Технологическая карта урока по теме: «Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар»

  • docx
  • 09.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тк 3.docx

Технологическая карта урока по теме: «Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар»

 

Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар.

Класс

9

Базовый

учебник

Геометрия 7-9 классы, Л. С. Атанасян, Б. Т. Бутузов, С. Б. Кадомцев.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Главная дидактическая

цель

Ввести понятия поверхности вращения, цилиндра, конуса, сферы и шара.

Цели по содержанию

Обучающая:

Ввести понятия поверхности вращения, цилиндра, конуса, сферы и шара.

Развивающая:

Развивать математической речи и математического мышления.

Воспитательная: Воспитывать уважение к труду

других обучающихся и учителя.

Планируемые образовательн ые результаты

Предметные:

Изучение свойств геометрических тел в пространстве.

Метапредметные: Умение устанавливать причинно-

следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы.

Личностные:

Формирование мотивации изучения математике и стремления к самосовершенствования.

 

Основные понятия рассматриваем

ые на уроке

Тела вращения, цилиндр, конус, сфер, шар.

Этап учебного

занятия

Цель этапа

Деятельность учителя

Задания для обучающихся

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1.

Мотивационны й этап.

Создать необходимый настрой для занятия математикой.

Приветствует обучающихся. Хоть ты смейся, Хоть ты плачь,

Не могу решить задач! Может быть – плохой учебник?

Может быть таланта нет? Но нашёл я способ верный –

Сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье,

Ну, зачем читать условие?

Если вам не жалко сил, Раз – умножил, два – сложил. Я и вычел, разделил.

Ну, всё, как полагается, Но только правильный ответ

Никак не получается. Помогите мне,

 

Приветствуют учителя.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

 

 

ребята,Всё расставить по местам.

Научусь решать задачи – Буду благодарен вам!

 

 

 

2. Этап

Повторение

 

Прежде чем мы перейдем к

 

Личностные:

актуализации

ранее

новой теме, давайте

формирование

знаний по

изученного

вспомним:

коммуникативной

предложенной

материала.

что такое параллельный

компетентности в

теме и

 

перенос?

общении и

осуществление

 

какие плоскости

сотрудничестве со

первого

 

называются

сверстниками

пробного

 

параллельными?

 

действия

 

чем отличается круг от

 

 

 

окружности?

 

 

 

по какой формуле

 

 

 

вычисляется длина

 

 

 

окружности, площадь

 

 

 

круга?

 

 

 

какие формулы для

 

 

 

вычисления площади

 

 

 

треугольника вы знаете?

 

 

 

косинус 30, 60, 90

 

 

 

градусов?

 

 

 

Отвечают на вопросы, чему

 

 

 

равен синус и делают

 

 

 

записи в тетрадях.

 

3. Выявление

Постановка

Так как мы не знаем

 

 

Познавательные:

затруднения: в

задачи, для

ничего о данных

осознание

чем сложность

создания

пространственных

затрудненияв процессе

нового

проблемной

фигурах разобьемся на 3

изучения материала..

материала, что

ситуации и

группы.

 

 

именно создает проблему, поиск

противоречия

пути его разрешения.

 

 

 

 

4.     Разработка

Способствова

3 группы, которые

 

 

Познавательные:

проекта, плана

ть правильной

самостоятельно изучат

самостоятельное

по  выходу их

постановки

указанный материал, а

изучение материала.

создавшегося

цели.

топом представят его

 

затруднения,

 

классу. При возможности

 

рассмотрения

 

используйте визуальные

 

множества

 

пособия сделанные вами.

 

вариантов,

 

 

 

поиск

 

 

 

оптимального

 

 

 

решения.

 

 

 

5.    Реализация

Получение

Итак, класс был разбит на

 

 

Коммуникативные:

выбранного

новых знаний

три группы, каждой из

умение передать в

плана                      по

по

которой было поручено

доступной форме

разрешению

выбранному

охарактеризовать одну из

приобретенные знания

затруднения.

обучающимис

предложенных

другим обучающимся.

Это            главный

я пути.

пространственных фигур:

 

этап урока, на

 

конус, цилиндр, шар и

 

котором                        и

 

сферу и подготовить

 

происходит"от

 

презентацию по данной

 

крытие"

 

фигуре.

 

нового знания.

 

Один студент из каждой

 

 

 

группы дает краткую

 

 

 

характеристику

 

 

 

предложенной фигуры,

 

 

 

второй студент из группы

 

 

 

в это время показывает

 

 

 

 

подготовленную группой презентацию (презентация 1, презентация 2,

презентация 3). Все остальные учащиеся внимательно слушают и конспектируют. После каждого выступления

решают задачи.

 

 

 

6.       Первичное закрепление нового знания.

Применение полученных

знаний на практике.

Задачи 1 для каждого вида тел вращения.

 

Выполняют задание в тетради.

Познавательные: закрепление изученного на уроке

материала.

7.

Самостоятельн ая работа и проверка по эталону.

Проверка усвоения знаний

Выполните математический диктант. После этого поменяйтесь тетрадями для проверки. Выставите отметку карандашом и обоснуйте

её.

 

 

Регулятивные: повторение изученного на уроке материала.

8. Включение в систему знаний                        и умений.

Применение полученных знаний при решении

задач.

Задачи 2 для каждого вида тел вращения.

 

 

Регулятивные: повторение изученного на уроке материала.

9. Рефлексия, включающая в себя                        и

рефлексию учебной деятельности,

Определить результат деятельности урока.

Обобщающий опрос Дайте определение цилиндра. Нарисуйте цилиндр, укажите его образующие и осевое

сечение.

 

 

 

и самоанализ, и рефлексию чувств                        и эмоций.

 

Дайте определение конуса, Нарисуйте конус, укажите его образующую и осевое сечение.

Назовите формулы площадей боковой и полной поверхностей конуса, цилиндра.

Дайте определение сферы и шара.

Верно ли, что все точки шара удалены от центра на расстояние, равное радиусу шара?

Может ли осевое сечение цилиндра быть трапецией?

Как относятся диаметр d и высота h цилиндра, если осевое сечение цилиндра квадрат?