Социальный институт формирования личности»
ФИО преподавателя, квалификационная категория |
Эрастова Наталья Николаевна, высшая квалификационная категория |
||||||
Код, наименование специальности |
44.02.01 Дошкольное образование |
группа |
331 |
||||
Учебный цикл |
Профессиональный учебный цикл |
||||||
Учебная дисциплина/МДК |
МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями ( лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации |
||||||
Раздел учебного занятия |
Раздел 1. Взаимодействие воспитателя с родителями |
||||||
Тема учебного занятия |
Тема 1.1. Основы семейного воспитания ПЗ: Составление ментальной карты « Семья, как социальный институт формирования личности» |
||||||
Вид учебного занятия |
Практическое занятие |
||||||
Тип учебного занятия |
Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности |
||||||
Формируемые компетенции
|
Общие компетенции |
Профессиональные компетенции |
|||||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смен технологий |
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними |
||||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК |
Освоенные умения |
Усвоенные знания |
|||||
- изучение особенностей семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье |
- основных документов о правах ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям; - особенностей современной семьи, ее функций
|
||||||
|
|
||||||
Цель учебного занятия |
Формирование целостной системы знаний о семье, как социальном институте формирования личности |
||||||
Задачи учебного занятия |
Обучающая |
Развивающая |
Воспитательная |
||||
Систематизировать и закрепить знания по теме 1.1. «Основы семейного воспитания», используя прием «составление ментальной карты»
|
Развивать информационную культуру; коммуникативные умения через групповую работу; ассоциативное мышление; мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения)
|
Воспитывать уважение к социальным нормам, регулирующим семейные взаимоотношения; способствовать нравственному воспитанию обучающихся |
|||||
Методы обучения |
Традиционные: словесные ( объяснение, беседа, инструктаж); наглядные ( демонстрация, таблицы, карточки, оформление доски); практические (письменные упражнения, самостоятельная работа, практическая работа). Интерактивные: прием « составление ментальной карты», анализ конкретных ситуаций, проблемный диалог, метод погружения, метод эвристических ( ключевых вопросов), метод эмпатии. |
||||||
Образовательные технологии |
Информационно-коммуникативная, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология составления ментальных карт |
||||||
Формы организации учебной деятельности |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
||||||
Средства обучения |
Материально-техническое обеспечение |
- ноутбук (компьютер) - интерактивная доска (экран для видеопроектора) - презентация Power Point - оборудование для каждой подгруппы в соответствии с выбранной темой - карточки с заданиями групп -лист самооценивания -кроссворд - маркер -микрофон для имитации интервью |
|||||
Литература |
Семейный кодекс РФ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева Дошкольная педагогика Теория воспитания. Учебное пособ. для студентов учреждений высшего образования 5 – издание, стереотипное М.: Издательский центр « Академия» 2017. |
||||||
Электронные информационные и образовательные ресурсы |
Дошколенок.ру: сайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/ Программы для создания ментальных кар: Coggle https://coggle.it Xmind http://www.xmind.net Freemind freemind.sourceforge.net MindNode https://mindnode.com Bubbl.us https://bubbl.us MindMeister https://www.mindmeister.com |
||||||
1.Предварительная хронометрия урока, совершенствования знаний, умений и способов деятельности
Этап учебного занятия |
Подэтап учебного занятия |
Время |
|||||
1. Подготовка обучающихся к учебной деятельности |
1.1. Организационный момент 1.2.Сообщение темы и цели урока 1.3. Актуализация теоретических знаний: выполнение заданий на проверку теоретических знаний |
1 3 37 |
|||||
2. Основная часть занятия |
2.1. Инструктаж по составлению ментальной карты. 2.2. Практическая работа Составление ментальной карты «Семья, как социальный институт формирования личности» 2.3. Контроль усвоения общих компетенций, знаний, умений и навыков по теме. |
4 38
2 |
|||||
3. Завершающий этап занятия |
3.1. Подведение итогов занятия, мониторинг результативности 3.2. Рефлексия. 3.3. Организационный момент |
2 2 1 |
|||||
Этап урока, время |
Задачи этапа |
Используемые формы, методы, приемы, средства |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
Планируемый результат (смогут, узнают) |
||||
1. Подготовка учащихся к учебной деятельности |
1.1. Орг. момент
|
- подготовить обучающихся к работе, положительно настроить на урок |
-использование упражнения «Приветствие» на повышение энергетического и творческого потенциала; эпиграфа для организации работы на уроке |
Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку.
