Технологическая карта урока
Учебный предмет: физика
Класс: 8
УМК: Физика. 8 кл.: учебник /А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 237, [3]с.: ил.
Тема урока: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Выяснить особенности строения веществ в различных агрегатных состояниях и объяснить их.
Задачи урока:
а) формирование представлений о различиях в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов, показать практическую значимость, полезность приобретаемых знаний(предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное или демонстрационное оборудование.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||||
1 этап – Организационный |
||||||||||||
Здравствуйте ребята. По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше. Мобилизующее начало. Народная мудрость гласит: «Голодному надо давать не рыбу, а …». А что же? Конечно, удочку. Чтобы он сам смог себя накормить. И мы с вами будем сегодня добывать знания, чтобы вы лучше учились и знания ваши были бы прочными. Эпиграф нашего сегодняшнего занятия: «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять» Дж.Бруно (ученый, философ, поэт). |
Ответ на приветствие учителя. Ответ на вопросы учителя. |
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. |
Взаимодействие с учителем. |
Слушание учителя. |
Целеполагание |
Умение настраиваться на занятие. |
||||||
2 этап – Мотивационный. Постановка целей и задач урока. |
||||||||||||
Нас окружают различные тела. Любые тела состоят из различных веществ. Какое вещество вы видите? (Ответ: Вода) Когда вода замерзает, образуется… (лед, снег, иней). Лед, снег, иней - какое это состояние воды? (твердое) Назовите имя девочки корень имени которой снег(снегурочка) и эта девочка приходит на Новый год с Дедом Морозом? Какое произведение написано про эту девочку? Как оно называется? Что случилось со снегурочкой в конце сказки? -Она растаяла и превратилась в водяной пар. А затем в облако. В атмосфере вода содержится в невидимом глазу состоянии – пар. Когда пара становится много, в атмосфере образуются облака. В каких состояниях может находиться вода? (твердое, жидкое, газообразное) Сколько таких состояний …. Попробуйте, сформулировать тему урока… “Три состояния вещества”. -Что вы можете сказать о молекулах, из которых они состоят? -В чем вы видите различие данных веществ? -И какие б цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок. |
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Три состояния вещества» Ставят цели урока Цель должна начинаться словами: «Я должен узнать…..» |
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Выдвижение предположения о теме урока Самостоятельное выделение и формулирование познав.цели. |
Взаимодействуют с учителем во время беседы. |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний |
Развитие регуляции учебной деятельности. Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой.
|
Регуляция учебной деятельности. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
||||||
3 этап – Изучение новых знаний и способов деятельности |
||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||||
Получение обучающимися новых знаний. В природе вещества встречаются в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном (лед, вода, водяной пар). Такое состояние веществ называется агрегатным. Многие из них мы привыкли видеть только в каком-либо одном состоянии. Например железо – в твердом, бензин – в жидком, пар –в газообразном. Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, а также объясним эти свойства. Для этого в парах проведем исследовательские работы. Исследовательская работа. Задание группе № 1 Исследует свойства твердого тела. Цель исследования: изучить свойства твердого тела. Оборудование: деревянный брусок, металлический цилиндр 1. Измените форму бруска, цилиндра (попробуйте согнуть) 2. Измените объем бруска, цилиндра (попробуйте сжать, растянуть) 3. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь. Твердые тела ….(имеют, не имеют) собственную форму, ….. (сохраняют, не сохраняют) постоянный объем. Задание группе № 2: Исследует свойства жидкостей. Цель исследования: изучить свойства жидкости. Оборудование: сосуды разной формы: стакан, колба, мензурка, шприц. 1. Налейте в первый сосуд 100 мл подкрашенной воды, затем поочередно перелейте ее в другие сосуды. 2. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь. Жидкости … (имеет, не имеет) собственной формы, но… (сохраняет, не сохраняет) постоянный объем. Задание группе № 3: Исследует свойства газов. Цель исследования: изучить свойства газа. Оборудование: стакан, сосуд с водой, шприц, воздушный шарик. 1. Наберите в шприц воздух, заткните пальцем отверстие шприца и попробуйте сжать воздух. 2.Чтобы определить сохраняют ли газы объем и форму, проведите опыт с воздушным шариком: сожмите шарик, а затем отпустите. 3. Сделайте вывод и запишите его в тетради. Газы … (имеют, не имеют) собственной формы, …(сохраняют, не сохраняют) постоянного объема. Учитель. Заканчивайте исследование и ознакомьте всех с выводами. Как мы видим, свойства тел, находящихся в разных агрегатных состояниях, разные. Как вы думаете, чем это объясняется? Составьте модель веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии на примере воды. Оборудование: шарики из пластилина двух цветов, картон,(работа в группах) |
Выполняют эксперимент. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. |
Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. Умение строить речевое высказывание. Анализ содержания параграфа. Поиск и выделение информации. Синтез. Установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
В группах объединяют усилия на решение поставленной проблемы. Обсуждают выводы. Выступают с сообщением от группы. |
Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Чтение. Письмо Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах, в группах.
