Технологическая карта урока.
Предмет: русский язык
Класс: 9
Учитель: Борисова Янина Борисовна
Тема урока: «Понятие о БСП. Интонация в БСП».
Тип урока: Урок открытия новых знаний
УУД
Л- личностные
П- познавательные
Р- регулятивные
К- коммуникативные
№ п\п
|
Этапы урока |
Цель и содержание учебного материала. |
Функции и виды деятельности учителя |
Формы и виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты УУД |
Оценка результатов деятельности ученика |
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативов учебной деятельности –Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.
- Готовы к работе?
|
Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!)- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) |
Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. |
Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
|
|
2 |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
1.Сравнительный анализ предложений.
2. Самопроверка |
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом. Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП. Какие из предложений не относятся ни к одной группе? Почему?
- Проверьте себя. И оцените. |
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала. Организует подготовку к изучению нового материала. |
Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал ( знаю, могу) Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке.
|
-Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П; -осознанные и произвольные речевые высказывания – К; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . |
Устная оценка учителя. Самооценка учащихся. |
3 |
Выявление места и причины затруднения.
|
Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы, обозначьте предикативные части. Как они связаны? - Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке?
-сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться … -Сообщение целей урока учителем. - Запишите тему урока в тетрадь. (Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?) |
Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. |
Выдвигают гипотезы решения задачи. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока.
Ведут записи в тетради. |
Самоопределение – Л; Смыслообразование –Л; Мыслительные операции – П; Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;
Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; Развитие монологической речи -К
|
|
4 |
Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с теоретическим материалом учебника.
Наблюдение над № 185 |
Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.
- Где мы с вами можем получить более подробную информацию о БСП ? Из каких источников? ( из книги)
- Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника. (§§31,8). - Что вы будете выяснять? (что такое БСП).
- Сравните два текста (№ 185) (Темп произнесения выделенных предложений) - Какой отрывок более эмоциональный? - Благодаря каким языковым средствам возникла разница в эмоциональной окрашенности текстов? (интонация)
|
Учитель выступает в роли организатора. Следит за хронометрией урока. |
Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения. |
Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации- П.
Установление причинно – следственных связей -П;
|
Устная оценка учителя |
5 |
Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Цель: определить роль интонации в БСП, реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
- В БСП, как и в союзных, простые предложения объединены в одно сложное для того, чтобы между ними установить определённые смысловые отношения.
-Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией. Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.
Вывод: При бессоюзной связи смысловые отношения между частями СП не явно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего.
Схема: Виды интонации и смысловые отношения в БСП. Виды интонации и смысловые отношения в БСП перечислительная интонация при соединительных отношениях между частями БСП пояснительная интонация при причинно- пояснительных отношениях между частями БСП результативно-следственная интонация при противопоставлении или времени, условии и следствии |
Учитель выступает в роли организатора. Организует процесс совместного творчества. Организует обсуждения учащихся. Следит за хронометрией урока
Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске
|
На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др. Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. Работают в группах. |
Формирование критического и творческого мышления Умение сверять свои действия с целью- Р
Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Устная оценка учителя |
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. |
Цель: усвоение учащимися новых способов действия.
Алгоритм анализа БСП: • найти грамматические основы; • определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП; • поставить необходимый знак препинания; • построить схему БСП.
Для слабых учащихся: подписать карточку; • подчеркнуть грамматические основы, • построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП.
Для сильных учащихся: Заменить ССП и СПП БСП. |
Организовывает работу на новый способ действия Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) |
Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.
Выполняют предложенные учителем задания. |
Осознанные и произвольное речевые высказывания – К; Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р
Умение преодолевать трудности в выполнении –Л.
Мыслительные операции –П
Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р
+ все ЛУУД : умение преодолевать трудности |
Самооценка. Устная оценка учителя. |
7 |
Включение в систему знаний и повторение.
Задание, аналогичное (ГИА) Самопроверка. |
Цель: включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. - Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке?
- Где нам может понадобиться эта тема?
- А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями.
- Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе? |
Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных доведением их до автоматизма. |
Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.
Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. |
Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р, формирование критического и творческого мышления, |
Самооценка. |
8 |
Домашнее задание |
- Ребята, над чем вы будете работать дома? П.32, выписать из худож. текста 5 БСП с разными значениями или |
Инструктаж Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. |
Выбор задания |
Планирование, прогнозирование –Р Оценивание трудности выполнения –Л. |
Самооценка |
9 |
Рефлексия учебной деятельности
1.Обмен мнениями
2.Оценивание деятельности
|
Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности , осознание методов построения и границ применения нового способа действий
- А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал…..и т.д. Что можно было сделать по-другому? - Ребята, в чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? - А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. ( Листы оценивания на партах) - Кто получил 5? Почему? 4. Почему?...... |
Организует рефлексию ( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? |
Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. |
Рефлексия способов и условий действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности -Р; Самооценка на основе критерий успешности-Л; Адекватное понимание успешности или неуспешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; Планирование успешного сотрудничества - К Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л |
Самооценка. Устная оценка учителя. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.