ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме: "М. Горький «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль» "
Оценка 5

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме: "М. Горький «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль» "

Оценка 5
Работа в классе
docx
русская литература +1
10 кл—11 кл
08.06.2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме:  "М. Горький «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль» "
На уроке рассматриваются ранние расказы М. Горького, изобразительно-выразительные средства, используемые писателем для описания Буревестника, природы. Планируется составение плана по произведениям
Технологическая карта урока.docx

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме:

М. Горький «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль»

 

Габитова Татьяна Николаевна

ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»

Преподаватель русского языка и литературы

Родной (русский) язык/ Родная литература

Курс 1

Раздел 2. Литература XX века

Базовый учебник: Сафонов А.А., Сафонова М.А. Литература. 11 класс. Хрестоматия. Учебное пособие для сред. проф. образования - М.: Издательство Юрайт, 2018.

 

Компьютерные программы: Кейс-технологии

Цель урока: показать идейное и художественное многообразие ранних произведений великого писателя

Планируемые результаты:

·     личностные:

 - познакомиться с биографией М.Горького;
- повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;
- выявить особенности романтических произведений М.Горького

·     метапредметные:

- способствовать воспитанию чувства патриотизма;
- способствовать воспитанию чувства уважения к собеседнику, его мнению;
- способствовать воспитанию интеллектуальной культуры личности.

·     предметные:

-  совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы;
- развивать навыки устной монологической речи;
- развивать навыки ведения дискуссии, умения работать в группе.

Формируемые УУД:

·     личностные: определить свою внутреннюю позицию, дать нравственно - этическую оценку происходящим в ранних рассказах явлениям

·     регулятивные: определить задачи решения проблемы, спланировать свою деятельность, прогнозировать результат своей деятельности, рецензировать ответ оппонента, корректировать свой

·     познавательные: умение отобрать нужный материал для исследования, классифицировать его, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Тип урока

Ориентировочное время, которое потребуется обучающемуся на выполнение заданий: 24 часа

Структура и ход занятия:

 

 

I.Орг. момент

Максим Горький известен большинству русских и зарубежных читателей не только как основатель соцреализма и автор романа «Мать», но и как величайший драматург. Однако раннее его творчество, которое принято называть романтическим, по-прежнему привлекает к себе внимание своей неповторимой экзотикой. Тут и цыгане с их жестокими нравами, тут и Девушка, встречающая Смерть и побеждающая ее, а еще аллегорические образы Сокола и Буревестника.

В «Песне о Соколе» традиционно противопоставляют образы обывателя и борца за свободу. В прежние времена такой борец ассоциировался с революционером. Сейчас можно дать множество трактовок, лишенных революционной идеологии. Да и образ Сокола воспринимается как образ отдельного борца, гибнущего в неравной борьбе. «Песня о Буревестнике», созданная в 1900-е годы ХХ века, содержит неприкрытый намек нам приближающуюся революцию. Еще со времен Николая Некрасова буря символизировала восстание, бунт, коих в XIX было немало. Таким образом, фразеология революционной публицистики, использованная Горьким, усиливает революционное звучание.

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

 

II. «Песня о Буревестнике»

«Песню о Буревестнике» можно разделить на три части. Первая часть представляет описание моря и приближение бури, во второй Буревестник предвосхищает ее, а в третьей части буря наконец разразилась. Дважды повторяет Горький в первой части слово «реет» и в то же время говорит о Буревестнике, что он, «стрелой взмывая к тучам», кричит. Это «взмывание» так стремительно, потому что таит в себе напряженную взволнованность, прорывающуюся даже в гневном, но радостном крике.

Интересно, что чайки тоже быстро движутся - «мечутся над морем». Но как различается смысл этих слов: «мечутся» и «взмывая». Растерянность, страх, бессилие, выраженные в слове «мечутся», усиливаются слуховым образом – «стонут». Буревестник вызывающе кричит, и в этом крике такая сила, что, несмотря на шум волн, «тучи слышат» этот страстный и победный крик; чайки же могут только стонать в ужасе.

