Технологическая карта урока
по теме «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов».
Садовская Ирина Васильевна
МБОУ СОШ п. Джонка
Учитель
Русский язык, литература
5 класс
Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов».
Базовый учебник: Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А.. Учебник «Русский язык» 5 класс, Москва, Просвещение, 2014
Цель урока: Познакомить с понятием «морфема». Дать понятие о морфемике как разделе языкознания. Показать значение морфем в образовании слов, формировать навык различать формы слова и однокоренные слова.
Планируемые результаты:
-личностные: осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.
-метапредметные: умение анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
--предметные: знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
Формируемые УУД:
-личностные: адекватное распознавание ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм при работе со словом.
-регулятивные: целеполагание и прогнозирование результатов деятельности, оценка действий.
-познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфемного состава слова.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г – групповая.
Необходимое техническое оборудование: учебник, классная доска.
Структура и ход занятия
Дидактическая структура урока |
Методическая структура урока |
Содержание этапов урока |
Оргмомент |
Приветствие учителя. Здравствуйте. Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Улыбки ваших милых глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда – талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сотворим урок. Сегодня я предлагаю вам на уроке быть не просто учениками, а стать настоящими учеными. Согласны? А какими качествами должен обладать ученый? Уметь анализировать, делать выводы, замечать закономерности, а также дать оценку своим достижениям. Я уверена, что вы тоже умеете все это делать. Проверим? Для начала предлагаю размяться и выполнить следующее задание. |
|
Актуализация знаний, определение темы урока Целеполагание |
- Ребята, откройте учебник на стр. 5 Внимание: ошибка. Найдите ошибку. Ответ – РУЧИЩА (по соответствию рода: женский – а: нога – ножища, изба – избища; м. и ср.р. – е: дом – домище, стол – столище, окно - онище) - Ребята, вы только что закончили изучать слово и его лексическое значение. А теперь рассмотрим, как слова делятся на части. Для этого выполним упражнение 376, разделим слова на 3 столбика в соответствии с частью речи. Понаблюдаем за одинаковыми морфемами. - Чем отличаются одни части слова от других? Ответ - ͡ , ˄, □ – есть значение, смысл, - Что, например, обозначает суффикс –к? Ответ – предмет, производящий действие или предназначенный для осуществления действия Вывод: Значит, в слове можно выделить значимые части слова. Вот их мы и исследуем на нашем уроке. Кто сформулирует тему урока? Запишите тему нашего урока: «Значимые части слова. Изменение и образование слов». - Как вы думаете какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать на уроке? 1. Ответ – узнать зачем нужны значимые части слова, как изменяются и образуются слова.
|
Личностные УУД положительно относиться к учению, познавательной деятельности, стремиться приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать основной вопрос (проблему) урока. 3. Планировать необходимые действия. Познавательные УУД Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. |
Изучение нового материала |
1. Откройте учебники на с. 4, внимательно прочитайте теоретический материал. Что нового вы узнали? Ответ – значимые части слова называются морфемами. Раздел науки о языке, изучающий морфемы называется морфемика. - Запишите термины в тетрадь. - Какие морфемы можно выделить в слове? Ответ- корень, приставку, суффикс, окончание.
2. Давайте проверим, умеете ли вы выделять в слове морфемы. Игра составь слово. В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете. (расписание) Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)
3. . – Почему морфема является значимой частью слова? Докажите, используя слова рука – рукав – нарукавник. - Что вы должны для этого сделать? Ответ - Выделить морфемы и объяснить, как и почему меняется смысл слова. Ответ рук-а – часть тела; рук-ав – часть одежды, надеваемая на руку, смысл слова изменился из-за суффикса –ав-; на-рук-ав-ник - полурукав, надеваемый поверх рукавов для предохранения их от загрязнения во время работы, смысл слова изменился из-за приставки на-, суффикса –ник-. Вывод: ͡ , ¬ , ˄ - значимые части слова, в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением). 4. А какое значение имеет окончание? Может ли оно образовывать новые слова? Понаблюдаем рука рукав нарукавник руки рукава нарукавника руке рукаву нарукавнику руку рукавом нарукавником - Изменилось ли лексическое значение слова с появлением другого окончания? Ответ – нет - А что изменилось? Ответ – падеж, т.е. грамматическое значение. Вывод: □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова.
|
Личностные УУД Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Строить рассуждения, делать выводы. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Задавать вопросы. 2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
|
Физминутка |
|
|
|
4. Прочтём § 71 с. 5. Сформулируйте самостоятельно вопросы по § 71 и задайте их товарищам. Ответ - - Чем отличаются однокоренные слова от форм слова? - Как образуются однокоренные слова? - Как образуются формы слова? - Что изменяется в слове при образовании однокоренного слова? Однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем, но с разными приставками и суффиксами. Формы слова – это варианты одного и того же слова, которые образуются с помощью окончаний |
Познавательные УУД Извлекать необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль |
Закрепление изученного |
1.Упражнение 376 (самостоятельно с самопроверкой или взаимопроверкой и оценкой работы) Запишите слова в столбик. Разделите слова на морфемы. Подберите к первым пяти словам формы слов, к последним пяти словам – однокоренные. Ответ – Уборка – уборкой Хлебный – хлебная Украсят – украсит Принесли – принесла Говорливы – говорливого
Заколка – укол Безветренный – ветер Земляной – земля Надрежут – резать Приберегли – беречь
Резерв 1. Упражнение 377. Укажите в какой форме употреблены выделенные слова. Ответ: С Юрой – сущ., в форме тв.п., ед.ч.; Приходим – глаг., в форме наст.вр., в 1-м л., во мн.ч.; Красят - глаг., в форме наст.вр., в 3-м л., во мн.ч.; Лестничную – прилаг., в форме вин.п., ед.ч., ж.р.; Клетку – сущ., в форме вин.п., ед.ч. |
Познавательные УУД Приобретать новые умения и совершенствовать имеющиеся. Регулятивные УУД Контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки. |
Подведение итогов |
Какая цель была поставлена на уроке? Что нового узнали? - Что такое морфема. - Что изучает морфемика. - Для чего служит каждая морфема. - Чем отличаются формы слова от однокоренных. Оформите свои знания в виде схемы
|
Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД Строить небольшие монологические высказывания
|
Рефлексия |
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было трудно… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … особенно понравилось… нужно выучить… |
Регулятивные УУД Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
Домашнее задание |
П.70,71. Задание на выбор: 1.Написать лингвистическую сказку о морфемах или сочинить шараду. 2. Упр. 378. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.