Технологическая карта урока родного языка(русского) во 2 классе по теме "Каша - кормилица наша"

  • docx
  • 09.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока родного языка (русского).docx

Технологическая карта урока родного языка (русского) во 2 «Б» классе.

Тема урока

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Дата урока

18.11.2021

Цели урока

Образовательные:

§  выяснить, что значила каша для наших предков;

§  собрать информацию о «знаменитых» кашах;

§  дать представление о зерновых культурах, которые выращивали на Руси;

§  познакомить со словами, обозначающими предметы традиционного русского быта (название каши).

Развивающие:

§  развивать творческое воображение, мышление, речь;

§  расширять кругозор, обогащать словарный запас обучающихся;

Воспитательные:

§  воспитывать интерес и уважение к культуре, быту русского народа, к народным традициям;

§  воспитывать познавательный интерес к прошлому русского народа.

Формы и методы обучения

Формы – фронтальная, парная, индивидуальная; методы – словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Основные термины и понятия

Каша, крупа, злаки, «гурьевская», «суворовская».

Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться)

Обучающиеся научатся определять, из какой зерновой культуры изготавливают каши; выдвигать гипотезы и обосновывать их;

Обучающиеся получат возможность учиться определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование

Разноцветные карточки с названиями круп и каш, задачи урока на листах А4, доска-мольберт для оформления выставки страничек будущей книги, тарелочки с крупой разного вида, учебник, доска.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап

- Прозвенел звонок, начинается урок!

Ребята, к нам на урок родного языка пришли гости. Поверни-тесь, поздоровайтесь с ними.

- Проверьте, всё ли  у вас готово к уроку.

Здороваются, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на рабочий лад.

Личностные – мобили-зация внимания; самоорганизация.

Минутка чистописания. Словарная работа.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

- Для того, чтобы наши пальчики хорошо потрудились на уроке и красиво писали, начнём урок по традиции с минутки чистописания. Предлагаю вам прописать вот такой красивый элемент:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

- Какое слово получится, если собрать его из этих элементов?

- В русском языке есть старая поговорка: « Каша – кормилица наша». Как вы понимаете её смысл?

- Давайте запишем её на следующей строчке.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Выполняют.

 

 

 

 

 

Выполняют работу по образцу.

 

Каша.

Пробуют объяснить смысл поговорки.

Записывают.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивныеработая по плану, сверять свои действия с образцом и,

при необходимости,

исправлять ошибки.

Коммуникативные:

доносить свою позицию

до других; оформлять

свои мысли в устной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация  знаний

2). – На прошлом уроке мы говорили о супах, которые люди кушали в старину. Кто помнит, как раньше назывались супы?

- Дома вы постарались и подготовили странички для нашей будущей книги рецептов. На переменке можно будет подробно с ней познакомиться.

- Каким блюдом являются супы? А каши?

- Все ли каши готовят из одинаковой крупы?

- Посмотрите, у меня на доске названия круп и каш, которые из них готовят. Давайте попробуем сопоставить их друг с другом.

Манка              манная              пшено              пшённая

Рис                   рисовая             перловка         перловая

Овсянка           овсяная             гурьевская      гречка

Суворовская      гречневая

- У нас остались две таблички с названиями каш. Кто-нибудь знает, что это за каши?

- А может кто-то уже догадался о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

-Чему будем учиться на уроке?

Похлёбка.

 

 

      

Отвечают на вопросы.

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

Совместно с учителем формируют тему урока и определяют задачи.

Познавательные-

добывать новые знания,

извлекать информацию,

представленную враз-ных формах;

Регулятивные- ориентироваться в сво-ей системе знаний и осознавать необходи-мость нового знания.

Изучение нового материала

 – Ребята, а можно сказать, что наша каша растёт в поле?

- Давайте обратимся к учебнику на стр. 28 и выполним упр. 3.

- Прочитайте первое предложение. Из какого зерна готовят пшённую кашу? Найдите на картинке растение просо.

