете, в чем трудность изучения частиц? (правописание, умение отличить от слов других частей речи)

-Познакомьтесь с памяткой «Разряды частиц»

-Выполните запись в своих рабочих тетрадях:

Знаю:…

Новое:…

-От чего зависит деление частиц на разряды? (от значения и функции)

-Какими новыми знаниями мы можем дополнить наш кластер?

Интересный факт: Многие русские писатели и поэты употребляли в своём творчестве частицы. Например, А. С. Пушкин использовал частицу «Вот» около 1000 раз, а частица «даже» прозвучала у поэта более 300 раз. Например: «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала».

-А теперь  воспользуйтесь полученными знаниями о частицах. Объявляется мини-соревнование: перед вами текст, дополните его необходимыми частицами. Запишите текст, восполнив пропуски, и выделите все частицы в тексте.

(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла. (А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки) названия-прозвища лучше всего!

-Обменяйтесь своими тетрадями друг с другом (по часовой стрелке) для взаимопроверки. Сравните исходный текст с проверяемым вариантом. Если все верно, поставьте карандашом на полях 5.

-Верните друг другу тетрадочки и посчитайте сколько частиц в нашем тексте. (10)

-Упр. № 464

Прочитайте предложения, выражая разные чувства (восхищение, порицание, разочарование, пренебрежение),

1)      Что за денек?

2)      Ну и ребенок!

3)      Мы же смотрели этот фильм!

-Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

В книге Светланы Николаевны  Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (слайд).

Чтение легенды:  Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

Текст распечатан. Записать в тетрадь только частицы, выделите, объясните их роль в тексте. Сколько у вас частиц?

-Какими новыми знаниями мы можем дополнить наш кластер?

-Перечислите частицы, участвующие в образовании форм слова.

-Составьте 2 предложения с формообразующими частицами так, чтобы в первом они участвовали в образовании условного наклонения, а во втором форму повелительного наклонения.

-Добавляем в наш кластер еще один пункт.

Если я гореть не буду,

Если ты гореть не будешь,

Если мы гореть не будем,

Кто же здесь рассеет тьму?

-Прочитайте четверостишие, объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания? Согласны ли вы  с ним?

-Укажите частицы в этом отрывке, какую роль они выполняют?

-Подведем итог сегодняшнего урока.

Подведем итоги нашего сотрудничества, обратившись к целям и задачам урока.

- Выполнили ли мы поставленные цели и задачи? (Да.)

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Ваш самый большой успех сегодня?

- Какие трудности встретились?

- Смогли ли вы их преодолеть? (Да.)

Скажи …, дядя, … не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

… были … схватки боевые,

…, говорят, …!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

1)    Разве в сказке не может быть правды?

 

2)    Знаю:…

Новое:…

 

3)    … у птиц забавные встречаются имена. … поверишь, что водится птица поганка. Поганка … рогатая. … и птичка завирушка есть. Или … юла. … совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и … чечевица. А … плохое название чиж или чечетка? … непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? …названия-прозвища лучше всего!

Слова для справки: именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто.

 

4)    Прочитайте предложения, выражая разные чувства (восхищение, порицание, разочарование, пренебрежение)

a.     Что за денек?

b.     Ну и ребенок!

c.      Мы же смотрели этот фильм!

 

5)    Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами. Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

 

6)    Если я гореть не буду,

Если ты гореть не будешь,

Если мы гореть не будем,

Кто же здесь рассеет тьму?

Памятка  «Разряды частиц по значению и функции»

Смысловые

Формообразующие

1.      Отрицательные: не, ни

2.      Утвердительные: да, так, точно, как же, ага, угу, определенно.

3.      Усилительные: даже, даже и, аж, и, уж, уже, же, ни, еще, ведь, все-таки, ну.

4.      Вопросительные: разве, неужели, ли (ль), что ли а, что, как, ну как, а что если.

5.      Восклицательные: что за, как, ну и.

6.      Уточняющие: именно, точно, в точности, прямо, ровно, чуть, чуть не, всего, всего-навсего, хоть, хоть бы, хотя бы, почти, как раз.

7.      Выделительно-ограничительные: только, лишь, лишь только, всего лишь, почти, хоть, единственно, исключительно.

8.      Указательные: вот, а вот, вон, а вон, это.

9.      Со значением сомнения: вряд ли, едва ли, авось.

10.  Смягчающая требование (просьбу):

-ка

1. образуют форму условного  наклонения глагола: бы, б.

2. образуют форму повелительного наклонения: пусть, пускай, да, давай, давайте.