Технологическая карта урока по теме "Информационные системы"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по теме "Информационные системы"

Оценка 4.6
doc
08.04.2020
Технологическая карта урока по теме "Информационные системы"
Tekhnologichekaya_karta_uroka_FGOS_OTK_IKT_is.doc

БПОУ ОО «орловский технический колледж»

 

Технологическая карта урока

Дата 30 января 2018 г Группа 14-ЭК  Дисциплина  Информатика и ИКТ

Тема урока Понятие об информационных системах

Цели урока Сформировать понятия об информационных системах (ИС)

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате урока обучающие смогут:

- дать определение информационной системы (ИС);

- назвать основные свойства информационных систем;

-охарактеризовать классификацию ИС

- работать с информационными системами

 

 

 

Формирование УУД:                                                                               

Регулятивные действия: умение включать новые знания в систему знаний; умение планировать свою деятельность, сверять свои действия с целью; развивать умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему, развитие алгоритмического мышления.

Познавательные действия: умение оперировать изученными понятиями; умение использовать полученные знания при работе с информационными системами.

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

 

В результате урока обучающие смогут:

- сформировать собственное мнение о необходимости владения информационными системами;

- осознать значимость поставленных учебных задач

 

Умения

У1. Распознавать информационные процессы в различных системах

У2. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях

У3. Соблюдать правила ТБ и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Знания

З1. Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей)

Словарь урока: информационная система, классификация ИС, свойства ИС, информационно-поисковые ИС, управляющие ИС, обучающие ИС, настольные ИС, офисные ИС, автоматизированные ИС, пакетные  ИС, диалоговые ИС, смешанные ИС

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы обучения: наглядный, поисковый, словесный

Методы контроля: самооценка, индивидуальный, фронтальный

Междисциплинарные связи: история, математика

Место проведения: кабинет информатики

Оснащенность урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска

ТСО ПК

 дидактические и раздаточные материалы, ресурсы преподавателя и информационные ресурсы обучающегося мультимедийная презентация

Учебные (рабочие) места (для практических и лабораторных занятий) персональный компьютер для каждого студента

Литература (основная, дополнительная) Л4 Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 308 с.

 

 

Этап урока

Действия преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент 1 мин

Приветствие, проверяет готовность к уроку, мобилизует внимание обучающихся.

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

 

2. Мотивация 3 мин

Подводит обучающихся к формулированию темы. (на  интерактивной доске показана картинка велосипеда) (слайд № 1)

- Назовите детали, из которых состоит велосипед.

- Какого его назначение?

- Можно ли его считать системой?

Формулирование темы урока:

- Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет речь на уроке?

Обобщает ответы обучающихся.

Записывает тему урока «Понятие об информационных системах» (слайд № 2)

Обобщает ответы и записывает проблемный вопрос.

Проблемный вопрос: как можно применить информационные системы в жизни. (слайд № 3)

 Отвечают на вопросы преподавателя:

- Колёса, руль, цепь, багажник, педали, спицы, каркас, сигнальный звонок.

- Да, можно, потому что все эти детали работают как единое целое.

- Быть транспортным средством для человека.

- Об информационных системах

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Формулируют проблемный вопрос урока.

Высказывают свое мнение.

 

3. Актуализация знаний    2 мин

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющихся у обучающихся по данной теме.

Посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопросы:

1.    Чем отличаются понятия «информация» и «данные»?

2.    Что такое информационный процесс? Приведите примеры.

3.    В каких областях жизни человека преобладают информационные процессы? (слайд № 4)

Вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения, вспоминают изученный ранее материал.

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

 

4. Целеполагание 1 мин

Формирование целей урока, через виды деятельности обучающихся (планируемые результаты), используя активный метод обучения «Ладошка». Преподаватель предлагает студентам обвести свою ладонь на листе бумаги. В центре ладошки написать тему урока: «Понятие об информационных системах», а на каждом пальце написать мини-цели в виде ключевых слов.  (слайд № 5)

Цель урока: Сформировать понятия об информационных системах (ИС)

Какие вопросы, касающиеся темы урока, могут войти в план урока?

  1. Определение понятия «Информационная система»
  2. Свойства информационной системы.
  3. Классификация информационных систем. (слайд № 6)

Вспоминают нужную информацию, записывают на листочках бумаги.

 

 

 

 

 

 

Составляют план урока.

 

 

Метапредметные

Регулятивные действия: умение планировать свою деятельность, сверять свои действия с целью;

Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему, развитие алгоритмического мышления.

