Технологическая карта урока развития речи в 3 классе на тему: «Подготовка к написанию сочинения «Весенние мотивы».
Оценка 5

Технологическая карта урока развития речи в 3 классе на тему: «Подготовка к написанию сочинения «Весенние мотивы».

Оценка 5
Разработки уроков
pdf
русский язык +1
3 кл
09.10.2024
Технологическая карта урока развития речи в 3 классе на тему: «Подготовка к написанию сочинения «Весенние мотивы».
Технологическая карта позволяет провести интересный урок с использованием технологии "Педагогическая мастерская". Данная технология строится на принципах активного вовлечения учащихся в образовательный процесс, самостоятельного поиска и открытия знаний, коллективного взаимодействия. Ее применение способствует развитию критического мышления, творческих способностей, навыков аргументации и публичного выступления. На уроке учащиеся получают возможность самостоятельно анализировать литературное произведение, выявлять его проблематику, высказывать и обосновывать свое мнение, что способствует глубокому освоению учебного материала.
Технологическая карта урока развития речи в 3 классе (Руданова М.С.).pdf

Методическая разработка 

урока развития речи на тему: «Подготовка к написанию сочинения «Весенние мотивы».

Технология

Педагогическая мастерская

Цель – обеспечить формирование у учащихся образного восприятия и словесного отображения картин пробуждающейся природы, передачи радости весеннего дня посредством использования изобразительно-выразительных языковых средств.

Возраст обучающихся

3 класс 

Задачи

1.                 Продолжить работу по формированию связной и грамотной речи. 

2.                 Закреплять умение составлять рассказ-описание.

3.                 Развивать наблюдательность, память, мышление. 

4.                 Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

5.                 Способствовать развитию у школьников творческой активности.

Планируемые результаты

-     Личностные результаты: проявление любви и бережного отношения к природе, а также развитие творческой активности обучающихся.

-     Метапредметные результаты: совершенствование навыков построения связных и грамотных высказываний, развитие наблюдательности, памяти и мышления.

-     Предметные результаты: формирование умений составлять рассказ-описание с использованием выразительных языковых средств и расширение словарного запаса для передачи образов пробуждающейся природы.

Используемые материалы: Презентация. Мультимедиа проектор, экран, компьютер. Музыкальный альбом  П.И.Чайковского «Времена года». Г. Скребицкий  «Четыре художника». Синквейны.

Содержание воспитательного события

Наименование этапа

Деятельность учителя

Действия учащихся

Этапы технологии «Педагогическая мастерская»

«Индукция»

(Мотивирующая творческая

деятельность)

 

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», учитель читает стихотворение Е. А.

Баратынского:   

Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!

Учитель: Какое настроение, состояние души вызывают эти строки?

Учитель: Почему же именно весна вызывает чувство радости, бодрости?

Учитель: В природе все просыпается, оживает. Учитель:       Кто      это      может             подтвердить стихотворными строками?.

Дети зачитывают наизусть стихи

«Разрыв»

На доске запись:

 

Еще природа не проснулась,

Слушают учителя.

 

 

Но сквозь редеющего сна Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась.  

(Ф.И. Тютчев)

 

Полюбуйся, весна наступает, В ярком золоте день утопает.

(И.С. Никитин)

 

Весна, весна кругом живет и дышит, Весна, весна шумит со всех сторон!

(М.И. Исаковский)

 

Синея, блещут небеса. Еще прозрачные леса, Как будто пухом зеленеют. (А.С. Пушкин)

 

Деконструкция (Индивидуальное

создание гипотезы)

 

Учитель: Какова главная мысль данных  текстов? 

Учитель: Каждому человеку нравится весна по разным причинам: кто-то любит ее за пение птиц, кто-то за первые цветы, кто-то за оттепели. Какая она – весна? 

Примерный ответ: Весна очень разная.

Социализация (Выступление

ученика в группе)

 

Учитель: Запишите свои слова. Прочитайте. Пополните свой список словами других детей, выберите одно, самое понравившееся.

Учитель: Чем покорила, удивила и порадовала вас эта удивительная пора года? Допишите. Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Да весна и сама художник! Георгий Скребицкий в своей сказке  «Четыре художника» рассказал, как весна перекрасила природу по-своему, по-весеннему. 

 

Реконструкция

Учитель: Каждый участник группы выписывает 5-6 ключевых слов из текста, определяет какое состояние весны описано в данном тексте.

 Учитель: А теперь вспомните великого русского композитора Петра Ильича Чайковского! Мы с вами и в первом, и во втором классе слушали цикл произведений «Времена года» из его «Детского альбома».  Учитель: "Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского

Работа по группам с текстом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

На доске запись:

 

"Голубенький чистый

Подснежник: цветок, А подле сквозистый Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом  

И первые грезы

О счастье ином..."

