Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Русская гимназия»
Методическая разработка урока
по теме «Семейные правоотношения»
9 класс.
Автор: Носова Ирина Вениаминовна
Учитель истории и обществознания муниципального
автономного общеобразовательного учреждения
«Русская гимназия»
Сыктывкар, 2018.
Технологическая карта урока «Семейные правоотношения»
Тема урока |
СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ |
Тип урока |
урок «комплексного применения знаний» |
Образовательные |
Презентация «Семейное право» , учебный фильм «Семейные правоотношения» Семейный кодекс РФ. Разд. II, гл. 3, ст. 10–15; разд. III, гл. 6, ст. 31, 32; гл. 7, ст. 33–37. |
План урока |
1. Юридические понятия семьи и брака. 2. Потребность человека в семье. 3. Правовые основы семейно-брачных отношений. 4. Принципы счастливого детства. 5. Права и обязанности супругов. 6. Имущественные отношения супругов. 7. Правоотношения родителей и детей |
Цель урока |
Создать условия для формирования понятий о семейных правоотношениях, сформировать представление учащихся о значении семьи в жизни человека и семейном законодательстве. Задачи: познакомить учащихся с семейным законодательством, способствовать формированию базовых знаний в области семейных правоотношений; формировать представления о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений; способствовать формированию коммуникативных способностей, внимания, логического мышления, формирование навыков обобщения и анализа, приобщение к самостоятельной деятельности и работе в группе и работе с документами. |
Методы и формы |
Методы: информационно-коммуникативные технологии Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. |
Основные понятия |
Семья, брак, фактический брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный браки, брачный договор, Семейный кодекс РФ, ЗАГС, права и обязанности супругов. |
Окончание табл.
Планируемые образовательные результаты |
|
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты
культурно-компетентностного |
Научатся: определять
каково содержание терминов по теме, каковы условия вступления в брак и
препятствия к его заключению; что такое брачный договор; что понимается под
родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем
сущность, цели Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации |
Информационная компетенция Владеют: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, интернетом. Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии |
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Понимать, что такое семья, семейные правоотношения, какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественно жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. Уметь находить нужную информацию в различных источниках. |
Познавательные: умение ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; наблюдать и делать самостоятельные выводы; проводить поиск и извлечение нужной информации по заданной теме. Регулятивные: умение сознательно организовывать свою деятельность (от постановки цели до получения и оценки результатов); работать по коллективно составленному плану; определять собственное отношении е к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать различные мнения и интересы; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; понимать значение коммуникации в межличностном общении. |
Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на понимание причин успешно деятельности; иметь ценностные ориентиры на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||||||||||
Этапы |
Вре-мя |
Обучающие |
Деятельность |
Деятельность |
Формы |
Универсальные |
Формы контроля |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||||
I. Организационный момент |
1 |
Подготовка Цель: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования у учеников внутренней потребности, включая учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Предлагает самостоятельно сформулировать тему урока.
|
Записывают тему в тетрадь, формулируют учебную задачу. |
Фрон- |
Личностные: понимают Регулятивные: принимают учебную задачу |
Записи |
||||||||
II. Актуализация знаний.
|
3 |
Беседа по теме «Семейные Цель: организовать актуализацию умений; организовать выполнение пробного учебного действия – организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Звучит «Марш Мендельсона» и учитель на слайде презентации показывает текст притчи. « Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. «Чего ты хочешь?- спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - та ответила, что замуж хочет за принца заморского, - и вышла замуж за принца заморского. Спросило счастье сына хозяйки : «А ты чего хочешь? «Хочу, - говорит он,- велосипед, буду счастлив, если велосипед будет, - и получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!» Как вы понимаете, тема нашего занятия будет связана … Цель: организовать актуализацию умений; организовать выполнение пробного учебного действия – организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Активно высказывают
свое
|
Фрон- |
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; логические – осуществляют |
Устный опрос |
||||||||
III. Изу чение нового мате
|
30 |
Работа со статьями Семейного кодекса, учебным фильмом, презентацией. Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на получение нового знания; выявлять место (шаг, операция) затруднения; фиксировать во внешней речи причины затруднения; организовать работу над ошибками.
2. Работа с источниками. Семейный кодекс.
|
Задание к фильму: Какие бы вопросы вы поставили перед собой, чтобы разобраться с заданной темой? Определить план рассмотрения темы. На экране демонстрируется учебный видеофильм «Семейные правоотношения». Конкретизирует задание, организует беседу по вопросам: Семья, брак, фактический брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный брак.
4. Поясняет термины, помогает учащимся перейти к следующему этапу изучения темы, проводит закрепление. После заключения брака возникают семенные правоотношения. Семейные правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и других оснований. Закрепление.1) Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли считать эту группу людей семьей? 2) Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что-либо после рождения ребенка? 3) Брак заключен не был. Но в семье родился ребенок. Через некоторое время мужчина – отец ребенка – женщина – мать ребенка – решили разорвать отношения. Обязан ли отец помогать бывшей семье материально? 4) При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми? 2. Класс разбивается на группы по 4-5 человек и получает задание одинаковое для всех. 5. Поясняет задания, выполняемые Задание: составьте презентацию из 5-6 сладов по вопросам, которые были определены в результате просмотра фильма и составленного плана. Для выполнения задания можно использовать материал параграфа 18 учебника и статьи Семейного кодекса в системе «Консультант – Плюс». Можно добавить вопросы для раскрытия темы. 6.Организует работу учащихся, создает
|
Учащиеся предлагают свои варианты ответов: Примерный план занятия: 1. Разница между понятиями «семья» и «брак», «фактический брак», «гражданский брак», «фиктивный брак», «церковный брак»; 2. Источники правоотношений: Семейный кодекс, Конституция РФ, нормы международного права. 3. Особенности семейных правоотношений. 4. Условия и порядок заключения брака. 5. Правоотношения супругов 6. Правоотношения родителей и детей.
