МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Вещевская основная общеобразовательная школа
Технологическая карта
урока развития функциональной грамотности
по математике в 5 классе по теме «Практико-ориентированные задачи на проценты в повседневной жизни»
Технологическая карта учебного занятия
Фамилия имя, отчество учителя |
-Кравченко Д.М. |
Тип урока |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
Тема урока |
Практика - ориентированные задачи на проценты в повседневной жизни |
Цель урока |
совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их в повседневной жизни. |
Задачи урока |
- образовательные (формирование познавательных УУД): знакомство с широтой применения процентных вычислений; закрепить у обучающихся навыки умения решать задачи на проценты, отработать навыки их решения. - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуре; -воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; - развивающие (формирование регулятивных УУД) научить определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; формировать умения фиксировать собственные затруднения; проводить рефлексию собственной деятельности; осуществлять контроль правильности действий; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Планируемые |
Предметные: – обобщить изученный материал по теме «Проценты»; – научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач; – расширить представления о практическом применении математики; - формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на основе практико-ориентированных задач. Метапредметные: Познавательные УУД: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Личностные УУД: -уметь применять полученные знания в практической деятельности. Из школьной программы воспитания:повышать уровень сформированности коммуникативных качеств обучающихся, уровень эмпатии к одноклассникам в преодолении учебных затруднений (в ходе парной работы). Регулятивные УУД: определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий); – корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. |
Методы и формы |
Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. Методы: словесный, наглядный, практический. Технология практико-ориентированного решения задач |
Образовательные |
- Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. Дидактические материалы по математике. А.Г. Мерзляк. В.Б. Полонский и др., М.: Вентана-Граф - Презентация - для организации дополнительной самообразовательной работы и опережающего обучения (методика перевёрнутого класса) |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||||||||||||
1.Организационный этап. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку. |
Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.
|
Концентрация внимания на необходимых действиях.
- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу в процентах: Я с заданием справился / не справился. 2. Задание выполнено без ошибок /есть такие-то недочёты … 3. Задание выполнено самостоятельно /с помощью (кого)… 4. Моя работа мной оценена так… |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию.
Обучающиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания |
Уметь сосредоточится на определенном вопросе по математике. |
Познавательные: ставят перед собой цель: «что я хочу получить сегодня от урока». Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||||||||||||||||||
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока |
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Тема нашего урока: «Практико - ориентированные задачи на проценты в повседневной жизни» Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.
|
-В нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?
Какую информацию мы получаем при виде таких изображений? Степень загрузки аккумулятора, процесс скачивания фильма, программы, файлов…Сколько еще осталось до завершения?Наличие скидок в магазине. Где и когда выгоднее делать покупки?И как вы догадались, все эти явления связаны общим словом «процент», с обозначением ℅. |
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока
Отвечают на поставленный вопрос (в магазине, в банке) |
Умение извлекать информацию из текста и уметь применять знания к конкретному условию реальной жизненной ситуации. |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
|||||||||||||||||||
3.Закрепление и применение новых знаний и способов действий. Цель: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.
4.Самостоятельная работа и проверка по эталону. Цель:контроль полученных знаний и корректировка допущенных ошибок |
Организует и контролирует процесс решения задач, оказывает помощь по запросу обучающихся.
Задача №1 (ученик решает у доски)
В магазине куртки продавались по цене 8 000 руб. за одну куртку. Летом на эту цену стала действовать скидка в 20%. Сколько рублей составляет скидка?
Задача №2 (ученик решает у доски) В июне за водоснабжение заплатили 1500 руб., а в июле – на 40% меньше. На сколько рублей меньше заплатили в июле, чем в июне? Задача№3(работа в парах) В первом магазине цену товара снизили сначала на 10%, а затем ещё на 10%. Во втором магазине цену аналогичного товара сразу снизили на 20%. В каком из этих двух магазинов данный товар стал дешевле? Задача№4. (работа в парах) Заполните пропуски в решении задачи. В таблице представлены цены на некоторые товары в трёх магазинах. Ирина Викторовна хочет купить 0,5 кг орехов, 10 плиток шоколада и 2 кг зефира. В каком магазине стоимость покупки будет наименьшей, если в магазине Б проводится акция — скидка 20% на развесные продукты, а в магазине В скидка 10% на весь ассортимент?
