Урок обществознания 9 класс
Тема: «Правоохранительные органы»
Учебновоспитательные задачи:
1. Создать условия для открытия учащимися знаний о правоохранительных
органах
2. Продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и
поступков в морально правовой ситуации в соответствии с
законодательством.
3. Совершенствовать коммуникативные умения и навыки, умение проводить
опрос и анализировать результаты ситуаций.
4. Прививать умение работать с источниками, воспитывать культуру речи.
5. Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их
деятельности.
6. Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных
органов.
Тип урока урок новых знаний
Форма проведения урока:
Оборудование: мультимедийная установка, ИКТ – ресурсы, учебник
Обществознание, Боголюбов 9 кл, базовый уровень, 2011 г
1. Организация начала урока
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Несколько уроков назад мы начали изучать с вами главу 2
«Право». Давайте попробуем составить кластер со словом ПРАВО. Что входит в
понятие «ПРАВО»?
ПРАВО
Править
Управля
ть
Регулир
овать
Правовые
отношения
Ответст
венност
ь 2. Проверка домашнего задания
Учитель: Глава «ПРАВО» включает в себя достаточное количество правовой
информации, а на предыдущих уроках нами были изучены темы «Правоотношения и
юридическая ответственность». Исходя из этого, группе учеников нашего класса
было дано задание: провести исследование в виде социологического опроса,
предметом изучения которого являлось решение проблемных ситуаций в сфере
правовых отношений. Участниками исследования были предложены жизненные
ситуации, в которых нужно было принять собственное решение. Респондентам
задавались следующие вопросы.
1) Представьте себе такую ситуацию. Вам предстоит разрешить имущественный
спор с соседями о возмещении расходов на ремонт затопленной квартиры.
Куда вы обратитесь в данной ситуации?
2) Куда вы обратитесь для передачи в наследство сыну квартиры,
оставленной бабушкой?
3) Представьте себе, что с вами произошла такая история, снимая вечером
деньги с банкомата, вы неподалёку нашли банковскую карту? Как вы
поступите?
Куда предпочитают обращаться большинство граждан, если возникают проблемы?
Как же отвечали участники исследования?
Учитель: Давайте прокомментируем полученный результат.
Слайд 2. 1 проблема
Слайд 3. 2 проблема
Слайд 4. 3 проблема
Учитель: Куда большинство граждан предпочли обратиться в сложившихся
ситуациях?
Ученик: Большинство респондентов предпочли обратиться в суд и полицию,
прокуратуру, а также нотариат.
Учитель: Что объединяет все эти учреждения?
Ученик: Все эти учреждения помогают людям в решении проблемных ситуаций в
сфере правоотношений. Учитель: Как называются все эти учреждения?
Ученик: Правоохранительные органы.
Учитель: Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего
урока?
Ученик: Правоохранительные органы.
Учитель: Конечно, же, вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока
«Правоохранительные органы».
Слайд 5.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Первое знакомство с правоохранительными органами вы осуществляли в
7 классе. Давайте вспомним, какие правоохранительные органы вами были изучены?
(учащиеся называют)
Слайд 6. (Виды правоохранительных органов)
Учитель: А что бы вы ещё хотели узнать сегодня на уроке? Каких знаний вам
недостаточно по теме «Правоохранительные органы»?
(Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым формулируя учебную задачу урока.)
3.Постановка учебной задачи.
Учитель:
сегодняшнего урока. Нам с вами действительно предстоит:
Молодцы ребята! Вы самостоятельно сформулировали задачи
Слайд 7.
1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели
их деятельности.
2. Выявить функции сотрудников правоохранительных органов.
4. Этап открытия новых знаний. Организация самостоятельной
работы в группах.
Учитель: Для того, чтобы нам решить поставленные задачи урока, сегодня мы
будем работать с таблицей «Функции правоохранительных органов».
Функции правоохранительных органов
Правоохранительный
Функции орган
Полиция
Суд
Прокуратура
Адвокатура
Нотариат
Для этого разделимся на группы. Каждая группа подготовит отчет о проделанной
работе в виде минипроектов. Послушайте задания:
1 группа работает с документом о полиции. Он лежит у вас на столе. Вы должны
внимательно изучить документ и определить функции полиции.
