Технологическая карта урока физики
Дисциплина: Физика
Специальность (профессия): 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Тема занятия |
«Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля Ленца» – 1 час |
Содержание темы |
Понятие работы тока, количества теплоты выделяемое током. |
Тип занятия |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений |
Форма организации учебной деятельности |
Фронтальная, работа в парах |
Этап занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Планируемые образовательные результаты |
Типы оценочных мероприятий |
Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
- организует работу по самостоятельной формулировке обучающимися темы урока Цель: выведение обучающихся на базовые понятия темы урока. - озвучивает критерии оценивания работы обучающихся на уроке. |
Слушают преподавателя Знакомятся с критериями оценки на уроке |
ОК1, ОК 2, ОК 4 |
устная оценка преподавателем полноты и правильности ответа обучающихся. |
- организует работу с обучающимися через демонстрацию опыта: «Почему нагреваются проводники» с целью выведения их на понимание уровня недостаточности знаний о способах соединения проводников. |
-Выдвигают предположения о том, по какой причине нагреваются проводники (приложение 1)
-Формулируют вопросы
|
ОК1, ОК 2, ОК 4 |
||
-подводит обучающихся к самостоятельному формулированию темы урока и личностно значимых для обучающихся целей
|
- пишут физический диктант (Приложение 2) - формулируют тему урока |
ОК1, ОК 2, ОК 4 |
взаимопроверка |
|
2. Основной этап занятия |
||||
Освоение нового материала, новых знаний |
- Создает условия для работы в группах на основе сотрудничества. Организовывает групповую работу для решения учебной задачи: Первая группа – теоретики. Им необходимо вывести формулу Q = A Вторая группа - практики. Им необходимо, используя виртуальную лабораторию, определить зависит ли количество теплоты , выделенное проводником с током, от силы тока в цепи. Третья группа – исследователи. Им необходимо, используя интерактивную модель, исследовать как нагреваются проводники, имеющие разное сопротивление. -Организует работу по результативности проработанного учебного материала в процессе групповой работы. |
- работают в группах, по направлениям, обозначенным преподавателем в формате темы занятия -представляют полученные результаты через заполнение общей таблицы (Приложение3), аргументируя результаты проделанных опытов.
|
ОК1, ОК 2, ОК 4 |
|
3. Применение изученного материала |
||||
|
- организует работу по закреплению полученных знаний, формированию умений и навыков применения полученных знаний посредством решения задачи с профессиональным содержанием.
|
-Решают задания, предложенные преподавателем, -Демонстрируют степень осознанного понимания темы урока -аргументируют полученные результаты (Приложение 4) |
ОК1, ОК 2, ОК 4 ПК 1.3 ПК 1.4 |
Контрольно-срезовые задания, отражающие степень овладения обучающимися осознанности и понимания изученного. |
4. Заключительный этап занятия |
||||
|
1.Предлагает определить действие тока 2. Предлагает рассчитать силу тока |
Определяют действие электрического тока Озвучивают. |
ОК1, ОК 2, ОК 4 ПК 1.3 ПК 1.4 |
устная оценка преподавателем полноты и правильности ответа обучающихся. |
|
2. Озвучивает домашнее задание. Комментирует его выполнение. |
Задают (при необходимости) интересующие вопросы. |
|
|
|
3. Оценка работы обучающихся. (На основе критериев, озвученных в начале урока). Проведение рефлексии. Проводит подведение итогов, фиксируя результаты работы. |
Обсуждают оценку работы каждого участника группы, его личный вклад в решение командных задач, выполняемых на протяжении всего занятия. |
|
Приложение 1
Приложение 2
Сопоставьте каждой цифре первого столбца, букву из второго столбца
1 |
Что такое электрический ток в металлах |
A. |
физическая величина характеризующая быстроту совершения работы электрическим током |
2 |
Что такое сила тока? |
B. |
равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого протекал ток |
3 |
Что такое электрическое напряжение? |
C. |
сила тока на однородном участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению |
4 |
Сформулируйте закон Ома? |
D. |
работа, совершаемая эл. полем при перемещении положительного заряда из одной точки в другую |
5 |
Что такое электрическое сопротивление? |
E. |
это отношение эл. заряда, прошедшего ч\з поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения |
6 |
Чему равна работа эл. тока на участке цепи? |
F. |
Упорядоченное движение свободных электронов |
7 |
Как вычислить мощность эл. тока? |
G. |
физическая величина, характеризующая способность проводника препятствовать протеканию электрического тока в этом проводнике |
Приложение 3
Задание для 1 группы: (теоретики)
Вывод формулы Q = A на листах А3
Мы знаем формулу для работы A=IUt. В неподвижном проводнике вся работа тока идет лишь на нагревание проводников, т.е. на то, чтобы увеличивалась внутренняя энергия, следовательно Q =A=UIt.
Из закона Ома для участка цепи следует U=IR, тогда вывод: Q=I2Rt
Задание для 2 группы: (практики)
Используя виртуальную лабораторию, собрать эл. цепь из источника тока, реостата, лампочки, ключа и соединительных проводов. Для измерения силы тока и напряжения на лампе использовать амперметр и вольтметр.
Снять показания вольтметра и амперметра, по формуле рассчитать Q=A=UIt, за 5с. Затем увеличить силу тока, снять показания силы тока, по формуле рассчитать Q=A=UIt, за тоже время. Сделать вывод:
Чем больше сила тока в цепи, тем больше выделяется количество теплоты.
Дано: Решение
U=
I=
t= 5c
Q- ? Ответ
Увеличиваем сопротивление:
Дано: Решение
U=
I=
t= 5c
Q- ? Ответ
Вывод:
Задание для 3 группы: (исследователи)
Карточки с заданием: эл. цепь, состоящая из нескольких последовательно соединенных проводников различным сопротивлением (медная, стальная, никелиновая).
По формуле Q=I2Rt, если R= pL/S, сделать вывод как нагреваются проводники, если длина проводника L и площадь поперечного сечения S одинаковы. Определить степень нагревания в зависимости от ρ?
Вещество |
Удельное сопротивление ρ(Ом*мм2/м)
|
Нагревание проводников |
медь |
0,017 |
слабое |
никелин |
0,42 |
среднее |
нихром |
1,1 |
сильное |
Приложение 4
1. В сеть с напряжением 220 В включен сварочный аппарат, рассчитанный на силу тока 110А. Сварочный аппарат работает по 2 часа ежедневно в течение месяца. Какую сумму нужно заплатить за использованную в ходе сварки электроэнергию, если цена 1кВт*ч составляет 2,59 руб? (3760,68 руб.)
2. Определить допустимый сварочный ток для источника, в паспорте которого приведены Iн =500 А и ПРн =65%, если источник работает непрерывно более 10 минут, т.е. ПР=100%
(Iд =Iн ) (400 А)
3. На зажимах дуги сварочной электрической машины поддерживается напряжение 60 В. Сопротивление дуги 0,4 Ом. Рассчитайте стоимость энергии, расходуемой при сварке, если сварка продолжалась 4 ч. Стоимость энергии 3 рубл. за 1 кВт ч. (144 руб)
4. Во время дуговой сварки с помощью электросваривающего устройства за 5 минут выделяется 3·106 Дж тепла. Каким током производится сварка, если напряжение на электродах равно 50В? (200 А)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.