|
-при создании благоприятного психологического климата работа на уроке будет наиболее эффективной |
||||
1.2. Сообщение темы и цели занятия
|
- создать благоприятные условия для подведения к формулированию темы и цели урока |
- чтение притчи; - проблемные вопросы; - составление плана |
-обращает внимание на актуальность закрепления и систематизации знаний для выполнения практической работы; - обращает внимание на формируемые компетенции; -привлекает к самостоятельному формулированию темы и цели урока |
- формулируют самостоятельно тему и цель урока |
- смогут осознать значимость выполнения предстоящей практической работы |
||||
1.3. Актуализация базовых умений, навыков и знаний. |
-систематизировать и закрепить материал по изученной теме; -создать условия для осознанного выполнения практической работы |
- чтение притчи; - решение кроссворд; - блиц – опрос; -решение педагогических задач; - заполнение таблиц; -интервью |
- предлагает организовать работу в группах для рассмотрения изученных вопросов по плану |
-каждая группа предлагает выполнить задания и оценить свою деятельность в листах оценивания (соответствующего сектора); -отвечают на поставленные вопросы, - выстраивают логические связи |
-смогут внимательно и с наибольшим интересом относиться к изучаемому материалу, связывать его с практической деятельностью и осуществлять контроль своей деятельности |
||||
|
Мотивация к выполнению практических заданий |
- создать условия для мотивации к выполнению практических заданий |
- чтение притчи
|
- предлагает прослушать притчу, ответить на проблемный вопрос и записать ответ в тетрадь |
-отвечают на поставленный проблемный вопрос, записывая ответ в тетради |
- осознанно и творчески подойдут к выполнению предложенных заданий |
|||
Выполнение заданий на проверку теоретических знаний |
- создать условия для решения задач каждой группы «ученых» |
- решение кроссворда; - блиц – опрос; - решение педагогических задач; - заполне6ие таблиц; - интервью |
- каждая группа «ученых» предлагает свой, заранее подобранный набор практических заданий |
- выполняют задания; -поочередно отвечают; - фиксируют ответы в бланках ответов и проверяют правильность их выполнения |
-смогут соотнести теоретический материал с выполнением практических заданий |
||||
|
Историки (сектор синегоцвета)
|
-закрепить знания отдельных исторических вопросов в рамках изученной темы
|
- блиц – опрос
|
- предлагают ответить на вопросы в бланках, а затем ответы озвучиваются; -проверяется правильность выполнения заданий, записывается результат |
- отвечают на поставленные вопросы; - сопоставляют с правильными ответами; -отмечают ответы в бланках |
- смогут проверить уровень сформированности знаний по рассматриваемому вопросу |
|||
Социологи (сектор желтого цвета)
|
-сформулировать функции современной семьи, раскрыть их суть и значение
|
- решение кроссворда - решение педагогических задач
|
- предлагают задание на решение кроссворда «Функции современной семьи»; - предлагают решить педагогические задачи на определение функций семьи |
- представители от каждой группы решают кроссворд у доски, отвечая на один из вопросов; - каждая группа предлагает вариант решения педагогической задачи; - правильность ответов фиксируется в бланке |
- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу |
||||
Психологи (сектор красного цвета)
|
-закрепить знания об основных типах семей, раскрыть значение определенного типа семьи для воспитания ребенка
|
- заполнение таблиц |
- предлагают задания на заполнение таблиц ( « Стили семейных взаимоотношений; «Классификация стилей»; « Правила поведения в семье») |
- участники каждой группы совместно обсуждают задание и заполняют предложенные таблицы; - сверяют с предложенными ответами
|
- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу |
