Технологическая карта урока родного языка (русского) во 2 «Б» классе.
Тема урока |
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата урока |
18.11.2021 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
Образовательные: § выяснить, что значила каша для наших предков; § собрать информацию о «знаменитых» кашах; § дать представление о зерновых культурах, которые выращивали на Руси; § познакомить со словами, обозначающими предметы традиционного русского быта (название каши). Развивающие: § развивать творческое воображение, мышление, речь; § расширять кругозор, обогащать словарный запас обучающихся; Воспитательные: § воспитывать интерес и уважение к культуре, быту русского народа, к народным традициям; § воспитывать познавательный интерес к прошлому русского народа. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы и методы обучения |
Формы – фронтальная, парная, индивидуальная; методы – словесный, наглядный, проблемно-поисковый. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные термины и понятия |
Каша, крупа, злаки, «гурьевская», «суворовская». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
Обучающиеся научатся определять, из какой зерновой культуры изготавливают каши; выдвигать гипотезы и обосновывать их; Обучающиеся получат возможность учиться определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование |
Разноцветные карточки с названиями круп и каш, задачи урока на листах А4, доска-мольберт для оформления выставки страничек будущей книги, тарелочки с крупой разного вида, учебник, доска. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап |
- Прозвенел звонок, начинается урок! Ребята, к нам на урок родного языка пришли гости. Поверни-тесь, поздоровайтесь с ними. - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. |
Здороваются, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на рабочий лад. |
Личностные – мобили-зация внимания; самоорганизация. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания. Словарная работа. |
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. - Для того, чтобы наши пальчики хорошо потрудились на уроке и красиво писали, начнём урок по традиции с минутки чистописания. Предлагаю вам прописать вот такой красивый элемент: ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ - Какое слово получится, если собрать его из этих элементов? - В русском языке есть старая поговорка: « Каша – кормилица наша». Как вы понимаете её смысл? - Давайте запишем её на следующей строчке. ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ |
Выполняют.
Выполняют работу по образцу.
Каша. Пробуют объяснить смысл поговорки. Записывают.
|
Регулятивные – работая по плану, сверять свои действия с образцом и, при необходимости, исправлять ошибки. Коммуникативные: доносить свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной речи
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
2). – На прошлом уроке мы говорили о супах, которые люди кушали в старину. Кто помнит, как раньше назывались супы? - Дома вы постарались и подготовили странички для нашей будущей книги рецептов. На переменке можно будет подробно с ней познакомиться. - Каким блюдом являются супы? А каши? - Все ли каши готовят из одинаковой крупы? - Посмотрите, у меня на доске названия круп и каш, которые из них готовят. Давайте попробуем сопоставить их друг с другом. Манка манная пшено пшённая Рис рисовая перловка перловая Овсянка овсяная гурьевская гречка Суворовская гречневая - У нас остались две таблички с названиями каш. Кто-нибудь знает, что это за каши? - А может кто-то уже догадался о чём пойдёт речь сегодня на уроке? -Чему будем учиться на уроке? |
Похлёбка.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание.
Совместно с учителем формируют тему урока и определяют задачи. |
Познавательные- добывать новые знания, извлекать информацию, представленную враз-ных формах; Регулятивные- ориентироваться в сво-ей системе знаний и осознавать необходи-мость нового знания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала |
– Ребята, а можно сказать, что наша каша растёт в поле? - Давайте обратимся к учебнику на стр. 28 и выполним упр. 3. - Прочитайте первое предложение. Из какого зерна готовят пшённую кашу? Найдите на картинке растение просо. - А вот так выглядит крупа, зёрнышки, которые прячутся в колосках просо. Это пшено. Поэтому и каша называется пшённая. Давайте запишем пару, которая получается: пшено – пшённая. Аналогично разбираются и записываются остальные предло-жения. Учитель показывает крупы. |
Открывают учебник, читают задание.
Выполняют задание. |
Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учите-лем плану; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
- Давайте немножечко передохнём. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение работы по теме урока. |
1). - Садимся на места и продолжаем работу. - А вы знаете, что 200-300 лет назад в России в доме каждого богатого человека был свой повар? Профессионалы своего дела очень ценились, потому что во время балов и приёмов торжественные обеды или ужины были одной из важнейших составляющих. Представьте себе 1822 год (200 лет назад)… отставной майор Оренбургского драгунского полка Георгий Владимирович Юрисовский даёт торжественный обед в честь победы русского войска над французской армией Напо-леона I. На обед приглашён министр финансов России граф Дмитрий Александрович Гурьев. На десерт подают блюдо, от которого граф приходит в неописуемый восторг, интересуется у хозяина дома, откуда он взял такого чудесного повара и …. Представьте себе, поваром оказался обычный крестьянин, а блюдо это было приготовлено из манной крупы на сливках, с добавлением фруктов, цукатов, ягодного сиропа и орешков. Гурьев выкупил повара и привёз его в Петербург, где его десерт быстро обрёл популярность среди людей высшего общества, а блюдо стало называться Гурьевской кашей. - Кто запомнил, из какой крупы готовили гурьевскую кашу? -Давайте запишем в тетради. ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ 2). – А слышал кто-нибудь из вас о великом русском полководце А. В. Суворове? -Как вы думаете имеет ли его имя какое-то отношение к названию суворовской каши? - Давайте узнаем об этом, прочитав небольшой текст на стр. 31 учебника. -Давайте запишем в тетради из каких круп готовили суворовс-кую кашу. ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ -Как вы думаете, почему на войне солдат кормили кашей? - Правильно, не зря в народе говорится «Каша – кормилица наша». |
Слушают рассказ.
Делают запись в тетради. Образец на слайде.
Читают рассказ.
Делают запись в тетрадях. Образец на слайде. |
· Познавательные УУД - фиксировать инфор-мацию разными спосо-бами; понимать инфор-мацию, представлен-ную в разных формах: изобразительной, схе-матичной, модельной; читать и слушать, из-влекая нужную инфор-мацию, соотносить её с уже имеющимися зна-ниями, опытом. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Массаж для пальчиков, зарядка для глаз. |
|
· |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение работы по теме урока |
-Я приготовила для вас кроссворд. Поработайте в паре и по-пробуйте найти виды каш, о которых речь шла сегодня на уроке. Проверка по слайду и самооценка.
|
Работают в паре, выполняют задание. |
· Регулятивные УУД - умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки; · Коммуникативные УУД - умение догова-риваться с людьми: вы-полняя различные роли в группе, сотрудничать; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоги урока |
-А давайте попробуем прочитать слово из оставшихся букв? -Кто-то знаком с такой кашей? -Из чего готовили полбенную кашу мы узнаем на следующем уроке, а пока давай те подведём итоги сегодняшнего урока. - Какие задачи мы ставили перед собой? - Мы их выполнили? |
Полбенная
Отвечают на вопросы, подводят итоги своей работы. |
Познавательные УУД – умение делать выводы;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
- Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов. |
Оценивают . |
Регулятивные УУД – адекватно оценивать свои достижения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Подготовить страничку для будущей кулинарной книги «Любимая каша семьи…» |
Записывают д/з. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.