 

 (А.Н.Майков)

 

Учитель: Давайте сейчас послушаем одну из пьес Чайковского  "Подснежник". Апрель 

Учитель включает грамзапись произведения.  

 

Учитель: Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? Напишите. Прочитайте. Дополните.      Подчеркните то, что вам больше всего понравилось.  

Учитель: Подснежники - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней

проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. Учитель: Вспомните свои наблюдения за воздухом, небом, лесом во время экскурсии, а также прослушанные стихотворения и рассказы о весне, просмотренные кинофильмы, диафильмы, прослушанную грамзапись и назовите главные приметы весны.

Учитель: Ласковое теплое солнце, свежий воздух. Веселые солнечные лучи играют с сосульками, искрятся в шумливых ручейках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делятся своими мыслями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тревожно и радостно протягивает навстречу солнышку свои трепетные лепестки первый весенний цветок – подснежник. Вот он выглянул из-под тающего снега и качает головкой на легком, весеннем ветерке. Он такой хрупкий и нежный.

Учитель: Какие еще признаки весны вам хорошо известны?  

Учитель: Ребята, вы уже знаете, что природу можно изобразить не только словами, музыкальными звуками, но и… 

Учитель: Красками. А теперь отправимся в картинную галерею и познакомимся с репродукциями о весне известных художников.   Учитель: Как передают свои чувства, свое видение художники?    

 

 

 

 

 

 

Дети перечисляют признаки весны.

 

 

 

 

Примерный ответ: с помощью цвета, формы предметов, композицией.

«Разрыв»  (кульминация творческого

процесса)

 

Учитель: Работая в группах, подготовьте ответы на вопросы:

-  Когда и какой весну увидел художник?

-  Чем покорила и удивила его весна?

 

Каждая группа выбирает картину и готовит сообщение: И.И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март», А.К. Саврасов «Весна.

Оттепель», «Грачи прилетели».  

 

Учитель: Какой можно сделать вывод? Каждый человек воспринимает весну  поразному, и это зависит и от настроения, и от состояния природы в момент наблюдения, и от времени суток. Кто-то любит весну раннюю, а кто-то позднюю или середину весны.

 

Учитель: Прочитайте свои слова, выберите те слова, которые относятся к выбранной теме, дополните словами других детей из группы. Учитель: Запишите имена существительные, подберите к ним признаки (имена прилагательные). 

Учитель: Добавьте глаголы и составьте предложения. Выберите те предложения, слова, которые вызвали у вас хорошее настроение, натолкнули на написание сочинения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируются группы по темам: «Моя весна», «

Ранняя весна» и т.д. 

 

Афиширование (Представление групповых работ

классу) 

Учитель: Каждая группа читает свой текст.

Учитель: Молодцы у вас получились очень интересные рассказы.    

Выразительное          чтение текста.

«Рефлексия» (самоанализ)

 

Учитель: Наш урок подходит к концу. Я благодарю вас за работу. Мы увидели сегодня справедливость утверждения, с которого начали свой урок: «Весна всегда разная». Думается, что у каждого из вас сложился свой образ весны, свое представление о ней. 

Учитель: Все, что произошло, - результат

Примеры синквейнов:

 

Весна.

Солнечная, радостная.

Озаряет, приходит, стучится.

Весна приходит очень быстро.

Радость.

 

нашего творчества. Сочинение мы напишем на следующем уроке. А сейчас воспользуемся приемом – синквейн  (пятистрочное стихосложение). Ключевым словом будет являться слово “весна”.

 

Весна.

Светлая, приятная.

Радует, расцветает, тает.

Весна создаѐт хорошее настроение. Любовь.

 

 

 

Методическая разработка урока развития речи на тему: «Подготовка к написанию сочинения «Весенние мотивы»

Методическая разработка урока развития речи на тему: «Подготовка к написанию сочинения «Весенние мотивы»

Индукция» (Мотивирующая творческая деятельность)

Индукция» (Мотивирующая творческая деятельность)

Социализация (Выступление ученика в группе)

Социализация (Выступление ученика в группе)

В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей…

В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей…

Учитель: Ласковое теплое солнце, свежий воздух

Учитель: Ласковое теплое солнце, свежий воздух

Тревожно и радостно протягивает навстречу солнышку свои трепетные лепестки первый весенний цветок – подснежник

Тревожно и радостно протягивает навстречу солнышку свои трепетные лепестки первый весенний цветок – подснежник

Рефлексия» (самоанализ)

Рефлексия» (самоанализ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2024