Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)
Оценка 4.8

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание +1
9 кл
12.09.2019
Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)
Тема урока: Право собственности, 9 класс. Методическая разработка урока. В результате изучения темы урока ученик должен знать и понимать: • необходимость регулирования общественных отношений, сущность права собственности, норм гражданского права, содержание собственной дееспособности и правоспособности. Разработка включает в себя правовые задачи, алгоритм, дополнительные информационные материалы.материалы, материалы для рефлексии.
Урок по теме право собственности 9 класс.doc
Тема урока: Право собственности, 9 класс.   необходимость регулирования общественных отношений, сущность права собственности, оценивать  действия   субъектов   социальной   жизни,   включая   личности,   группы, формулировать  на   основе   приобретенных   обществоведческих   знаний   собственные В результате изучения темы урока  ученик должен  знать и понимать:  норм гражданского права, содержание собственной дееспособности и правоспособности  Уметь:  осуществлять   поиск  социальной информации, представленной в различных знаковых системах   (текст,   схема,   таблица);   извлекать   из   неадаптированных   оригинальных   текстов (   правовых)   знания   по   заданным   темам;     систематизировать,   анализировать     и   обобщать неупорядоченную социальную информацию;   организации,  с точки зрения правовых норм норм  суждения и аргументы по определенным проблемам;  познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.  Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:     обязанностей; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; предвидения    возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения права; реализации   и   защиты   прав   человека   и   гражданина,   осознанного   выполнения   гражданских применять  социально­экономические   и   гуманитарные  знания  в   процессе   решения Цели и задачи урока:          1.Создать   условия   для   формирования   у   учащихся   основных   понятий:   собственность,   право собственности, защита права собственности, которые составляют элементы нравственно­правовой, экономической и политической культуры; 2.Выявить  уровень  понимания   главных   понятий   темы  «Гражданское   право  как  отрасль  права», внутренней логики и строения, внешней взаимосвязи; 3.Создать   условия   для   дальнейшего   развития   умений   ориентироваться   в   разнообразной информации   и   типичных   жизненных   ситуациях,   способствующих   социализации   личности, воспитания у учащихся гражданской позиции, формирования собственных суждений; 4.Способствовать развитию навыков коммуникативного общения, грамотной устной речи. Основные   понятия:   право   собственности,   собственник,   правомочия   собственника,   основания приобретения и прекращения права собственности 1.Мотивационная беседа. Начать урок я хотела бы с воспоминания об обычном сегодняшнем утре: ­ Мы все проснулись, включили свет,  кто­ то музыку ­ Мы включили воду. Умылись ­ Позавтракали продуктами, купленными в супермаркете, прихватили с собой шоколадку ­ Выбрали в гардеробе деловую одежду ­ Собрали книги, канцелярию ­ Сели в автобус, расплатились за проезд и поехали в лицей Подобные действия мы совершаем каждодневно и нам просто необходимы материальные блага  (имущество) что бы удовлетворить наши физические и духовные потребности. И совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения в связи с  принадлежностью материальных благ мы и называем  правом собственности. Итак, давайте определим тему нашего сегодня разговора? Тема: Право собственности ? Кто такой собственник? Собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на что­либо.  ? какие полномочия есть у собственника? ­ владение; ­ пользование; ­распоряжение. ? Приведите примеры осуществления данных полномочий?  И наша сегодня задача выяснить: Как возникают и прекращаются данные полномочия. А теперь,  давайте представим  следующую ситуацию. «Находкин нашел на дороге сотовый телефон. Как и следовало сделать по закону, он заявил об  этом в полицию. Телефон он бережно хранил у себя и не пользовался им. Хозяин телефона,  Рассеянный, объявился через 7 месяцев и потребовал отдать ему телефон.  Законны ли эти требования? Должен ли  Находкин отказать Рассеянному?» Но прежде чем мы проанализируем данную ситуацию, давайте обратимся к алгоритму работы с  правовой ситуацией или задачей. алгоритм 1 1.Внимательно прочитайте условия задачи.  2.Определите  субъекта права, то есть одного ли нескольких действующих лиц. 3. Уточните, что же будет объектом применения права. 