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

Личностные

- сформировать собственное мнение о необходимости владения информационными системами;

- осознать значимость поставленных учебных задач

5. «Открытие» нового знания

 20 мин

Открытие нового знания осуществляется через деятельность обучающихся в соответствии с планом урока.

Развитие умение находить нужную информацию в тексте, выборочно передавать содержание текста, умение кратко формулировать мысль

 

1 вопрос

Определение понятия «Информационная система»

 

 

Демонстрирует видеоролик «Понятие об информационных системах».

Акцентирует внимание на основные моменты.

Задает вопрос:

- Что такое информационная система?

- Записать в тетрадь определение информационной системы.

(слайд № 7)

Фронтальная форма работы.

Просматривают видеоролик. Делают содержательное обобщение.

Записывают определение понятия ИС в тетради.

 

Предметные

- дать определение информационной системы (ИС);

Метапредметные

Регулятивные действия: умение включать новые знания в систему знаний; сверять свои действия с целью; развивать умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Познавательные действия: умение оперировать изученными понятиями

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

У1.

З1.

2 вопрос

Свойства информационной системы.

 

Предлагает ознакомиться с текстами материалов и найти необходимую информацию о свойствах информационных систем.

Задает вопросы:

- Какими свойствами обладают информационные системы?

- Записать в тетрадь свойства информационной системы.

(слайд № 8)

 

Индивидуальная работа с последующим обсуждением.

 

Сравнивают тексты. Находят необходимую информацию.

Выделяют главное. Выступают и докладывают о своих заключениях.

 

Записывают в тетрадь свойства информационных систем.

Предметные

- назвать основные свойства информационных систем;

Метапредметные

Регулятивные действия: умение включать новые знания в систему знаний; сверять свои действия с целью; развивать умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

Познавательные действия: умение оперировать изученными понятиями.

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

У1.

З1.

 

3 вопрос

Классификация информационных систем.

Предлагает ознакомиться с текстами материалов и найти необходимую информацию о классификациях информационных систем.

Акцентирует внимание на основные моменты Групповая работа. Заполните таблицу в соответствии с информацией текста.

Задача обучающихся – классифицировать системы по различным признакам. (слайд № 9)

Просит осуществить взаимопроверку по ключу (слайд № 10) и поставить оценку в соответствии с критериями (слайд № 11).

Фронтальная форма работы.

Просматривают видеоролик. Делают содержательное обобщение.

Групповая работа. Просматривают предложенные им варианты информационных систем и соотносят с таблицей.

Проверяют и заполняют таблицу на слайде презентации.

Осуществляют взаимопроверку. Подводят итоги работы.

Предметные

-охарактеризовать классификацию ИС

Метапредметные

Регулятивные действия: умение включать новые знания в систему знаний; сверять свои действия с целью; развивать умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий. алгоритмического мышления.

Познавательные действия: умение оперировать изученными понятиями.

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

У1.

З1.

6. Включение нового знания в систему знаний

 12 мин

Первое задание. Воспользуйтесь доступными информационными системами и помощью «РЖД» – информационной системы железнодорожного транспорта узнаем, как можно добраться из Орла в Казань на чемпионат мира по футболу.

Перед нами главная страница РЖД.

На сегодняшний день уже нет необходимости идти или звонить на железнодорожный вокзал и узнавать расписание поездов. Теперь достаточно включить компьютер и зайти на нужный сайт.

Второе задание (повышенной сложности). Узнать с помощью информационно-справочной системы Министерства Культуры России сколько музеев пострадало во время Великой Отечественной войны и какие ценности были утрачены в Государственном музее-заповеднике «Петергоф».

Итак, информационно-справочная система Министерства Культуры России находится по адресу: (resursy.mkrf.ru).

(слайд № 12)

 

Просить проверить правильность выполнения работы. (слайд № 13)

Ответ на проблемный вопрос: Таким образом, благодаря информационным системам, можно узнать любую, интересующую Вас информацию, не выходя из дома.

 

 

Выбирают раздел «Пассажирам». Теперь на вкладке «Купить билет и посмотреть расписание» выбирают станцию отправления (или откуда) – Орел, станция прибытия (куда) – Казань. Выбирают любую дату отправления. Теперь нажимают купить билет. Перед нами сообщение о том, что не найдено ни одного поезда прямого сообщения. Нажимают на кнопку «Маршруты с пересадками».

 

 

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос нам необходимо перейти в раздел «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». Затем выбираем раздел. «Пострадавшие музеи».

Теперь мы видим, что 155 музеев вошли в перечень российских музеев, пострадавших в годы Великой Отечественной войны.