|
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
||||||
4 этап – Первичная проверка понимания |
||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||||
Задания на проверку понимания изученного материала. 1.Что общего в свойствах твердого и жидкого тела? 2.Что общего в свойствах жидкостей и газов? 3. В каком состоянии твердом или жидком притяжение между молекулами воды больше? 4.В бутылке находится вода объемом 1 л. Ее переливают в колбу вместимостью 2л. Изменится ли объем воды? |
Ответы на вопросы. Решение задач. |
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Подведение под понятие. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Взаимодействие с учителем.
|
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
Контроль правильности ответов обучающихся. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. |
||||||
5 этап - Применение изученного материала |
||||||||||||
Решение качественных и количественных задач. Пусть каждый ученик вашего класса – молекула, а все вы вместе – скопление молекул. Что напоминает это скопление – газ, жидкость, твердое тело? А почему? А какая «сила» удерживает «молекулы» на своих местах? (Сознательная дисциплина) Но прозвенел звонок и «коллектив» превращается в …, разлетается по всей школе, селу. А кода вы все бежите в столовую, то ведете себя как молекулы какого вещества? |
Ответы на вопросы. Решение задач.
|
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Подведение под понятие. Построение логической цепи рассуждений, док-в. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
Взаимодействие с учителем. |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
|
Контроль правильности ответов обучающихся.Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. |
||||||
6 этап – Итоги урока |
||||||||||||
«Что нового вы узнали сегодня на уроке?» Выполнили мы поставленные цели. И давайте вернемся к эпиграфу урока. Вы сегодня весь урок размышляли, ставили опыты и надеюсь многое поняли |
Формулируют выводы о достижении цели урока. |
Формулировка ответа на вопрос. |
Обсуждают результаты урока |
Формулировка учащимися итога урока: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока. |
Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. |
Анализ, дифференциация, сопоставление информации. |
||||||
7 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
||||||||||||
Сочините сказку о путешествии молекулы воды, которой пришлось вместе с другими молекулами участвовать в различных агрегатных превращениях воды в природе. |
Слушание учителя и запись домашнего задания.
|
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействие с учителем |
Слушание учителя. |
Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. |
Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
||||||
8 этап – Рефлексия учебных действий |
||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||||
Рефлексия «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению. И устно закончите предложение по цепочке сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я научился… у меня получилось меня удивило… Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи! |
Рефлексируют. |
Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий. |
Взаимодействие с учителем. |
Умение формулировать собственное мнение. |
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. |
Саморегуляция. Рефлексия. |
||||||
Приложения к уроку:
Таблица №1 Исследование свойства твердого тела.
1 группа 1. Измените форму бруска, цилиндра (попробуйте согнуть) 2. Измените объем бруска, цилиндра (попробуйте сжать, растянуть) 3. Сделайте вывод. |
||||
№ опыта |
|
|||
Меняет форму |
Меняет объем |
|||
1 |
Деревянный брусок |
|
|
|
2 |
Металлический цилиндр |
|
|
|
Вывод: |
||||
Таблица №2 Исследование свойства жидкости.
1 группа 1. Налейте в первый сосуд 100 мл подкрашенной воды, затем поочередно перелейте ее в другие сосуды. 2. Сделайте вывод. |
||||
№ опыта |
|
|||
Меняет форму |
Меняет объем |
|||
1 |
Вода |
|
|
|
Вывод: |
||||
Таблица №3 Исследование свойства газа.
1 группа 1. Наберите в шприц воздух, заткните пальцем отверстие шприца и попробуйте сжать воздух. 2.Чтобы определить сохраняют ли газы объем и форму, проведите опыт с воздушным шариком: сожмите шарик, а затем отпустите. 3. Сделайте вывод. |
||||
№ опыта |
|
|||
Меняет форму |
Меняет объем |
|||
1 |
Воздух |
|
|
|
Вывод: |
||||
Материалы для рефлексии
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.