Решение. Покупка в магазине А стоит ... р. Покупка в магазине Б стоит ... р. Покупка в магазине В стоит ... р. Ответ: в магазине ... стоимость покупки будет наименьшей. Задача: Представьте, что в вашей семье на содержание квартиры уходит 8 тыс. руб.; на продукты питания – 20тыс. руб.; на бытовую химию и предметы личной гигиены (зубная паста, шампунь и др.) – 3 тыс. руб.; на проезд – 2,5 тыс. руб.; на оплату обедов в школе – 1,5 тыс. руб.; на развлечения (кино, кафе и др.) – 3 тыс. руб; на дополнительные занятия (спорт, иностранный язык) – 6 тыс. руб.; на одежду, обувь – 10 тыс. руб.; на непредвиденные расходы – 6 тыс. руб. Сколько процентов составляют обязательные расходы в семье? |
Вспомним ребята. Что такое 1 %.?
Расходы людей делятся на обязательные, желательные и неразумные. Обязательные расходы – это те, без которых обойтись просто невозможно (например, расходы на питание, оплата коммунальных услуг). Желательные расходы – это расходы на те товары и услуги, без которых прожить вообще-то можно (например, сотовая связь, Интернет, украшения). Неразумные расходы - это расходы на те товары и услуги, без которых можно легко обойтись, но их активно призывают купить различные рекламные объявления. И устоять перед рекламой многие не могут. |
Вспоминают определение процента.
Решают задачи.
Задача №1 Решение 8000:100*20=1600(руб) Ответ: скидка составила 1600 рублей.
Задача №2 Решение. Посчитаем, сколько рублей составляет 40% от 1500. 40: 100 ∙ 1500 = 40 ∙ 15 = 15 ∙ 4 ∙ 10 = 600 (р.). Ответ: 600 р.
Задача №3 Первый магазин 1200 : 100 * (100 – 10) = 1080 (руб) – стоимость куртки после снижения цены на 10% первый раз в 1 магазине; 1080 : 100 * (100 – 10) = 972 (руб) – стоимость куртки после снижения цены на 10% второй раз в 1 магазине; Второй магазин 1200 : 100 *(100 – 20) = 960 (руб) – стоимость куртки после снижения цены на 20% первый раз в 2 магазине; Вывод: Во втором магазине данный товар стал дешевле!!! Задача №4 Магазин А: 600 * 0,5 +45 * 10 + 144 * 2 = 1038 (руб); Магазин Б: (584 * 0,5 + 116 * 2) : 100 * (100 -20) +65 * 10 = 1069,2 (руб); Магазин В: (66 0 * 0,5 + 53 * 10 + 225 * 2) : 100 * (100 – 10) = 1179 (руб).
Покупка в магазине А стоит 1038 рублей, Покупка в магазине Б стоит 1069,2 рублей; Покупка в магазине В стоит 1179 рублей.
Ответ: в магазине А стоимость покупки будет наименьшей.
Решают самостоятельно задачу и проверяют по эталону.
|
Умение решать задачи при реальных жизненных ситуациях (функциональная грамотность)
|
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Личностные: формирование готовности к самообразованию. |
|||||||||||||||||||
5.Физминутка.
|
- Теперь давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку
|
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
|
Снять утомление и напряжение. |
||||||||||||||||||||
6.Рефлексия. |
Подводит итоги работы класса. Предлагает определить свой уровень познаний в математике.
|
Обводят человечка на той ступеньке, на которой, по их мнению, онинаходятся или хотят находиться.
Описывают свою работу и работу одноклассников. |
Понимание, адекватное употребление в речи, воспроизведение. Уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента |
Регулятивные: оценивание своей деятельности на уроке.
|
||||||||||||||||||||
7.Подведение итогов урока. |
Оценивает работу класса и отдельных учащихся. Собираются карточки самооценивания. Выставляются оценки за работу на уроке. |
Отвечают на вопросы Обучающиеся сдают карточки самооценивания. |
. |
Регулятивные: - оценивать правильность выполнения действий. Личностные: - осуществлять самооценку Коммуникативные: - уметь делать выводы, общаться, слушать мнение одноклассников. |
||||||||||||||||||||
8.Домашнее задание |
Дает комментарий к домашней работе. Задание: собратьинформацию о доходах своей семьи и посчитать семейный бюджет. |
Обучающиеся должны собрать информацию, с учетом того, что все расходы людей делятся на обязательные, желательные и неразумные. |
Обучающиеся записывают в дневники домашнее задание и высказывают свое мнение. |
Повторяют алгоритм решения задач на проценты
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.