Чтобы узнать, какие именно музеи пострадали, необходимо перейти в раздел «Посмотреть сводный список музеев».

Также, здесь можно узнать какие ценности были утрачены в каждом из музеев. Итак, нам нужно узнать какие ценности были утрачены в Государственном музее-заповеднике «Петергоф».

Переходим в раздел «Сводный каталог утраченных ценностей Российской Федерации». Теперь находим «Государственный музей-заповедник «Петергоф». Теперь, перемещаясь по разделам можно узнать, какие именно ценности были утрачены.

Поиск правильных ответов

 

Дают ответ на проблемный вопрос

Таким образом, благодаря информационным системам, можно узнать любую, интересующую нас информацию, не выходя из дома.

Предметные

- работать с информационными системами

Метапредметные

Регулятивные действия: умение включать новые знания в систему знаний; сверять свои действия с целью; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, развитие алгоритмического мышления.

Познавательные действия: умение оперировать изученными понятиями; умение использовать полученные знания при работе с информационными системами.

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

У1.

З1.

У3.

У2.

 

 

7. Подведение итогов урока и рефлексия

 2 мин

А теперь давайте подведём итоги нашего сегодняшнего урока.

У каждого из вас на столе лежат карточки. Прочитайте и продолжите фразы:

1.     Сегодня я узнал…

2.     Было интересно…

3.     Было трудно…

4.     Я не понял…

5.     Теперь я могу…

6.     Я научился…

7.     У меня получилось …

8.     Мне захотелось…

(слайд № 14)

Сегодня на уроке мы узнали: что такое информационная система, какие различают свойства информационных систем, где применяются информационные системы. Продолжают фразы, подводят итоги.

 

Самоконтроль, оценка, самооценка

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

Личностные

- сформировать собственное мнение о необходимости владения информационными системами;

- осознать значимость поставленных учебных задач

8. Задание на дом

 1 мин

Комментирует домашнее задание: Л1. стр. 179-182

Вариативная часть:

По выбору обучающихся решить задачу с сайта ФИПИ «ЕГЭ. Информатика»

(слайд № 15)

Задают поясняющие вопросы.

 

 

Преподаватель  Морозова М. Н.

 

 

 

 


Приложение

 

Классификация информационных систем

Согласно общепринятой классификации ИС - информационные системы - подразделяются:

по назначению – информационно-поисковые системы, управляющие системы (системы автоматического управления и автоматизированные системы управления), обучающие системы и экспертные системы;

по масштабам применения - настольные и офисные;

по степени автоматизации - ручные, автоматические, автоматизированные;

по сфере деятельности - на государственные, территориальные (региональные), отраслевые системы;

по режиму работы - на пакетные, диалоговые и смешанные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя _________________________________________________

 

Таблица «Классификация ИС»

 

Признак классификации

Информационные системы

По назначению

 

По масштабам применения

 

По степени автоматизации

 

По сфере деятельности

 

По режиму работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свойства информационной системы

 

Информационная система определяется следующими свойствами:

• любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем; 

• информационная система является динамичной и развивающейся; 

• при построении информационной системы необходимо использовать системный подход

• выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения; 

• информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации. 

В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте. 

Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица «Классификация ИС»

 

Признак классификации

Информационные системы

По назначению

Информационно-поисковые системы

Управляющие системы (САУ, АСУ)

Обучающие системы

Экспертные системы

По масштабам применения

Настольные ИС

Офисные ИС

По степени автоматизации

Ручные ИС

Автоматические ИС

Автоматизированные ИС

По сфере деятельности

Государственные системы

Территориальные (региональные) системы

Отраслевые системы

По режиму работы

Пакетные ИС

Диалоговые ИС

Смешанные ИС

 


БПОУ ОО «орловский технический колледж»

БПОУ ОО «орловский технический колледж»

Этап урока Действия преподавателя

Этап урока Действия преподавателя

Определение понятия «Информационная система»

Определение понятия «Информационная система»

У1. З1. 2 вопрос

У1. З1. 2 вопрос

Просит осуществить взаимопроверку по ключу (слайд № 10) и поставить оценку в соответствии с критериями (слайд № 11)

Просит осуществить взаимопроверку по ключу (слайд № 10) и поставить оценку в соответствии с критериями (слайд № 11)

Включение нового знания в систему знаний 12 мин

Включение нового знания в систему знаний 12 мин

Приложение Классификация информационных систем

Приложение Классификация информационных систем

Фамилия, имя _________________________________________________

Фамилия, имя _________________________________________________

Свойства информационной системы

Свойства информационной системы

Таблица «Классификация ИС»

Таблица «Классификация ИС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2020