||||
|
Юристы (сектор зеленого цвета)
|
-раскрыть разницу понятий «семья и брак»; -решить педагогические задачи, основываясь на основном документе |
- работа с документом «Семейный кодекс РФ»; - решение юридической задачи |
- предлагают поработать с Семейным кодексом РФ и выполнить задания |
- работают с документом и выписывают в тетрадь: условия вступления в брак и условия расторжения брака. |
- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу |
|||
Журналисты и политологи (сектор оранжевого цвета)
|
-формировать умение высказывать свою точку зрения и обосновывать ее
|
- интервью; - беседа |
- предлагают ответить на вопросы интервью ( имитация интервью с микрофоном) |
- отвечают экспромтом на вопросы интервью |
- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу; - научаться высказывать свою точку зрения и обосновывать ее |
||||
2.Основная часть учебного занятия |
2.1. Обучающий инструктаж по составлению ментальной карты
|
-помочь структурировать материал по теме, используя прием составления ментальной карты
|
- объяснение - инструктаж
|
- предлагает прослушать обучающий инструктаж по составлению ментальной карты; - акцентрирует внимание на соблюдение правил составления ментальных карт (принципы, условия, свойства)
|
- слушают инструктаж преподавателя
|
- смогут правильно составить ментальную карту
|
|||
2.2.Практическая работа Составление ментальной карты «Семья как социальный институт формирования
|
- составить ментальную карту в соответствии с требованиями |
- практическая работа |
- предлагает выполнить практическое задание по составлению ментальной карты в соответствии с требованиями
|
-составляют ментальную карту; -выделяют главные слова, опираясь на предшествующий план работы
|
- закрепят и систематизируют знания по теме, используя прием составления ментальной карты; -научатся выделять ключевые слова, систематизировать моменты, группировать; - с помощью карты научатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминать ее благодаря ассоциациям |
||||
2.3. Контроль усвоения общих компетенций, знаний, умений и навыков
|
-формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями |
- обобщающая беседа, - анализ выполненных заданий
|
-осуществляет контроль усвоения общих компетенций, знаний, умений и навыков; -контролирует правильность выполнения заданий, корректирует; -работы сдаются на проверку, выставляется поурочный балл
|
- участвуют в подведении итогов урока, определяют его эффективность
|
- смогут проанализировать уровень своих умений и навыков по изученной теме; - проанализируют уровень усвоения компетенций |
||||
3. Завершающий этап занятия |
3.1. Подведение итогов занятия, мониторинг результативности
|
-помочь обучающимся самостоятельно оценить уровень сформированности компетенций в рамках темы. - дать качественную оценку индивидуальной работы и работы группы |
- коллективное обсуждение
|
-подводит итог урока, указывает на уровень сформированности общих компетенций, делает обобщающие выводы о работе групп
|
- участвуют в подведении итогов урока, определяют его эффективность
|
- смогут проанализировать уровень эффективности урока |
|||
3.2. Рефлексия
|
- создать условия для собственного выражения мнений об эффективности выполненной практической работы по составлению ментальной карты |
- обобщающая беседа -прием « инсерт» |
- использует прием развития критического мышления « Инсерт» и предлагает продолжить фразу 1. Я повторил … 2. Я узнал … 3. Я научился… 4. Я могу… - предлагает выразить свое мнение и о приеме « составление ментальной карты» |
-продолжают фразу; -по результатам урока проводят рефлексию |
- научатся работать с информацией, группировать ее с помощью составления ментальной карты |
||||
3.3. Орг.момент |
-завершить урок
|
|
|
|
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.