4.  Определите основание наступления правоотношения между субъектами права.  Из всей этой информации у вас должна получиться структура правоотношения.  5.5Подберите для данного правоотношения законодательную норму, относящуюся к нему. Учтите,  что она может содержаться не в одной, а в нескольких статьях закона.  6. Правильно примените найденную правовую норму.  ? какая отрасль права регулирует имущественные отношения? ? к какому источнику гражданского права мы должны обратиться? Для правового решения данной ситуации воспользуйтесь статьями ГК РФ Дополнительные информационные материалы к занятию Приобретение права собственности Статья 218. Основания приобретения права собственности    1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с  соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. 2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено  другим лицом на основании договора купли­продажи, мены, дарения или иной сделки об  отчуждении этого имущества. Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей    В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в  соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча  (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных  вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо,  осуществившее их сбор или добычу. Статъя 227. Находка. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить о этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи...Если вещь найдена в помещении или на  транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства  транспорта. Нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления. Нашедший вправе хранить у себя или сдать на хранение. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой  неосторожности и в пределах стоимости вещи. Статья 228. Приобретение права собственности на находку. Если в течение 6 месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного  самоуправления (владелец вещи не установлен) лицо не заявит о своем праве на вещь, то нашедший  приобретает право собственности на нее. Статъя 233. Клад. 1. Клад, т.е. зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы,  собственник которых не может быть установлен, либо в силу закона утратил на них право,  поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок...), где  клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях... Если раскопки проводились без ведома владельца земельного участка, то клад передается  владельцу участка. 2. В случае обнаружения клада, представляющего историческую и культурную ценность, он  передается в собственность государства. Собственник земельного участка, где был обнаружен  клад, имеет право на 50 % от стоимости клада. Статъя 234. Приобретательная давность. Лицо ­ гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но  добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым  имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право  собственности на это имущество. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все  время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.  Анализ ситуации Законны ли эти требования? Должен ли Находкин отказать Рассеянному?» Итак, Находкин приобрел право собственности на имущество.  А какие еще способы приобретения права собственности вы теперь можете назвать? ­находка,  клад ­ приобретательная давность ­ договор купли­ продажи, мены, дарения ­ изготовление или производство ­  сбор общедоступных вещей ­ наследство по завещанию  А сейчас обратимся к новым ситуациям и применим данные нормы права 1 . Бездомная 10 лет жила в бесхозном доме. После ее смерти в этом доме поселился ее  единственный наследник Виктор. Сколько лет должен прожить в этом доме Виктор, чтобы  приобрести права собственности на дом? 2 . Гражданин  Копалкин на земле городского парка  откопал горшок  золотых монет. Какая доля  клада должна принадлежать Копалкину, какая муниципалитету, какая государству? 3 . Везучкин в троллейбусе возле сидения обнаружил кошелек. В нем было несколько крупных  бумажных купюр. «Повезло», ­ подумал Везучкин и сунул кошелек в карман. 4 . На обочине стояла неизвестно чья бочка. Самокатов закатил ее к себе на огород и, не таясь,  использовал бочку для сбора и хранения дождевой воды. Прошло 5 лет, но хозяин бочки не  объявился. Будет ли при этом Самокаткин считаться собственником бочки? Таким образом мы с вами выделили способы приобретения права собственности. Запишите  их в тетрадь.   Но мы не всегда приобретаем право собственности, в определенных случаях право собственности  прекращается. Обратимся к конкретным примерам  С.  129 задание 3 Какие случаи прекращения права собственности вы можете назвать в данных случаях.  