2. Проверка выполнения задания и разбор 1 пункта. Ответы учащихся: Семья играет большую роль в жизни человека и общества, ибо в ней заключены все общественные отношения. Она и очаг хозяйствования, и среда воспитания, и сфера культуры. Здесь каждый учиться замечательному искусству – искусству жить вместе. Семья в социальном плане – это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой. Семья в юридическом плане – это союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими прежде всего из официально оформленного брака. Брак – то союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключенный в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Фактический брак – мужчина и женщина проживают вместе, ведут общее хозяйство, проявляют заботу друг о друге, но не зарегистрирован юридически. Гражданский брак – официальный, законный брак. Фиктивный брак – брак , заключенный без намерения создания семьи, а только из корыстных побуждений. Церковный брак – венчание.
3. Знакомятся
4. Самостоятельно выполняют
5. Определяют свою позицию при обсуждении
практических После выполнения задания представители разных групп озвучивают результаты работы по слайду. Группы обсуждают, дополняют и анализируют результаты работы друг друга. Примерный ответ: 1 слайд: Особенности семейных правоотношений: Близкие родственники Основание возникновения правоотношений являются: брак, родство, материнство, отцовство и др. Содержание семейных правоотношений составляют юридические права и обязанности членов семьи. Семейные правоотношения делятся на супружеские правоотношения и родительские правоотношения. 2 слайд: условия заключения брака: 1. Взаимное и добровольное согласие, 2. Отсутствие других браков, 3. Отсутствие близкого родства, 4. Дееспособность, 5. Достижение брачного возраста(18, 16, 14 лет). Порядок вступления в брак: заявление, ЗАГС, дата – через месяц после подачи, торжественная процедура бракосочетания, подписи в книге актов гражданского состояния, отметка в паспорте, «Свидетельство о заключении брака», официальная регистрация брака законодательно подтверждает создание семьи , ставит её под защиту государства и приводит к возникновению семейных правоотношений. 3 слайд: Правоотношения супругов: права и обязанности супругов неотчуждаемы. Делятся на личные и имущественные. Личные отношения: - выбор фамилии, - выбор места жительства - выбор профессии. Имущественные отношения: 1) Законный режим имущества супругов Имущество, нажитое до брака Имущество, полученное во время брака в дар, в порядке наследования Предметы индивидуального пользования Личным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно. 4 слайд: Правоотношения родителей и детей: «Свидетельство о рождении», права ребенка. Права ребёнка – права человека применительно к детям. Права и обязанности детей: Жить и воспитываться в семье На общение с родителями и другими родственниками На защиту (в органах опеки, а с 14 лет ребёнок может обратиться суд) Выражать свое мнение (с 10 лет) На имя, отчество, фамилию Имущественные права Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях Права и обязанности родителей: Несут ответственность за воспитание и развитие своих детей Обеспечить получение детьми основного общего образования Защита прав и интересов детей Право на общение с ребёнком Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет или при вступлении в брак. Если родители уклонялись от содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанной обязанности. 5 слайд: учащиеся должны были найти материал в Семейном кодексе. Порядок расторжения брака (в органах ЗАГС и суде) 6 слайд: Регулирование имущественных отношений при разводе. Какое имущество подлежит разделу , какое - нет. |
1. Индивидуальная, групповая, фрон-
|
Познавательные: общеучебные – умеют решать практические задачи; составлять алгоритм своих действий; пользоваться дополнительной информацией; перевод информации и одной знаковой системы в другую, использование технических средств обучения. логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания Предметные: формирование базовых знаний в области семенных правоотношений, развитие умения работы с источниками права, проводить правовой анализ социальной информации; познавательные: переработка и структурирование информации, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, коммуникативные: учет разных мнений, владение средствами решения коммуникативных задач, понимание значения коммуникации в межличностном общении, развивать внимательность, наблюдательность и умения выделять главное в оценке различных процессов, явлений и фактов, - выступать в аудитории, презентовать результат своей работы, - развивать умения обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы |
1. Записи в тетради.
2. Устные
3. работа с презентацией, фильмом.
|
||||||||
IV. Первичное осмыс- ление |
7 |
Выполнение заданий в рабочей тетради: Решение практических задач. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи; зафиксировать новое содержание. |
Конкретизирует задания, выполняемые Да- «+» Нет – «-» 1. Отсутствие у жениха счета в банке делает невозможным вступление в брак? 2. Нарушением порядка регистрации брака является подача заявления о вступлении в брак по почте? 3. Для заключения брака необходимо добровольное согласие мужчины и женщины. 4. Женщина после заключения в браке в любом случае обязана взять фамилию мужа. 5. Право любого ребенка жить и воспитываться в семье. 6. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. 7. В России признаются только разнополые браки. 8. После развода супруги делят имущество нажитое до брака. 9. После заключения брака ставится отметка в паспорте каждого из супругов. 10. В России брачный возраст наступает с 17 лет. |
Самостоятельно выполняют |
Индивидуальная. |
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – используют определение собственного отношения к явлениям современно жизни, формулирование своей точки зрения. Оценка своих учебных достижений; умение выполнять познавательные и практические задания. |
Устные, письменные ответы |
||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия |
2 |
Обобщающая беседа. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Вопрос: Перечислите, какие знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Заполняют таблицу:
|
Фрон- |
Личностные: оценивают собственную учебную Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся |
||||||||
VI. Домашнее задание |
2 |
§ 18, задания в рабочей тетради к § 18, индивидуальные задания. |
Комментирует |
Записывают |
Индивидуальная |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.