Пингвина автор характеризует словами «глупый» и «робко». Он не говорит про него, что он прячется; сказано, что он «прячет тело жирное в утесах». Этим подчеркивается его страх за самое для него драгоценное – за жирное тело, ко всему остальному он равнодушен. В этом образе автор воплотил некий антиидеал: мещанскую, обывательскую бездуховность, размеренно-тусклое, приземленное существование, страх за свою примитивную жизнь.

Если в начале «Песни» море – «седая равнина», то во второй части море волнуется все с большей силой, и волны вздымаются так высоко, словно рвутся навстречу грому. В первой части ветер собирает тучи, а во второй – ветер бросает волны с размаху в дикой злобе на утесы. В третьей части море «гневно ревет», а ветер так усиливается, что теперь воет.

Буревестник тоже испытывает метаморфозы: сначала он сравнивается со стрелой, взмывающей к тучам, во второй части «носится, как демон – гордый, черный демон бури». В конце он не просто кричит – он «и смеется, и рыдает», будучи уверенным, что тучи не скроют солнца. При этом он не только жаждет бури, он возвещает своим криком о ее наступлении и о грядущей победе.

Буревестник олицетворяет революционную силу народа, его пробуждающееся в царской России самосознание. В образе бушующего моря воплощается нарастающее возмущение широких масс, в образе туч – силы реакции. Уловив сущность развивающихся в России событий, проникнув в их глубину, Максим Горький в своей «Песне о Буревестнике» в художественно ярких и эмоционально волнующих образах говорит о растущем в стране революционном движении.

Тот факт, что названия героев (и Сокола, и Буревестника) написаны с заглавной буквы, свидетельствует об аллегоричности песен писателя. Аллегория, однако, используется в басне, чтобы высмеять общественные пороки, но у Горького аллегорические образы становятся символами. Писатель использует новую революционную символику, недостаточно знакомую царским цензорам и поэтому непонятую ими.

После появления «Песни о Буревестнике» в журнале «Жизнь» самого Максима Горького стали называть «буревестником» и «буреглашатаем» революции. В дальнейшем произведение было включено в сборники революционных песен и стихов, издаваемые за границей. Эта «Песня» у большевиков на долгие годы стала эффективным средством революционной пропаганды, призывающим к борьбе с самодержавием, поэтому распространялась через нелегальные издания. Ее перепечатывали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся.

Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой мотив - вечная тема одиночества. Здесь отвага смелого и честного героя противопоставлена обывательской трусости и ограниченности серой жизни.

 

III. «Старуха Изергиль»

Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказе Горького «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главной героиней. Сюжетная находка Горького – то, что о молодости и любви рассказывает старость – позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью.

1.Данко – это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям.

Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг – сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

2.Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра – одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если нельзя обладать – нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только притворяются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами.

Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше – что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества.

Романтизм ранних рассказов Горького, его героические идеалы близки и понятны молодости всегда, они будут любимы и будут вдохновлять на поиски правды и подвига все новые и новые поколения читателей.

IV.Домашнее задание:

 

Прочитать произведения М. Горького «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль» и выполнить задания:

 

1.                В «Песне о Буревестнике» выделить три части (см. лекцию), озаглавить каждую и записать в виде плана (можно использовать цитаты из текста). Остановитесь на одной из этих частей (аргументируйте, почему именно эту часть выбрали) и выпишите яркие изобразительно-выразительные средства, указав их (например, эпитеты….).

2.                Составьте план рассказа старухи Изергиль о своей жизни (не всего произведения, а именно рассказа  старухи Изергиль о своей жизни).

3.                Напишите размышление-ответ на вопрос. Вопрос вы выбираете сами.

1)или это будет ответ на вопрос: «Что значит «быть человеком» по мнению М. Горького?»

2)или на вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»?»

/при ответе рассмотрите и сравните двух героев: Ларру и Данко/


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме:

Тип урока Ориентировочное время, которое потребуется обучающемуся на выполнение заданий: 24 часа

Тип урока Ориентировочное время, которое потребуется обучающемуся на выполнение заданий: 24 часа

Интересно, что чайки тоже быстро движутся - «мечутся над морем»

Интересно, что чайки тоже быстро движутся - «мечутся над морем»

Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой мотив - вечная тема одиночества

Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой мотив - вечная тема одиночества

Ларры становится причиной его отверженности

Ларры становится причиной его отверженности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020