2 группа работает с учебником, стр 9698 с правоохранительным органом «Суд»,
выявляя функции.
Вопросы 2 группе дополнительно:
Кому подчиняются судьи?
Кто такие народные заседатели?
Когда дело может быть рассмотрено при участии суда присяжных?
3 группа работает с учебником, стр 9899, выявляет функции прокуратуры.
4 группа
адвокатуры.
изучает материал на стр 99100 учебника и выявляет функции
Вопросы 4 группе дополнительно:
Входит ли адвокатура в систему правоохранительных органов в полном
смысле этого слова?
Имеет ли право подсудимый на защиту в судебном заседании, если он не
заключил письменный договор с адвокатом на основе вознаграждения?
5 группа изучает материал учебника на стр. 100101 и готовит ответ о функциях
нотариата
(Дополнительные вопросы группам задаются после проведенного отчета) 5 этап Отчет групп о проделанной работе.
После отчета каждой группы открывается интерактивный слайд, по которому
группа сверяется с правильностью своей работы
Слайд 8.
6. Первичное закрепление.
Слайд 15
Внимательно просмотрите содержание слайда, чтобы ответить на вопросы
Содержание слайда: Статья 19. Прием и увольнение сотрудников полиции
На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не
моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,
имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные
по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию
здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.
Вопрос: Кто может стать сотрудником полиции?
(после изучения документа дети отвечают на вопросы)
Рассмотрите документ на стр. 97 учебника. Перечислите компетенции мирового
судьи. Какие дела рассматривает мировой судья?
Решение правовых задач
Учитель: Все граждане нуждаются в защите со стороны правоохранительных
органов. Но больше всего в этом нуждаются дети. Как вы думаете почему?
Ученик. Потому что взрослые могут сами себя защитить. Они знаю законы, знают
свои права. Детям приходится сложнее ещё и потому, что они несовершеннолетние.
Их действительно нужно защищать.
Задача 1:
Полиция задерживает на улице подростка. Как ему следует вести себя, чтобы
избежать ещё больших неприятностей. Что вы должны помнить, если оказались в
такой ситуации? 1.Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать и т.д.) сотруднику
полиции.
2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.
3. Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним.
4. После того как несовершеннолетнего доставили в отделение полиции, он вправе
потребовать, чтобы об этом сообщили родителям.
5. Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие
педагога или родителей.
Учитель: Исходя из тех знаний, которые вы открыли сегодня на уроке, давайте
сделаем вывод. Что такое правоохранительные органы?
(дети отвечают)
Слайд 14.
( запись понятия в тетрадь )
Учитель: А теперь давайте вернёмся к нашей поставленной учебной цели. Каковы
же функции правоохранительных органов? (общие)
7. Рефлексия
Учитель: Мы ответили на все поставленные задачи, а теперь я предлагаю оценить
собственную деятельность на уроке. Продолжите предложения:
1) Мне больше всего удалось…….
2) Своей работой на уроке я………
3) Материал урока заставлял задуматься над чем……….
4) Я научился………
5) Сегодня на уроке я смог……….
6) Урок для жизни мне дал………..
8. Итог урока. Оценки.
Учитель: Сегодня на уроке меня порадовали… поэтому я им поставлю оценки.
9.Домашнее задание.
1. Творческое задание: Напишите эссе на тему ( на выбор)
«Каждому гарантировано право на получение квалифицированной
юридической помощи» « Я б в полицию пошел…Какими качествами должен обладать сотрудник
полиции».
2. Индивидуальное задание ( 4 человека): Рассмотрите пример 3 на стр 102.
Проведите подобный социалогический опрос среди взрослого населения. Заполните
таблицу, подготовьте результаты опроса к следующему уроку.
3. П.11 стр. 94102
Презентация и разработка урока по обществознанию 9 класс "Правохранительные органы"
Презентация и разработка урока по обществознанию 9 класс "Правохранительные органы"
Презентация и разработка урока по обществознанию 9 класс "Правохранительные органы"
Презентация и разработка урока по обществознанию 9 класс "Правохранительные органы"
Презентация и разработка урока по обществознанию 9 класс "Правохранительные органы"
Презентация и разработка урока по обществознанию 9 класс "Правохранительные органы"
Презентация и разработка урока по обществознанию 9 класс "Правохранительные органы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.