- А вот так выглядит крупа, зёрнышки, которые прячутся в колосках просо. Это пшено. Поэтому и каша называется пшённая. Давайте запишем пару, которая получается: пшено – пшённая.

Аналогично разбираются и записываются остальные предло-жения. Учитель показывает крупы.

Открывают учебник, читают задание.

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учите-лем плану;

Физминутка

- Давайте немножечко передохнём.

 

 

Продолжение работы по теме урока.

1). - Садимся на места и продолжаем работу.

- А вы знаете, что 200-300 лет назад в России в доме каждого богатого человека был свой повар? Профессионалы своего дела очень ценились, потому что во время балов и приёмов торжественные обеды или ужины были одной из важнейших составляющих. Представьте себе 1822 год (200 лет назад)… отставной майор Оренбургского драгунского полка Георгий Владимирович Юрисовский  даёт торжественный обед в честь победы русского войска над французской армией  Напо-леона I. На обед приглашён министр финансов России граф Дмитрий Александрович Гурьев. На десерт подают блюдо, от которого граф приходит в неописуемый восторг,  интересуется у хозяина дома, откуда он взял такого чудесного повара и …. Представьте себе, поваром оказался обычный крестьянин, а блюдо это было приготовлено из манной крупы на сливках, с добавлением фруктов, цукатов, ягодного сиропа и орешков. Гурьев выкупил повара и привёз его в Петербург, где его десерт быстро обрёл популярность среди людей высшего общества, а блюдо стало называться Гурьевской кашей.

- Кто запомнил, из какой крупы готовили гурьевскую кашу?

-Давайте запишем в тетради.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

2). – А слышал кто-нибудь из вас о великом русском полководце А. В. Суворове?

-Как вы думаете имеет ли его имя какое-то отношение к названию суворовской каши?

- Давайте узнаем об этом, прочитав небольшой текст на стр. 31 учебника.

-Давайте запишем в тетради из каких круп готовили суворовс-кую кашу.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

-Как вы думаете, почему на войне солдат кормили кашей?

- Правильно, не зря в народе говорится «Каша – кормилица наша».

Слушают рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают запись в тетради.

Образец на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают рассказ.

 

Делают запись в тетрадях.

Образец на слайде.

·         Познавательные УУД - фиксировать инфор-мацию разными спосо-бами; понимать инфор-мацию, представлен-ную в разных формах: изобразительной, схе-матичной, модельной;

читать и слушать, из-влекая нужную инфор-мацию, соотносить её с уже имеющимися зна-ниями, опытом.

Физминутка

Массаж для пальчиков, зарядка для глаз.

 

·          

Продолжение работы по теме урока

-Я приготовила для вас кроссворд. Поработайте в паре и по-пробуйте найти виды каш, о которых речь шла сегодня на уроке.

Проверка по слайду  и самооценка.

Г

У

Р

Ь

Е

В

С

п

 

А

М

о

П

Л

О

К

А

 

Н

А

Я

Ш

Р

В

л

Я

 

Н

В

О

Ё

Е

А

б

е

 

А

И

С

Н

П

Я

н

н

 

Я

Р

Я

Н

В

С

К

А

 

Я

Н

А

А

О

Р

О

Я

 

С

В

О

Я

С

У

В

а

я

Работают в паре, выполняют задание.

·         Регулятивные УУД - умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;

·         Коммуникативные УУД - умение догова-риваться с людьми: вы-полняя различные роли в группе, сотрудничать;

Итоги урока

-А давайте попробуем прочитать слово из оставшихся букв?

-Кто-то знаком с такой кашей?

-Из чего готовили полбенную кашу мы узнаем на следующем уроке, а пока давай те подведём итоги сегодняшнего урока.

- Какие задачи мы ставили перед собой?

- Мы их выполнили?

Полбенная

 

 

Отвечают на вопросы, подводят итоги своей работы.

Познавательные УУД – умение делать выводы;

 

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

Оценивают .

Регулятивные УУД –

адекватно оценивать свои достижения.

Домашнее задание

Подготовить страничку для будущей кулинарной книги «Любимая каша семьи…»

Записывают д/з.