Для этого с. 127 учебного пособия. И словарь урока. Внимательно прочитайте и назовите  эти случаи.  Чтобы вступать в гражданские правоотношения, нужно обладать правоспособностью и дееспособностью. Что такое правоспособность и дееспособность?  Правоспособность ­ это способность иметь права и обязанности. Гражданская правоспособность  признается с момента рождения и, прекращается со смертью гражданина. Дееспособность ­ это способность лица своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности, а также нести, ответственность за совершенные правонарушения. Какой дееспособностью в гражданских правоотношениях обладаете вы? Ознакомтесь с таблицей и определите вашу дееспособность. Ваш правовой статус От 6 до 14 лет. Права  На заботу и воспитание родителями. На всестороннее разви­ тие и уважение челове­ Обязанности  Слушать родителей.  Соблюдать правила  поведения в школе, дома и  общественных местах. Ответственность  Перед родителями. Перед  своей совестью. Перед  преподавателями,  администрацией школы. За ческого достоинства. Выражать свое мнение при   решении   в   семье любого вопроса. На защиту своих прав и законных        интересов родителями. На  участие  в  детском общественном    объеди­ нении. На        самостоятельное обращение в орган опе­ ки и попечительства за защитой своих прав. Совершать  мелкие  бы­ товые сделки Права  Получить паспорт  гражданина РФ,  Самостоятельно обращаться  в суд для защиты своих прав. Работать в свободное от  учебы время с согласия  одного из родителей.  Самостоятельно  распоряжаться своим  заработком, стипендией,  иными доходами. Самостоятельно  осуществлять свои  авторские права. Вносить вклады в банки,  распоряжаться ими.  Управлять велосипедом, а с  16 лет ­ мопедом.  Участвовать в молодежном  объединении. Приобрести  дееспособность в результате  эмансипации Получить основное общее  образование. Соблюдать  устав молодежного  общественного объединения. совершение общественно­ опасных действий,  бродяжничество, уклонение  от учебы. От 14 до 18 лет Обязанности  Слушать родителей.  Соблюдать правила  поведения в школе, дома и  общественных местах. Получить основное общее  образование. Соблюдать  устав молодежного  общественного объединения. С 17 лет ­ встать на  воинский учет  Перед детским  общественным объединением и его участниками. С 11 лет помещение в  специальное воспитательное  учреждение для детей и  подростков (спецшкола,  специнтернат) в случае  злостного нарушения правил Ответственность  Исключение из школы за  совершение  правонарушений, в том  числе грубые и  неоднократные нарушения  школы. Самостоятельная  имущественная  ответственность по  заключенным сделкам.  Возмещение причиненного  вреда. Ответственность за  нарушение трудовой  дисциплины. Уголовная ответственность  за отдельные виды •  преступлений с 14 лет,  полная ответственность — с  16 лет. Административная  ответственность с 16 лет Рефлексия: 1. какие действия мы сегодня выполняли? 2. что нового мы узнали? 3. что показалось вам наиболее трудным, к чему нужно будет еще раз вернуться на следующем  уроке? ДЗ. Составить 3 задачи по теме право собственности. Используя алгоритм Как вы считаете, какому уровню соответствуют ваши знания, полученные в ходе изучения темы ? Уровень 5 Уровень 4 Уровень 3 Уровень 2 Понимаю содержательный вопрос по данной теме, могу успешно  выполнить тест, могу учить других по данной теме. Могу применять эти знания в устной речи, при написании эссе. Понимаю содержательный вопрос по данной теме; могу использовать знания по данной теме в устной речи, при написании эссе. Понимаю содержательный вопрос по данной теме, могу выполнить  тест в форме определений или правильно­неправильно. Начинаю узнавать содержание, но применять его, использовать для  меня пока сложно. Как   вы   считаете,   какому   уровню   соответствуют   ваши   умения   и   навыки,   которыми   вы овладели на уроках по данной теме? Уровень 5 Уровень 4 Уровень 3 Уровень 2 Я   могу   использовать   полученные   навыки   (способы   работы),   полученные   при изучении темы, как на уроке, так и за его пределами (на уроках, вне школы). Могу обучить этому других. Я могу сам (а) выбрать необходимый способ работы для той или иной ситуации на уроке и применить его. Я могу использовать тот или иной способ действия на уроке, если будет дано задание применить этот способ в конкретной ситуации. Я знаю о навыках, которыми можно овладеть в ходе изучения этой темы, могу их перечислить.

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)

Методическая разработка урока "Право собственности" (обществознание, 9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2019